Цена халатности

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото: УНИАН

Почему основной вызов в энергетической сфере ждет Украину в следующем, а не в этом отопительном сезоне.

Внимание представителей украинской власти приковано к тушению очередного пожара в энергетической сфере, а в фокусе находятся тактические шаги. Однако основные вызовы все отчетливее формируются на отдаленную перспективу, отмечает издание  "Тиждень".

Во время выступления в парламенте 8 октября действующий министр энергетики Герман Галущенко констатировал, что «этот отопительный сезон пройдет под значительным влиянием мирового энергетического кризиса. В условиях стремительного роста цены на углеводороды и их тотального дефицита в этот осенне-зимний период делаем ставку на атомную генерацию». Далее он, как и ряд других топчиновникив в последнее время, заверил о достаточности запасов газа в подземных хранилищах газа (ПХГ) для этой зимой.

На эту тему: Глупость или измена

Однако подобные заявления только показывают, что во власти до сих пор не поняли, что нынешний энергетический кризис, который бурлит не только в Европе, но и в мире, для Украины представляет наибольшую угрозу не в этом, а в следующем или даже следующих отопительных сезонах. Придется преодолевать последствия многолетнего отсутствия стратегического подхода к национальной безопасности, в том числе и в этой области. Например, отсутствия на восьмом году войны с Россией последовательного укрепления собственных позиций на энергетическом фронте. Как следствие, Украина может уже через год оказаться перед сложным выбором новых кабальных соглашений с Москвой или энергетическим и экономическим шоком.

Если цены на природный газ на спотовых рынках не вернутся к умеренному диапазону, а дефицит угля в мире будет углубляться, то к осени 2022 года имеющийся минимальный запас прочности в украинской энергетике полностью иссякнет, а восстановить его может не получиться.

Министр энергетики, как и остальные должностные лица Нафтогаза, утверждает, что в ПХГ почти 18,8 млрд м3 голубого топлива при минимально определенном правительством уровне в 17 млрд м3. На первый взгляд, это действительно так. Однако 4,6 млрд м3 из них - так называемый буферный газ, который нельзя использовать для нужд потребителей зимой. Кроме того, отопительный сезон еще не начался, а хранилища не только прекратили наполнять, но и уже начали использовать. Из 14 млрд 213 млн м3 на 1 октября запасы уменьшились до 14 млрд 135 млн м3 по состоянию на 10 октября.

Это происходит даже не из-за потребления газа в нашей стране, а в результате активного экспорта в ЕС. Например, 10 октября в Украину на всех точках входа поступило 90,5 млн м3 голубого топлива (из них 86,8 млн м3 - с РФ), тогда как в страны Европы поставлено 99 млн м3. 9 октября - 88,7 млн м3 и 101,1 млн м3 соответственно, и так далее. Газ отбирают из хранилищ частные компании, которые наряду с Нафтогазом ранее закачивали его в украинские ПХГ. Теперь он вполне закономерно идет для продажи в Европе в условиях рекордных цен. В отопительный сезон отток газа в западном направлении может и превышать те несколько миллионов кубометров в сутки, которые фиксируются сейчас, ведь всего у частных компаний в наших ПХГ миллиарды кубометров голубого топлива.

На эту тему: Опалювальний сезон загрозжений через борги облгазів у 9 мільярдів – Оператор ГТС

Внутренняя добыча вместо роста продолжает падать. Например, за 8 месяцев с начала 2021 года она уменьшилась на 520 млн м3, если сравнить с аналогичным периодом 2020-го, и на 800 млн м3 по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. При нынешних ценах, чтобы компенсировать эти 800 млн м3, нужно заплатить почти миллиард долларов, и то при условии, что эти объемы можно будет физически поставить в Украину.

В то же время спад происходит преимущественно из-за государственной компании «Укргаздобыча». Всего в течение 2020 года «Укргаздобыча» сократила добычу на 5% - до 14,2 млрд м3, хотя, согласно программе 20/20, утвержденной еще 2016 года, должна была наоборот увеличить его до 20 млрд м3. И хотя частные газодобывающие компании наращивают добычу - до конца текущего года прогнозируется исторический рекорд в 5 млрд м3 (в 2020 году - 4,9 млрд м3), однако такого темпа явно недостаточно даже для того, чтобы компенсировать обвал добычи в госкомпании.

Между тем возможности для импорта газа из ЕС постоянно уменьшаются из-за целенаправленных действий Газпрома. Например, после заключения газового соглашения с Венгрией о поставках туда топлива «Турецким потоком», фактически полностью утрачены возможности для реверса по этому маршруту.

Даже если отопительный сезон 2021/2022 и удастся пройти на накопленных запасах в украинских ПХГ, остается открытым вопрос о том, удастся ли восстановить запасы в них хотя бы до минимально необходимых для прохождения следующего отопительного сезона. По крайней мере, пока очевидно, что Газпром целенаправленно создает Украине препятствия в достижении этой цели.

Президент РФ Владимир Путин недавно прямо заявил, что «Газпром считает, что ему экономически целесообразнее, выгоднее даже было бы заплатить Украине штраф, но увеличить объем прокачки новыми системами ... Давление больше в трубе, меньше выбросов в атмосферу СО2, дешевле все получается - под 3 млрд в год. Но я прошу этого не делать». Пока что. И самое главное - говорится в лучшем случае лишь об объемах в пределах контрактных обязательств, которые уже с текущего года уменьшены до 40 млрд м3 в год.

Например, в последнее время, как было отмечено выше, транзит из России упал ниже 90 млн м3 в сутки, что за год выводит в лучшем случае на 32-33 млрд м3. В условиях дефицита газа на европейском рынке доля этого топлива, которую мы сможем купить у компаний, для которых он транзитируется по территории Украины, вряд ли будет достаточно большой. В конце того же выступления Путин, не скрываясь, очертил сценарий, при котором соблюдать соглашения Газпрому будет не нужно. «Там (в украинской ГТС. - Ред.) в любой момент может что-то лопнуть, произойти. И тогда настанет вообще неблагоприятные последствия для всех».

Венгрия - лишь первая ласточка. Дефицит и высокие цены на спотовом рынке ЕС, если они будут удерживаться даже на несколько ниже от нынешнего уровне и в течение 2022-го, ставит под сомнение способность даже возможность физически найти необходимые для пополнения украинских ПХГ объемы голубого топлива.

Однако за два последних года украинская власть критически ослабила позиции государства еще и из-за нарастания проблем в электроэнергетике. Ставка на максимизацию выработки тока на АЭС, которую заявил действующий министр энергетики во время выступления в ВР, - это все же лишь частичное и очень условное решение проблемы. По словам Галущенко, чтобы даже после этого покрыть дефицит угля внутренней добычи, Минэнерго планирует из 15,3 млн т топлива, которое нужно в отопительный сезон, импортировать 6,2 млн т. По его же данным, энергетические компании законтрактовали пока лишь около 4 млн т, а еще более 2 млн т придется искать на все более дефицитном мировом рынке и этого вида топлива.

И здесь приходится напомнить, что только в 2020 году добыча энергетического угля в Украине уменьшилась на 4,5 млн т, по сравнению с также далеко не рекордным уровнем 2019-го. Даже в течение только двух последних месяцев, за которые сейчас есть данные, - июля-августа 2021-го - как свидетельствуют данные Госкомстата, в стране было добыто еще на 7,6%, или 215 тыс. т энергетического угля меньше, чем в те же месяцы 2020-го. Хотя подорожание и будущие проблемы с предложением угля на мировом рынке были более чем очевидными. В то же время с начала года наша угольная генерация быстро переходила на импортное твердое топливо. В частности, как свидетельствуют данные таможенной статистики, один только импорт антрацита из России за 9 месяцев 2021 года вырос, если сравнить с аналогичным периодом прошлого, с 1,86 млн т до 2,85 млн т, или более чем 53%.

Дефицит энергетического угля в Украине является вполне искусственным. Он вызван шантажом монополиста - ДТЭК Рината Ахметова. Только в прошлом году эта компания отказалась от добычи энергетического угля на «Добропольеуголь». Забрав в руки благодаря политическому влиянию на тогдашнюю власть наиболее рентабельные и производительные рудники, компания искусственно сдерживает наращивание на них добычи, чтобы максимизировать рентабельность. Закономерное сокращение добычи на менее эффективных старых государственных шахтах приводит к тому, что общий его объем в стране сокращается. Делается это с единственной целью: обосновать резкое повышение цен на топливо внутренней добычи ДТЭК Рината Ахметова. И без принудительного измельчения этой монополии и продажи ее частей по-настоящему независимым трем-четырем частным владельцам ситуация не изменится.

Удастся ли импортировать законтрактованные 4 млн т энергетического угля в условиях роста спроса на него на мировом рынке, что наблюдается вслед за газом, остается вопросом. Если нет, то его дефицит придется также покрывать путем сжигания дополнительных объемов газа. Это, безусловно, будет создавать дополнительное давление на запасы в украинских ПХГ уже этой зимой. Что будет к следующему отопительному сезону - можно только догадываться, ведь, отработав на полную во время отопительного сезона, украинские АЭС после завершения так же массово вынуждены будут идти на кратко- и среднесрочные ремонты. Компенсировать их мощности, кроме как угольными блоками, будет нечем, особенно во время пиков летом.

На эту тему: Энергетическая политика: глупость или преступление

В течение последних лет Тиждень неоднократно привлекал внимание к пренебрежению потребностями энергетической безопасности со стороны украинской власти, причем как нынешней, так и предыдущей. Прежде всего подчеркивалась необходимость не только сохранения, но и увеличения добычи тех энергоресурсов, которые в Украине есть в достаточных для внутреннего потребления объемах (как природного газа, так и угля газовых марок). Но соответствующие предостережения и рекомендации игнорировались во властных коридорах. Ставка делалась на получение легких и быстрых прибылей на схемах импорта природного газа и угля.

Как следствие, Украина сегодня значительно более уязвима к нестабильности на внешних рынках, чем была даже пять лет назад, хотя за это время могла наоборот стать значительно сильнее. Сегодня страна стоит перед вызовом, когда появится необходимость конкурировать за энергоресурсы с гораздо более сильными экономиками. Не исключено даже, что мы можем столкнуться с проблемами, вызванными административными ограничениями на торговлю критически необходимыми нам энергоносителями.

Александр Крамар,  опубликовано в издании Тиждень


На эту тему:

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]