Президент и муравьи. У президента Януковича извращенное представление о журналистах
Журналисты имеют перед президентом обязательства, у президента перед журналистами их нет. Если это не типичные отношения «хозяин — слуга», то что тогда?
Не могу согласиться с теми, кто говорит о полном отсутствии содержания в телевизионном общении президента с гражданами, а, скорее, подданными. Содержание это есть всегда, его даже немало — единственное, оно состоит не в том, ЧТО, а в том, КАК. Это как раз тот случай, когда «сам процесс» важнее и красноречивее результата.
Неоднократно приходилось слышать мнение, которое уважаемый Отар Довженко сформулировал так: «...Потратить несколько ценных эфирных минут на доказательство того, что в телевизионном общении Януковича не было ничего ценного — довольно странное решение. Ведь это далеко не первое подобное мероприятие, и выводы о специфике телеэфиров Виктора Федоровича можно было сделать уже давно».
Прежде всего, по моему стойкому убеждению, если проблема существует и даже не думает трогаться с места, о ней надо напоминать при каждом удобном случае. Нужно привлекать и привлекать к ней общественное внимание. Иначе это мало чем будет отличаться от замалчивания. «Что-то подобное уже когда-то было» — боюсь, это не самый убедительный аргумент.
Наконец, в Украине олигархи живут по отдельным правом, отличным от права для простолюдинов, уже минимум полтора десятилетия. Так, может, ну их — тех олигархов? Все это уже было, абсолютно ничего нового, сплошное дежавю! А то, что президент государства за четыре часа не сказал ничего информативного, — это не представляет никакого интереса для общества? Это не является информацией, причем информацией ОЧЕНЬ красноречивой, достойной недельных итоговых выпусков?
Итак, завершающим актом трилогии «Президент выходит к народу» стала его пресс-конференция 1 марта. Такая вот деталь: Виктор Янукович произносит вступительное слово. Совсем не короткое, как и всегда. Рядом, здесь же на сцене, за трибуной с микрофоном стоит и стоит на своих высоких каблуках Дарка Чепак. Стоит и молчит, с ноги на ногу переминается — и так более получаса: в настоящее время, на данном этапе пресс-конференции ее присутствие на сцене является избыточным, ей нечего делать. Но и сесть ей некуда: судя по картинки на экране, стула рядом нет.
В тему: Янукович едет в Черкассы. Город перекрыли, независимые сайты DDoS-ят
По рассказу обозревателя «Телекритики» Светланы Остапы, журналисты, прежде чем попасть в зал, должны были пройти шесть рубежей безопасности. Может, я и ошибаюсь, но в любой стране, где журналистов приучили уважать себя, уже на третьем рубеже большинство аккредитованных решило бы: «Служить бы рад — прислуживаться тошно». И в итоге президента ждал бы пустой зал.
В следующий раз он бы уже точно заучил: относиться к журналистам с демонстративным пренебрежением — чтобы знали свое место — не стоит. В следующий раз он бы уже понял: в данной конкретной ситуации журналисты были нужны ему больше, чем он им. Потому что журналисты, наконец, и без пресс-конференций могут освещать деятельность главы государства — что они и делали долгих пятнадцать месяцев «уединения» Януковича.
В тему: Янукович признал, что власть не выполнила свои обещания
Перед эпохальным мероприятием зрителям подали «разогрев» — длинный репортаж о расширенном заседании Кабмина 27 февраля. Приятный женский закадровый голос, в частности, сообщил: «Присутствовала оппозиция, которая пыталась сорвать обсуждение программы». Откровенная клевета как разогрев к президентской пресс-конференции — красноречивее не бывает.
Президент: «Уменьшили закупку углеводородов. (В России. — Б.Б.) И сделали это без конфликтов». А как же выставленный счет на семь миллиардов? Этот и многие другие эпизоды оставили впечатление: президент просто не понимает разницы между журналистами и простыми обывателями.
И, надо сказать, сервильные журналисты давали ему для этого основания. Вопрос сотрудницы луганской газеты «ХХI век» — сначала рассказ о технологии в металлургии, новые установки на Алчевском металлургическом комбинате, а потом: «А что делают другие регионы?»
Это был полный абсурд. Казалось бы, ты журналистка. Казалось бы, «другие регионы» — это близкие Днепропетровская и Донецкая области и еще город Запорожье. Вот и все: дальше на запад ближайший комбинат черной металлургии с полным производственным циклом — аж в Кракове. Разве другие способы сбора информации, кроме как услышать от президента, уже совсем не в почете? Информация — это официальный синхрон, и больше ничего?..
Янукович, кстати, ответил о металлургии вообще. Впечатление было сюрреалистическим: журналисты спрашивают об одном — президент отвечает о другом. Но Мустафе Найему и еще нескольким журналистам «дожать» вопросы не позволили. Организаторы мероприятия запрограммировали непрофессиональность, заложили в регламент манипуляции в ответах. «Одно СМИ — один вопрос», — повторяла Дарка Чепак. «Одно СМИ — один вопрос — ноль ответа» — так это выглядело. Журналисты перед президентом имеют обязательства, у президента перед журналистами их нет. Если это не типичные отношения «хозяин — слуга», то что тогда?
Вопрос «региональных СМИ» — это была отдельная песня. Нет, понятно: их могут и даже должны интересовать специфические местные проблемы. Но какого порядка, какого характера? Строительство шахты № 10 в Нововолынске, отделка «центра хирургии области» в Виннице... Если с такими вопросами профессиональные журналисты обращаются к президенту, то либо они вообще не имеют представления о механизме функционирования демократического государства и распределении в нем полномочий, или такого представления не имеет сам президент. Одно из двух.
Участники движения «Стоп цензуре» пришли на пресс-конференцию в масках, изображавших Виктора Януковича. «Маски уже сняли» — это прозвучало, какие это были маски — на экране так ни разу и не показали. Так и не показали, что происходило с Татьяной Чорновил; не слышно даже было, какой вопрос она поставила. Президент вдруг взял и начал отвечать на неизвестный телеаудитории вопрос.
Как должны были вести себя журналисты? По словам Светланы Остапы, конфликт заключался в следующем: госпожа Чорновил не успела встать в главную часть очереди, да до нее и очередь уж точно не дошла бы. Поэтому она и пыталась задать свой вопрос «с места», в обход очереди.
И здесь возникает важная проблема. Зная отношение власти к СМИ, журналисты должны демонстрировать корректность. Такую, чтобы не было за что их упрекать, тыкать в них пальцем — мол, сами такие. Не получилось оказаться во главе списка? Можно было демонстративно покинуть помещение, показав: журналисты здесь — для меблировки, им отведена лишь функция наполнителя зала, их здесь презирают.
А еще «особые» условия, созданные властью для журналистов, требуют четкости и собранности. Уважаемый Мустафа Найем поставил президенту риторический вопрос. Он заранее знал, что ответа не получит. Но именно этот вопрос был блестящим: он создал разительный контраст с изображенной Януковичем сплошной благодатью. Этот вопрос был ценнее любого возможного ответа.
В тему: Янукович в ответ на вопрос о том, как разбогател его сын — я подробностей не знаю, спросите у него
Вопрос представительницы ТВі Анастасии Станко мог быть столь же точным. Если бы не сделанное ею предисловие: «Как коллега коллеге, как журналист писателю». Обозначив иронию ДО ВОПРОСА, госпожа Станко предоставила президенту время занять боевую стойку. Фактически предупредила: «Господин президент, сейчас я поставлю очень и очень неудобный вопрос, приготовьтесь». Ожидаемого эффекта уже не было. И даже тот факт, что отвечал президент по бумажке (принес, чтобы хоть куда-нибудь, да воткнуть отчет о своей благотворительность?), уже было размыто.
Странной во всем этом остается единственная вещь: неужели в Администрации президента никто так и не понял — чем больше президент пытается спрятаться за абстрактными и обтекаемыми словесами, тем нагляднее он раскрывается?
Фото с сайта президента
Борис Бахтеев, опубликовано на сайте «Телекритика»
Перевод: «Аргумент»
В тему:
- Виктор Янукович: треп на заданную тему
- Последнее, что нужно Януковичу — умные и инициативные люди — эксперт
- Правительство — тормоз: итоги правления Януковича в международных рейтингах (Инфографика)
- Журналисты требуют персонально от Януковича защитить СМИ от давления
- Анна Герман считает, что журналисты должны работать с властью, как «девочки по вызову»
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Новини
- 20:00
- У вівторок в Україні буде сухо, вдень близько 0°
- 18:06
- Марина Данилюк-Ярмолаєва розповіла, навіщо ментально не-українська Банкова знов витягла покидька Поворознюка
- 16:05
- Новини ТОП-шахрайства та VIP-корупції: Кабмін надав 23 млрд грн ДПСУ на закупівлю боєприпасів в обхід "Агенції оборонних закупівель". Ми на межі скандалу, - Згурець
- 14:02
- Заволодіння державною землею на Сумщині: САП завершила слідство у справі Сольського - типового "слуги народу"
- 13:39
- На річці Оскіл та на кордоні з рф на Харківщині досі не побудовані фортифікації. Росіяни переходять Оскіл і далі - Борова, Ізюм, Балаклія, - Безугла
- 13:23
- Тисяча книжок – майбутнім офіцерам НГУ
- 12:03
- Безпідставне затягування справи: Вища рада правосуддя відкрила дисциплінарну справу щодо корумпованої судді Октябрського райсуду Полтави Марини Материнко
- 10:01
- У Румунії на парламентських виборах перемагають демократичні сили
- 09:17
- Байден помилував свого сина Гантера, Трамп емоційно відреагував
- 09:09
- Канцлер Німеччини Шольц прибув до Києва
Важливо
ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ
Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.