Пожертвования дают даже немцы. Как украинцы Берлина волонтерят для своей Родины
«Я создала группу в Фейсбуке для сбора средств осенью 2014 года, а сейчас в нее входят 700 немцев. Но есть и другие группы с гораздо большей численностью — по полторы-две тысячи. Все эти люди имеют проукраинские взгляды. И это только в Берлине», — говорит Ольга Ранкель.
Огромный желтый трезубец на капоте синего «Опеля» всегда привлекает внимание жителей Берлина, а особенно — украинскую диаспору. «Меня зовут Галина. Я из Ровно. Давайте дружить», — записки примерно такого содержания украинский волонтер Ольга Ранкель частенько находит под дворниками своего патриотического авто. Женщина эмигрировала из Украины еще в советское время, но присоединилась к волонтерскому движению после начала Евромайдана. Сейчас она помогает семьям-переселенцам с Востока.
Из 120-ти тысяч украинцев, официально зарегистрированных в Германии, активную гражданскую позицию проявляет каждый десятый. Кто-то помогает деньгами, кто-то — передает вещи или просто присоединяется к различным акциям. Диаспоряне верят, что таким образом они смогут помочь Украине измениться к лучшему.
— Я решила заниматься волонтерством, когда увидела стремление украинцев изменить свою жизнь. Присоединилась к волонтерскому движению, начала собирать теплые вещи, технику, помогала средствами. Затем мы начали привлекать и немцев, создав в октябре прошлого года общественную организацию «Украинско-немецкий союз для ветеранов, инвалидов и детей». Усилия не пропали даром — сейчас организации помогают в основном граждане Германии, — рассказывает Ольга.
Несмотря на то, что в Германии очень трудно совмещать работу с общественной деятельностью, после начала революции достоинства активность украинских волонтеров продолжает расти.
— Немецким работодателям безразлично, что это мы делаем на благо других людей. Я работаю 10 часов в сутки и не имею права в рабочее время принимать посторонние звонки. Начальник говорит — выполняй свою работу, я тебе за это плачу, и занимайся своими делами во внеурочное время. Но не помогать Украине я не могу, поэтому волонтерством занимаюсь в выходные дни и вечером, — говорит представитель Всемирного конгресса украинцев Людмила Млош.
В тему: Французские студенты везут в Донбасс две «скорые» через всю Европу
Будучи членом общественной организации, диаспоряне платят регулярные взносы. Таких организаций в Германии насчитывается несколько десятков, но украинцы входят в их состав неохотно, потому что не хотят привязываться к уставу и акциям только одной организации.
— Я, например, помогаю средствами, когда могу. В этом месяце дал 50 евро, а появится возможность — еще столько же добавлю, — говорит украинец Игорь Федченко.
Диаспоряне радуются: несмотря на то, что до начала Евромайдана немцы стояли в стороне от проблем украинцев, теперь они стали больше понимать украинцев и чаще отзываются о помощи.
— Я создала группу в Фейсбуке для сбора средств осенью 2014 года, а сейчас в нее входят 700 немцев. Но есть и другие группы с гораздо большей численностью — по полторы-две тысячи. Все эти люди имеют проукраинские взгляды. И это только в Берлине, — говорит Ольга Ранкель.
Как происходит сбор средств
Ольга Ранкель занимается сбором гуманитарной помощи для переселенцев с Востока и детей-сирот. Она отвела для складирования вещей отдельную комнату в своем доме и вместе с волонтерами пакует их для отправки в Украину.
Комната в квартире Ольги Ранкель превратилась в склад
Передает гуманитарку адресно, чтобы знать наверняка — помощь поступила и не попала в руки аферистов. А для контроля доставки помощи украинские волонтеры отправляют в Германию содержательные фоторепортажи.
— Нахожу через знакомых контакты украинских волонтеров, получаю запрос, например, для детского дома или для группы переселенцев, объявляю об этом на нашей официальной странице в Фейсбуке. Люди откликаются и просят меня заехать за одеждой, медикаментами, принадлежностями для дома — техникой в хорошем состоянии. Передаю волонтерам собранные вещи — по несколько тонн за раз.
Кроме того, есть немало организаций, которые занимаются сбором гуманитарной помощи для бойцов АТО — средства гигиены, носки, полотенца, зажигалки, салфетки. Впрочем, немцы помогают военным неохотно.
— Немцы по натуре пацифисты. Они еще помнят горе войны и лишений, и не хотят участвовать в темах, связанных со снаряжением солдат. А вот деткам помогают с удовольствием, — говорит Игорь Федченко.
Из Германии бойцам АТО привозят не военную технику, а теплые носки и полотенца
Кроме того, украинцы помогают средствами волонтерам, которые потеряли свой бизнес, но активно занимаются важными для Украины делами.
— Эти люди с утра до вечера работают — собирают вещи, строят планы, перевозят гуманитарку в зону АТО. Но при этом этим людям не за что жить. Поэтому мы инвестируем средства в таких активистов, платим им 100 евро — так они сделают они в разы больше, — пояснил активист Игорь Федченко.
Украинцы жалуются: мол, по немецким законам отправлять благотворительную помощь за границу очень просто, а в Украине этот процесс сложнейший.
— Нам надо оформлять груз через Минсоцполитики, и это затягивается на несколько недель. А бюрократические преграды снижают нашу мотивацию, — говорит Ольга Ранкель.
Кстати, волонтерскую организацию для сбора средств в Германии создать не просто, так как правительство в Германии — это, скорее, не политический, а финансовый контроллер, и все акции по сбору денег должны проходить прозрачно.
— Если организация регистрируется как благотворительная, она подает устав в Административный суд на предмет законности ее целей и серьезности намерений. Получив «добро», волонтеры идут в налоговую, чтобы получить право для сбора средств на благотворительность — благодаря этому организация освобождается от определенных налоговых проверок, — объясняют активисты.
Благотворительная организация должна ежегодно отчитываться перед налоговой — если контролирующий орган не выявляет нарушений, благотворители могут продолжить свою работу еще на один год. Иначе благотворительную организацию закроют. Чтобы не рисковать и не встретить мошенников в Украине, иммигранты чаще всего помогают людям, которых знают лично — обращаются за помощью к соотечественникам в Германии, публикуют реквизиты организации в интернете и выступают в церквях.
Информполитики — на плечах диаспорян
Иммигранты понимают, что Германия — один из ключевых геополитических игроков в Евросоюзе, и наибольшее удивление вызывает отсутствие здесь украинского лобби. Чтобы привлечь внимание немецкой общественности к украинскому вопросу, волонтеры своими силами организовывают различные фестивали, мастер-классы, а когда надо — акции протеста и митинги.
24 ноября 2013 года в Берлине — акция в поддержку евроинтеграции Украины
На акцию обычно приходит около 100-150 человек. На День независимости — около 200. На наибольшую акцию пришли 700 человек во время Евромайдана, — говорит активистка Александра Биенерт.
Украинцы в Берлине констатируют — немалое количество немецких медиа имеют пророссийские позиции, а остальные пытаются быть нейтральными. Во время Евромайдана украинцы хотели привлечь больше внимания немецких СМИ к проблемам Украины. Поэтому они создали «Стражу Евромайдана в Берлине».
Креативный директор этой организации — 27-летняя студентка исторического факультета Наталья Пустовит. В Германии девушка проживает 10 лет, и в течение восьми лет занимается популяризацией Украины среди немецкого населения.
Начали с того, что проводили встречи для тех немцев, которые хотят знать больше об Украине. Инициатива была удачной — к нам приходили и представители МИД Германии, и представители благотворительных фондов. Затем начали показывать современные украинские фильмы с субтитрами. Затем была создана правозащитная группа, которая рассказывает на уровне Бундестага и прессе информацию о правах человека в Украине, — рассказывает Наталья.
Флаг в центре Берлина с призывом к Владимиру Путину уменьшить свои амбиции и остановить экспансию на Украину
Волонтеры жалуются, мол, украинский МИД зря надеется, что диаспора самостоятельно может выстраивать систему взаимодействия с зарубежными СМИ и формировать положительный имидж Украины.
В то же время, немцы часто откликаются на просьбы украинцев материально помочь в организации акции. Например, Фонд Генриха Гойля позволил проводить долгосрочную акцию в их фойе — там есть прозрачные стены, которые смотрят прямо на украинское посольство.
Украинцы повесили плакаты на внутреннюю сторону стекла, чтобы всем было видна их позиция. Также было организовано ежедневное дежурство — украинцы отвечали на запросы журналистов, письма, раздавали брошюры. Журналисты ежедневно приезжали именно сюда, чтобы получить информацию от украинских граждан.
Ярмарки волонтеры организуют своими силами — на энтузиазме
Хотя активисты делают все для того, чтобы привлечь больше украинцев, и признают, что их усилий недостаточно, и работу нужно вести более профессионально.
Диаспоряне констатируют — чтобы раскручивать бренд «Украина», нужны средства, а их у них нет в достаточном количестве. Фактически все средства, которые собираются — это добровольческие пожертвования диаспоры.
Акция в Берлине «Крым — это Украина»
Мы можем помогать, но прежде всего нужна концептуальная и структурированная помощь Украине. Нужно принять закон об основах государственной культурной политики — в этот закон должны вписать такие учреждения, как Украинский культурный центр.
Кстати, в Берлине есть подобные учреждения — от России, Польши, Чехии, Болгарии. Такие учреждения организуют фестивали, конкурсы, представляют своих авторов на ярмарках. Когда Климкин был послом Украины в Германии, консульство разработало концепцию такого культурного института, но этот документ не был реализован из-за отсутствия средств, — добавляет Александра.
Тем временем украинский центр в Берлине создает немецкое правительство. В ближайшее время в Берлине может быть создан Украинский культурный институт с немецкими руководителями.
Это одно из украинских мечтаний — чтобы иммигранты собрались вместе и сами все сделали. Но задача должна быть поставлена централизованно. Турция раскручивает Турцию, Польша — Польшу, Украину — Украина. Нужно привлекать профессионалов, а не рассчитывать на энтузиазм волонтеров, — считает Ольга.
—
Любовь Величко, опубликовано в издании ТЕКСТИ
Перевод: Аргумент
В тему:
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Новини
- 20:29
- Генерали повинні бути в окопах, - Зеленський про новації управлінні в ЗСУ
- 20:00
- У неділю сніжитиме на заході та дощитиме на сході України
- 18:08
- Марина Данилюк-Ярмолаєва: Нинішні "еліти" вважають громадян черню, якій можна не говорити правду
- 16:01
- Епіфаній: Пам'ять про Голодомори має передати розуміння того, що варто очікувати від режиму Кремля
- 15:45
- Пам'ятаймо про Голодомор! Загальнонаціональна хвилина мовчання
- 15:09
- Удар Storm Shadow по штабу зс рф у Курській області: ліквідовано російського генерала Солодчука, 18 офіцерів рф та 500 солдатів КНДР, - Global Defense Corp
- 14:10
- Радник президента визнав, що взагалі-то "плану стійкості" ще немає, є лише "хотєлкі" "на стадії підготовки"
- 12:29
- Це також "план стійкості" Зеленського: скандальна посол України Ілащук вручила грамоту та медаль головному мафіозі Болгарії Пеєвському, - журналіст Шлінчак (ФОТО)
- 12:01
- Бутусов: Чому СБУ та ДБР не припинять постачання на фронт тисяч бракованих мінометних мін? Відповідь МО: тому що міни "неправильно намочені"
- 10:02
- Корумпований детектив Ткачук та тютюновий скандал: чому важливо перезавантажити БЕБ
Важливо
ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ
Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.