Прощай, уголь! Декарбонизация Украины: спасибо оккупантам

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:  Прощай, уголь

Но энергетику страны нужно срочно перестраивать. На оккупированных территориях осталось 95 угледобывающих шахт, 67 из которых государственной формы собственности и 28 – частной. 

20 декабря экспрезиденту Украины Петру Порошенко объявили подозрение в государственной измене. Причина – незаконная покупка угля у ОРДЛО в начале оккупационных действий. Тогдашняя ситуация, в которой оказалось государство, в частности, энергосектор, была непредсказуемой и сверхсложной. Ведь компенсация потерянных в результате объемов угля, в том числе путем импорта и изменения структуры генерации – процесс, требующий времени. Страна нуждалась в электроэнергии и быстрых решениях, а каждое решение имеет свою цену отмечает издание  "ТЕКСТИ".

На эту тему: Порошенко втік закордон, йому підписали підозру в держзраді та сприянні тероризму

Расскажем обо всем последовательно: как развивалась ситуация с потерей добычи угля из-за оккупации Донбасса, к чему это привело и что происходит сегодня.

Почти восемь лет идет вооруженная агрессия Российской Федерации против Украины, в результате которой наше государство потеряло контроль над Автономной Республикой Крым и частью Донецкой и Луганской областей.

Кроме потери наших территорий, война существенно повлияла на технологическую цепочку «уголь-электроэнергия», следовательно и на энергобезопасность страны в целом. Собственная добыча угля в довоенное время полностью покрывала потребности энергетики, сейчас Украина вынуждена импортировать из-за рубежа, большинство из России. Динамика импорта угля из РФ напоминает известную иллюстрацию слона, которого съел удав. Но не велика ли эта добыча?

Крива графіку імпорту нагадує ситуацію з казки “Маленький принц” Антуана де Сент-Екзюпері, де хлопчик намалював удава, який проковтнув слона. Слон – це метафора вугільної галузі України, удав – хижий сусід, який забажав поласувати здобиччю. Як і у випадку дикої природи, така ситуація виглядає як жарт. Проте, як ми переконалися – у кожному жарті є частка істини. Форма істот вимальовує наслідок скоєного – збільшення імпортної залежності

Кривая графика импорта напоминает ситуацию из сказки "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери, где мальчик нарисовал удава, проглотившего слона. Слон – это метафора угольной отрасли Украины, удав – хищный сосед, пожелавший полакомиться добычей. Как и в случае дикой природы, такая ситуация выглядит как шутка. Однако, как мы убедились – в каждой шутке есть доля истины. Форма существ отражает следствие содеянного – увеличение импортной зависимости.

Что мы потеряли?

Угольная промышленность – одна из важнейших составляющих топливно-энергетического комплекса Украины. Уголь – единственный энергоноситель, которым Украина может обеспечить себя самостоятельно в полном объеме. По геологическим запасам ископаемого угля Украина занимает второе (после Германии) место в Европе и восьмое в мире, что создает возможности как для обеспечения собственных внутренних потребностей в угле, так и его экспорта.

На оккупированных территориях осталось 95 угледобывающих шахт, 67 из которых государственной формы собственности и 28 – частной. При этом основные балансовые запасы каменного угля (67%) и подавляющее большинство угледобывающих мощностей Украины сосредоточены внутри Луганской и Донецкой областей. Сегодня на подконтрольной украинскому правительству территории в режиме угледобычи работают всего 47 шахт.

Распределение балансовых запасов каменного угля по областям

Источник: ГНПП "Геоинформ Украины", данные по состоянию на 01.01.2021

На утраченных территориях находится и много вспомогательных предприятий отрасли: шахтостроительные и спасательные подразделения, предприятия, обеспечивающие процесс угледобычи и охраны труда.

В результате боевых действий повреждена и разрушена часть угледобывающей и транспортной инфраструктуры, часть шахт закрыта и затоплена. Оборудование многих закрытых шахт разграблено и вывезено как металлолом. Все это делает невозможным или существенно усложняет эксплуатацию угледобывающих шахт после деоккупации.

По расчетам Центра экономических стратегий, экономический ущерб из-за оккупации Донецкой и Луганской областей насчитывает 375 млрд грн без учета стоимости активов, расположенных на неподконтрольных Украине территориях.

Кроме того, оккупация привела к серьезным экологическим последствиям: загрязнение поверхностных и грунтовых вод растворимыми элементами угля, выделение газа, проседание грунтов, разрушение зданий и т.д.

С конца 2014 года самопровозглашенные власти ОРДЛО не предоставляют официальную информацию о состоянии угледобывающей отрасли на неподконтрольных Украине территориях. Соответственно, нет данных о фактических объемах добычи угля и экологическом состоянии региона.

Добыча упала втрое

Уголь является основным горючим для тепловой генерации, и собственная добыча полностью покрывала эти потребности. По данным Минэнерго, к началу военных действий на Востоке Украины годовая добыча угля составила более 80 млн. тонн рядового угля, треть из которых – антрацитовой группы (марки А и П).

Добыча угля по маркам до начала военных действий

Источник: Минэнерго, данные за 2013 год

Уже в 2014 году общие объемы добычи уменьшились до 65 млн тонн, а по итогам 2015 года – до 39,7 млн ​​тонн, то есть более чем вдвое по сравнению с объемами до начала оккупации.

Хотя боевикам не удалось полностью захватить территорию Донбасса в административных границах областей, они установили контроль над территориями, где сосредоточено 100% добычи антрацитового угля.

Общая добыча угля в Донецкой и Луганской областях в 2013 году составила почти 64 млн тонн, или 76% от общеукраинской добычи, тогда как в 2015 году – более чем в три раза меньше, а именно 19 млн тонн, или 47% от общеукраинской.

Добыча антрацита к 2017 году упала до нуля. Это именно тот уголь, который на момент оккупации обеспечивал работу 7 из 14 тепловых электростанций страны.

Динамика добычи угля в Украине за 2010–2021 гг., млн тонн

Источник: Минэнерго, данные за 2021 год содержат показатели за январь – ноябрь

Следует отметить, что добытый уголь с оккупированных территорий до марта 2017 года еще поступал на подконтрольную правительству с ООО «ДТЭК Свердловантрацит», ООО «ДТЭК Ровенькиантрацит» и других, о чем свидетельствуют данные Минэнерго. Это продолжалось, пока в ОРДЛО не провели «национализацию» украинских предприятий.

Тогда же, в 2017 году правительство приняло решение о прекращении перемещения грузов, в частности, угля, через линию столкновения в пределах Донецкой и Луганской областей. Украина полностью потеряла поставки собственного угля с оккупированных территорий, в том числе и антрацита. По данным СМИ, несколько лет уголь с неподконтрольных территорий попадал в Украину, в том числе под видом импорта из России.

Хотя Украина и сохранила часть добычи на подконтрольных территориях, однако в течение 2017-2020 годов добыча угля сокращалась на 5-7% ежегодно.

Последствия для энергосистемы

Упомянутые выше утраты и падение объемов добычи угля напрямую повлияли на энергобезопасность Украины, ведь без необходимого топлива осталось значительное количество тепловых электростанций (ТЭС). В украинской электроэнергетике именно ТЭС используются в качестве основного инструмента регулирования графика пиковой нагрузки: вечером и утром.

В общей структуре производства электроэнергии в 2014 году тепловая генерация обеспечила 43,4% производимой электроэнергии.

Структура производства электроэнергии в Украине за 2014–2021 гг., млн МВт*ч

Источник: НЭК "Укрэнерго", данные за 2021 год содержат показатели за январь-ноябрь

Потеряв отлаженные поставки угля с оказавшихся на оккупированной территории шахт, тепловые электростанции сократили производство электроэнергии, а часть станций должны были временно прекратить работу в ожидании топлива.

На эту тему: При пособничестве Порошенко Ахметов взял под полный контроль «ДТЭК Днипроэнерго» и «ДТЭК Днипрооблэнерго»

Особенно дефицит угля почувствовали ТЭС, точнее - работающие на антраците энергоблоки, поскольку запасы антрацитового угля стремительно начали падать осенью 2014 года.

Запасы угля на складах ТЭС за 2014–2015 гг., млн тонн

Источник: НЭК “Укрэнерго”

За год доля тепловой генерации в общем энергомиксе упала с 43% до 35%, которую частично компенсировали другими видами генерации, в том числе атомной.

Следствием дефицита маневровых мощностей ТЭС, в частности в периоды пиковой нагрузки энергосистемы (с 08:00 до 20:00), стали веерные отключения электроэнергии выбранным категориям потребителей по всей стране.

Доля ТЭС в ежечасной структуре генерации электроэнергии за 2014–2015 гг., %.

Червоним позначено години, коли частка генерації ТЕС була найменша, зеленим – найбільша. Джерело: НЕК “Укренерго”

Красным обозначены часы, когда доля генерации ТЭС была наименьшая, зеленой – наибольшая. Источник: НЭК "Укрэнерго". Красным обозначены часы, когда доля генерации ТЭС была наименьшая, зеленой – самая большая. Источник: НЭК “Укрэнерго”

Импорт – первый компенсатор

Как отмечалось ранее, собственная добыча угля упала более чем в два раза. Перекрыть этот дефицит более-менее удалось благодаря импорту и внесению изменений в структуру потребления ТЭС.

Системное увеличение импорта угля началось после запрета правительства в начале 2017 года перемещать грузы угля через линию столкновения.

Решить эту проблему пытались, обеспечив генерирующие предприятия достаточным финансированием. Для этого в структуру цены электроэнергии заложили цену угля по импортному паритету, что более известно как формула «Роттердам +».

Впрочем, это не привело к желаемой диверсификации и существенному уменьшению зависимости от импорта из РФ. В 2017 году доля России в общем импорте угля была 74% и достигла 92% в 2020 году.

Импорт угля для нужд энергетики в 2014–2021 гг., млн тонн

Источник: Минэнерго, данные за 2021 год содержат показатели за январь – октябрь

Уголь для нужд энергетики Украина закупает из Южно-Африканской Республики (ЮАР), США, Казахстана, Польши и Австралии.

Антрацитовый уголь составляет базу импорта и поступает в большей степени из России. В течение 2017-2019 годов из страны-агрессора было импортировано 11,5 млн. тонн угля антрацитовой марки. Для сравнения: кроме России, уголь закупался еще из ЮАР (1 млн. тонн) и из США (0,73 млн. тонн).

В последние два года (2020–21 гг.) из-за пандемии значительно сократилось потребление электроэнергии, а значит, уменьшилась потребность в импорте угля – объемы закупок антрацита составляли 4 млн. тонн и поступали исключительно из России.

Изменение структуры потребления – второй компенсатор

Уменьшение зависимости от внешних поставок антрацита первоначально произошло благодаря усиленному использованию энергоблоков ТЭС, работающих на угле газовой группы. Впоследствии начали модернизировать оборудование, работающее на антраците, чтобы можно было использовать уголь газовой группы.

В 2017-2019 годах на сжигание газового угля было переведено 10 энергоблоков ТЭС общей установленной мощностью 2,1 ГВт.

В 2017 году переоборудовали на сжигание газового угля 2-й и 5-й блоки Змиевской ТЭС, общей мощностью 360 МВт, 7-й и 8-й блоки Приднепровской ТЭС (300 МВт).

В 2018 году: 4-й блок Трипольской ТЭС (300 МВт), 6-й блок Змиевской ТЭС (185 МВт), 9-й блок Приднепровской ТЭС (150 МВт).

В 2019 году: 3-й блок Трипольской ТЭС (300 МВт), 10-й блок Приднепровской ТЭС (150 МВт) и 1-й блок Криворожской ТЭС (315 МВт).

Динамика изменений установленной мощности ТЭС ГК по видам топлива на протяжении 2015–2021 гг., тыс. ГВт

Источник: НЕК "Укренерго", данные за 2021 год по состоянию на 30.11.2021

Благодаря переоборудованию энергоблоков потребление антрацитового угля в Украине существенно сократилось: з 12,8 млн тонн в 2016 году до 6,1 млн тонн в 2017 году и до 2,9 млн тонн в 2020 году.

На эту тему: Как Россия оккупирует Украну при содействии Ахметова

Преодолели ли кризис?

Краткосрочно кризисную ситуацию по обеспечению ТЭС углем удалось разрешить, впрочем, в долгосрочной перспективе появились новые проблемы.

К 2020 году ситуация выровнялась благодаря модернизации и переоборудованию энергоблоков. Увеличение атомного и возобновляемой генерации помогли частично справиться с последствиями оккупации, однако не избавили украинскую энергетику от угольной зависимости.

Учитывая основное направление импорта, Россия получила еще один рычаг влияния на Украину. Ситуация с запасами угля в конце 2021 года – яркий пример: на складах электростанций есть 0,5 млн тонн угля, что является историческим минимумом за последние годы, и около 20 блоков не работают из-за отсутствия топлива.

Все это свидетельствует о том, что Украине нужно активно двигаться в направлении изменения энергомикса генерации, в частности, ввода маневровых мощностей на других видах топлива, в том числе и возобновляемых.

Оксана Зуева, опубликовано в издании ТЕКСТИ


На эту тему:

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Новини

20:00
У середу в Україні сухо на півдні та сході, ніччю - заморозки
18:07
Юрій Ніколов: Корупційна історія Сольського - для розуміння того, наскільки укорінена в Україні корупція
17:57
"Porsche на тестя": у заступника начальника поліції Дніпра знайшли 14 млн незаконних активів
17:34
"Довічне" отримав нацгвардієць, який розстріляв своїх співслужбовців на заводі Південмаш у Дніпрі
16:03
На Волині сержант отримав 15 років тюрми за вбивство двох добровольців
15:02
Ціна на газ для населення залишиться незмінною до травня 2025 року
14:06
Захід нарешті помітив російських терористів у рясах
13:59
ДП "Документ" тимчасово не видає документи за кордоном
12:03
Сергій Удод ("Гудвін"): Як організувати ефективну медслужбу в батальйоні
11:03
Звичайне шахрайство: жителі "хрущовки" з Нетішина переказали понад 3,6 млн грн партії "Слуга народу" - Рух "Чесно" викрив мережу фіктивних донорів партії влади

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]