Уважать, а не жалеть. История одного возвращения с войны
«… У меня верхняя часть украинская. Стопа - немецкая. Все стопы, которые у нас есть в Украине, они зарубежные. Это самая функциональная часть моей новой ноги”. Ветеран АТО, один из первых участников «Игр Героев» Юрий Дмитренко о тяжелом ранении, адаптации, спорте и общественной коммуникации.
В середине августа в Украине стартуют очередные соревнования «Игр Героев». Это социальный проект спортивной реабилитации раненых участников антитеррористической операции и людей с инвалидностью. Год назад его основал Евгений Коваль.
Участники, а их уже более 100, тренируются в разных городах (Днепр, Одесса, Львов, Харьков, Киев) в профессиональных и любительских залах CrossFit. А потом съезжаются на соревнования. Цель «Игр Героев» - показать, что люди с инвалидностью на колясках, с протезами имеют силы и хотят заниматься спортом. Организаторы ожидают, что в летних «Играх Героев», которые пройдут в Херсонской области, примут участие не менее 35 человек.
«Тиждень» встретился с Юрием Дмитренко - одним из первых участников «Игр Героев», ветераном АТО, военнослужащим 54-го отдельного разведывательного батальона. 11 июля стало известно, что Юрий также будет представлять Украину на Марафоне Морской пехоты осенью в США. Бежать 10 километров с протезом.
Он только что закончил тренировки по спортивной стрельбе. Занимается в дополнение к ежедневным тренировкам с CrossFit. Плавание, подтягивание, поднимание штанги, бросание мяча помогают держать в форме не только тело, но и мозг. Юрий в декабре исполнилось 23 и уже полтора года он живет со своей новой ногой - современным протезом.
О ранении. «Ранение я получил 17 марта 2016 года. На тот момент мы были на позициях у Гнутово под Мариуполем. Наше подразделение занималось разведкой тех территорий, прочесыванием серых зон, наблюдением. И одна из наших разведгрупп прочесывала серую зону и попала в засаду. Они были очень близко к посту врага. Подорвались на мине и их начали обстреливать. Один парень смог связаться с нами. Он позвонил мне на мобильный. Объяснил ситуацию. Я сначала не понял. Он просто сказал, что подорвался на мине. Тихим голосом говорил.
Я даже не понял, что он был ранен. Вообще в голову не приходило, что они могут быть ранены. Потому что для нас стандартная ситуация «подорвались» - это значит снял растяжку, где-то залег, тебя обстреливают, подождал, прикрыли свои и ты выполз. Мы с другой группой поехали их эвакуировать. Доехали до нашего поста. И уже пешком к ним добирались.
Основная группа обошла, а я сбоку прикрывал. И зашел на противопехотное минное поле и подорвался. Это большой миф, когда говорят, что болевой шок и ничего не помнишь, ничего не болит. Отчетливо помню, что я быстро бежал. Пытался как можно быстрее добежать до своих с краю посадки. И в какой-то момент я почувствовал очень сильный взрыв, удар в ногу. Такой, будто кувалдой по пятке. Подлетел, упал. Сразу очень сильно начала болеть нога. Я понял, что какая-то проблемка».
До мельчайших деталей Юрий рассказывает, как сам себе оказывал помощь. Наложил два жгута, забандажил рану, на которую, в первые минуты даже смотреть боялся.
О первой помощи. «Я знаю многих ребят, которые сами себе оказывали помощь. Это от человека зависит, сможет ли он. Как оказалось, мне было нормально себе оказывать помощь».
Предоставлять домедицинскую помощь самому себе Юрия учили инструкторы организации «Защита патриотов». Парамедики не только научили военных, но и обеспечили необходимыми современными средствами остановки крови. Юрий потом не раз после травмы вспоминал приобретенные навыки, которые помогли ему в нужный момент не потерять сознание, выжить и доползти до собратьев, которые потом и отвезли его в больницу.
Об эвакуации. «Помню, как нашел ближайшую ямку от колеса автомобиля. Похоже, когда-то давно по грязи по дождю кто-то прокатился. Туда лег. Ждал, пока перестрелка закончится. Затем начал по-немногу ползти. Периодически разворачивался, смотрел назад. На самом деле очень трудно ползти с таким ранением. По ощущению это как будто минут десять ползешь.
Поверешься, а ты только метров пятнадцать прополз. Вон и ямка, на которой подорвался. Сил очень мало и они быстро теряются. Руки, ноги немеют. Потом увидел свою группу. Их было четверо и еще двоих они несли. Я сказал - продолжайте нести и отдал им свое оружие. Пробовал сам дальше ползти. Тогда один из тех, что нес, вернулся за мной. Взял меня под руку. Я пытался немножко одной ногой отталкиваться. Прошли мы метров пятьсот и увидели, что за нами едет БТР».
Побратимы вытащили Юрия с передовой, ему сделали первые операции в Мариуполе, потом в Днепре. Когда положение было более-менее стабильным, бойца доставили самолетом в Военный госпиталь в Киеве. Долгожданный отпуск, как называет госпитальный период ранения, Юрий вспоминает с улыбкой. Мол, - как бы ни пытался отлежаться после полутора лет пребывания в АТО, волонтеры каждый раз вытаскивали на какие-то концерты, встречи. Ни намека на депрессию не было. Напротив, пытался соседей по палате подбодрить и встряхнуть. Вместе с еще одним участником «Игр Героев» Владимиром Ковальским.
О госпитале. «Были ли в палате люди, которые воспринимали свою травму депрессивно?! Возможно. Но я думаю, что мы на них давили морально. (смеется). Был один парень с нами с тяжелым ранением: перелом, раздроблена кость. И еще на одной кровати постоянно были не тяжел раненые ребята. Мы их гоняли за чаем. Все хорошие ребята были и было весело. Любая активность нужна! Потому что если ты ничем не занимаешься, то начинаешь думать о чем-нибудь. А надо все силы мозга направить в какое-то русло. Чтобы себя изнутри не есть».
Благодаря тому, что Юрию сделали современный протез, он легко может заниматься спортом, не говоря уже о ежедневных прогулках. На улицах его особенность сразу же замечают. Как-то ребенок в парке сказал, что у него «рентген», вероятно перепутав одно сложное название с другим. Кто-то на улице просто рассматривает железную ногу, а кто-то начинает жалеть. Этого военный ненавидит и может даже нагрубить в ответ. Говорит, не знает почему, но такая у него после травмы возникла реакция на жалость со стороны окружающих. Чувствует, словно это какая-то угроза для него. Взамен требует уважения.
О социальной адаптации. «Человек живет в каком-то своем мире и думает, что если кто-то не такой, как ты, значит, ему тяжело. Это не только с протезом может быть связано. Когда начинают жалеть, то пытаюсь объяснить человеку, что я больше тебя могу в бытовой жизни, в спорте. Доходило до того, что моих знакомых на колясках, когда они просто себе гуляли, неадекватно воспринимали. Например, ехали святить куличи, и им начали тыкать какие-то деньги. Человек таким образом хочет как-то себя оградить. Мол, я сделал все, что мог, помог человеку. При этом не понимает, что ему это не надо. У нас, к сожалению, общество такое».
Изменить отношение общества к людям с протезами рук, ног, которые передвигаются на колясках. Показать сверхвозможности, о которых они и сами порой не знают. Проект «Игры Героев» имеет амбициозную цель. Результат которой уже есть. В соцсетях распространяют видео, как спортсмены на колясках подтягиваются на канате. Как молодые мужчины поднимают вес больший, чем их собственный, стоя на металло-пластиковом изобретении человечества. Посмотреть на Героев в столичный Дворец Спорта в этом году пришло до 5000 человек. Юрия Дмитренко в зрительном зале поддерживали друзья и родные.
Кстати, родители Юрия полгода не знали об ампутации. Как и о решении парня добровольцем пойти в армию. Удавалось убеждать, что гостит у друзей. Если бы не ошибся один раз, отправляя посылку, так и не знали бы, что «гостит» в Донецкой области. Весть о потере ноги мама и папа Юрия Дмитренко, оба учителя начальных классов в Полтаве, восприняли болезненно.
О возвращении домой. «Когда я подорвался, сказал командиру, что родителям сообщать не надо. Я сам им сообщу. И уже весной я начал маме плавно намекать, что у меня скоро заканчивается контракт. Начал успокаивать, что я летом уволюсь из армии и вернусь домой. Они очень радовались, а я себе радовался, что мама не забивает себе голову тем, что вот я буду еще служить. И так тянулось весь госпиталь. Потом я остался здесь в Киеве жить. Занимался много спортом для того, чтобы мог нормально ходить. Чтобы мама меня увидела на двух ногах. И это было где-то в конце лета, в начале сентября, я со очередных своих соревнований как-то ехал, то заехал домой. Они сначала вообще не увидели, что у меня есть протез, я был в джинсах. Где-то пол-часа я не знал, как к этому подойти. Когда уже дошло до того, что мама настаивала, чтобы я зашел домой переоделся, начал плавно намекать на то, что у меня маленькая проблемка с ногой. И как-то так объяснил, что у меня протез. Конечно, это был для них шок. Они очень переживали. Очень трудно это восприняли. Им на работе помогли, успокоили».
Открывшись родителям, Юрий начал активно рассказывать свою историю на телевидении. В соцсетях показывал, как учится жить с протезом, как занимается спортом, путешествует. А потом девушка подсказала, что можно вести «Дневник ноги». «Есть же рассказы об утке-путешественнице», - говорит Юрий. Он фотографирует протез в разных местах.
Есть посты о том, как «нога отдыхала на море», «как посещала Львов», «наблюдала за футбольным матчем». А недавно ногу расписывала мелом племянница Юрия. Двухлетняя девочка увидела, что на протезе не хватает ярких цветов и добавила розового. Истории из своей жизни, которые Юрий описывает в соцсетях, остроумны, ироничны, а, главное, вдохновляют. В комментариях многие пишут, что стесняются своих физиологических особенностей и поэтому ограничивают себя в путешествиях и даже обычных выходах на улицу.
О жизни с протезом. «Я вижу, что многие протезы прячут. Я до этого не был знаком с этим и вообще не замечал протезов. Я не помню, чтобы я когда-то в своей жизни видел протезы до ранения. А теперь я понимаю механизмы, как его можно заметить, даже если ты в брюках.
Где там торчит немного из джинсов. И я присматриваюсь и вижу, что даже когда лето, жара, надо ходить в шортах, но люди ходят в брюках. Некоторые сознательно прячут. Это также потому, что у нас недостаточно развито протезирование было. Сейчас хорошее протезирование конкретно для участников войны. У меня верхняя часть украинская. Стопа - немецкая. Все стопы, которые у нас есть в Украине, они зарубежные. Это самая функциональная часть моей новой ноги.
Когда родители видели, что я участвую в различных спортивных проектах, то это их очень успокаивало. Это одна из главных причин, почему я вообще над собой работаю. Для того, чтобы доказывать себе, и людям, и родителям, что проблем нет. Напротив, есть новые возможности для развития.
—
Дарина Феденко, опубликовано в издании Тиждень.UA
Перевод: Аргумент
В тему:
- Владимир Жемчугов: «Надеюсь, у меня снова получится жить»
- Встань и иди. Как военфельдшер Вадим Свириденко стоит на ногах, которых нет
- Как выжить в плену и после него
- «Они взорвали терминал, потому что поняли, что могут потерять аэропорт»
- «Слово русского офицера имеет цену меньше чем кусок определенного вещества»: освобожденный пленный батальона «Донбасс»
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Новини
- 20:29
- Генерали повинні бути в окопах, - Зеленський про новації управлінні в ЗСУ
- 20:00
- У неділю сніжитиме на заході та дощитиме на сході України
- 18:08
- Марина Данилюк-Ярмолаєва: Нинішні "еліти" вважають громадян черню, якій можна не говорити правду
- 16:01
- Епіфаній: Пам'ять про Голодомори має передати розуміння того, що варто очікувати від режиму Кремля
- 15:45
- Пам'ятаймо про Голодомор! Загальнонаціональна хвилина мовчання
- 15:09
- Удар Storm Shadow по штабу зс рф у Курській області: ліквідовано російського генерала Солодчука, 18 офіцерів рф та 500 солдатів КНДР, - Global Defense Corp
- 14:10
- Радник президента визнав, що взагалі-то "плану стійкості" ще немає, є лише "хотєлкі" "на стадії підготовки"
- 12:29
- Це також "план стійкості" Зеленського: скандальна посол України Ілащук вручила грамоту та медаль головному мафіозі Болгарії Пеєвському, - журналіст Шлінчак (ФОТО)
- 12:01
- Бутусов: Чому СБУ та ДБР не припинять постачання на фронт тисяч бракованих мінометних мін? Відповідь МО: тому що міни "неправильно намочені"
- 10:02
- Корумпований детектив Ткачук та тютюновий скандал: чому важливо перезавантажити БЕБ
Важливо
ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ
Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.