«Мифы Второй мировой войны». Без оправдания и осуждения

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:  Мифы Второй мировой войны

Автор не рассказывает лишний раз о героической борьбе украинцев против нацистов в составе польской армии. Его, как настоящего ценителя исторической альтернативы, интересуют те, кто воевал на стороне Германии.

Если честно, я бы никогда не открыл книжку, на обложке которой изображены Сталин и Гитлер, и еще написано «Мифы Второй мировой войны». Нет, я не собираюсь защищать Сталина или Гитлера, но зачем читать автора, который разоблачает мифы после Суворова?

Однако именно эту книгу я прочитал, прежде всего, из-за автора — Дмитрия Шурхало. Интересуясь историей изредка, я всегда стараюсь следить за его творчеством. Причина проста: читать-то хочется, а читать апологетов «русского мира» или их антиподов — типичных украинских националистов — нет.

Персонально показывать пальцем не стану, но история в изложении указанных товарищей сводится к постулатам: либо «Бандера — герой!», Или «Бандера — фашист!». А мысли о том, что, например, фашист тоже может быть героем, ни у кого не возникает. Ведь, как говорил один русский классик, «широк человек, слишком даже широк, я бы его сузил».

Автор «Мифов...», правда, не говорит о героях-фашистах, но, как историк по призванию и журналист по профессии, но человека не сужает.

Демифологизация Второй мировой постепенно происходит в Украине. В России же до сих пор живут мифы сталинско-брежневской времен. Мемориал «28 погибшим панфиловцам» недалеко от Москвы

Демифологизация Второй мировой постепенно происходит в Украине. В России же до сих пор живут мифы сталинско-брежневской времен. Мемориал «28 погибшим панфиловцам» недалеко от Москвы

В книге рассматривается четырнадцать разнообразнейших мифов.

Прежде всего, это мифы, связанные с Украиной, хотя автор доказывает, что мифологизация — это не сугубо украинская проблема. В одной из первых глав «Украинцы на страже Польши» автор не рассказывает лишний раз о героической борьбе украинцев против нацистов в составе польской армии, что стало для многих популяризаторов украинской истории общим местом.

Его, как настоящего ценителя исторической альтернативы, интересуют те, кто воевал именно на стороне Германии. А это и украинский легион «Военный отдел националистов», и семь тысяч оуновских боевиков, действовавших в польском тылу...

Впоследствии, именно в этом контексте автор рассматривает бой одной из бригад Второй украинской дивизии, сформированной немцами из уроженцев Восточной Украины, с воинами просоветского Войска Польского.

О Первой украинской дивизии — СС «Галичина» — Шурхал пишет отдельную главу, которая базируется на воспоминаниях майора Вольф-Дитриха Гайке, начальника штаба дивизии. Между прочим, начштаба достаточно высоко отзывается о боевых качествах украинцев и, в частности, сообщает, что уровень дезертирства среди украинцев «даже в конце войны не превышал средний показатель немецких дивизий».

Народное вече в Станиславе (Ивано-Франковск). Идет набор в дивизию СС «Галичина»

Народное вече в Станиславе (Ивано-Франковск). Идет набор в дивизию СС «Галичина»

А говоря о битве под Бродами, Гайке утверждает, что «дивизия не подвела, а наоборот, с честью выполнила свои обязанности в боях с врагом». Правда, сам автор «Мифов» отмечает, что сторонники полной реабилитации «Галичины» думают как ревизионисты, которые называют солдат ваффен-СС «солдатами, как все остальные».

В тему: История предубеждений: восприятие дивизии «Галичина» в 1947 и в 2011 годах

«Мифы Второй мировой войны» не ставят себе целью кого-то оправдать или осудить. Например, об ОУН автор книги пишет: «Объективной истории ОУН до сих пор нет. Есть или лакированная версия, что рисует оуновцев рыцарями без страха и упрека, или тотально обличительная, изображающая их извергами».

Пытаясь непредвзято подавать материал, он выступает против черно-белого видения истории. Это проявляется, в частности, в его ответе на такой сложный вопрос, как: Кто на самом деле сотрудничал с нацистской Германией?

Дмитрий Шурхало доказывает, что с Германией, скажем так, «переспали все», просто в разное время и по-своему.

Похожим образом он отвечает на сложный вопрос о военных преступлениях. В этом контексте книга обращает внимание, например, на то, что англичане убили больше французских моряков, чем немцы, и рассказывает о кровавых расправах чехов над немцами... уже после войны.

Но Шурхало — не прокурор, он не спешит осуждать, а пытается подходить ко всему с определенной долей понимания.

Живущие советские мифы в книге рассматриваются почему-то с технической стороны. Например,показаны происхождение и трансформация мифа об атаке кавалерии на танки и о глупых командирах-кавалеристах. Здесь же рассказывается и о самой танковой битве.

Согласно «мифами», она прошла совсем не на Курской Дуге в 1943-м, а в июне 1941-го — в районе Броды-Дубно-Луцк. Однако, в следующей главе, рассказывается о том, как обличение долго замалчиваемого сотрудничества с нацистами порождает новые курьезные мифы. Например, о влюбленном в жительницу российского Липецка Германа Геринга.

Не обошел вниманием Шурхал один из самых популярных украинских мифов: приказ Жукова о депортации всех украинцев, находившихся на оккупированной немцами территории.

Большинство историков считают этот «документ» нацистской пропагандой

Большинство историков считают этот «документ» нацистской пропагандой

В главе «Маршальская депортация» он рассказывает, как эта дезинформация из немецкой листовки 1944 года стала популярной.

И, если уж честно, то многим было бы удобнее, чтобы Шурхало «доказал» подлинность «преступного приказа». Тогда автор стал бы очередным «национальным» исследователем. В таком случае он получил бы однозначное одобрение со стороны единомышленников и много-много «лайков» в Фейсбуке.

Но «минус» Шурхало в том, что он не пытается вложить факты в популярные политико-исторические доктрины.

В тему: Российские казаки на службе у германских нацистов

В своей книге он прежде всего с сочувствием относится ко всем воюющим сторонам. И тем самым пытается проложить какой-то третий путь между «ботами», которые набиты угловатыми, неотесанными, но такими привычными «пакетами идентичности». И они, к сожалению, вряд ли будут сохранять эту книгу на своих полках.

Обнаружив почти полтора десятка мифов Второй мировой, автор, возвращаясь к украинскому пониманию тех событий, говорит о необходимости примирения.

В этом контексте упомянут дважды Герой Советского Союза генерал Василий Петров, который признавал за своими бывшими противниками право на признание. Упомянутые также и польские епископы, которые в 1965 году сказали своим немецким коллегам: «Прощаем и просим прощения»...

Речь идет о войне. Я тоже заканчиваю статью этими словами.

Антон Зикора, опубликовано в издании  «Iсторична правда»

Перевод: «Аргумент»


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Важно

Как эффективно контролировать местную власть

Алгоритм из 6 шагов поможет каждому контролировать любых чиновников.

Как эффективно контролировать местную власть

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републикация материалов: для интернет-изданий обязательной является прямая гиперссылка, для печатных изданий - по запросу через электронную почту. Ссылки или гиперссылки, должны быть расположены при использовании текста - в начале используемой информации, при использовании графической информации - непосредственно под объектом заимствования. При републикации в электронных изданиях в каждом случае использования вставлять гиперссылку на главную страницу сайта www.argumentua.com и на страницу размещения соответствующего материала. При любом использовании материалов не допускается изменение оригинального текста. Сокращение или перекомпоновка частей материала допускается, но только в той мере, в какой это не приводит к искажению его смысла.
Редакция не несет ответственности за достоверность рекламных объявлений, размещенных на сайте а также за содержание веб-сайтов, на которые даны гиперссылки. 
Контакт:  uargumentum@gmail.com