Бизнес-рай для крестьян. Малайзия дает инвентарь и не берет налог, если доход меньше $700

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:   Бизнес-рай для крестьян. Малайзия

Как малый бизнес растят в нормальном государстве.

Джурия имеет небольшой бизнес: печет вкусные пончики на собственной кухне. Пекарское оборудования предоставило ей государство. Так же, как и регулярные кулинарные курсы. С нее не взимают налогов. Не требуют вести бухгалтерию. Ее не донимают инспекции. Она рекламирует продукцию на своей ФБ-странице и имеет много покупателей. В таких же условиях - ее приятельницы и родственники. «У нас сельский бизнес окружен любовью правительства» - смеется Джурия.

Увидев мой интерес к рассказам о том, как живется малому сельскому бизнесу в Малайзии, Джурия взялась провести для нас экскурсию на местные производства. То есть, на кухни своих родственниц и подруг, которые пекут печенье, делают банановые чипсы, варят соусы и имеют с этого приработок. «Проведу для вас тур по малому бизнесу в нашем селе, и вы воочию сможете увидеть все то, что я вам рассказала».

Джурия и сама делает еду на продажу. В ее ассортименте - лонтоны (рис, пареный в банановом листе), кари папы, пончики, пау и другая выпечка. Поэтому, первая точка в моем туре - ее кухня.

Она похожа на небольшую, хорошо укомплектованную пекарню. Здесь есть огромная печь и две меньшие по объему, есть машина для замешивания теста, портативная газовая горелка, просторный стол. А еще - огромный холодильник-контейнер, где она хранит предназначенные для продажи изделия.

В тему: Наплевательское отношению к быту погубило СССР или Компьютерная гонка с Америкой

Всю эту технику предоставило ей правительственное агентство - бесплатно.

И Джурия не видит в этом ничего удивительного. Что ж тут удивительного, если и ее приятельницы, и соседки получили такую же технику.

«Пришел представитель министерства в наше село, собрал общину и говорит: не забывайте, у нас действует государственная программа по поддержке малого бизнеса. Поэтому, если кто-то из вас что-то производит, вы, пожалуйста, скажите, что вам нужно, какая техника. Мы дадим. Только сначала вам следует зарегистрировать свое предприятие».

В денежном эквиваленте стоимость оборудования составляет 10 000 ринггит = $2500. Это - подарок, возмещать его не требуют. Через пол года можно рассчитывать на дополнительную помощь - на этот раз сумма составит 20 000 ринггит = $5000. Здесь уже есть требования: вести бухгалтерию и обустроить мастерскую в отдельной комнате.

Важный момент: в отличие от украинских крестьян, которые часто живут натуральным обменом, малазийские привыкли покупать у соседей производимую ими продукцию, те же банановые чипсы или пирожки.

Когда власть помогает

О малом бизнесе заботится Министерство по развитию сельской местности. В каждом поселке есть его представительства - департаменты RISHDA (Rubber industry small holders development authority). Их создали еще в 1966 году. Историческое название осталась неизменным со времен каучуковой (англ. Rubber - каучук) индустрии как ведущей, но сейчас департамент занимается всем сельским бизнесом начальных этапов.

В офисах RISHDA производители регистрируются, что одновременно является и сертификацией продукции. Стоимость услуги - $18.

Через неделю после подачи заявления ты - официальный бизнесмен.

Активным предпринимателям RISHDA проводит курсы по повышению квалификации. Конечно же, бесплатные. Курсы ежемесячные, длятся от 3 до 7 дней. Поучиться могут все. Предоставленный офисом транспорт собирает участников по селам, завозит к месту курсов. Участники живут в гостинице или общежитии. А на самих занятиях всегда достаточно ингредиентов для тренировки. Все это - также бесплатно.

Преподаватели на этих курсах - более опытные предприниматели, которым департамент платит за преподавание гонорары.

О контроле

После получения техники предпринимателя начинают проверять RISHDA. Их интересует соблюдение санитарных норм и продвижение. Впрочем, они приходят не наказывать за недостатки, а понять, можно ли еще чем-то помочь.

По словам Джурии, санитарные инспекции относятся снисходительно:

"На моей кухне чисто, их удовлетворяет. У других, если где-то не вымыто, говорится: надеюсь, когда я приду в следующий раз, вы уберете. Удачи в бизнесе!». Штрафов за недостатки, обнаруженные инспекторами, для крестьян не существует.

Серьезное внимание обращают на рекламу. Инспекции проверяют, рекламируется ли продукция в соцсетях, имеет ли производитель раздаточные флаеры и чтобы на словах предлагал соседям свою продукцию.

За отсутствие рекламы также не штрафуют. Они спрашивают: «Может, вы не знаете, как рекламировать продукцию? Тогда мы отправим вас на учебные курсы по промоушену. Может, вам надоело производить макароны? Тогда подумайте о производстве орехового печенья. В следующем месяце мы устраиваем мастер-класс как раз по этой теме».

По сути, требование власти - развитие твоего дела. Развиваешься - мы поможем.

А если бизнес прекращается, то люди просят передать оборудование тем, кому оно нужно.

В тему: Почему у Польши получилось. Записки успешного бизнесмена

О налогах

Официально уплата налогов начинается от чистой прибыли в 2800 ринггит (= $700) в месяц. Но в реальности ни один из малых сельских бизнесов Малайзии налогами не облагается. Соответственно, нет обязательств и вести бухгалтерию.

Джурия рассказывает: «В прошлом году меня спрашивали, веду ли я бухгалтерию. Я говорю: но я же не записываю, кому и сколько чего я продаю, и какую имею выгоду. Они на это: ничего страшного, не переживайте. Нет бухгалтерии - и нет. Главное, что вы по дому и за детьми следите. А отчетность - не так важно».

Юрист Амир объясняет логику чиновников: «У нас чиновники руководствуются толерантностью. Если человек нормально делает бизнес, печет вкусное печенье, которое всем нравится, никто не жалуется - то чего к нему с регистрацией-налогами цепляться? Даже если они зарабатывают больше, чем необлагаемый минимум. Превалирует нравственность над законом: наши чиновники довольны своими зарплатами и своей жизнью, и хотят, чтобы и другие также были счастливы. Поэтому “нерегистрантов” из сел они просто не трогают».

А Джурия добавляет: «Твоя идея, твой бизнес, твои доходы - так говорит наша власть. Они не мешают».

Кроме того, в малазийском обществе существует понимание, что «местная власть - это мы». Чиновники низшего и среднего звена боятся потерять свое доброе имя в глазах общества. Ведь они имеют полно родственников и друзей в тех же селах, на которые распространяются их полномочия. В Малайзии не терпят коррупцию или кражу государственных средств. Поэтому, если чиновник попадется на взятке, люди будут очень злы на него и не станут с ним общаться.

Но потерять уважение можно и за чрезмерное следование букве закона.

Нефть. Вот секрет лояльности малазийских налоговиков к неплательщикам. Добыча дает достаточно средств в бюджет, чтобы не выжимать копейки из мелких предпринимателей, чтобы было бесплатное школьное образование и почти бесплатная медицина.

Несоблюдение законов - а как у них?

Как и везде, малазийские налоговые инспекции не выполняют законодательство. Но другим способом, нежели в Украине.

Работник департамента налогов Inland revenue board of Malaysia согласился рассказать о системе контроля за уплатой налогов.

Обычно, если бизнес делается в частном доме (даже в городе), никто не приходит с проверками. Также не проверяют магазинчики и кафе в деревне. Проверяющие больше интересуют большие молы. Такие здания легче проверять, потому что там много магазинов и кафе в одном месте. «А ехать в деревню ради одного магазина - это расходование моего времени», - говорит работник.

Даже если бизнес развивается и возле дома вырастает небольшая фабрички - производителей так же не трогают с налогообложением. «Ты можешь зарегистрироваться. Но если не регистрируешься - окей, ничего страшного, поступай как ты хочешь», - говорит юрист Амир.

Также из комментариев различных предпринимателей можно сделать вывод, что в Малайзии существует негласное правило не трогать сельский бизнес. Впрочем, к бизнесу в городе относятся требовательнее.

Чиновники начинают действовать, если на предпринимателя поступает жалоба. Если кафе перекрывает движение, если продавец ведет себя неприлично, загрязняет пространство вокруг или разрушает что-то, тогда жители могут подать коллективную жалобу в RISHDA, и департамент быстро и без проволочек устраняет проблему. По схожему принципу работают и контролирующие органы ЕС, которые следят за соблюдением стандартов.

Тур на предприятия - то есть, на кухни соседок

Мы посетили 6 сельских предприятий - то есть, кухни, кафе и небольшие фабрики приятельниц Джурии.

Суриани специализируется на ананасовых роллах. Она производит их около 400 в месяц. Продает соседям и друзьям, а партию в 100 штук ежемесячно отправляет в супермаркет Куала Лумпура (столица Малайзии). «Не я их искала - они сами меня нашли и предложили продавать мои ролы. Специально для этого я создала дизайн упаковки. Так, в супермаркете они продают их по 7 ринггит ($1,8), и я получаю 3,5 ринггит ($0,9). Моя собственная цена, если без посредника - 3 ринггит».

На упаковке стоит специальная зеленая лейбочка, предоставленная RISHDA, - знак, что продукция из деревни. Эту маркировку предоставляет Министерство развития сельской местности. Покупатели ищут продукты с зеленой лейбочкой потому что хотят поддержать малый сельский бизнес, и к тому же они могут быть уверены, что получат натуральный продукт без химических добавок.

Роз печет новинку для Парит Яне - ореховое печенье. А Норита производит пасты для лапши.

Тетя Джурии Рохани в свободное время жарит на своей кухне банановые чипсы. Она имеет основную работу на японской фабрике Fujitsu. Свои изделия продает сотрудникам и в фабричную столовую. Она еще не имеет машины для автоматизированной очистки, резки и жарки бананов. Только подала заявление о предоставлении помощи. А пока делает вручную. В комнате стоят приготовленные для доставки в магазины огромные тюки с чипсами. Килограмм она продает за 25-30 ринггит ($6,25-7,5).

Сити тоже начинала делать выпечку на своей кухне. Но они с дочерью Нурул прилагали усилия для продвижения, и их бизнес значительно расширился. Сейчас они построили возле своего дома небольшую фабрику и изготавливают 20 видов печенья. Здесь работает 15 работников, а также шоу-рум, где выставляется и продукция других, меньших производителей.

В тему: Какими мы будем через год

Изан открыла небольшую пекарню в дополнение к своему бистро. Несколько месяцев назад о ее тортиках сняла сюжет популярная телепередача о пищевых заведениях с вкусной кухней «Jalan jalan cari makan» («Гуляем в поисках пищи»). С тех пор кафе стало известным. У него своя фишка: тортики по западным рецептам, и здесь всегда много клиентов. Кроме того, Изан продает около 70 тортов в месяц по цене 20-45 ринггит ($5-). Учреждение обслуживает 10 работников. Изан зарегистрирована как производитель, впрочем, налогов она не платит, и никто на это не обращает внимания.

Тортики от Изан по западным рецептам

Всего в селе Парит Яне, где живет 3000 человек, около 50% населения имеет свой небольшой бизнес. Интересно, что люди не гонятся за сверхприбылями. Работают в свое удовольствие и столько, сколько хочется. Это делает людей счастливыми.

Не селом единым

Малайзия помогает в каждом вида бизнеса. Этим занимаются различные государственные агентства. Если открываешь бизнес в селе - получаешь помощь от RISHDA. Если бизнес растет и хочешь коммерциализировать свой продукт, но, например, нет денег арендовать магазин - получаешь поддержку от MARA.

Если еще вырастаешь - дополнительные бонусы предоставляет Министерство развития предпринимательства и взаимодействия. Занимаются даже хай-левел бизнесом: Министерство международной торговли и промышленности, в лице агентства INSKAN (National entrepreneurship institute) проводит бесплатные тренинги, дает знания о предпринимательстве.

От редакции: в книге «Почему Азии удалось» автор отмечает, что Малайзия не провела полноценную земельную реформу, как, например Тайвань, Южная Корея и Япония. В этих странах землю отобрали у латифундистов и равномерно раздали фермерам. В Малайзии же остаются крупные землевладельцы и немало малоземельных или безземельных крестьян, что порождает бедность. Программы поддержки малого бизнеса в азиатских странах типа Малайзии в книге называют наклеиванием пластыря на большую рану.

Дарья Воропаева, Украина - Малайзия; опубликовано в издании ТЕКСТИ

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]