Версия для печати
Основным фактором событий под Иловайском в конце августа 2014 года стало прямое вторжение Вооруженных сил Российской Федерации на территорию Украины.
Такие выводы экспертизы озвучил генеральный прокурор Юрий Луценко в пятницу на заседании комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны.
Ниже приводим основные тезисы расследования причин Иловайской трагедии, изложенные Генпрокурором Ю. Луценко.
1. Основной фактор «Иловайской трагедии» — прямое вторжение РФ
«Фактор пятый, который, по выводам экспертов, единственный находится в прямой причинно-следственной связи с „Иловайской трагедией“, стала военная агрессия Вооруженных сил Российской Федерации РФ, прямое военное вторжение на территорию Украины», — сказал он.
Луценко отметил, что наиболее масштабное вторжение Вооруженных сил РФ произошло в 4.00 утра 24 августа 2014 года.
«Силы вторжения состояли из 9 батальонно-тактических групп. 3,5 тыс. человек личного состава перешли границу Украины. Границу также перешло до 60 танков, до 320 БМД, БМП, до 60 пушек, до 45 минометов, 5 ПТРК», — рассказал он
Генпрокурор заявил, что на военной технике ВС РФ были сняты или замаскированы опознавательные знаки.
«В то же время, с целью введения в заблуждение и дальнейшего убийства украинских военнослужащих, на российскую технику были нанесены опознавательные знаки украинских подразделений, что прямо запрещается Женевской конвенцией», — подчеркнул он.
По словам Луценко, соотношение украинских силовых подразделений к российским силам вторжения и террористическим организациям «ДНР» и «ЛНР» в районе Иловайска на тот момент составляло: по личному составу 1 к 18, по танкам — 1 к 11, по бронетехнике — 1 к 16, по артиллерии — 1 к 15, по «Градам» — 1 к 24.
Кроме того, группировка Вооруженных сил РФ вдоль восточной границы Украины, вблизи к украинской территории, на тот момент насчитывала 35 батальонно-тактических групп и ротно-тактических групп, что в сумме составляло не меньше 45 тысяч военнослужащих, до 160 танков, 1 тыс. 360 БМП и БТР, 350 единиц артиллерии, 130 единиц РСЗО, 192 боевых самолета, 137 вертолетов.
«Оценивая эту реальную угрозу российского вторжения на всем участке границы, Вооруженные силы (Украины) не располагали достаточным количеством сил для наращивания войск на Донецком направлении и одновременного обеспечения обороны всей протяженности украинской границы», — указал Луценко.
Генпрокурор подчеркнул, что в результате вторжения Вооруженных сил РФ и их продвижения в направлении Иловайска 24-25 августа 2014 года батальоны МВД «Днепр-1», «Миротворец», «Свитязь», «Херсон», «Ивано-Франковск», батальон Нацгвардии «Донбасс», а также войска сектора «Б», которые находились в районе Иловайска, попали в окружение.
2. Основные ошибки руководства во время «Иловайской трагедии»
Главными ошибками украинского руководства во время событий в Иловайске стали ошибки при планировании операции и не реагирования при изменении обстановки в зоне АТО.
«Эксперты считают, что все ошибки военного руководства сводятся к нарушению установленного порядка планирования и проведения боевых действий по освобождению Иловайская силами АТО... в период с 8-20 августа 2014 года. Также, несоответствие фактических действий должностных лиц указанным требованиям и оперативной обстановке», — сказал Луценко.
Он конкретизировал, что данные разведки, которые свидетельствовали, что в Иловайске еще до начала операции по освобождению было сосредоточено около 1200 боевиков с техникой и укреплениями «не были приняты в расчет при составлении замысла».
«Применение добровольческих батальонов в меньшем количестве при атаке, с точки зрения экспертов, было ошибкой и нарушением ряда нормативных документов», — сказал Луценко.
Также он рассказал, что военное руководство Украины после вторжения российских войск, которое началось до событий в Иловайске, «не изменило свой замысел» и «не отдало приказы по отступлению, или другим действиям военнослужащим».
«Реального документа письменного или даже устного следствием не зафиксировано», — сказал Луценко.
3. Во время Иловайской трагедии сектор Д получил приказ об отступлении
24 августа 2014 года командование воинских подразделений отдало приказ об отступлении сектора Д (район действий на Донбассе вдоль границы с Россией) в Луганскую область.
«У следствия есть вопросы, как передислоцировались, и правильно ли было сделано, что их (войска из сектора Д — УП) вывели... Принятое командованием решение о выводе через Луганскую область было правильным. Но это резко изменило ситуацию, это означало, что Иловайское отступление осталось открытым справа», — отметил генпрокурор.
В свою очередь руководитель следственного управления, которое осуществляет досудебное расследование в отношении Иловайской трагедии Юрий Рудь отметил: «На протяжении определенного периода был санкционированный и несанкционированный выход 24 августа. Приказ о передислокации подразделений 24 августа был», — сказал он.
«Нами дана оценка действий руководителя сектора Д и руководителя сил АТО относительно расформирования сектора Д вообще, мы все это описали и предоставленное время нами назначена целый ряд, 15 экспертиз, которые касаются каждого руководителя, который в то время давал приказ. Это начиная с Муженко, заканчивая последним руководителем. Это 15 человек», — сказал в свою очередь директор Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз Александр Рувин.
4. Следствие Иловайска оперирует цифрами: 366 убитых, 429 раненых
Под Иловайском в августе 2014 года погибли 366 украинских военнослужащих, еще 429 получили ранения.
Таковы официальные цифры, установленные экспертизой, результаты которой озвучил генпрокурор.
«Следствие оперирует цифрой 366 убитыми и 429 раненых и 300 пленных. Эти выводы базируются на судебно-медицинских, иммунологических и генетических экспертизах а также показаниях свидетелей», — сказал он.
Луценко подчеркнул, что за каждой из этих цифр стоит экспертное и юридическое заключение.
«Все остальные данные не подтверждаются... Если у кого-то есть другие фамилии — нужно обратиться к следствию и в случае установления правдивости эта цифра может меняться», — отметил генпрокурор.
5. О вероломстве российской армии
Во время «Иловайской трагедии» переговоры с российской стороной вел начальник Генштаба Виктор Муженко. Об этом заявил Генпрокурор.
«Контакты между украинской и российской стороной происходили. И их проводил начальник Генштаба Муженко в присутствии свидетелей, а также заместитель Генерального штаба РФ генерал-полковник Богдановский», — сказал он.
Луценко сказал, что это не следует рассматривать как «исключительную ситуацию».
«Такая возможность диалога предусмотрена Женевскими соглашениями. Как исторический пример могу сослаться на аналогичные действия руководства израильской и египетской армии во время войны на Синайском полуострове, где окруженная египетская армия запросила „зеленые коридоры“ и получила их от руководства израильской армии», — сказал он.
Луценко подчеркнул, что действия российской армии свидетельствуют ее «вероломстве».
«Вероломство в том, что были нанесены украинские опознавательные знаки на технику, вероломство в том, что были даны гарантии на выход, а людей расстреливают в упор, является юридической констатацией, которая ляжет в основу решения международного суда», — сказал он.
6. 18 представителей властей РФ будут судить заочно
Генеральный прокурор Юрий Луценко отмечает, что ко всем 18 представителям российской власти и руководства Вооруженных сил РФ, которые были уведомлены о подозрении в совершении преступлений против основ национальной безопасности Украины, будет применена процедура заочного осуждения.
«Относительно всех подозреваемых будет применена процедура заочного осуждения. Первое решение украинских судов мы уже получили и надеюсь, в ближайшие недели получить их по всем 18 подозреваемых», — сказал генпрокурор.
Он отметил, что все они объявлены в государственный розыск, в отношении них есть решение суда о задержании и доставке в суд для избрания меры пресечения.
«Будучи реалистами, мы понимаем, что высшее руководство России, которое начало войну с Украиной, вряд ли приедет в Киев, мы также сотрудничаем с офисом прокурора Международного уголовного суда», — сказал Луценко.
В то же время он прокомментировал реакцию российской стороны на предъявленные обвинения:
«Когда гражданин Глазьев написал мне письмо, не соглашаясь с подозрением, намекая на некую мифическую Гаагу по так называемому „военному перевороту“ в Украине, то могу сказать одно: дедушка Фрейд работает, Гаага была упомянута в этом письме», — сказал Луценко.
«Выбор у тех, кто решил против Украины, кто убивал наших военнослужащих и мирных граждан один — или Киев, или Гаага, третьего пути нет», — отметил генпрокурор.
В тему: