Голубая ленточка и просверленные мозги: макаренковская коммуна в цифрах
7 января 1932 года в коммуне имени Дзержинского торжественно открыли завод по производству электрических сверл. Сам товарищ Петровский, всеукраинский староста, «со словами «завод пущен» в напряженной тишине перерезал голубую ленточку». Описывая эту событие, «Харьковский пролетарий» едва не захлебывался от восторга …
И имел для этого серьезные основания:
«Сверла до сих пор ввозили из-за границы, стоимостью 819 руб. каждое. Сверла же изделия коммунаров стоить 280 руб. каждое».
Пуск завода обещал не только экономию средств, но и уменьшение зависимости от проклятых буржуев. О чем с невероятной искренностью ляпнул при открытии старый большевик Шугунов: «Пусть ваши сверла просверлят мозги капиталистическим хищникам».
«Харьковский пролетарий» об открытии электро-инструментального завода. Газета солгала: юбилей был не 7-го января, а еще 29 декабря. Затянули с пуском, поэтому перенесли «день рождения»
Пожелание сбылось. Но с существенным отклонением: много лет сверлили мозги советским гражданам. Рассказами о чуде, что произошло на окраине Харькова: несовершеннолетние правонарушители, управляемые гениальным педагогом, от выпуска электрических сверл быстро перешли к высокотехнологичному производству - стали изготавливать фотоаппараты.
Очищенная от упоминаний о мудром руководстве партии и родительской опеке «органов», эта история дожила и до наших дней. На серьезном информационном сайте нашлось следующее:
«В 1927 году в поселке Новый Харьков была создана новая коммуна имени Дзержинского. Коммуну Макаренко превратил в высокорентабельное предприятие. Воспитанники наладили производство фотоаппаратов ФЭД».
Но счастье продолжалось недолго:
«В 1935 году Макаренко перевели в центральный аппарат украинского НКВД ... Но по одной из версий, ведомство с помощью отставки Макаренко «рейдернуло» прибыльное предприятие».
Но как можно было «рейдернуть» свое? Коммуна принадлежала ГПУ УССР с самого начала. Она была создана по инициативе чекистов, на их деньги и под их руководством. Более того: согласно выводам Дзержинского райкома партии, «в работу коммуны механически были перенесены методы работы аппарата ГПУ».
Эти выводы партийцы сделали летом 1934-го, после основательной проверки как учебно-воспитательной, так и производственной деятельности коммуны. Ее результаты, изложенные на девяносто пяти страницах машинописи, перечеркивают накрест миф о выдающемся организаторе прибыльного предприятия.
Коммунары с воспитателями. Рядом с Макаренко стоит Иван Судаков (в шинели) - начальник коммуны в июне 1932 - октябре 1933 года, бывший комендант ГПУ УССР, профессиональный исполнитель смертных приговоров
Когда появились первые «ФЭДы», коммуну возглавлял Исаак Тепер, человек с такой яркой биографией, что лучше оставить ее для отдельной книги.
Непосредственно фотозаводом, входившим в состав коммуны, руководил некий товарищ Гросицкий. А Макаренко к производству фотоаппаратов имел лишь косвенное отношение - поставлял туда рабочую силу. И совсем не лучшего качества: «коммунары получают только массовую квалификацию - знание лишь одной операции».
Первые «ФЭДы» изготавливали на самом деле преимущественно взрослые дяди и тети. И партачили они так, что гай шумел:
«Брак по отдельным деталям доходил до 20-35%, а по оптике - 35-60%».
Из-за этого нарисовалась весьма интересная хронологическая дыра: фотозавод пустили в ноябре 1933-го, а первые товарные аппараты получили лишь в мае 1934-го.
Бракоделы-производственники оправдывались тем, что страдали из-за бракоделов-строителей. Ведь ценное импортное оборудование стояло под вполне себе русской крышей. Поэтому даже мелкий дождик мог остановить производство.
Кроме того, имело место «отклонение стен в верхней части по отношению к подошве» и «провисание железо-бетонных перекрытий». И, вместо изюминки на пирожном «Построенный по технически неграмотному проекту запасной резервуар для воды после наполнения водой разорвался».
Так же могут разорваться и мозги, когда кто-нибудь захочет выявить, действительно ли было прибыльным производство фотоаппаратов. Потому что для этого надо знать себестоимость единицы продукции. А с ней проблемы:
«Отметить безответственное отношение руководства коммуны к вопросу об исчислении себестоимости продукции - полное отсутствие сведений по себестоимости фотоаппарата!»
С себестоимостью продукции электро-инструментального завода дела складывались иначе: там было даже несколько цифр - плановая и реальная. Электро-сверлильная машинка ФД-3 должна была обходиться в 177,10 рублей, а обходилась в 225,93 рубля.
Коммунары рядом со своей продукцией - сверлильными машинками ФД-1. Источник: forbes.net.ua
Но и последнюю цифру начальник планового отдела категорически отказался заверить своей подписью. Потому что искренне считал, что себестоимость ФД-3 еще выше! Но насколько, точно не знал. Надо быть экономическим гением, чтобы при таких условиях уверенно говорить о прибыльности предприятия!
И в июле 1934 года о ней никто и не говорил. В набитом до отказа цифрами райкомовских отчете этот показатель отсутствует вообще. Зато партийцы предпочитали говорить о дикой, даже по советским меркам, штурмовщине.
Вот какими интересными темпами выполнялся июльский план по выпуску сверлильных машинок: первая пятидневка - 0 штук, вторая - 7, третья - 83, четвертая - 192, пятая - 583 штуки!
Так же «тряслось» в июле 1934 года и производство фотоаппаратов: первая пятидневка - 10 штук, вторая - 7, третья - 47, четвертая - 105, пятая - 231 штука.
Выполнение месячного плана, согласно выводам комиссии, достигалось, в конце концов, за счет «применения большого количества сверхурочных работ». И по ночам работали, и по выходным. Что повышало себестоимость продукции и снижало ее качество.
Такие фотоаппараты выпускала коммуна
Представить, что при таких условиях главной рабочей силой коммуны были несовершеннолетние воспитанники Макаренко, просто невозможно. В заведении, которое изначально задумывалось как образцовое, за соблюдением трудового законодательства следили пристально: 3,5 часа в день!
Вне всякого сомнения, производство тянули на себе взрослые. Потому что юные коммунары по состоянию на июль 1934 года составляли лишь четверть населения коммуны - 372 мужчины из 1462-х.
Иначе и быть не могло: в это время трудовая коммуна ГПУ УССР им. Дзержинского уже официально именовалась «производственно-воспитательным комбинатом». Порядок слов важен! Потому что кроме школы-семилетки и рабфака, она включала в себя электро-инструментальный завод, фотозавод, строительство, подсобные производства (инструментальный цех, деревообрабатывающий цех, гараж и т. д.).
И если бы всем этим огромным хозяйством действительно руководил Макаренко, его можно было бы назвать «суперменом в очках», как это сделал один харьковский автор. Но, судя по выводам высокой комиссии, Антон Семенович и с учебно-воспитательной работой не слишком хорошо справлялся.
Этими подписями заканчивался рапорт о выполнении коммуной промфинплана 1932 года. Кто-то видит здесь Макаренко? Зато первые четыре фамилии очень хорошо известны историкам «органов»
Цитируем: «комиссия отмечает неудовлетворительное педагогическое руководство учащимися» - 8,5% второгодников по итогам 1933-1934-го учебного года. Но с другой стороны, проверка отметила существенный прогресс: в предыдущем «отчетном периоде» таких было аж 25%. Если перевести на язык производственников, четвертая часть продукции - брак!
Наверное, самой интересной цифрой «педагогической» части отчета является вот эта: 40 воспитанников из 372-х, то есть 10,75%, никогда не были бездомными или правонарушителями: в коммуну их сдала родня. Причем сделала это, «минуя обычный порядок приема через совет коммунаров, а только по запискам начальника Коммуны». То есть «по блату».
Строгая дисциплина и работа на производстве в глазах родителей были мелочью по сравнению с тем, что детей в коммуне одевали и кормили. Ведь именно во времена, когда Макаренко проводил на чекистские деньги свои педагогические эксперименты, массово вымирало украинское село и совсем не наслаждался город. Зато некоторые из сотрудников коммуны мог себе позволить содержание домработницы.
И если задуматься об источнике средств, на которые основали этот «производственно-воспитательный комбинат», появится тот же вопрос, что и в случае со всеми другими советскими достижениями: какой ценой?
—
Эдуард Зуб, историк; опубликовано в издании Медіапорт
Перевод: Аргумент
В тему:
- Большевики и начинали как грабители
- Скандал в России: на памятнике Калашникову высекли чертеж немецкого автомата, скопированного оружейником
- История легендарного танка Т-34 — технологический провал и роль США в помощи СССР
- Наркомат боеприпасов СССР: 40-80% бракованной продукции перед началом Второй мировой
- За что исключали из ВКП(б). Зигзаги судьбы бойца РККА в трех документах
- Наука на грани смерти. Какие открытия делали математики, инженеры и биологи СССР в ГУЛАГе
- Дневник «особиста» Шабалина: Знает ли Москва положение на фронте?
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Новини
- 13:14
- "Належить олігарху": ЄБРР вирішив не фінансувати ДТЕК. А Зеленський брехав, що олігархів в Україні немає
- 12:16
- Це також "план внутрішньої стійкості" Зеленського: СБУшники купили два люксові мінівени майже по 3 мільйона
- 11:00
- Бутусов розповів, як влада залишила ЗСУ без мінометних мін: це афера на 25 мільярдів гривень (ВІДЕО)
- 10:32
- У Харкові затримано клірика упц мп - агента спецслужб рф (ФОТО)
- 09:02
- Росіяни на човнах форсували Оскіл і висадили десант південніше Новомлинська
- 08:43
- У Калузі дрони вразили НПЗ і завод "Тайфун", атакований Курськ
- 08:07
- Ворог окупував Катеринівку та Юріївку під Кураховим
- 20:00
- У понеділок опади лише на заході України
- 18:03
- Бутусов розповів, як Єрмак у "війні за гроші" шкодить ЗСУ
- 14:10
- росія в обхід санкцій вивозить через Вірменію золото на мільярди доларів
Важливо
ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ
Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.