Украинская Стародубщина, которая сейчас в составе России. Край казацкого летописания

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:  Тестамент (духовное завещание) 1731 года в пользу жены и дочери военного

Несмотря на то, что к России отошло немало украинских этнических территорий, одна из них имеет особое значение для нас. Это - Стародубщина, которая сейчас является частью Брянской области России и занимает в ее составе 12 районов из 27.

Это - Гордеевский, Зленковский, Климовский, Клинцовский, Красногорский, Мглинский, Новозыбковский, Погарский, Почепский, Стародубский, Суражский и Унецкий. Их общая площадь составляет 14 762 квадратных километра (более 40 процентов от общей территории области).

На эту тему: «Украинцы в мире: динамика численности и расселения...»

История этой украинской земли чрезвычайно интересна. Ее подробно описал украинский историк, живущий в Москве, Игорь Роздобудько в своем монографическом исследовании «Стародубщина. Очерк украинской жизни края». Предки этого исследователя происходят из Стародубщины.

Стародубщина на мапі сучасної Східної Європи

Стародубщина на карте современной Восточной Европы

Супутниковий знімок усієї Брянської області

Спутниковый снимок всей Брянской области

Околиця міста Стародуба (частина міста на фото ліворуч). Травень 2019 року

Окраина города Стародуба (часть города на фото слева). Май 2019 года

Околиця міста Стародуба (частина міста на фото ліворуч). Червень 2019 року

Окраина города Стародуба (часть города на фото слева). Июнь 2019 года

Не будем обращаться к древней истории края. Стародубщина была в составе Руси, существовала и, как удельное княжество, подчинялась золотоордынским ханам, входила в состав Великого княжества Литовского и Московии. В 1618 году по условиям Деулинского перемирие с Москвой эта земля стала частью Речи Посполитой. Стародуб в 1620 году году получил Магдебургское право (это как раз 400 лет назад - почему бы Украине не отметить такой юбилей?). Во время восстания под предводительством Богдана Хмельницкого украинские казаки заняли Стародубщину. С 1663 года здесь существовал Стародубский казачий полк.

Козацький полковий собор Різдва Христового у Стародубі. Головний храм Стародубського козацького полку. Побудований у 1677 році на місці знищеної пожежею дерев’яної церкви 1617 року

Казацкий полковой собор Рождества Христова в Стародубе. Главный храм Стародубского казачьего полка. Построен в 1677 году на месте уничтоженной пожаром деревянной церкви 1617 года постройки

Попав после Переяславской рады в состав Московии, а затем Российской империи, Стародубщина оставалась одним из значительных центров украинской жизни. Здесь родились или были связаны с ней немало деятелей украинской культуры, украинской общественного и политической жизни. Например, родственные корни гетмана Павла Скоропадского - из Стародубщины, а сам он учился в Стародубской гимназии.

Павло Скоропадський, гетьман Української Держави (29 квітня – 14 грудня 1918)

Павел Скоропадский, гетман Украинского Государства (29 апреля - 14 декабря 1918)

«Стародубское происхождения» имеет Леся Украинка - в этом крае, в городе Мглин, родился ее отец Петр Косач.

Батько Лесі Українки Петро Косач (1 січня 1842, Мглин, Чернігівська губернія, Стародубщина (нині Брянська область Росії) – 15 (28) квітня 1909, Київ) – український юрист, громадський діяч, освітянин, дійсний статський радник, меценат, член «Старої громади»

Отец Леси Украинки Петр Косач (1 января 1842 года, Мглин, Черниговская губерния, Стародубщина (ныне Брянская область России) - 15 (28) апреля 1909 года, Киев) - украинский юрист, общественный деятель, педагог, действительный статский советник, меценат, член «Старої громади»

Леся Українка з матір’ю Оленою Пчілкою. Ялта, 1898 рік

Леся Украинка с матерью Еленой Пчилкой. Ялта, 1898 год

Из стародубского казацкого рода были и предки известного исследователя и путешественника Николая Миклухо-Маклая, о чем он сам говорил.

Микола Миклухо-Маклай (1846–1888) – учений-природознавець, антрополог, етнограф, мандрівник і суспільний діяч. Нащадок запорозького козацького сотника Степана Макухи, який походив із Стародубського повіту на Чернігівщині і був відомим інженером-залізничником, захоплювався творчістю Тараса Шевченка, клопотався про звільнення опального поета із заслання

Николай Миклухо-Маклай (1846-1888) - ученый-естествоиспытатель, антрополог, этнограф, путешественник и общественный деятель. Потомок запорожского казацкого сотника Степана Макухи, который происходил из Стародубского уезда Черниговщины и был известным инженером-железнодорожником, увлекался творчеством Тараса Шевченко, ходатайствовал об освобождении опального поэта из ссылки

Можно назвать еще ряд других украинских культурных деятелей, связанных с этим краем.

В 1918 году Стародубщина находилась в составе украинских государственных образований. По условиям Брестского мира 1918 года она вошла в Украинскую Народную Республику.

«Мапа Української Народної Республіки», видана в Харкові в 1918 році

«Карта Украинской Народной Республики», изданная в Харькове в 1918 году

А потом Стародубщина была в составе Украинской Державы гетмана Павла Скоропадского.

Стародубщина на «Загальній карті України» М. Дячишина, 1918 рік

Стародубщина на «Общей карте Украины» М. Дячишина, 1918 год

Карта 1918 року. Повна назва мапи: «Загальна карта України. Зладив М. Дячишин. Заходом i накладом час. „Свобода”, орґану Українського Нар. Союза в Америцї». Масштаб 1:2580000. Формат мапи 85x52 см. (Щоб відкрити мапу в більшому форматі, натисніть на зображення. Відкриється у новому вікні)

Карта 1918 года. Полное название карты: «Загальна карта України. Зладив М. Дячишин. Заходом i накладом час. „Свобода”, орґану Українського Нар. Союза в Америцї». Масштаб 1:2580000. Формат карты 85x52 см. (Чтобы открыть карту в большем формате, нажмите на изображение. Откроется в новом окне)

Однако в конце 1918 года этот край заняли большевики, где начали террор против украинского народа. По соглашению марионеточного украинского «рабочего-крестьянского» правительства Стародубщина перешла к России. Согласно решению российского большевистского правительства от 25 мая 1919 года этот край вошел в состав Гомельской губернии, которая в свою очередь стала частью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Когда же большую часть этой губернии в 1926 году отдали Беларуси, Стародубщина досталась российской Брянской губернии. Советской Украине отдали лишь небольшую часть края - Семеновскую волость. Такое административное положение Стародубщины стало одним из главных факторов ее русификации.

Українські жінки міста Стародуба, 1900-і роки

Украинские женщины города Стародуба, 1900-е годы

Сечасне фото. Дитячий етнографічний колектив «Веселий екіпаж» (місто Стародуб)

Современное фото. Детский этнографический коллектив «Веселый экипаж» (г. Стародуб)

Казацкое летописание на Стародубщине

Именно на Стародубщине зародилось и развилось Украинской казацкое летописание, которое сыграло большую роль в становлении современной украинского национального сознания. Одна из первых летописей, в которых нашла отражение идеология казацкой старшины, была Летопись Самовидца.

Об авторе этого произведения можем сказать следующее. Анализ текста дает основания утверждать, что он во время восстания Богдана Хмельницкого оказался на стороне казаков, был приближен к гетманскому правительству, стал свидетелем различных событий второй половины XVII века, связанных с деятельностью казачьих гетманов.

Герб міста Стародуба, який був створений на основі герба 1620 року і герба Стародубського полку. Стародуб – історичний центр історико-етнографічної землі Стародубщина, центр одного з 10 адміністративних полків Гетьманщини і єдиний – поза межами сучасної України

Герб города Стародуба, который был создан на основе герба 1620 года и герба Стародубского полка. Стародуб - исторический центр историко-этнографической земли Стародубщины, центр одного из 10 административных полков Гетманщины и единственный - за пределами современной Украины

В 1676-1702 годах Самовидец оказывается на Левобережье и начинает описывать события, которые происходили в этом регионе. Похоже, тогда он жил в Стародубе, поскольку часто говорит о событиях в этом городе, в том числе о имевших чисто местный характер. Можно предположить: именно в Стародубе и была написана основная часть Летописи Самовидца.

В украинской историографии широко распространено мнение, что автором данного произведения был выходец из мелкошляхетской семьи Роман Ракушка-Романовский. Такую версию предложили Николай Петровский и Михаил Грушевский. Позже она нашла заметную поддержку.

О самом Ракушке-Романовском известно, что он принадлежал к образованным людям, занимал высокие положения в гетманском правительстве, а в 1676 году стал духовным лицом и поселился в Стародубе, где, вероятно, завершил Летопись Самовидца. Здесь он получил приход, завел хозяйство и прожил до самой смерти в 1703 году. Показательно, что в летописи Самовидца есть обращение к церковным вопросам, особенно во второй части.

Летопись занимает описание событий со времен восстания под предводительством Богдана Хмельницкого до 1702 года. Ее справедливо считают одним из лучших произведений украинского казацкого летописания, которое стало своеобразным бестселлером для более поздних казацких летописцев, украинских историков и писателей. Оно, распространяемое в многочисленных списках, было важным источником для летописей Григория Грабянки и Самуила Величко, «Краткого описания Малороссии», на основе которого были составлены компилятивные труды по истории Украины Якова Лизогуба, Василия Рубана и Александра Ригельмана.

«Літопис Самовидця». Видання 1878 року

«Летопись Самовидца». Издание 1878 года

В 1846 году Летопись Самовидца опубликовали и она приобрела еще большую популярность. Широко использовали ее украинские историки XIX-XX веков - Михаил Костомаров, Орест Левицкий, Дмитрий Яворницкий, Дмитрий Багалей, Иван Крипьякевич и другие. Большое внимание этому памятнику уделил Пантелеймон Кулиш - ее он использовал не только в исторических трудах, но и художественно-литературных произведениях. Обращались к Летописи Самовидца Тарас Шевченко, Иван Нечуй-Левицкий, Михаил Старицкий, ЗинаидаТулуб, Александр Довженко, Василий Стус и другие.

Тестамент (духовний заповіт) 1731 року на користь дружини і дочки військового товариша Петра Романовського, онука Романа Ракушки-Романовського, якого вважають автором «Літопису Самовидця». (Копія 1730-х років, засвідчена військовим канцеляристом Григорієм Покорським)

Тестамент (духовное завещание) 1731 года в пользу жены и дочери военного товарища Петра Романовского, внука Романа Ракушки-Романовского, которого считают автором «Летописи Самовидца». (Копия 1730-х годов, заверенная военным канцеляристом Григорием Покорским)

Известной поэтической памятой, созданной на основе казацкого летописания, стала поэма Семена Дивовича (Дзивовича) «Разговор Великороссии с Малороссией 1762 года». Ее автор происходил из древнего казацкого рода, который осел на Стародубщине. Получил хорошее образование - учился сначала в Киево-Могилянской академии, а затем в Петербурге. Работал переводчиком в Генеральной военной канцелярии в Глухове и архивариусом Малороссийского генерального архива во времена гетманства Кирилла Разумовского.

Кирило Розумовський (1728–1803) – український військовий, політичний та державний діяч, гетьман України. Представник козацького роду Розумовських

Кирилл Разумовский (1728-1803) - украинский военный, политический и государственный деятель, гетман Украины. Представитель казацкого рода Разумовских

Упомянутое произведение представлено как поэтический диалог между Великороссией и Малороссией, собственно Украиной. Преимущественно Великороссия задает вопросы. Она не очень знакома с историей Малороссии. Малороссия, наоборот, много говорит, пытается проинформировать свою собеседницу.

Семен Дивович преимущественно акцентирует внимание на героических страницах прошлого Малороссии, которая выступает как автономная земля, которая сама по себе выбирает покровителя. И хотя Малая Россия поддалась русскому царю, но эта податливость трактуется не как проявление бессилия. Мол, Малая Россия поступила так, потому что русский царь является христианским монархом. В поэме говорится о самостоятельности Малой России, о том, что она может обходиться без других, в том числе и без Великороссии. Из произведения следует, что Большая и Малая Россия - две автономные части одного государства, которым правит христианский монарх.

Идеи украинского автономизма на Стародубщине

Поэма «Разговор Великороссии с Малороссией 1762 года» была одним из первых произведений, где утверждалась идея украинского автономизма, получившая распространение среди потомков казацкой старшины в конце XVIII - начале XIX веков. «Библией» этого автономизма стало произведение «История русов».

Первое упоминание о нем приходится на 1828 год, когда была найден рукопись произведения в Стародубском уезде Черниговской губернии. Сначала «История русов» распространялась в рукописных копиях. А в 1846 году ее опубликовали в Москве тогдашним русским языком. В первопечати был указан автор произведения - покойный тогда епископ Георгий Канский. Сделано это было для того, чтобы придать авторитетности произведению. Однако очень быстро появились сомнения относительно авторства этого лица.

«Історія Русів» в українському перекладі Івана Драча

«История Русов» в украинском переводе Ивана Драча

До сегодняшнего дня вопрос авторства «Истории русов» не является решенным. Назывались разные имена ее вероятных создателей. На основе анализа произведения можем констатировать следующее: автор жил во второй половине XVIII - начала XIX веков; имел неплохое образование; служил в русской армии, воевал с турками, хорошо знал юг Украины; жил на Стародубщине. По крайней мере, в произведении часто говорится о событиях в этом крае. И не зря именно здесь были найдены первые его списки! По крайней мере можем не сомневаться, что окончательная редакция «Истории русов» появилась на Стародубщине.

Это произведение, опираясь на традиции казацкого летописания, подает историю Украины как отдельной земли со своими политическими традициями, отличными от российских. Автор «Истории русов», несмотря на лояльность к русской имперской власти, все же негативно оценивает Московию. Он дает тонкую характеристику менталитета правящей элиты этого государства. Указывает на ее жадность, властолюбие и спесь. Говорит о непостоянности правления царского и уничтожении самих царей. Эта нестабильность, по мнению автора, объясняется отсутствием устойчивой религии и добрых нравов. Все это в конечном счете ведет к тому, что войны с Московией неизбежны и бесконечны для всех народов. В конце концов, в произведении можно встретить немало других антироссийских моментов. По крайней мере, в нем русские-московиты нередко показаны врагами русов-украинцев.

«История русов» оказала большое влияние на Тараса Шевченко. Некоторые произведения Кобзаря является своеобразной интерпретацией ее сюжетов. Под влиянием «Истории русов» находились также Николай Костомаров и Пантелеймон Кулиш. Использовали ее и другие украинские авторы XIX века, обращались к ней Николай Гоголь и даже Александр Пушкин, отдельные российские писатели и историки.

Во времена советской власти об «Истории русов» фактически «забыли». Зато в 1956 году она вышла в Нью-Йорке в переводе на украинский язык. Также украинский перевод Ивана Драча этой книги появился в 1991 году. Произведение украинские интеллектуалы рассматривали как важную памятку, способствовавшую развитию украинского национального сознания. Зато в русской литературе «История русов» трактовалась как «опасное» произведение украинского национализма.

Случайно ли российские большевики, которые продолжили имперскую политику царской России, забрали у украинцев Стародубщину? В истории ничего просто так не бывает. По крайней мере, этим шагом они отрезали от Украины земли, сыгравшие важную роль в формировании украинского национального сознания.

Отдельные памятники архитектуры на Стародубщине:

Стародубщина. Воскресенський собор (1771) у місті Почеп, збудований гетьманом України Кирилом Розумовським, архітектор Антоніо Рінальді

Стародубщина. Воскресенский собор (1771 год) в городе Почеп, построенный гетманом Украины Кириллом Разумовским, архитектор Антонио Ринальди

На эту тему: Українська ікона: історія розквіту й зникнення. Та чим відрізняється від російської

Стародубщина. Церква Трійці Живоначальної в селі Гриневі Погарського району. Була збудована в 1802 році замість старої дерев’яною на гроші українського шляхтича, генерал-поручика, графа Іллі Безбородька

Стародубщина. Церковь Троицы Живоначальной в селе Гриневе Погарского района. Была построена в 1802 году вместо старой деревянной на деньги украинского шляхтича, генерал-поручика графа Ильи Безбородько

Стародубщина. Церква Трійці Живоначальної в Погарі. Була перебудована в 1783 році. Попередній храм датують 1717 роком, що був збудований полковником Захаром Іскрою, українським військовим і політичним діячем, який походив із козацько-старшинського роду

Стародубщина. Церковь Троицы Живоначальной в Погаре. Была перестроена в 1783 году. Предыдущий храм датируется 1717 годом; был построен полковником Захаром Искрой, украинским военным и политическим деятелем, происходившим из казацко-старшинского рода

Церква Зачаття Анни в селищі Погарі. Цегляна церква з елементами українського бароко побудована на межі XVIII-XIX століть

Церковь Зачатия Анны в поселке Погаре. Кирпичная церковь с элементами украинского барокко построена на рубеже XVIII-XIX веков

Стародубщина. Руїни особняка українського аристократа козацького стану, державного діяча Російської імперії Петра Завадовського (1738–1812) у Ляличах Суразького району

Стародубщина. Руины особняка украинского аристократа казацкого сословия, государственного деятеля Российской империи Петра Завадовского (1738-1812) в Ляличах Суражского района

Стародубщина. Руїни особняка українського аристократа козацького стану, державного діяча Російської імперії Петра Завадовського (1738–1812) у Ляличах Суразького району

Стародубщина. Руины особняка украинского аристократа казацкого сословия, государственного деятеля Российской империи Петра Завадовского (1738-1812) в Ляличах Суражского района

Стародубщина. Церква Святої Катерини в Ляличах Суразького району. Побудована в 1793–1797 роках

Стародубщина. Церковь Святой Екатерины в Ляличах Суражского района. Построена в 1793-1797 годах

Стародубщина. Почепський район, село Красний Ріг. Церква Успіння Пресвятої Богородиці 1777 року, побудована на замовлення графа Олексія Розумовського (1748–1822), сина гетьмана України Кирила Розумовського (1728–1803)

Стародубщина. Почепский район, село Красный Рог. Церковь Успения Пресвятой Богородицы 1777 года, построена по заказу графа Алексея Разумовского (1748-1822), сына гетмана Украины Кирилла Разумовского (1728-1803)

Спасо-Преображенська церква у Новозибкові. Старообрядницький храм, збудований за українськими зразками. Храм споруджували протягом трьох років, з 1911-го по 1914 рік

Спасо-Преображенская церковь в Новозыбкове. Старообрядческий храм, построенный по украинским образцам. Храм строили в течение трех лет, с 1911-го по 1914 год

Стародубщина. Руїни собору Успіння Пресвятої Богородиці в Успенському Кам'янському монастирі. Селище Забрама Климівського району. Цегляний собор був зведений в 1776–1779 в стилі українського бароко замість колишнього дерев'яного. (Фото: Николай Смолянкин, № 3200548001 (Creative Commons))

Стародубщина. Руины собора Успения Пресвятой Богородицы в Успенском Каменском монастыре. Поселок Забрама Климовского района. Кирпичный собор был возведен в 1776-1779 годах в стиле украинского барокко вместо прежнего деревянного. (Фото: Николай Смолянкин, № 3200548001 (Creative Commons))

На эту тему: Северская земля и севруки: первая жертва «русского мира»

Стародубщина. Руїни собору Успіння Пресвятої Богородиці в Успенському Кам'янському монастирі. Селище Забрама Климівського району. Цегляний собор був зведений в 1776–1779 в стилі українського бароко замість колишнього дерев'яного

Стародубщина. Руины собора Успения Пресвятой Богородицы в Успенском Каменском монастыре. Поселок Забрама Климовского района. Кирпичный собор был возведен в 1776-1779 годах в стиле украинского барокко вместо прежнего деревянного

Петр Кралюк - председатель Ученого совета Национального университета «Острожская академия», профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины;  опубликовано в издании Радіо Свобода

«Copyright © 2018 RFE/RL, Inc. Передруковується з дозволу Радіо Вільна Європа / Радіо Свобода»


На эту тему:

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]