Вернуть кровное. Какие украинские активы могут потерять россияне
В Украине началась судебная кампания по возвращению в государственную собственность российских активов.
Заявления о том, что активы страны-агрессора в Украине нужно национализировать, из уст представителей нынешней власти звучали уже не раз.
Например, в июне министр юстиции Павел Петренко предложил прокуратуре арестовывать имущество и активы российских компаний в Украине и за рубежом для компенсации убытков, понесённых нашей страной из-за оккупации Крыма.
B октябре губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский объявил, что будет добиваться национализации торгового центра Ocean Plaza в Киеве, аргументируя тем, что тот принадлежит представителю страны-агрессора (российской компании «ТПС Недвижимость» Аркадия Ротенберга — бизнес-партнёра президента России Владимира Путина). Чуть раньше Коломойский предложил финансово наказать спонсоров сепаратизма и терроризма: конфисковать их активы в специальное ОАО, акционерами которого станут участники АТО и родственники погибших.
Охота на Вагита
Вскоре после скандала вокруг возврата в госсобственность Запорожского алюминиевого комбината, принадлежащего «РУСАЛу» российского олигарха Олега Дерипаски, Пётр Порошенко выступил против насильственной национализации предприятий, подчеркнув: «Есть цивилизованный путь».
В сентябре прошлого года вступил в действие закон о санкциях в отношении иностранных лиц, совершающих преступление против Украины. На основании этого закона в первую очередь могут приниматься меры воздействия на Россию, однако возможности этого документа ограничены. Согласно закону, санкции в отношении конкретных иностранцев, иностранных юридических лиц, а также юрлиц, в которых эти компании-нерезиденты или иностранцы имеют контроль, будут утверждаться решением СНБО и вводиться указом президента.
Не все российские активы находятся в зоне риска. Кроме банков, атака на которые может обрушить весь банковский рынок, вряд ли кто-то будет сейчас заниматься предприятиями, находящимися на оккупированных территориях
СНБО получил право блокировать активы таких компаний и физлиц, ограничивать торговые операции с ними, полностью или частично прекращать транзит ресурсов, полётов и перевозок по территории Украины, предотвращать выведение капиталов, приостанавливать выполнение экономических и финансовых обязательств, аннулировать лицензии. Но при этом в законе ни слова о национализации. В то же время ко многим российским собственникам украинских активов накопилось немало претензий чисто юридического характера.
В частности, в январе Верховный и Высший хозяйственный суды Украины окончательно признали правомерным расторжение договора купли-продажи 68,01% акций ОАО «Запорожский алюминиевый комбинат» (ЗАлК) и возврат указанного пакета государству.
А на днях СБУ возобновила уголовное производство по подозрению в незаконном завладении нефтехимическим комплексом «Ориана» (город Калуш, Ивано-Франковская область) российской компанией «ЛУКОЙЛ». Эта история уходит корнями в 2000 год, когда украинские власти совместно с компанией Вагита Алекперова создали совместное предприятие «Лукор».
В СБУ напоминают, что россияне внесли в уставной фонд компании собственные ценные бумаги якобы на $100 млн. Однако в ведомстве заявили: «Установлено, что реальная стоимость ценных бумаг российской компании составляла всего $27 млн. Таким образом, государству причинены убытки в особо крупных размерах». При этом в СБУ признаются, что ранее расследование дела блокировалось высокопоставленными чиновниками.
Выбор судебного метода воздействия на российские компании эксперты объясняют его избирательностью. «Если бы было решение о национализации, то под него попали бы все российские активы, в том числе банки. А банковская система сейчас и так нестабильна.
А здесь есть возможность действовать селективно», — отмечает экс-глава Фонда госимущества Александр Бондарь. По его словам, если суд будет тщательно доказывать нарушения договоров о приватизации каких-либо предприятий, то западные инвесторы нормально, без паники воспримут их возвращение в государственную собственность.
Кто пока спит спокойно
Далеко не все российские активы находятся в зоне риска. Кроме банков, атака на которые может обрушить весь банковский рынок, вряд ли кто-то будет сейчас заниматься предприятиями, находящимися на оккупированных территориях. Ведь это может привести только к тому, что собственники в конце концов вывезут оборудование в РФ. По информации Фокуса, так уже случилось с частью производственных мощностей Лугансктепловоза, подконтрольного российскому Трансмашхолдингу.
«Если бы было решение о национализации, то под него попали бы все российские активы, в том числе банки. А банковская система сейчас и так нестабильна. А здесь есть возможность действовать селективно»
Александр Бондарь, экс-глава Фонда госимущества
Кроме того, пока внимание судов было сосредоточено на заводах, которые под контролем россиян работают неэффективно. И ЗАлК, и «Ориана» уже несколько лет стоят. В условиях кризиса и роста безработицы правительство вряд ли будет атаковать работающее предприятие. Поэтому активы россиянина Константина Григоришина — НПО им. Фрунзе и «Запорожтрансформатор», скорее всего, вне зоны риска, так же, как и 50% завода «Энергомашспецсталь», принадлежащих ГК «Росатом».
Наконец, многое зависит от структуры нынешних и бывших собственников предприятия. Например, Ринат Ахметов и Вадим Новинский вряд ли станут бороться за российские доли своих предприятий: в частности, за 50% в «Запорожстали».
В то же время группа «Приват» Игоря Коломойского вполне способна начать борьбу за российские активы, тем более её представители уже не раз заявляли о необходимости возвратить в госсобственность не только активы, подконтрольные россиянам, но и те, которые, по их мнению, были незаконно приватизированы во времена президентства Виктора Януковича.
Глава Днепропетровской областной государственной администрации Игорь Коломойский ещё летом очертил список первых претендентов на национализацию — «Укртелеком», Западэнерго, Днепроэнерго, Днепрооблэнерго, облгазы, 49% Запорожский титано-магниевый завод и «Сумыхимпром». По словам Коломойского, при приватизации указанных активов условия прописывались «под одного покупателя», а в некоторых активах есть доля «семьи» беглого Виктора Януковича. «А мы же понимаем, что если не сам Янукович, то его близкое окружение, семья связаны с сепаратизмом и терроризмом», — резюмировал глава Днепропетровской ОГА.
Какие российские активы могут возвратить Украине
Запорожский алюминиевый комбинат. Собственник «РУСАЛ» российского олигарха Олега Дерипаски.
Государство через суд добивается возврата в госсобственность предприятия. Причина: невыполнение новым собственником инвестиционных обязательств.
Нефтехимический комплекс «Ориана». Принадлежит российской компании «ЛУКОЙЛ».
Причина: незаконное завладение госактивом.
Облэнерго, входящие в корпорацию VS Energy россиянина Александра Бабакова.
Черновцыоблэнерго, Херсоноблэнерго, Севастопольэнерго, Николаевоблэнерго, Закарпатьеоблэнерго, Одессаоблэнерго, Киевоблэнерго и Ровнооблэнерго. К собственникам энергетических компаний несложно предъявить претензии о невыполнении каких-либо инвестиционных условий.
«ЛИНИК». Собственник — «Роснефть».
Лисичанский нефтеперерабатывающий завод находится на территории, подконтрольной украинским властям, но вблизи зоны АТО. Давно простаивает, причём без шансов на возобновление работы.
Николаевский глинозёмный завод. Собственник — российская компания «РУСАЛ».
Хоть и работает более-менее стабильно, но из-за натянутых отношений с украинскими властями после скандала вокруг ЗАлКа также попадает в кандидаты на национализацию.
М.С.Л. Связывают с российским олигархом Михаилом Фридманом.
Компания занимается организацией лотерей. До 1998 года была в госсобственности.
«Патриот». Связывают с россиянином Олегом Бойко.
Оператор государственных лотерей, основной конкурент М.С.Л.
Бывшие металлургические активы группы «Приват» Игоря Коломойского, принадлежащие теперь российскому «Евразу» и связанным с ним компаниям.
Южный горно-обогатительный комбинат, ДМЗ им. Петровского, ГОК «Сухая балка» и «Баглейкокс». Структуры Игоря Коломойского и раньше были не против потрепать нервы покупателей его активов судебными исками.
25% Крюковского вагоностроительного завода. Доля принадлежит OW Capital Management GmbH, которую контролирует российский бизнесмен Станислав Гамзалов.
Российские собственники блокпакета уже не могут обеспечить предприятие стабильным рынком сбыта в России. Ранее владельцем этих акций был Сергей Тигипко.
Заводы группы «Здоровье». Собственник — россиянин Александр Шишкин.
Три харьковских завода ранее были приобретены у государства через схему банкротства предпринимателем Игорем Сало. Впоследствии он перепродал их россиянину Александру Шишкину.
—
Артем Захарченко, опубликовано в издании Фокус
В тему:
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Новини
- 18:08
- Марина Данилюк-Ярмолаєва: Нинішні "еліти" вважають громадян черню, якій можна не говорити правду
- 16:01
- Епіфаній: Пам'ять про Голодомори має передати розуміння того, що варто очікувати від режиму Кремля
- 15:45
- Пам'ятаймо про Голодомор! Загальнонаціональна хвилина мовчання
- 15:09
- Удар Storm Shadow по штабу зс рф у Курській області: ліквідовано російського генерала Солодчука, 18 офіцерів рф та 500 солдатів КНДР, - Global Defense Corp
- 14:10
- Радник президента визнав, що взагалі-то "плану стійкості" ще немає, є лише "хотєлкі" "на стадії підготовки"
- 12:29
- Це також "план стійкості" Зеленського: скандальна посол України Ілащук вручила грамоту та медаль головному мафіозі Болгарії Пеєвському, - журналіст Шлінчак (ФОТО)
- 12:01
- Бутусов: Чому СБУ та ДБР не припинять постачання на фронт тисяч бракованих мінометних мін? Відповідь МО: тому що міни "неправильно намочені"
- 10:02
- Корумпований детектив Ткачук та тютюновий скандал: чому важливо перезавантажити БЕБ
- 08:00
- Окупанти просунулись у Торецьку та ще біля 4 сіл
- 20:00
- У суботу в Україні ожеледиця, сніжитиме та дощитиме
Важливо
ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ
Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.