65 лет назад депортировали жителей Западной Бойковщины

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

В 1951-м со своих исконных территорий, которые передавались Польше, были депортированы более 32 000 жителей западной Бойковщины. Акция началась 13 июня и продолжалась 126 дней. Последний поезд с переселенцами отправился 16 октября 1951-го, 65 лет назад. Так завершилась последняя массовая депортация населения на украинских этнических землях.

Жертвой депортаций во время Второй мировой войны и в последующие после нее годы стали более миллиона украинцев. Наших земляков не только лишали домов, но и уничтожали региональную самобытную культуру.

В результате соглашения между УССР и Польским Комитетом Национального освобождения об «обмене населением» в 1944-1946 годах из приграничных территорий были депортированы 482 000 украинцев. Более 140 000 подверглись принудительному выселению в 1947-м из Лемковщины, Надсяння, Подляшья и Холмщины в результате операции «Висла».

Еще одна печальная страница истории - обмен территориями между СССР и Польшей по соглашению от 15 февраля 1951-го, который представлял собой одно из крупнейших в послевоенной Европе изменений государственных границ (по 480 кв. км. с обеих сторон). Польша получила территории с запасами нефти и газа, зато в СССР перешли земли в Люблинском воеводстве из не разработанных, но перспективными угольными месторождениями и удобным железнодорожным сообщением.

Насильственному выселению подлежало украинское население Нижне-Устрицкого и частично Хиривского и Стрелковского районов тогдашней Дрогобычской области - этнические земли бойков, всего 42 села и городок Нижние Устрики. На этот раз выселению подлежали все без исключения жители региона, к тому же, в отличие от предыдущих акций, их лишили права свободно избирать место будущего проживания. Почти все бойки хотели поселиться в Западной Украине. Однако их распылили по малозаселенным степям юго-восточных регионов Украины: Николаевской, Одесской, Донецкой и Херсонской областей.

Акцию инициировала польская сторона. Однако некоторые исследователи считают настоящим инициатором акции Советский Союз.

В тему: Кто запустил «Вислу», или «Окончательное решение украинской проблемы в Польше»

Очевидно, одной из причин депортации стал курс сталинского режима на ликвидацию социальной базы украинского подполья (хотя высказываются мнения, что националистическое движение не имело существенной поддержки в Нижне-Устрицком районе). Кроме того, сыграли свою роль экономические факторы и демонстративная поддержка польского прокоммунистического правительства.

«Акция-51», как ее называют некоторые исследователи, проводилась по четкому сценарию. Сначала - идеологический вал пропагандистских мероприятий (как значилось в одном из отчетов: «прочитано 280 лекций на тему: «Сталинская дружба народов», «Большие стройки коммунизма», «Марксизм-ленинизм о религии и путях ее преодоления», «Украинские буржуазные националисты - наемные слуги американо-английских империалистов», «Что дала советская власть трудящимся западных областей Украины»).

Далее в лучших традициях «потемкинских деревень» были сформированы специальные делегации для посещения мест будущего проживания, которые обязывали превозносить колхозную жизнь в Большой Украине. А уже после такой агитации, 13 июня 1951 года начался сам процесс переселения.

Переселение прошло без особых эксцессов, поскольку подразделения УПА на этих территориях были практически ликвидированы, а значительная часть населения подверглась репрессиям со стороны органов госбезопасности как «антисоветские» и «классово враждебные элементы». Люди были запуганы, а за любые факты сопротивления или саботажа мгновенно следовала реакция соответствующих органов.

Последний эшелон отправился от станции Коростенко 16 октября.

В тему: Историк Дмитрий Билый: «Примерно 25% Донбасса — галичане по происхождению»

Согласно документам, освобожденная территория была передана польской стороне 20 октября. Однако за несколько дней перед тем туда вошел отряд МГБ в 800 человек для «проверки территории». Они обнаружили несколько схронов и убили 6 воинов УПА (еще трое отступили в соседний район).

Весь процесс переселения сопровождался бездушным и черствым отношением к людям, для которых уход с исконных мест проживания уже само по себе стал трагедией. Разъединялись семьи, односельчан расселяли по нескольким населенным пунктам. Жители гор попали в необычные для них жаркие регионы. Не было привычных церквей и священников. Строительные материалы разворовывались и разбазаривались, из-за чего несколько семей теснились в одной хижине. Или жили в кладовых, конюшнях, даже землянках. К началу зимы жилье получила лишь четвертая часть новоприбывших. Люди страдали от недостатка продовольствия. И чувствовали усиленное внимание со стороны органов госбезопасности. А на железнодорожных станциях дежурили патрули, чтобы никто не вздумал вернуться на Родину.

Наталья Кляшторная в книге «Акция-51. Последние свидетели» (2006) собрала свидетельства еще живых в то время переселенцев.

Вот некоторые красноречивые фрагменты.

Любомир Лесишак: «Учили детей в школе писать заявление, что хотим добровольно ехать. Чтобы тогда только подписи поставить, что вся семья согласна ... Выселение разделили на 4 этапа. Может, выселили бы всех сразу, но вагонов не хватало».

Павел Мазур: «Энкаведисты ходили и переписывали, сколько людей в доме. Но никто из людей не знал, почему нас переписывают. А то все делали заранее, чтобы все были на учете».

Ирина Мазур: «Как вышли люди из церкви, нас окружили. Сделали сборы - будем вывозить. Как все начало кричать, а потом плакать, а потом умолять. Никто не хотел сюда ехать».

Анастасия Коваль: «Мы некоторые вещи закапывали, когда нас переселяли. Потому что все думали, что еще вернемся. Так оно и до сих пор где-то там закопано ... Две девушки не хотели ехать. Их поймали и силой затолкали в вагоны».

Мария Яслик: «Никто не выступал, когда нас везли на станцию. Люди были запуганы. Только спрашивают как фамилия, а человек уже боится, чтобы в Сибирь не забрали».

Екатерина Вицивская: «Перед тем, как оставить дом, наши люди все углы в доме целовали и землю у порога. Те дома мы оставили нашими слезами умытые».

Иосиф Сельтой: «Говорят, что в вагон добровольно садились, охотно ехали. А мы ехали, как под гипнозом. От горя не понимали до конца, что с нами делают».

Ирина Гентиш: «Когда ехал первый эшелон, играл на вокзале духовой оркестр. Люди просили: не играйте, то вам не праздник, не видите, все плачут».

Федор Грицуняк: «Я ехал в поезде, и смотрю - совсем другой край, жить я здесь не хочу. Думаю: я сбегу из того поезда и домой вернусь. Но меня поймали под Киевом и все равно отправили в Херсон, в Дудчаны».

Юлия Прончак: «Когда ехала с Устрик в Киев, так плакала, что получила болезнь на глаза. Лечили меня в Киеве в больнице. Говорили врачи: так плакать нельзя. А мне жаль было из дома ехать, я до сих пор плачу».

Кристина Попиль: «Хаты строили нам из глины, из черного замеса. В черные, не обмазанные мы заходили. Копали землю, лили воду, затем сечку сыпали, потому и мокрые были те хаты. В первую зиму многие наши людей умерло».

Прямым следствием депортации 1951 года стало полное обезлюживание западной Бойковщины и ее фактическое уничтожение как отдельного региона. 50 000 украинцев и поляков потеряли родную землю, а на месте их сел построили гигантское искусственное море. Солинская ГЭС и Солинское озеро похоронили под водой не только некоторые бойковские села, но и целые горы.

Только через полвека, в 2001-м, более 80 бойковчан смогли пересечь польско-украинскую границу и посетить родной край.

С. Горобець, опубликовано на сайте Український іститут Національної пам’яті

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]