Российские генералы верят, что НАТО собирается убить Путина - Bloomberg
Россия опасается не столько новых батальонов НАТО в балтийских странах, сколько противоракетных систем.
Об этом пишет обозреватель Bloomberg Марк Чемпион в своей статье «Brexit не означает, что Россия больше не беспокоит НАТО» (Bloomberg, 6 июля), перевод которой мы вам предлагаем ниже.
***
В эту пятницу, спустя две недели после голосования Великобритании за выход из Евросоюза, которое пошатнуло уверенность в одном из столпов трансатлантического альянса, лидеры стран НАТО встретятся, чтобы продемонстрировать единство перед лицом восстанавливающей свою силу России.
На двухдневной встрече в Варшаве НАТО объявит о развертывании войск, чтобы убедить своих восточноевропейских членов в готовности их защищать. Но чего саммит точно не сможет сделать, так это уменьшить угрозу конфликта с Россией, как считают военные аналитики и бывшие дипломаты. Дело в том, что шаги, предпринимаемые альянсом, недостаточны, чтобы сдержать потенциальное нападение России, но чрезмерны с точки зрения умиротворения России, говорят эксперты.
28 членов НАТО разместят в балтийских странах и Польше четыре батальона для укрепления обороны восточных рубежей. Они также поддержат решение Черногории стать членом альянса и усилят связи с бывшими советскими республиками — Грузией, Молдавией и Украиной. В регионе вскоре будет полностью введена в строй система противоракетной обороны.
«Саммит продемонстрирует каждую из тех вещей, которые уже пятнадцать лет вызывают раздражение в двусторонних отношениях, — считает бывший британский советник НАТО по вопросам России Эндрю Монаган, ныне аналитик лондонского экспертного центра Chatham House. — Каждый раз, когда НАТО рассматривает вопрос о развертывании войск, следовало бы думать о том, что в ответ на это собирается сделать Россия». Но, по его мнению, вместо этого альянс вступает в переговоры сам с собой, а потом уже раздумывает, чем ответит Кремль. «В отношениях с Россией мы ни там, ни тут», — говорит Монаган.
При всех разговорах о единстве альянса у членов НАТО нет согласия по вопросу о том, как разрешить эту проблему «ни там, ни тут». Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер недавно обвинил НАТО в «бряцании оружием» из-за военных учений на территории стран, граничащих с Россией. Восточноевропейские лидеры, напротив, хотят от НАТО большего.
Резкая реакция
«Я вижу, что НАТО, хоть и с опозданием, движется в правильном направлении, но это не должно быть нашим последним словом, — сказал в интервью по телефону бывший министр иностранных дел Польши Радек Сикорский. — Всего этого не случилось бы, если бы Путин не вторгался в другие страны. Именно президент Путин бросил вызов НАТО».
Россия резко прореагировала на планы НАТО еще до того как они были окончательно сформулированы. В мае министр обороны России объявил о развертывании трех новых дивизий в европейской части страны, ссылаясь на действия НАТО. На прошлой неделе президент Путин на встрече с российскими послами говорил, что «альянс не только ищет в поведении России подтверждения легитимности и целесообразности своего существования, но и предпринимает в отношении нас реальные конфронтационные шаги». Он призвал «адекватно реагировать» на это.
Президент Польши Анджей Дуда и заместитель министра обороны США Роберт Уорт на открытии противоракетной станции США в Редзиково, Польша, 13 мая 2016 года. Фото: Michal Fludra / NurPhoto / AP / East news
На прошлой неделе Евросоюз продлил до января санкции, введенные против России в связи с кризисом в Украине, хотя внутри ЕС все чаще раздаются призывы к их смягчению. США тоже сохраняют свои ограничения.
Вызов с востока — не единственный пункт в повестке саммита. Также обсудят работу альянса по сдерживанию потока сирийских беженцев через Эгейское море и продолжающееся присутствие НАТО в Афганистане. Если восточноевропейских членов альянса беспокоит в основном Россия, то южные страны больше озабочены угрозами с Ближнего Востока.
«Минная растяжка» НАТО
НАТО говорит, что войска, которые планируется развернуть в Польше и балтийских странах, будут действовать только в качестве «минной растяжки» в случае нападения России. Четыре международных батальона должны убедить членов альянса, входивших прежде в СССР или в Варшавский пакт, что в случае нападения на них НАТО придет на помощь. Но это всего четыре тысячи солдат — около половины численности любой из трех новых дивизий, которые планирует развернуть Россия.
Наращивание военной мощи на Балтике
Данная схема демонстрирует предлагаемое развертывание войск России и НАТО.
Российские официальные лица видят в этом угрозу. «Они смотрят и видят, что НАТО разворачивает свои части в двух часах езды от Санкт-Петербурга», — подтверждает директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин.
В опубликованном во вторник докладе британского парламента сформулирована проблема, с которой столкнутся лидеры НАТО в пятницу: Россия воспримет нерешительный ответ альянса как признак слабости, но запугивание ее может обострить антагонизм.
Москву беспокоит не столько запланированное развертывание войск, сравнительно небольшое, сколько планы противоракетной обороны. Этой весной альянс объявил о вводе в строй первой части этой системы, расположенной в Румынии. В Польше строится вторая противоракетная база.
Цель: Путин
По словам старейшего военного аналитика из Москвы Павла Фельгенгауэра, Кремль обеспокоен тем, что пусковые установки противоракетной системы НАТО можно использовать для запуска крылатых ракет, способных за несколько минут долететь до резиденции Путина в Сочи. «В Генштабе верят, что все это только прикрытие, что базы создаются для первого удара с целью убить Путина», — отмечает Фельгенгауэр.
США и НАТО утверждают, что базы предназначены для защиты от любой потенциальной ядерной атаки стран-изгоев и не представляют никакой угрозы для гигантского ядерного арсенала России. Российские военные в этом не уверены, говорит Фельгенгауэр. Генералы, определяющие стратегическое мышление Кремля, не верят в добрые намерения НАТО, а вполне естественное уважение к технологической доблести США у них только усиливает чувство опасности.
Открытый конфликт между Россией и альянсом, по мнению Фельгенгауэра и других экспертов, остается маловероятным, но так же маловероятно и какое-либо широкое урегулирование отношений между ними. Все чаще корабли и самолеты альянса и России оказываются близки к столкновению, особенно в Балтийском море.
Даже сторонники жесткого ответа России понимают, что нужны более сильные постоянные контакты — и на военно-техническом уровне, и на самых высоких политических, — чтобы избежать непреднамеренной эскалации. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сказал, что надеется провести после саммита заседание Совета Россия — НАТО, но аналитики считают, что этого вряд ли будет достаточно.
«Большинство тех, кто участвует в нынешних событиях, не помнит Холодную войну, — говорит профессор Гарвардского университета Грэм Аллисон, который в 1980-х годах был советником Пентагона. — Когда имеете дело с русскими, вы всегда в шаге от опасной разновидности игры в гляделки».
В тему:
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Новини
- 14:05
- Браковані міни: Міноборони проігнорувало проблеми та відправило боєприпаси на фронт, - ЗМІ
- 12:08
- Верховний Суд поставив крапку в оскарженні націоналізації ПриватБанку: банк не повернуть Ігорю Коломойському
- 10:01
- The Times: Енергетична "корупція" ставить українців перед смертельним холодом взимку. Дякуємо, Зеленський!
- 08:00
- Ворог просунувся біля 6 населених пунктів - DeepState
- 20:00
- У вівторок в Україні трохи сніжитиме на сході, вдень близько 0°
- 19:02
- НАБУ розслідує справу кума Єрмака про незаконне збагачення на 30 мільйонів
- 19:02
- Постпред президента у Криму Таміла Ташева стала народною депутаткою
- 18:04
- Україна 2025: на межі
- 17:04
- The Times звинуватила українську владу у корупції, через яку провалили реалізацію програми захисту енергооб’єктів
- 16:10
- Юрій Касьянов: Час домовлятися. Поки не пізно
Важливо
ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ
Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.