Кто и как поддерживает УПЦ (МП)?

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Мысль о том, что раскол украинского православия может быть уврачеван не покаянием «бунтовщиков» перед Москвой, а дарованием автокефалии от Константинополя, оказалась нестерпимо болезненной для УПЦ (МП). Настолько нестерпимой, что для самозащиты были привлечены самые экстравагантные аргументы.

Если раньше, по словам спикеров УПЦ (МП), они не признавали «раскольников» потому, что их не признавали прочие Поместные Церкви, то теперь УПЦ сама прилагает все усилия, чтоб никто эту автокефалию не признал. Смысл этой блокады понятен: оставить за собой «контрольный пакет» при принятии ключевых решений. Надежда на «пшик» с каждым днем тает, на горизонте появляется перспектива «больших проблем» (как утверждает замглавы ОВЦС УПЦ (МП) прот. Николай Данилевич). И поскольку адекватных аргументов, почему Украина – это зона ответственности РПЦ, уже не осталось, в ход идут фейки, компиляции и прочие атрибуты «нечестной игры».

Так, на днях из непонятных источников возник текст с длинным названием «Заявления глав и иерархов 11 канонических поместных Церквей (а всего их 15) в поддержку Русской Церкви по вопросу автокефалии украинских раскольников» и пошел вирусным способом распространяться по сети. Если верить гуглу, изначально текст появился на некоем англоязычном сайте, откуда был перепощен в переводе откровенно сепаратистской помойкой News Front. А тот факт, что его оперативно скопировали российские политтехнологи типа Олега Матвейчева, свидетельство их непосредственной причастности к его составлению.

В тему: Томос про автокефалію Української церкви вже написаний, автор - один з кращих каноністів

Беглый взгляд на текст убеждает: таки да, есть некий всеправославный консенсус, что Украина – это территория РПЦ, и кто хочет это оспорить – полнейший негодяй и еретик. Но старая привычка проверять каждое высказывание с учетом обстоятельств и времени его появления вынуждает немного поднапрячься. Тем более, что подкреплять утверждения гиперссылками составитель этого лонгрида не стал, и пришлось их искать самостоятельно.

Первый, к кому апеллируют наши политтехнологи – Патриарх Иерусалимский Феофил ІІІ. «Единство Церкви Христовой — это дар Святого Духа. Мы призваны защищать и сохранять его. Разрушение этого единства — серьезное преступление». «Мы самым категорическим образом осуждаем действия, направленные против приходов канонической Православной Церкви на Украине. Не зря святые отцы Церкви напоминают нам, что разрушение единства Церкви есть смертный грех».

Это фрагмент проповеди Патриарха от 05.06.2017 г. в Иерусалиме на торжественном приеме после Божественной литургии в Троицком соборе Русской духовной миссии, приведенный на официальном сайте РПЦ. Редкий случай, но оригинал этого выступления есть и на официальном сайте Иерусалимской Патриархии. Но контекст там таков, что неудивительно, почему в РПЦ предпочли опубликовать только фрагмент речи.

Ибо вначале Патриарх Иерусалимский, говоря о Пятидесятнице как празднике единства Церкви, заявляет буквально следующее: «This same unity continues to be made manifest among us, most recently in the Holy and Great Council of the Church in Crete. It was in consonance with the meaning of Pentecost that the Holy and Great Council was opened after the pine Liturgy on the Feast of Pentecost last year, further embodying the true nature of the Church». Вкратце: и это фундаментальное единство было совсем недавно продемонстрировано через Всеправославный собор на Крите. И далее совет беречь церковное единство. Вот же неувязочка: РПЦ-то на Крит не поехала.

И УПЦ вместе с ней. Далее Феофил осуждает тех, кто разрушает это единство, и поэтому (!!!) он осуждает тех, кто выступает против приходов канонической Православной Церкви Украины. Хитрый ход, однако. Мясо съела дочка, а наказали кошку. Так кто ж у нас нарушает единство Церкви – те, кто не поехал на Крит, или те, кто «выступает против приходов» (о чем конкретно речь и как выступление против приходов нарушает единство Церкви – не объяснено).

Переходим к высказываниям архиепископа Севастийского Феодосия (Иерусалимский Патриархат): «Православные Церкви мира, включая Иерусалим, признают каноничной только Русскую Православную Церковь Украины, во главе с митрополитом Онуфрием; он член Священного Синода РПЦ. Мы поддерживаем все усилия положить конец расколу в украинской Церкви. Православная Церковь — это место любви, мира и единства, а не схизмы и ненависти».

Если верить РИА новости, это было сказано 28.08.2018 г. В оригинале фраза звучит так: «Православные Церкви мира, в том числе Иерусалимская, признают власть только РПЦ на Украине, ее представляет митрополит Онуфрий, он член святейшего синода РПЦ». Хотел как лучше – получилось как всегда. Итак, митрополит Онуфрий – это таки не глава совершенно независимой в управлении Церкви, а только представитель РПЦ.

Что и требовалось доказать (еще один аргумент в пользу перерегистрации УПЦ (МП) в качестве РПЦ в Украине). Источник второй фразы (в принципе, нейтральной) – те же РИА новости: «Раскол на Украине — это большое несчастье, я надеюсь что патриарх Константинопольский совместно с главами других Православных Церквей будет координировать усилия с Русской Церковью, дабы прекратить эту нездоровую, неприемлемую и ничем не оправданную ситуацию».

Дальше вступает Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II: «Давайте помолимся ко Господу, который все делает для нашего блага, который наставит нас на путь разрешения этих проблем. Если раскольник Денисенко хочет вернуться в лоно Церкви, он должен вернуться туда, откуда ушел. Господь милостив ко всем кто покаялся, Церковь прощает и принимает в свои материнские объятия всех покаянных». Источник этой фразы – митрополит Запорожский и всея «Новороссии» Лука (Коваленко), который 29.06.2018 г., будучи в Греции, «имел сыновнее общение» с Александрийским Патриархом «на запричастном стихе».

Там Коваленко настращал своего собеседника рассказами «о кровопролитии, которое происходит на Донбассе», после чего якобы Патриарх и пришел в такое негодование. Вообще, митрополит Лука не впервые совершает такие маневры, ездя по Поместным Церквам и выбивая из разных епископов уверения в безоговорочной поддержке «канонической Церкви в Украине». Можно только представить, какую киселевщину он там заливает людям в головы. Дальше дело техники – словить эмоцию и передать ее какому-нибудь «Интерфаксу».

Но в данном конкретному случае нам остается верить на слово митрополиту Луке – ведь других источников, подтверждающих этот разговор и точность его содержания, нет. Но здесь подозрительно другое: такое впечатление, что Александрийский Патриарх не знает, что в ноябре 2017 года глава УПЦ КП Патриарх Филарет уже писал письмо к Архиерейскому собору РПЦ, и РПЦ даже была готова создать комиссию для диалога. Кто устроил демарш? Правильно, УПЦ (МП). Так что все эти призывы «покаяться и вернуться в лоно» — уже мимо кассы.

Далее упоминается Патриарх Антиохийский и всея Востока Иоанн X: «Антиохийская Патриархия выступает совместно с Русской Церковью и высказывается против церковного раскола на Украине». Первоисточник этого высказывания – депутат Госдумы Дмитрий Саблин, который пересказал его «Интерфаксу» как результат встречи с Патриархом в Дамаске 07.06.2018 г. Ну, вы поняли: что конкретно сказал Патриарх, мы уже никогда не узнаем. А верить депутату Госдумы – все равно, что надеяться выиграть в наперстки. Отметим лишь, что быть против раскола в Украине и одновременно вместе с РПЦ – это нонсенс, конечно. Потому что именно РПЦ и есть причина раскола.

Пятым пунктом следует ссылка на Патриарха Грузинского Илию: «Его Святейшество Патриарх Кирилл расходится во мнении с Вселенским Патриархатом касательно Украины, так как он поддерживает только законную Церковь во главе с митрополитом Онуфрием». Ну, и? Да, Патриарх Кирилл расходится во мнении с Патриархом Варфоломеем. Констатация факта, не более. Можете даже не спрашивать: оригинал фразы не гуглится. Специально на память оставляю скрин со страницы Матвейчева:

180913_matvyechev.jpg

В английском же первоисточнике о Кирилле не говорится. Но если мы легким движением руки заменим «Кирилл» на «Илия», то нас ждет сюрприз. Как вещает «Правлайф», «по данным агентства «Ромфея», которые приводит Информационно-просветительский отдел УПЦ, Патриарх Илия ІІ в ходе заседания «выразил глубокое недовольство украинским вопросом». «Его Блаженство не согласен с инициативами Вселенского Патриархата по Украине и признает законной исключительно Церковь под руководством Блаженнейшего Митрополита Онуфрия», – цитирует агентство «Ромфея» слова одного из своих источников». Вот она, эта цитата. Оказывается, не Патриарх Кирилл там был несогласен, а Патриарх Грузинский Илия. Кирилл появился при переводе. Перебдели или поторопились.

По сообщению промосковского агентства «Ромфея». А что, представители «Ромфеи» были на заседании Синода ГПЦ? Этот момент проясняет Информационно-просветительский отдел УПЦ, на который ссылается «Правлайф». На его сайте новость подана таким образом: «Як зазначає грецьке джерело, Патріарх Ілія II висловив глибоке невдоволення українським питанням. «Його Блаженство не згоден з ініціативами Вселенського Патріархату щодо України і визнає законною виключно Церкву під проводом Блаженнішого Митрополита Онуфрія», — передав думку Грузинського Патріарха член Синоду ГПЦ в інтерв’ю агентству «Ромфея».

Что ж, обращаемся к оригиналу новости на «Ромфее». Действительно, там есть такие слова, однако об интервью нет и речи. Кто следил за ходом событий, прекрасно помнит этот момент: «Ромфея» заявила, что было интервью некоего члена Синода ГПЦ, который не пожелал себя назвать. Да само интервью с этим анонимным митрополитом опубликовано почему-то не было. После недоумений из текста ссылку на интервью греки убрали (она осталась только на сайте Информационно-просветительского отдела УПЦ, забыли подчистить). В общем, послевкусие странное, как ни крути: то ли Патриарх Кирилл недоволен, то ли Патриарх Илия, то ли было интервью, то ли его не было.  То ли был митрополит, то ли…

Высказывания Патриарха Сербского Иринея (по факту грубые и недипломатичные) взяты из его 15-страничного письма, направленного в адрес Патриарха Варфоломея и опубликованного вышеупомянутым сайтом «Ромфея». По большому счету, в личной позиции Патриарха Иринея никто не сомневается, и его можно понять: после Украины следующим кандидатом на автокефалию является Македония.

И тот же упрямый азарт: вернуть Македонию в лоно Сербской Православной Церкви уже невозможно, так пусть будут прокляты навеки раскольники. Однако кто давал ему право распоряжаться Украиной как вотчиной РПЦ? Вот представьте, что, к примеру, Антиохийский Патриарх заявит, что Тимишоара – это каноническая территория Румынской Православной Церкви, и других юрисдикций он там не признает? Как бы на это отреагировали в Сербии? Поэтому осторожнее надо быть в своих высказываниях.

Ну, и где сербский Патриарх, там и его Собор: «Собравшиеся здесь выражают полную солидарность и сострадательную братскую любовь со своей сестрой-мученицей украинской Церковью, которая подвергается жесточайшим гонениям со стороны киевского режима» (из Публичного Заявления Священного Архиерейского собора на заседании, состоявшемся с 29 апреля по 10 мая 2018 года). Вначале Собор описывает все свои территориальные конфликты с другими Поместными Церквами: активизировались албанские экстремисты и румынские пропагандисты, мутят болгары, черногорцы, косовары – и именно поэтому (sic!) Сербская Церковь солидаризируется с УПЦ (МП). Что ж, понять можно: пишут из своей боли.

Пока это разбор только половины текста. Из которого уже можно сделать вывод: все это – свидетельство серьезного кризиса во Вселенском православии, к решению которого все время боятся подступиться. Консервация проблем – не способ их уврачевания. А однобокость информации – вообще, катастрофа. Понятно, что традиционно Украину в мире видят глазами российских пропагандистских СМИ, большей частью «Интерфакса» и РИА Новости. Но в XXI веке, с его информационным разнообразием, для церковных иерархов стыдно даже не хотеть попробовать увидеть ситуацию с другой стороны и тогда уже решить, кто морально правее.

Наше исследование пересекло экватор, но мы доведем его до конца.

Традиционные союзники УПЦ (МП) – поляки. Документ приводит цитату, приписываемую Священному Синоду Польской Православной Церкви: «Мы, как Польская Православная Церковь, высказываем четкую позицию, а именно, что церковная жизнь канонической Церкви должна быть основана на догматах и святых канонах Православия. Нарушение этих принципов ведет к хаосу в церковной жизни». «На Украине существуют определенные группы раскольников, которые сперва должны покаяться и вернуться в лоно Канонической Церкви. Только после этого станет возможным обсуждение автокефалии». «Мы не можем руководствоваться политической конъюнктурой в вопросах догм и канонов».

Напомню детективную историю, связанную с этим текстом. Вначале на сайте Польской Православной Церкви появляется объявление, подписанное секретарем канцелярии Собора, о том, что 9 мая 2018 года проходил Собор епископов этой Церкви. В нем сухо и нейтрально сказано: «Ustosunkowano się do pisma Jego Eminencji, Metropolity Kijowskiego i całej Ukrainy Onufrego informującego o aktualnej sytuacji cerkiewnej w Ukrainie, wyrażając jednoznaczne stanowisko Polskiego Autokefalicznego Kościoła Prawosławnego, iż życie cerkiewno – kanoniczne Cerkwi powinno odbywać się na zasadach opartych na nauce dogmatyczno – kanonicznej Cerkwi prawosławnej. Naruszenie tej zasady wnosi chaos w życie Cerkwi» («У відповіді на лист Його Високопреосвященства, митрополита Київського і всієї України Онуфрія, який інформує про поточний стан Православної Церкви в Україні, висловлена чітка позиція Польської Автокефальної Православної Церкви, що церковно-канонічне життя Церкви повинно базуватися на догматично-канонічних засадах Православної Церкви. Порушення цих основ вносить хаос у життя Церкви»).

То есть, речь шла о том, что накануне этого Собора Митрополит Онуфрий направил в Польшу письмо (о гонениях, разумеется), на которое Собор и отреагировал, как оказывается, тоже письмом. Однако текст ответного письма поляков на официальном сайте ПАПЦ опубликован не был. В это же время на сайте информационно-просветительского отдела УПЦ (МП) появляется сообщение с более подробным описанием содержания польского ответа. Вот там уже фигурируют и раскольники, и политическая конъюнктура, и прочие привычные нам мемы.

Это дало основания Ростиславу Павленко, тогдашнему заместителю главы Администрации Президента Украины, публично обратить внимание на нестыковки в текстах. И вот тогда выяснилось, что, хотя расширенные цитаты из письма поляков, которое пришло в канцелярию Киевской митрополии УПЦ, однако никто его не будет официально публиковать. Протоиерей Николай Данилевич просто предложил всем поверить на слово «серьезной структуре» (то есть, УПЦ (МП)). Мол, фирма веников не вяжет, врать не будет и т.д.

180914_skan.jpg

Можно предположить следующее: такое письмо с таким текстом действительно есть (впрочем, насчет аутентичности текста теперь уже большие сомнения), но поляки его написали под клятвенное обещание нигде не светить. Так сказать, отписка под диктовку, но только для внутреннего пользования. Но те, кто надеется, что поляки перейдут к активной стадии бунта против действий Константинополя в Украине, могут быть впоследствии разочарованы.

В тему: Война за Томос

Это же можно сказать и о чехах. Препарируемый нами лонгрид упоминает слова митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава (Гонта), сказанные им на встрече с тремя бывшими президентами Украины: «Раскол, спровоцированный человеческим эгоизмом, можно исцелить только покаянием и возвратом в лоно Церкви. Новая автокефалия должна быть результатом общего консенсуса». Тот редкий случай, когда все совпадает – и оригинал на офсайте ПЦЧЗС, и перевод на сайте УПЦ (МП).

Одно непонятно: а где здесь категорическое непринятие будущей украинской автокефалии? Довольно общие фразы о том, как, по мнению Митрополита Ростислава, должно в идеале происходить предоставление автокефалии. Причем некоторые тезисы довольно сомнительны с точки зрения и логики, и «реал политик»: одно дело быть в демократическом государстве Православной Церковью религиозного меньшинства, другое – бороться с соблазнами симфонии, считая себя государствообразующей конфессией. И уж тем более не стоит относиться к этим размышлениям как к догмату: история Чешской автокефалии весьма бурная и содержит и политику, и эгоизм, и нарушение канонов, и отсутствие консенсуса.

Теперь на очереди хор болгарской делегации. Патриарх Болгарский Неофит якобы высказывает обычные слова дружеской поддержки Предстоятелю УПЦ (МП): «У меня всегда были очень хорошие отношения с Митрополитом Онуфрием. Мы знаем, что он любит народ Украины и смиренно работает на благо народа и всех православных христиан. Мы молимся, чтобы Господь даровал ему сил и здоровье, дабы вынести все те испытания, что Господь ему послал и которые он преодолевает с достоинством».

К последнему пожеланию мы тоже бы искренне присоединились – не у всех хватает достоинства пережить происходящее. Но не можем: таких слов в оригинале послания Патриарха Неофита, сделанного аж в феврале 2017 года во время визита управделами Киевской митрополии митрополита Антония Паканича в Болгарию, нет. А есть вполне нейтральное пожелание: «Мы будем молиться, чтобы Господь дал ему здоровье и сил успешно нести то послушание, на которое он был поставлен Господом и которое он несет с достоинством». Конечно, между послушанием и испытанием такая же разница, как между сионистом и пианистом, но «пипл же схавает»? И где же тут осуждение украинской автокефалии? Вопрос риторический.

Что касается высказывания епископа Мельникского Герасима (Георгиева), сказанного им на встрече с Ростиславом Павленко (Болгарская Церковь хорошо осведомлена о проблемах украинской ситуации и ее сложности, но необходимо строго блюсти церковные каноны, которых Православная Церковь придерживалась столетия), то оно опять таки нейтрально. Это при том, что сам епископ реально является большим русофилом, и авторы лонгрида могли бы наскрести его более радикальные высказывания. Кстати, именно эта русофилия дает основания сомневаться, что в Болгарской Церкви действительно хорошо осведомлены об украинской ситуации.

Завершаем болгарский кейс высказыванием митрополита Ловчанского (а не Ловечского!) Гавриила (доморощенные фейкографы даже титулы епископов не могут скопипастить): «В расколе нет Божией Благодати. А без Божией Благодати нет Церкви. Люди должны вернуться в каноническую Церковь, где есть благодать и спасение. Раскол — губительное и злокачественное явление». В таком именно виде эта цитата гуглится на сайте «Правлайф» в связи с вояжом митрополита Антония (Паканича) в Болгарию в феврале 2017 г. В свою очередь «Правлайф» же эту цитату не сам выдумал – честно сослался на Информационно-просветительский отдел УПЦ.

180914_skan2.jpg

Идем по ссылке – и бинго: попадаем на еще одну страницу «Правлайфа», где уже нет такой цитаты!

180914_skan3.jpg

Зато есть ссылка на первоисточник – тот самый  Информационно-просветительский отдел УПЦ. Там тоже все чинно-благородно. В общем, хождение по закольцованным ссылкам напомнило блуждание по Хемптонкортскому лабиринту героев Джерома К. Джерома, время от времени мы тоже натыкались на брошенную булочку, но выхода так и не нашли. Остается надеяться, что митрополит Гавриил будет доволен, когда благодаря Константинопольскому Патриархату украинские «раскольники» вернутся в лоно канонической Церкви.

Заявление следующего друга УПЦ (МП) – митрополита Китрусского, Катерининского и Пталамонского Георгия из Элладской Церкви – это часть его интервью по случаю приезда на празднование 50-летия управделами Киевской митрополии митрополита Антония (Паканича) в июле 2017 г. Разумеется, лонгрид перекрутил цитату, обозвав Элладскую Церковь Греческой: «Греческая Православная Церковь, как и все остальные церквы мира, признает только каноническую Украинскую Православную Церковь, главой которой является митрополит Онуфрий».

Ну, признает. Если б признавали остальных, то и сыра-бора сегодня б не было. Другой вопрос, что такое избирательное признание одних и упорная блокада других – это не то, чем стоило бы хвастаться церковным иерархам. А вот Патриарх Варфоломей на последнем Синаксе заявил, что в его личных глазах каноничность Митрополита Киевского Онуфрия, нарушающего требование поминания Константинопольского Патриарха своим Предстоятелем, – тоже штука весьма условная. И чье (не)признание в данном случае весомее?

В тему: «Біситься Кремль через Томос»: Джемілєв розповів про допомогу Ердогана в отриманні автокефалії українською церквою

Кстати, в том интервью были фразы и пожестче. Что говорит о крайней небрежности авторов лонгрида: нарезали быстро и что под руку попадет.

Поддержка Кипрской Церкви представлена митрополитом Лимассольским Афанасием: «В первую очередь, вопрос предоставления автокефалии должен решаться Патриархом Московским, в чей юрисдикции находится УПЦ, затем — канонической Украинской Церковью, а потом всеми Православными Церквами, при наставлении Вселенского Патриархата. Но первое слово — за Матерью Украинской Церкви, коей является Московский Патриархат. Русской Церкви принадлежит первое слово в этом процессе».

Высказывание взято из его интервью, взятом во время съемок фильма об УПЦ в том же июле 2017 г., и, за исключением мелких деталей, цитату можно считать аутентичной. Тут хотелось бы повторить эксперимент и уже из дня сегодняшнего, после того как Вселенский Патриарх заявил о своем каноническом праве на Украину и о своих привилегиях Матери-Церкви, спросить владыку Афанасия: готов ли он повторить свои слова о юрисдикции Москвы над Киевом?

Кстати, в конце интервью митрополит, назвав себя «убогим братом», предупреждает: «слово мое весьма незначительно». И просит украинцев держаться канонической Церкви. Кто ж тогда знал, что монополии на каноничность УПЦ придет конец буквально через год? В общем, и тут пролет: полноту Кипрской Церкви Лимассольский епископ не представляет.

А вот следующая цитата, приписываемая Лимассольскому митрополиту, просто шедевральна. В оригинале лонгрида она звучит так: «Какое отношение имеет Вселенский Патриархат к филаретовскому расколу? Как его преодолеть? Мы желаем, чтобы наши братья, ныне схизматики, вернулись в Церковь под руководство Митрополита Онуфрия. Это единственная каноническая Церковь Украины, единая с Московским Патриархатом и со всеми Православными Церквами. Мы молимся за это». Снова открываем тот же самое интервью – и что мы видим? Давайте я лучше это заскриню:

180914_skan4.jpg

Зачем утруждать себя правилами fair play, если на кону судьба канонической Церкви? Можно в уста церковного иерарха вложить и разухабистый вопрос корреспондента, берущего интервью, – кто же будет проверять?

Завершаем обзор заявлением Синода епископов РПЦЗ. Точнее, даже не будем его цитировать, ибо, вопреки настойчивой пропаганде РПЦ, это не 15-я Поместная Церковь, а часть РПЦ (как и Белорусский экзархат, тоже на днях разразившийся «своим мнением» по украинскому вопросу). Этому заявлению можно противопоставить, к примеру, заявление представителей Американской архиепископии в юрисдикции Константинополя в поддержку своей родной Церкви с жесткими выпадами в сторону Москвы.

Подытожим наши исследования. Хотя видно, что в УПЦ (МП) тщательно годами собирали в отдельную папочку все нужные им высказывания своих друзей из других Поместных Церквей, все карты спутал Синаксис Вселенского Патриархата. Заявление Патриарха Варфоломея о своей ответственности за Украину обнулило большинство из этих слов поддержки, превратив огромную, кропотливую и дорогостоящую работу по самозащите в тот самый пресловутый «пшик». Строительство дома на песке – всегда занятие с непредсказуемым результатом.

Татьяна Деркач, религиозный публицист, «Центр религиозной безопасности» (Cerkvarium); опубликовано на сайте  Релігійно-інформаційна служба України


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]