Игра с огнем
Порошенко сформировал вокруг себя аналог «любих друзів» и даже «Семьи».
Целью любого политика является максимальная концентрация власти и полномочий в своих руках. Петр Порошенко, конечно, не исключение. Фактически весь 2015 год Банковая посвятила тому, чтобы по возможности отстранить от руля нелояльных людей и взять как можно больше рычагов влияния. Не так грубо и по-идиотски публично, как это делал Янукович, но не менее эффективно.
Последним бастионом, который взять по разным причинам не везло, был премьер-министр Арсений Яценюк. Не удалось его сбросить и теперь, после приезда вице-президента США Джозефа Байдена. Однако «удалось» поставить страну на край пропасти - очередным бурным политическим кризисом, который может моментально разрушить всю кажущуюся стабильность ситуации.
Еще весной мы писали о кризисе в отношениях между Порошенко и Яценюком. Тогда его разрешение отвратило только наступление олигархов, которые попытались расшатать ситуацию, чем заставили президента и премьера прийти к примирению. Однако с приближением сакральной даты 11 декабря конфликт вновь вошел в острую фазу. Нокаутирующие удары по имиджу команды Яценюка в виде публичных обвинений в коррупции от Михаила Саакашвили, с одной стороны, и Константина Григоришина, с другой, сделали его отставку очень реальной.
В президентской партии вполне серьезно рассчитывали уговорить высокого американского гостя согласовать кандидатуру Владимира Гройсмана на должность главы Кабмина. Кстати, совсем не Саакашвили, которого уже давно называют претендентом на премьерское кресло. Потому лично президенту экс-мэр Винницы куда ближе, чем «батоно Михеил». Порошенко просто разумно использовал вспыльчивого грузина для выливания грязи на своего оппонента.
Однако отставки не получилось. Яценюк четко дал понять Банковой, что такой шаг явно означал бы развал коалиции. А новую порошенковцам создать будет просто не с кем. Разве что с Оппозиционным блоком ... Но на это президентская команда открыто не пойдет, хотя в реальности сотрудничество с регионалами давно остается фактом: достаточно посмотреть на кадровую политику и местные выборы в юго-восточных областях Украины. Там как раз из бывших членов ПР и были преимущественно сформированы местные ячейки БПП и других провластных проектов вроде «Нашего края».
В тему: Мальдивские договорённости. Блок Порошенко идёт на местные выборы со ставленниками Кремля
Все понимают, что развал коалиции автоматически предусматривает досрочные парламентские выборы. А как раз этого Порошенко и К° не хотят. Сам Петр Алексеевич говорил, что теперь будет «четыре года без выборов». И это его искреннее желание. Новая Рада, новая коалиция - серьезное испытание, которое не только не будет способствовать, но и откровенно препятствовать укреплению президентской вертикали. К тому же распри и перевыборы - совсем не тот сценарий, которого желали бы от Украины западные партнеры, и которые и в дальнейшем политически, а главное финансово будут поддерживать наше государство.
Поэтому для демонстрации единства президент и премьер поторопились заверить, что «мы считаем неприемлемыми любые рые формы противостояния внутри парламентской коалиции как такие, что «льют воду на мельницу» врагов украинской государственности и демократии». Сам факт этого заявления свидетельствует о том, что распри таки были и есть. Впрочем, считать, что президент потерпел поражение, было бы очень неправильно. Да, разыграть премьерский гамбит не удалось. Вышла буффонада в исполнении депутата от БПП Олега Барны. С одной стороны, она развеселила немало людей как в Украине, так и за ее пределами, а с другой - тернопольской мажоритарщик фактически спас Яценюка от реального отчета правительства. Комическая толкотня возле трибуны парламента совершенно затмила проценты, миллиарды и прочую премьерский арифметику.
Зато господину Порошенко всеми событиями последних двух-трех месяцев удалось окончательно подрезать крылышки несговорчивому премьеру. Тот, напомним, не захотел накануне выборов войти со своим «Народным фронтом», который, кажется, уже можно сдавать на свалку истории, в состав президентского БПП. Теперь переформатирование правительства - вопрос решенный. Вытеснение людей Яценюка из всех сфер уже происходит. До последнего была надежда, что у Арсения Петровича останутся в Кабмине свои священные коровы вроде главы МВД Арсена Авакова и министра юстиции Павла Петренко. Однако инцидент с обливанием водой того же Саакашвили министром внутренних дел свидетельствует о переходе политического кризиса в острую фазу. Не в последнюю очередь она связана с желанием президента заменить всех на лично ему лояльных людей.
В тему: Петр Порошенко сядет вместе с Виктором Шокиным
Итак, если коротко, то ситуация выглядит следующим образом. Придя к власти без своей команды, Петр Алексеевич попытался поэкспериментировать с общественными активистами, представителями бизнеса, экспатами, преимущественно из Грузии. И сделал единственный вывод, который только и мог сделать выходец из комсомольцев 1980-х и бизнесменов 1990-х: надо ставить «своих». Те не сдадут и не продадут, потому что их личная судьба намертво связана с твоей. Именно таким образом параллельно с выжиманием из власти всех нелояльных (В. Наливайченко - с кресла председателя СБУ, Д. Сакварелидзе - из Генпрокуратуры и т.п.), а также с обрезанием полномочий того же Кабмина Порошенко постепенно сформировал вокруг себя новый аналог «любих друзів» или, если хотите, даже «Семьи». Фамилии людей, которые в нее входят, общеизвестны: Кононенко, Грановский, Березенко, Свинарчук-Гладковский, в меньшей степени Ложкин и Филатов (тот, что Алексей). Это фигуры, которые контролируют все важные политические и финансовые процессы. Их он фанатично защищает, они же имеют значительные шансы перейти на самые высокие места в исполнительной власти. Почти все упомянутые персоны при переформатировании Кабмина должны получить свои портфели. Это и есть президентская вертикаль, формирование которой происходит в сдержанном духе, без очевидных перегибов. В итоге Порошенко получит контроль над Кабмином, ГПУ, СБУ, судами и Верховной Радой. То есть всеми ветвями власти.
Но создание полноценной «Семьи» не может пройти незамеченным: ни западными донорами, ни политическими партнерами (а как ни крути, с ними приходится считаться), ни общественностью, которая довольно резко реагирует на недемократические действия власти. И надо понимать, что Порошенко - не Янукович. У государства нет больше подушек безопасности. Выстроить лояльную вертикаль президентской Администрации до рядового нацгвардейца на страже правительственного квартала вряд ли удастся. Напротив, финансовая ситуация такова, как у инъекционного наркомана. Не получишь следующего транша-укола - ломка и смерть в мучениях. А еще рядом коварный и лютый враг, который ожидает любого возмущения в Киеве, чтобы похоронить не только все то, что мы называем достижениями Революции достоинства. Нет. Целую страну вместе со всеми, кто себя с ней отождествляет.
—
Богдан Буткевич, опубликовано в издании Тиждень.UA
Перевод: Аргумент
В тему:
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Новини
- 18:06
- Павло Себастьянович: Яким має бути бюджет воюючої країни
- 16:06
- Мирослав Гай: Питання рекрутингу та мобілізації
- 14:53
- рф атакувала порт на Одещині: 1 людину вбито, 8 поранено; вражені судна "OPTIMA" та "NS Moon"
- 14:18
- Андрій Гайдуцький: «Очевидно, що за рахунок лише самих українців ми не зможемо підняти економіку України»
- 14:10
- Із стратегії розвитку системи правосуддя України "імені Зеленського" реалізовано лише один пункт
- 12:05
- Шпигунська діяльність Китаю вийшла на безпрецедентний рівень
- 11:13
- Командир "Азову" Денис Прокопенко привітав бійців із Днем створення УПА
- 10:07
- Чоловіків 16-25 років, які оформлюватимуть паспорт, внесуть до реєстру "Оберіг"
- 08:00
- Ворог просунувся у Цукуриному та Золотій Ниві та біля 6 міст і сел
- 20:00
- Тиждень в Україні розпочнеться дощами та заморозками
Важливо
ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ
Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.