Место СБУ в деле УПЦ (МП)
Украинцы должны, наконец, определиться: московская церковь — религиозная организация или подрывная.
На торжественных мероприятиях по случаю Дня крещения Руси — Украины Президент Украины Петр Порошенко произнес речь, которую стоит отметить в смысле того, что она свидетельствует о возможном принципиальном изменении государственной политики в отношении Украинской православной церкви Московского патриархата.
В тему: Почему РПЦ так «любит» Украину
Что сказали Президент и спикер
Вот наиболее интересные, на наш взгляд, отрывки из этой речи:
«Мы не будем безучастно наблюдать за вмешательством другого государства в церковные дела, за его попытками использовать в своих интересах чувства части украинских православных...
Православная церковь в Украине крайне нуждается в неотложном внимании со стороны Вселенского Константинопольского Престола. Он единственный, кто способен помочь православным Украины объединиться и урегулировать канонический статус украинской церкви в структуре мирового православия...
Церковь евхаристийно и молитвенно совмещенную, но административно независимую от других церковных юрисдикций (хотят иметь большинство православных Украины — ред.). Это исторический тренд, который не может обойти стороной Украину...
Константинопольская церковь для нас была, есть и будет церковью-матерью, к которой мы обращались и будем обращаться за помощью, в том числе и в преодолении разделения, которое сегодня вызывает боль у православных украинцев».
К этому добавим еще фразу Председателя Верховной Рады Андрея Парубия из его поздравления украинцам по случаю Дня крещения:
«Наше духовное единство — это фундамент неделимости Украинского государства, а единая Украинская поместная православная церковь станет залогом национальной безопасности».
Церковь, а не партия
Итак, подытожим. Со слов Президента и Председателя Верховной Рады вполне уверенно следует, что украинское государство хочет создания поместной канонической украинской православной церкви, и уже кое-что делает для этого. Конечно, не такая уж это и новость, и раньше руководители Украины высказывались в этом смысле и даже пробовали что-то конкретное делать (вспомним встречи Президента Виктора Ющенко с Вселенским Патриархом). Новизну видим не в публичном отстаивании идеи независимой церкви, не в практических контактах с Константинополем на эту тему, а в том, что впервые проблема очевидно связывается с политикой, а именно — с отношениями с Россией.
Однако и здесь трудно признать за Президентом первенство: о необходимости нейтрализации антигосударственной деятельности в Украине Московского патриархата уже два года, с началом открытой российской агрессии, аж гудит украинское общество. Хорошо, что это требование, наконец, отражено в публичных выступлениях лидеров государства, то есть становится государственной политикой. Откровенно антиукраинская по содержанию пророссийская демонстрация в столице Украины в виде «крестного хода», возмутившая всех патриотов Украины и вызвавшая неслабую такую волну критики власти за разрешение на ее проведение, стала своеобразным катализатором перехода к такой политике.
Остается вопрос: являются ли упомянутые изменения в риторике Президента принципиальным изменением отношения государства к УПЦ (МП)? Другими словами, теперь к московской церкви относиться, как и раньше, как к религиозной конфессии или уже как к структуре, которая является инструментом враждебной российской государственной политики в отношении Украины?
Да, появление канонической независимой церкви ограничит влияние Московского патриархата (то есть Кремля) в Украине, но насколько ли существенно? Будет ли это ограничение достаточным, чтобы говорить, что такой инструмент политической дестабилизации Украины в интересах Кремля, как УПЦ (МП) — исчез, что московская церковь в Украине действительно стала религиозной, а не политической, организацией, вполне лояльной к украинскому государству?
В тему: Дмитрий Степовик: Основатель коррупции в Украине — церковь Московского патриархата
Кто обратит УПЦ МП К Богу, отвернув от политики?
В конце концов, это таки разные вещи — каноническая украинская независимая церковь и противодействие антигосударственной деятельности УПЦ (МП). Разные цели, разные методы достижения. Первой цели можно достичь только с помощью Вселенского патриарха, второй — самостоятельно, причем только методами, очень далекими от религии. Вселенский патриарх может благословить украинскую автокефальную церковь, но он не может и не будет за СБУ противодействовать московским агентам в церковных одеждах.
Пока что видим в сегодняшней речи Президента упор на достижении первой цели, о второй сказано гораздо меньше, лишь очень общее высказывание, что «мы не будем безучастно наблюдать за вмешательством другого государства в церковные дела». Впрочем, с другой стороны, публичные выступления главы государства, да еще и на таком празднике, как День Крещения Руси-Украины, могут быть только с такими ударениями. Главное не слова и ударения, а практические действия.
Только практика покажет, определилось ли государство с тем, что для Украины проблема УПЦ (МП) — это прежде всего проблема политическая, а не религиозная. И что в условиях войны с Россией ее надо решать как можно быстрее. Деятельность этой организации является в первую очередь угрозой существования независимой Украины, а уже потом препятствием к объединению украинского православия, поэтому ее прекращение является защитой национальной безопасности. Разве не об этом косвенно говорит Андрей Парубий?
Именно национальная безопасность Украины требует от действующей украинской власти признать, наконец, ту очевидную историческую истину, что в церкви Московского Патриархата — это, прежде всего, инструменты российской имперской политики. И те страны, которые терпят у себя господствующее положение московской церкви, и является наиболее политически зависимыми от Кремля — Беларусь и Украина.
Кстати, определяться нужно не только властям, но и всем гражданам Украины, верующим и атеистам. Не только среди государственных мужей, но и среди массы рядовых украинцев, в том числе политически активных, нет единства в том, как противодействовать УПЦ (МП). Не все мы готовы согласиться, что с этой церковью следует обращаться как с подрывной организацией, а не религиозной конфессией. Что ею должен заниматься, главным образом, такой госорган, как СБУ, а не какой-то там госкомитет по делам религий или другой подобный «гражданский» орган.
Понятно, что и утверждение канонической украинской православной церкви, и нейтрализация антигосударственного влияния московской церкви — дело очень сложное и очень долгое. На двадцать пятом году государственной независимости мы только-только начинаем этот путь.
—
Юрий Сандул, опубликовано на сайте агентства Укринформ
В тему:
- 60-70 приходов УПЦ (МП) перешли к УПЦ Киевского патриархата
- Количество православных украинских церквей существенно превышает число сторонников УПЦ МП
- Митрополита Владимира пытались убить по указке Гундяева?
- Потеряет ли Московский патриархат в Украине свою парафию?
- Любомир Гузар: Право на восстание — это закон природы
- Священнику, который перешел из Московского Патриархата, ночью сожгли дом
- В Украине вдвое уменьшилось число сторонников Московского патриархата
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Новини
- 12:22
- Вирок суду у ДТП з 16-річним водієм Infinity у Харкові: 8 років тюрми і по 1 млн дітям загиблого
- 10:35
- У Британії судять п'ятьох шпигунів на користь рф
- 09:00
- Рекорд ЗСУ: за добу ліквідовано 2030 окупантів
- 08:02
- Ворог просунувся у Кураховому, Берестках і ще біля 5 населених пунктів
- 20:00
- У п'ятницю дощ і сніг - на заході та півночі України
- 18:00
- Повернення на службу після СЗЧ або дезертирства: президент підписав закон
- 17:34
- Президент підписав історичне підвищення податків в Україні
- 16:44
- У Львові на честь Ірини Фаріон перейменували вулицю
- 15:37
- Нідерланди "поставили на паузу" передачу Gripen Україні
- 14:21
- Повітряні сили атаку рф: збито 90% крилатих ракет, але є 12 влучань в енергооб'єкти
Важливо
ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ
Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.