«Американское» Лосево: из истории Харьковского тракторного завода

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

29 сентября 1929 года вечно озабоченных харьковчан ошарашили сенсационной новостью: в городе собираются строить «тракторный гигант с массовым производством». И кто бы вспомнил об этой дате, если бы за ней не маячила другая: 1 октября харьковский тракторный должен отмечать девяностую годовщину со дня торжественного пуска.

Менее чем за два года советская власть выполнила свое обещание! Знать бы еще точно, какое именно ...

29 сентября 1929-го «Харьковский пролетарий» утверждал, что завод будет производить тридцать тысяч тракторов ежегодно. 11 октября цифра возросла до сорока тысяч, а 29 ноября газета нарисовала все пятьдесят!

«Харьковский пролетарий» за 29 вересня 1929 року: найменша з обіцяних цифр

«Харьковский пролетарий» от 29 сентября 1929 года: самая маленькая из обещанных цифр

На эту тему: Индустриализация СССР - записки Рудольфа Волтерса

Стремительный рост количества обещанных тракторов сопровождался снижением их мощности. Еще 12 ноября писали, будто будут производить два типа машин - в 60-70 и в 110-120 лошадиных сил. Но уже 29-го «лошади» частично разбежались: «будем выпускать 50 тыс. тракторов мощностью в 30-40 сил». Казалось, что пропагандистскую шумиху подняли заранее, не представляя толком, каким тот завод будет.

Материалы областного архива не только подтвердили это предположение, но и позволили взглянуть на планирование строительства с несколько непривычной стороны - как на победу здравого смысла над заскорузлыми идеологическими установками.

Не секрет, что одной из главный целей сооружения ХТЗ было уменьшение критической зависимости от проклятых капиталистов. Но вот парадокс: чтобы достичь желаемого, им же и надо было поклониться. И очень низко, как свидетельствуют имеющиеся документы. Даже оборудование для заводской столовой пришлось покупать за границей!

Эскизный и окончательный проекты промышленного гиганта должна была разработать контора отечественная - Украинский филиал государственного института по проектированию новых металлических заводов (Укргипромез). Но в сентябре 1929-го ей перенесли ранее определенный срок выполнения задания - с 1 октября 1930 года на 1 марта. Минус семь месяцев!

Фірмений бланк Укрдіпромезу

Фирменный бланк Укргипромез

И тут оказалось, что существует только один надежный способ ускорения проектировочных работ: «Передать составление окончательного плана в Америку». Так, во всяком случае, считал управляющий Укргипромез товарищ Жигалко. Он требовал также «немедленной посылки за границу для проектирования вместе с американцами группы инженеров в 25 человек». «Во избежание двойной работы», так как местные специалисты продолжали работать над эскизным планом.

На тех же американцев возлагал свои надежды и бывший чекист Николай Мышков, первый начальник харьковского Тракторстроя: «Необходимо приступить к отбору высококвалифицированной рабочей силы для посылки в Америку сроком на 1 год, для изучения процессов производства тракторостроения. Количество этой группы определить ориентировочно в 300 человек».

Первый проект тракторного завода, «очень ориентировочный и схематический», по словам «Харьковского пролетария», Укргипромез склепал самостоятельно за три недели. И 11 ноября 1929 года вышел с ним на Экономическое совещание УССР.

Перший начальник харківського Тракторобуду Микола Гордійович Мишков. Розстріляний у часи «Великого терору»

Первый начальник харьковского Тракторостроя Николай Гордеевич Мышков. Расстрелян во времена «Большого террора»

Высшее чиновничество республики подвергло проект убийственной критике. Александру Сербиченко категорически не понравилось место - площадка возле станции Лосево. Вместо этого он предлагал снести частные домики вокруг ХПЗ (завод им. Малышева) и построить новое предприятие рядом с уже существующим.

Владимир Затонский решительно не принял «изюминку» проекта - строительство всех без исключения цехов завода на одной площадке. Иаков Соколин раскритиковал ее еще и с идеологической точки зрения. Так, мол, капиталисты строят рядом со сборочными цехами вспомогательные и заготовительные. У них злая конкуренция и каждый хочет стать независимым. В условиях же плановой экономики надо идти по пути специализации производства.

28 ноября, на президиуме Харьковского окружного исполкома состоялась повторная презентация проекта. В присутствии представителей Госплана, наркомата труда, городского совета и ряда других учреждений.

Управляющий Укргипромез Жигалко упорно защищал лосевский вариант расположения: «осмотрено около десяти площадок ... Самая большая из всех площадок - лосевская - около 200 га. Она и самая ровная, и наиболее удобная. Преимущество лосевской площадки еще и в том, что она расположена вблизи Харькова, у самого железнодорожного пути».

Жигалко поддержал товарищ Шахматов, заведующий отделом планирования окружного исполкома. Он вытащил из рукава козырную карту: лосевскую площадку осмотрели американские специалисты и признали ее лучшей из всех предложенных вариантов.

Информация об участии американцев в проектировании попала в газеты и вызвала у многих дикое раздражение. Неизвестный ранее широкой публике крестьянин Кирилл Горбунов разродился по этому поводу длинным письмом в адрес «Комиссии по постройке Тракторного гиганта». Целую тетрадь исписал бедолага, доказывая, что лучшее место для завода - его родное Васищево. Ох, и досталось проклятым капиталистам от проектировщика-самоучки!

«А позвольте задать вопрос американскому мистеру, — писал Горбунов, — что у него будет на первом плане — собственное материальное благополучие или получившийся эффект?». И сам же давал ответ за воображаемого американца: конечно же, собственный заработок. А Горбунов не только о промышленном, но и о культурном развитии страны заботится!

План васищевського майданчика, намальований народним умільцем Горбуновим

План Васищевской площадки, нарисованный народным умельцем Горбуновым

Вот самый крутой его аргумент: «Села, прилегающие к Васищевской площадке, как-то: Терновая, Лизогубовка, Васищево и Безлюдовка, в культурном отношении очень отсталые, и религиозный дурман сидит еще в костяках. А в связи с постройкой гиганта строилась бы и культура».

Заканчивалось письмо Горбунова неуклюжим стихоплетством, в котором, среди прочего, высмеивалась наивность американцев. Думали, мол, «что Россия - диких варваров страна», а мы тракторный гигант строим!

На эту тему: Сталинские бараки

«Народная инициатива» в те времена всячески приветствовалась. Поэтому окрплан порекомендовал Укргипромезу дать Горбунову аргументированный ответ и напечатать эту переписку в газете. За исключением «поэтического» творения. Ведь курам на смех: покупаем планы и оборудование, просим подготовить инженеров и рабочих, ставим чужое экспертное мнение выше своего и ... орем, что не варвары!

Перший трактор ХТЗ скопіювали з американського «Інтернейшнл Мак-Кормік Дірінг 15-30»

Первый трактор ХТЗ скопировали с американского «Интернейшнл Мак-Кормик Диринг 15-30»

Уже полноценный, а не «ориентировочный» эскизный план был создан за счет «ночных и сверхурочных работ» не позднее, чем 18 января 1930 года. На следующий день его представили на объединенном заседании высшего совета народного хозяйства республики, президиума харьковского окрисполкома и городского совета.

Руководящая братия искренне поблагодарила инженеров за героическую работу. Ведь цифры говорили сами за себя: «Себестоимость трактора, которую высчитана в эскизном проекте Укргипромеза в 2800 руб, свидетельствует о безусловной целесообразности нового производства, поскольку аналогичный импортовий трактор стоит сейчас в 6000 руб., в том числе 5000 руб. в чужеземной валюте».

Но без ложки идеологического дегтя не обошлось и здесь: «Объединенное заседание, имея в виду высокую капиталистическую прибыль, основанную на эксплоатации рабочего класса ... считает запроектированную себестоимость трактора еще высокой и считает нужным во время проработки окончательного проекта обеспечить дальнейшее удешевление трактора».

Кутовий штамп харківського Тракторобуду

Угловой штамп харьковского Тракторостроя

После одобрения харьковским руководством проект должен был пройти еще одну серьезную проверку - утверждение Высшим техническим советом уже всесоюзного Гипромеза, который находился в Ленинграде.

А вот дальнейшая его судьба удивительным образом ... раздвоилась. Существует два варианта резолюции объединенного заседания от 19 января 1930 года - рабочий, написанный на русском, и «выставочный» вариант, созданный на языке титульной нации, так как как раз бушевала украинизация.

Согласно украинскому экземпляру, после получения ленинградской «визы», проект должны были передать на рассмотрение «широкому активу инженерно-технических сил столицы». В российском написано «несколько» другое: «Немедленно по рассмотрении проекта техническим советом Гипромеза осуществить американскую консультацию».

Той самий «консультант» — американець вірменського походження Леон Сважіян, завідувач будівельним відділом ХТЗ

Тот самый «консультант» - американец армянского происхождения Леон Сважиян, заведующий строительным отделом ХТЗ

На эту тему: Что такое «соцгород». 12 тезисов о советской индустриализации

Можно не сомневаться, что и консультация была осуществлена. Даже в парадном советском сборнике, выпущенном в честь пуска ХТЗ, четко отмечалось, что группа американских инженеров работала в Харькове от планирования площадки и до громких торжеств.

А еще интереснее сравнить резолюцию объединенного заседания 19 января 1930 года со всем известным памятником. Как, русский, так и украинский варианты документа говорят, что харьковское чиновничество одобрило тогда выпуск «гусеничных тракторов типа «Катерпиллер-30». Но первый ХТЗ, что смотрит с постамента на улицу Библика, нисколько не гусеничный. И совсем не «Катерпиллер».

Очевидно, американская консультация была весьма основательной ...

Эдуард Зуб, историк, сотрудник УИНП; , опубликовано в издании mediaport.ua


На эту тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]