СССР - родина фотошопа? Коммунисты понимали толк в фотографии

|
Версия для печатиВерсия для печати
Дэвид Кинг   Фото:  The New Times

В государственном музее истории ГУЛАГа открылась выставка «Комиссар исчезает. Фальсификация фотографий и искусства в сталинскую эпоху». Коллекция фотографий британского художника-иллюстратора Дэвида Кинга (на фото), которую он собирает с 1970-х и которая уже объехала весь мир, теперь покажут и в России.

Когда ваш выставочный проект в конце 1990-х путешествовал по музеям мира, представляли ли вы, что он когда-нибудь попадет в Россию?

Я очень надеялся на это. Но, честно говоря, не ожидал, что это затянется на такое долгое время. Возможно, весь этот период, несмотря на относительную свободу, Россия и русские не были готовы столкнуться вот так в лоб со своей историей. Фальсифицированные фотографии сталинского времени, подчиненные пропагандистским задачам, стали своего рода визуальной привычкой.

Их продолжали использовать даже в эпоху Горбачева. Это кажется удивительным, но в официальные издания в качестве иллюстраций шли не оригиналы фотографий, которые я выискивал по архивам, а артефакты сталинского времени. Сложно даже сказать, делалось ли это умышленно или просто копировались те изображения, которые были под рукой. Не знаю.

Например, есть такая фотография, она и на выставке представлена, на которой Ленин и Горький, только они вдвоем. Это очень известная фотография, ее часто перепечатывали и именно ее запомнили и представляли оригиналом в советское время. Но я нашел настоящий оригинал — это было в букинистическом магазинчике Амстердама — где кроме Ленина и Горького на фотографии запечатлены еще 25 человек! Я показал снимок своим друзьям в Москве и я хорошо запомнил, как они смотрели на меня: как будто я сам сфальсифицировал фотографию и дорисовал эти 25 фигур. Они мне не поверили — сработала сила привычки.

Как вы думаете, то, что выставка все-таки приехала в Россию, означает ли, что историю сегодня сфальсифицировать невозможно?

Конечно, нет, возможно все. Правда, сегодня все делается фотошопом. Реально в истории мало что меняется.

Метафора России

С чего началась ваша коллекция фотографий?

Мое первое яркое впечатление от Москвы — это было в 1970-х — разговор с Надеждой Мандельштам. Мы сидели на ее крохотной кухоньке в хрущевке в Черемушках, и она со старомодным викторианским произношением (английский она знала с дореволюционных времен) рассказывала о своей жизни в лагере и после него.

От нее и из воспоминаний Евгении Гинзбург я впервые толком узнал о страшном положении русских при большевиках. Меня поразило, как точно Надежда Мандельштам все запомнила и описывает; она знала, что не может опубликовать свои воспоминания, и пыталась сохранить их так. Меня очень тронула эта попытка удержать ускользающие образы.

После этой встречи я стал собирать иллюстративную коллекцию, я понимал, что это уже не слова и воспоминания, а документы. Я много общался с эмигрантами, копался в архивах и букинистических лавках. Ведь Коминтерн распространял на Западе огромное количество визуальной пропаганды — разные открытки, брошюры, тематические книжные серии. Я стал сравнивать ранние фотографии 1920-х, сохранившиеся на Западе, и фотографии 1930-х, когда изображения уже побывали в руках сталинских ретушеров — они публиковались в советской печати и новых изданиях.

Мое главное открытие состояло в том, что из этих фотографий можно извлечь визуальную историю советского времени. И это та история, которую сфальсифицировать уже невозможно, она говорит сама за себя, без слов, с помощью одних только образов.

Например, авангардный фотограф Родченко закрашивал уродливыми синими чернилами в авторском экземпляре роскошного издания об Узбекистане лица арестованных, которых он сам же и фотографировал. С точки зрения историка, с точки зрения художника очень страшная и выразительная метафора сталинской России.

Что вы можете сказать о тех анонимных мастерах, которые ретушировали фотографии в сталинское время?

Вы знаете, удивительно, но ретуширование часто проводилось чрезвычайно грубо. На снимках то и дело можно заметить чей-то нестертый локоть или уголки одежды исчезнувших людей. Я не знаю, с чем это связано. Вполне возможно, что это просто непрофессионализм — работать приходилось быстро и не в самых комфортных для художников условиях. А возможно, это делалось намеренно, как будто читателей газет, где публиковались эти снимки, хотели предостеречь, намекнуть на то, что не все в порядке не только с изображением, но и со страной. Такое тайное предупреждение в эпоху великой скрытности. Это было бы красиво.

Собрание Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» в феврале 1897

Собрание Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» в феврале 1897 г. Вскоре после того, как была сделана фотография, все члены группы, созданной Лениным и Мартовым, были арестованы царской охранкой и сосланы на три года в Сибирь.

Когда Мартов в 1923 году скончался от туберкулеза, находясь в изгнании в Берлине, большевики публично скорбели о нем как о своем «самом честном и самоотверженном противнике». Стоят, слева направо: Александр Малченко, Петр Запорожец, Анатолий Ванеев. Сидят: Василий Старков, Глеб Кржижановский, Владимир Ульянов (Ленин) и Юлий Мартов.

Собрание Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» в феврале 1897

На этом варианте фотографии, опубликованном в 1939 г., Мартов оставлен, Малченко же, который на оригинальном снимке стоял слева, исчез. В то время, когда была сделана фотография, Малченко был студентом технологического института; мать его не раз давала приют Ленину, скрывавшемуся от петербургской полиции. В 1900 г., вернувшись из ссылки, Малченко, по-видимому, отошел от революционной политики.

Он перебрался в Москву и после революции работал старшим инженером в различных государственных учреждениях. В 1929 г. он был арестован по ложному обвинению во «вредительстве» и 18 ноября 1930 г. казнен. Следующие тридцать лет Малченко отсутствовал на всех репродукциях этой фотографии. В 1958 году он был реабилитирован, и с этого момента ему вновь было позволено на ней появиться. Источник фото: В.И. Ленин / Музей В.И. Ленина. М., 1939

В 20-е годы Троцкий часто болел и при любой возможности старался уехать из Москвы

В 20-е годы Троцкий часто болел и при любой возможности старался уехать из Москвы с ее сырой, холодной зимой куда-нибудь в теплые края. Фотография была сделана в 1924 году, во время его пребывания в Грузии. Троцкий и его жена, Наталья Седова, сидят на заднем сиденье автомобиля. Перед ними — Серго Орджоникидзе, в то время активно насаждавший советскую власть на Кавказе.

Ретушированный вариант фотографии был опубликован в 1936 году,

Ретушированный вариант фотографии был опубликован в 1936 году, в книге, посвященной пятидесятилетию Орджоникидзе. Некий «товарищ Мясников» (который вскоре после съемки стал жертвой авиакатастрофы, произошедшей при невыясненных обстоятельствах) и незнакомец, на первой фотографии стоявший в стороне, здесь загораживают Троцкого и Наталью Седову. В период, когда вышла эта книга, Троцкий уже жил в изгнании, в Норвегии, и там бурно протестовал против московских процессов. Источник фото: Орахелашвили М.Д. и др. Серго Орджоникидзе. Биографический очерк. М., 1936

Акмаль Икрамов (cправа),Акмаль Икрамов (cправа),

Акмаль Икрамов (cправа), Первый секретарь компартии Узбекистана, арестован НКВД 12 сентября 1937 г., расстрелян в марте 1938 г. Фотография из альбома «10 лет Узбекистана» (М., ОГИЗ, 1934). Художественное оформление — А.М. Родченко.

Экземпляр альбома, хранившийся у Родченко: портреты репрессированных политиков замазаны тушью. Таким «редактированием» домашней библиотеки занимались практически все советские граждане из страха быть арестованными за хранение запретной литературы и портретов «врагов».

Стоят, слева направо: Ортакулар Блан Бирликда, Заларидан Авезов, Файзулла Ходжаев

Стоят, слева направо: Ортакулар Блан Бирликда, Заларидан Авезов, Файзулла Ходжаев. Сидят: Ахун Бабаев, Вячеслав Молотов, Авель Енукидзе. Фотография из альбома"10 лет Узбекистана" (М., ОГИЗ, 1934).

Фотография из издания на узбекском языке, которое вышло годом позже. Авель Енукидзе исчез

Фотография из издания на узбекском языке, которое вышло годом позже. Авель Енукидзе исчез; Пиджак Ходжаева и левое плечо Молотова дорисованы ретушером. Енукидзе — секретарь ЦИК СССР, в 1935 г. исключен из партии, в 1937 г. расстрелян по обвинению в шпионаже.

Ворошилов, Молотов, Сталин, Ежов на берегу канала Москва-Волга, построенного силами заключенных ГУЛАГа. 1937 г.

Ворошилов, Молотов, Сталин, Ежов на берегу канала Москва-Волга

После ареста Николая Ежова в 1938 г. фотография публиковалась в отретушированном виде: фигура бывшего наркома НКВД скрыта за дорисованным фрагментом набережной и канала.

Дэвид Кинг, опубликовано в издании The New Times 


В тему:

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]