Украинские ромы: Мы что — не люди?

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Как показывает исследование Харьковского института социальных исследований (ХИСД), цыгане пытаются решать свои проблемы самостоятельно, редко обращаясь за правовой помощью к государству. Причина — тотальное недоверие к государственным учреждениям, низкий уровень образованности и социальная закрытость.

«Мы что — не люди? Почему мы не имеем никаких прав? Даже животных защищают, а мы чем хуже?» — Спрашивает со слезами в глазах цыганка Рита. Перед Евро-2012 неизвестные сожгли лагерь на Березняках, где жила женщина. На месте ее бывшего «дома» осталось пепелище: истлевшие от огня одежда, детские игрушки, ложки и миски.

Однако, как показывает исследование Харьковского института социальных исследований (ХИСД), цыгане пытаются решать свои проблемы самостоятельно, редко обращаясь за правовой помощью к государству. Причина — тотальное недоверие к государственным учреждениям, низкий уровень образованности и социальная закрытость.

Ромы — это не люди?

«Цыгане ходят ...» - так моя знакомая «пугает» своего трехлетнего сынишку, чтобы он далеко не убегал от нее. «Гнать их в три шеи! Воруют, причем нагло, глядя тебе в глаза...» — читаю среди комментариев в интернете. Стереотипы о ромах множатся и укореняются — их боятся, от них прячут подальше деньги, их презирают и открыто оскорбляют.

«Ромский вопрос» не является сугубо украинским — все европейские страны ищут возможности социализировать цыган. Однако, в отличие от других стран, в Украине пока не существует национальной программы для интеграции цыганского населения в украинское общество.

Однако если раньше проблемы рома касались областей компактного проживания, в частности Закарпатской, Черкасской и Одесской, перед самым началом Евро-2012 сильно тряхнуло и Киев.

30 мая несколько человек «в штатском» подожгли цыганский табор, расположившийся около железнодорожных путей по улице Березняковской в ​​Киеве. Среди поджигателей цыгане узнали представителей правоохранительных органов, которые ранее регулярно наведывались к ним по так называемую дань — ежемесячно по 10-25 грн с палатки.

Этот лагерь и прежде поджигали, а самих жителей вывозили далеко за Киев «с целью профилактики», чтобы те «не ошивались» в столице. Но цыгане снова возвращались, поскольку эти места уже были им знакомы, их здесь все знали, и недалеко от свалки — их «кормилицы». Именно здесь, собирая металлолом, они зарабатывали на хлеб.

В лагере проживало около 70 человек, большинство — дети из многодетных семей. О них знали местные жители, часто им помогали — передавали вещи, продукты, в ближайших барах иногда питались взрослые и дети.

Вероятно, так было и в этот раз, если бы кто-то не захотел продемонстрировать футбольным фанатам «благосостояние и вежливость». И цыганский табор около путей, по которым курсировали новенькие поезда «Хюндай» и «Шкода», совершенно не вписывался в колорит украинского «благосостояния».

Володя на пепелище, где раньше был дом его дяди. Парень знает шесть языков — три цыганских, венгерский, молдавский и русский. И хотя ему скоро исполнится 13 лет, в школе он не был ни дня

Володя на пепелище, где раньше был дом его дяди. Парень знает шесть языков — три цыганских, венгерский, молдавский и русский. И хотя ему скоро исполнится 13 лет, в школе он не был ни дня

Того дня цыганам приказано было не просто выбираться оттуда, а исчезнуть из Киева. Прозвучало восемь выстрелов из огнестрельного оружия. Дважды — в собаку, шесть — вверх. Показательное убийство животного должно было стать уроком, что так могут поступить и с ними.

В лагере началась паника — дети плакали, взрослые пытались спасти из-под горящих тентов свои нехитрые вещи: документы, деньги, одежду, кастрюли. Палатки из целлофана, деревянных досок, старых матрасов и одеял горели с треском. Едва успели добудиться и вывести из палатки мужа, который спал после работы. Огонь достигал трех метров высотой — именно так «свидетельствует» дерево своим обожженным стволом.

Пострадавшие от пожара на Березняках рассказывают, что пламя стояло столбом. Подтверждают это и деревья, их стволы обгорели до 3 метров высотой

Пострадавшие от пожара на Березняках рассказывают, что пламя стояло столбом. Подтверждают это и деревья, их стволы обгорели до 3 метров высотой

Сгорели почти все пожитки, у многих — документы и паспорта. Многие цыганские семей сразу покинули это место из-за страха за свою жизнь и жизнь своих детей. Кто-то приобрел билеты, чтобы уехать на следующий день на Закарпатье. Но, по сути, всем им деваться некуда. На малой родине их родственники так же проживают в нищете.

Адвокат Елена Сапожникова, которая представляет интересы цыганской общины, рассказала: «Их выталкивали из палаток, заставляли мужчин раздеться до пояса, выстроили в ряд, фотографировали на мобильные телефоны. Женщин осматривали, искали на них украшения, но, наверное, они их не впечатлили, поэтому их и не взяли. Когда у них спросили, почему они так себя ведут, один заявил: «У нас здесь Евро, есть приказ все очистить...» — говорит Сапожникова.

«Впечатляющий контраст с приветливой милицией, которая приветствовала гостей Евро, и теми, кто так поступил с гражданами Украины — цыганском обществом, — возмущается Роман Романов, директор программы „Верховенство права“ Международного фонда „Возрождение“. — Стыдно быть гражданином страны, которая не может адекватно относиться к людям, независимо от национального признака или статуса ».

По «Березняковской делу» продолжается служебное расследование. Как сообщил Петр Григориченко, президент Всеукраинского союза общественных организаций «Конгресс Ромен Украины», в Киевское управление Министерства внутренних дел Украины была подана жалоба на действия милиции. «Из МВД нам пока не ответили. Эту жалобу мы подали 5 июля, поэтому у них есть месяц времени на выяснение всех обстоятельств. На место преступления уже выезжали два следователя, общались со свидетелями. Позже — это дело передадут в Генпрокуратуру», — рассказал Григориченко.

Петр Григориченко, президент Всеукраинского союза общественных организаций «Конгресс рома Украины»

Петр Григориченко, президент Всеукраинского союза общественных организаций «Конгресс рома Украины»

Несколько цыган на свой страх и риск обратились к правозащитникам — не впервые — чтобы защитить свои права. Они боятся, но надеются на помощь и хотят хотя бы частично вернуть потерянные деньги и вещи, восстановить документы.

Не могут справиться

Для «обычной» цыганской семьи за счастье поесть раз в день горячий суп. Согласно данным Харьковского института социальных исследований (ХИСД), больше всего цыгане страдают от безденежья. 49% опрошенных цыган едва сводят концы с концами, 27% хватает денег только на одежду и обувь. Едва ли не единственный вид стабильных доходов — это деньги на уход за ребенком, а потому в цыганских семьях столь высокая рождаемость.

Многие цыгане живут без паспорта, свидетельства о рождении и других документов. Соответственно — не могут устроиться на работу — более 60% опрошенных цыган на момент проведения исследования не работали; получить образование — лишь 50% цыган, имеющих детей школьного возраста, отдали своих детей в школу; защитить права собственности — лагерные цыгане живут в одиночку построенных сооружениях, которые не выдерживают никакой критики. Так, в Закарпатье, в компактных поселениях, как правило, проживают по 10-15 человек.

Многие из этих проблем порождены их особым стилем жизни. Председатель Золотоношской общественной организации общины цыган «Аме рома» (Черкасская область) Елена Фюдр замечает, что еще в 50-х годах прошлого века в Черкасской предпринимались попытки социализировать цыган, в частности общинам были предоставлены дома или выделена земля под застройку. «Но как жить — их так никто и не научил, поэтому проблема социализации не была решена, — говорит Елена Фюдр.

— Темп развития общества сказался и на развитии их общины. Ромы от деда-прадеда занимались ремесленничеством, секреты которое передавали из поколения в поколение: они умели шить, это были известные кузнецы. Ромы научились жить в таком компактном мире, поэтому сейчас им очень трудно адаптироваться».

Учитывая социальную закрытость и невысокий уровень образованности, цыгане за помощью обращаются, в первую очередь, не к юристу или государственным органам, а к авторитетному члену сообщества. Доныне в Украине существуют так называемые цыганские суды, где все спорные вопросы — гражданского и хозяйственного направления — решаются самостоятельно. Решение цыганского суда является основой для дальнейшего решения конфликтов. Это и стало причиной того, что цыгане не обращаются в классические суды. Еще одна причина: цыгане не доверяют государственным органам.

«Большинство опрошенных цыган не верят, что могут изменить свое положение, или потеряли веру в это, поэтому не обращаются в государственные органы за помощью, — говорит Мария Колоколова, эксперт ХИСД. — Наибольшее недоверие цыгане проявляют к милиции, больницам, сельским советам и работникам социального защиты. Именно с представителями этих учреждений они чаще всего сталкиваются».

Обычно цыгане ассоциируют определенные государственные структуры с руководителем или другим человеком, который там работает. «Часто государственные органы не желают идти на встречу, выполняя свои полномочия формально, — подчеркивает Елена Фюдр. — Но поймите, если человек не имеет базового фундамента и не знает, как работает система, то такому человеку нужно повторить одно и то же и десять, и двадцать, и тридцать раз. По сути это то, чем занимают юристы общественных организаций. А что говорить о государственном служащем, который не знает, не понимает и не хочет понять ментальность цыган? Неудивительно, что тридцатый поход начинает его просто нервировать».

Вместе с тем Елена Фюдр отмечает, что цыгане уже не хотят, чтобы «их вели за ручку», а сами пытаются решать правовые вопросы через государственные институты. «Дайте им удочку, они сами хотят ловить рыбу. Вопрос в том, чтобы их научить, а не решать за них их вопросы», — говорит она.

Дети охотно позировали перед фотокамерой. 8-летняя Русалина, Эсмеральда, Вова и Хамза

Дети охотно позировали перед фотокамерой. 8-летняя Русалина, Эсмеральда, Вова и Хамза

Жить по-другому

Общественные организации и правозащитники видят выход из ситуации в правовом образовании цыган. Поэтому с июля этого года начали действовать два мукачевских Центра правовой информации и консультаций, один из которых расположен в самом Мукачево, а другой — в ромском лагере, недалеко от городка. Здесь цыгане могут получить правовую помощь, а также доступ к образованию и лечению.

Правозащитники убеждены, эта инициатива, введенная программой «Верховенство права» Международного фонда «Возрождение», будет лучше способствовать социализации цыган, чем государственное принуждение или социальные выплаты. В частности, сейчас действует программа грантов на получение высшего образования для цыган. Ромская молодежь с высшим образованием тоже будет привлекаться к просветительской работе в лагерях.

Пример тому — бывшая жительница лагеря в Мукачево Рената Балог. Девушка получила юридическое образование и сейчас оказывает правовую помощь в родном городе.

«Я родилась в лагере и прожила там до 13 лет — в ужасных условиях, бедности и антисанитарии, — рассказывает Рената. — Мама нас с сестрой воспитывала сама, и сделала все для того, чтобы дать нам образование и лучшую жизнь. Поэтому она записала нас не в ромскую, а в венгерскую школу, которую я успешно закончила».

Из-за того, что семья не имела денег, девушка поступила в профтехучилище. Там узнала о грантовой образовательной программе, по которой имела возможность стать студенткой Межрегиональной академии управления персоналом и выучиться на юриста.

«Сегодня, работая юристом в Центре правовой информации и консультаций, я надеюсь на личном примере доказать, что образование и упорный труд помогут преодолеть социальную отчужденность и нищету», — уверена Рената.

Ирина Виртосу, Центр информации о правах человека; опубликовано в «Украинская правда. Жизнь»

Фото Ирины Виртосу

Перевод: «Аргумент»


В тему:

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Важно

Как эффективно контролировать местную власть

Алгоритм из 6 шагов поможет каждому контролировать любых чиновников.

Как эффективно контролировать местную власть

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републикация материалов: для интернет-изданий обязательной является прямая гиперссылка, для печатных изданий - по запросу через электронную почту. Ссылки или гиперссылки, должны быть расположены при использовании текста - в начале используемой информации, при использовании графической информации - непосредственно под объектом заимствования. При републикации в электронных изданиях в каждом случае использования вставлять гиперссылку на главную страницу сайта www.argumentua.com и на страницу размещения соответствующего материала. При любом использовании материалов не допускается изменение оригинального текста. Сокращение или перекомпоновка частей материала допускается, но только в той мере, в какой это не приводит к искажению его смысла.
Редакция не несет ответственности за достоверность рекламных объявлений, размещенных на сайте а также за содержание веб-сайтов, на которые даны гиперссылки. 
Контакт:  uargumentum@gmail.com