Дмитрий Тымчук: Выиграть войну с Россией мы должны в головах наших граждан

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:  ПРОБЛЕСКИ ПАМЯТИ. КИЕВ, 14 МАРТА 2017 ГОДА. «МЕЧ ВИКИНГА» (НА ФОТО — ЛЕЖИ

Почему грабить украинские достопримечательности «приезжают все, кто угодно» и как это прекратить. А также о месте культурного наследия в информационном противостоянии с Россией и о том, как Украина может это наследие защищать.

В последнее время в метро и на ситилайтах Киева можно увидеть рекламу сайта Violity. Баннеры с украинскими монетами начала 1990-х, советскими игрушками и т.п. призывают приобщаться к сообществу тех, кто интересуется древностью. И 23 августа этого года деятельностью ресурса заинтересовалось Министерство культуры. Минкульт обратился в СБУ с просьбой осуществить мониторинг сайта аукциона для коллекционеров Violity «на предмет законности проведения операций с культурными ценностями и принять соответствующие меры реагирования с целью недопущения нелегального обращения предметов археологического наследия».

Такую ситуацию можно назвать беспрецедентной. На деятельность аукциона, где открыто продавались вещи из ограбленных памятников археологии, люди, занимающиеся охраной памятников, просили обратить внимание годами (о ситуации «День» писал в материале «Есть археологи, и есть грабители» №46-47 за 17—18 марта 2017 года). Теперь это публично делает министерство. Одно из оснований — именно на Violity появилась информация о «мече викинга», который потом незаконно вывезли через Беларусь в Россию и пытались продать европейскому коллекционеру. Артефакт вернули, но это одиночный успех, немало сокровищ Украина потеряла или может потерять.

Спасти упомянутый меч в 2016 году во многом удалось благодаря усилиям народного депутата и координатора группы «Інформаційний спротив» Дмитрия Тымчука. Признанный специалист по вопросам безопасности и обороны, он часто комментирует темы, связанные с этим, в частности и «Дню». Сейчас мы расспросили Дмитрия Тымчука о контексте истории с «мечом викинга», месте культурного наследия в информационном противостоянии с Россией и о том, как Украина может это наследие защищать.

В тему: Забытые боги. Мистические древние святилища в Украине (ФОТО)

«В УКРАИНЕ ФАКТИЧЕСКИ РАЗРУШЕНА СИСТЕМА ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ»

— Дмитрий, почему вы решили вмешаться в ситуацию с «мечом викинга»? Ведь она не имела прямого отношения к вашей специализации — вопросу обороны и безопасности.

— В современной войне огромное значение имеет информационный компонент. Мощная информационная агрессия — это одна из составляющих гибридной войны, которую ведет Россия против Украины.

Как действует Кремль? Он не разменивается на мелочи, а атакует системообразующие вещи. Из Москвы много лет навязывают мысль, что украинская государственность — это случайность, что сама Украина — это выдумка. Вспомните недавние попытки Путина присвоить Анну Ярославну. Лидер мощного государства на встрече с другим мировым лидером рассказывает об истории, которой тысяча лет. Почему? Им что, не о чем больше говорить?

В тему: Спецоперация «Креститель». Как Россия присваивает себе князя Владимира Великого

Россия пытается отрицать, что у Украины есть своя история, язык, что Украина вообще может существовать отдельно, без России. Это одна из линий атаки, призванная доказать миру, что события в Украине — это, так сказать, внутренние российские вопросы, не стоящие общего внимания.

Другая линия — Россия при любой возможности подчеркивает, что Украина является failed state. Что мы ни на что не способны, и нашу судьбу нужно решить без нас.

Когда в начале марта 2016 года ко мне обратился археолог Максим Левада и рассказал историю с мечом, который задержали эстонские таможенники и который происходит из Украины, мы с командой решили действовать. Потому что понимали, как в дальнейшем будет информационно отыграна эта история российскими пропагандистами.

Вспомните, на тот момент, с одной стороны, рассматривался вопрос возвращения в Украину выставки «скифского золота», которая экспонировалась в Голландии. С другой — длительная борьба за безвиз. Россияне, получив меч, могли устроить целое шоу, доказывая, что Украине нельзя доверять ценности и что у нас дырявая граница. Даже могли бы предложить вернуть меч в Украину. Представляете этот позор? И что тогда должна была сделать власть? Отказаться? Принять и поблагодарить? Кремль на голом месте получил бы кучу бонусов.

Поэтому я обратился в СБУ, Министерство иностранных дел и Минкульт с просьбой принять меры для возвращения меча. Благодаря поддержке коллег из Администрации Президента вопрос привлек надлежащее внимание, дипломаты в Эстонии сработали очень быстро и профессионально.

Что важно — мы постоянно держали контакт со Службой безопасности. И специалисты СБУ не просто задержали того, кто нашел и продал меч, но и раскрыли международный канал контрабанды.  В итоге мы показали, что Украина готова защищать свои интересы.

— История с возвращением «меча викинга» скорее исключение, чем правило. Почему, по вашему мнению, разворовывание ценностей в Украине «черными копателями», нередко с последующим вывозом их за границу, приобрело такой масштаб? И с чего стоит начинать борьбу с этим грабежом?

— Такая ситуация сложилась потому, что в Украине фактически разрушена система охраны паятников. А в обществе распространены настроения «обогатиться здесь и сейчас», не думая о последствиях.

Вопрос не только в копачах. Но и в тех чиновниках, которые делят на паи памятники археологии. Или согласовывают разрушение исторической застройки. В итоге выглядит так, что охрана памятников — это что-то виртуальное, что за такие преступления не будет наказания.

После истории с мечом я поинтересовался, сколько людей привлечено в Украине к ответственности за разрушение памятников. Отошлите официальные запросы к стражам порядка, и вы удивитесь. Фактически нет наказаний, потому что нет реакции органов, которые должны были бы охранять памятники. Если смотреть формально, то в Украине памятники не разрушаются и не грабятся, это все нам привиделось!

Начинать нужно с восстановления системы охраны памятников, с локального уровня. Сейчас в процессе децентрализации этот вопрос еще больше обострится, поскольку вообще будет непонятно, кто и за что отвечает в этой сфере.

Из конкретных мер — нужно, наконец, наладить использование детекторов металла. Мы — единственная страна, где в этом плане полный беспорядок. У всех соседей этот вопрос уже решен, поэтому грабить Украину приезжают все, кто угодно.

«МЫ ПРЕСЛЕДУЕМ НЕ АРХЕОЛОГОВ, А РОССИЙСКИХ ОККУПАНТОВ, КОТОРЫЕ ЗАСЕЛИ В КРЕМЛЕ»

— Этим летом огласку получил ваш пост в Facebook касательно планов прокуратуры Автономной Республики Крым, которая сейчас работает в Киеве, открыть криминальные производства против российских археологов, которые занимаются раскопками на полуострове. Чем важен этот шаг? Как нужно выносить эту тему в международную плоскость?

— Мы должны делать все, чтобы цена оккупации Крыма стала для России неприемлемой. Кремль всячески пытается «вынести Крым за скобки» и разрушить режим санкций. Постоянно генерируются разные мероприятия, призванные заставить мир смириться с оккупацией и признать Крым российским. Поэтому нужно системно препятствовать этим попыткам. Чтобы все, кто пытается легитимизировать оккупацию — и на уровне бизнеса, и на бытовом уровне, и на любых других — несли наказание.

Уже стало нормой, что лица, которые нарушили порядок въезда в Крым, получают запрет на въезд в Украину. Разгорелся скандал вокруг поставок турбин Siemens для строительства тепловых электростанций в Симферополе и Севастополе. Так должно быть по всем направлениям.

Нужно понимать — речь идет не о преследовании археологов. Мы преследуем российских оккупантов, которые засели в Кремле. Это они виноваты в том, что страдают россияне.

Некоторые ученые, которые сейчас могут попасть под международные санкции, много лет работали в Крыму, до 2014 года — совместно с украинскими и зарубежными коллегами. Но после аннексии Крыма их деятельность стала незаконной, так говорят международные конвенции и украинское законодательство. Они не могут проводить исследования в Крыму и, тем более, вывозить находки в Россию.

МИД и Минкульт должны собирать эту информацию и на всех официальных площадках говорить об этом. Все в России должны знать, что ответственность за оккупацию наступит. Возможно, не сегодня и не завтра, но это произойдет обязательно.

— Один из недавних примеров «ведения» хозяйства России в Крыму, о котором вы тоже писали, — выставка в Музее имени Пушкина в Москве с экспонатами из Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника в Керчи. Что в таких ситуациях, когда четко видно преступление, может сделать украинская власть?

— Фиксировать доказательства, открывать уголовные производства, информировать международных партнеров. После моей публикации Минкульт сделал официальное заявление относительно этой выставки. Должны работать официальные механизмы. Они медленны. Но должны быть неотвратимыми. Когда россияне получат запрет на въезд в цивилизованные страны, когда они потеряют международные проекты, желающих способствовать оккупантам станет меньше.

— Проблема музеев на оккупированных территориях проговаривается в парламенте? Какой должна быть стратегия здесь?

— Первое слово здесь должны сказать коллеги из профильного комитета Верховной Рады по вопросам культуры и духовности. Но в любом случае это должно быть частью общей стратегии деоккупации Крыма. Недавно был назначен новый руководитель Представительства Президента в АРК, коллеги из Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц имеют определенные наработки. Надеюсь, эта работа активизируется. Группа «Інформаційний спротив» готова приобщиться.

В тему: «Русский миф о Крыме – это миф пляжного зонтика и автомата Калашникова»

«ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО ДОЛЖНО СТАТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКОЙ»

Россия пытается присвоить украинскую историю, яркий пример — памятник князю Владимиру в Москве. Защитить что-то можно, когда понимаешь, что именно ты защищаешь. В этом контексте, по вашему мнению, меняется ли отношение украинцев к своей истории? Как нам нужно «крепить оборону» в этом плане?

— Данные социологов и наблюдения группы «ІС» свидетельствуют, что отношение меняется, но очень медленно. Нужно системно заниматься историческим просветительством. Приведу пример.

Группа «ІС» проводит очередной этап своей акции «Книжкова навала». В прошлом году мы передали во все районные библиотеки Харьковской и Луганской областей современные книги о Голодоморе 1932—1933 годов.

Сейчас мы передаем 500 комплектов военно-исторической литературы, которая охватывает период от древности до боев за Донецкий аэропорт, — в библиотеки девяти областей юга и востока, от Сум до Одессы. Параллельно будут организованы публичные лекции по истории. Это беспрецедентная акция. Все районные библиотеки девяти областей получат современные книги, десятки тысяч людей в регионах, наиболее уязвимых к российской пропаганде, смогут их прочитать и изменить отношение к современным событиям.

Когда люди знают свою историю, ее невозможно украсть. Людей уже невозможно будет обмануть баснями о «гражданской войне на Донбассе» и о «дружественной России». В итоге невозможно будет расшатать ситуацию в регионах, спекулируя на вопросах истории, будет сложнее работать агентам российского влияния. Это непосредственный вклад в оборону.

В тему: Виталий Кличко, наследник орды

Я знаю, что газета «День» очень много делает в плане исторического просветительства. Есть небезразличные общественные инициативы. Но это должно стать последовательной государственной политикой.

Начинать нужно с поддержки науки, музеев, архивов, создавая соответствующую базу. Не нужно ничего выдумывать, есть опыт других стран. Система государственных грантов для ученых и журналистов, которые занимаются популяризацией истории, поможет создать поток информации, простимулировать интерес в обществе.

Еще в минувшем году я отмечал необходимость создания региональной сети Института национальной памяти. Потому что решать в Киеве исторические вопросы, которые касаются Харькова или Одессы, не очень эффективно. Нужно действовать на месте, учитывая региональные особенности. Это подтверждается аналитическими материалами региональной сети группы «Информационное сопротивление». Но эту идею заблокировало Министерство финансов, продолжается обсуждение.

Я осознаю, что ресурсов на все не хватает. Но если мы хотим выиграть войну с Россией, мы должны выиграть ее в головах наших граждан. Или придется платить кровью наших военных.

Мария Прокопенко, опубликовано в газете День


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]