«Другой» Донбасс - «донецкие» глазами зарубежных кинопублицистов

Версия для печатиВерсия для печати

Документальное кино как попытка понять регион, ставший кузницей руководящих кадров для современной Украины. Два фильма на один вечер.

Донбасс глазами зарубежных фотодокументалистов — попытка максимально точно объяснить западному зрителю суть процессов, происходящих в «реакторе» нынешней украинской политики. Одновременно это и попытка понять регион, ставший кузницей руководящих кадров для современной Украины.

Оба рекомендуемых нами фильма — никакого эпатажа, никаких передергиваний, «усиления», сгущения красок; только — голая правда («камера не врет!»).

В фильме «Другой Челси: История из Донецка» (The Other Chelsea: A Story from Donetsk; режиссер Якоб Пройсс, 2010 г.) два героя: рядовой шахтер Саша, всю жизнь положивший на работе в шахте «Путиловская», он же болельщик футбольной команды «Шахтер» с 50-летним стажем. В камере он на работе, на стадионе и дома — до мельчайших подробностей бытия. И «новый донецкий» — секретарь горсовета Донецка Коля Левченко, вальяжный, самоуверенный чиновник. Удивительным для западного менталитета образом совмещающий карьеру чиновника с ведением бизнеса. Разъезжающий на «лексусе» и «ручкающийся» с «главными донецкими».

И общего у Саши-шахтера и Коляна-«новодонецкого» — только футбольная команда «Шахтер», на игры которой ходят оба. Но в то время, когда шахтер Саша истово болеет за «свою» команду, Коля-чиновник «трется» в вип-ложе возле своих настоящих кумиров — Рината Ахметова и ему подобных. Коля-«секретарь» тоже хочет стать таким.

Другой Челси: История из Донецка

drugoi_chelsi
Кадры из фильма The Other Chelsea: A Story from Donetsk

Чуден диалог Коли-большого-чиновника с собственным отцом за рюмкой водки по поводу 9 мая — это нужно видеть и слышать своими глазами.

Диалог Коли с отцом
Кадр из фильма The Other Chelsea: A Story from Donetsk

А чего стоят объятия двух родственных по образу мыслей и схожих по карьерному росту «политиков новой формации» — Николая Левченко и Олеся Довгого, секретаря Киевского городского совета!

И пусть Левченко не признает «оранжевую революцию», которая дала власть Довгому, плевать на идеологию! Главное — ребятки при огромных, не ими заработанных деньгах, они успешны — насколько могут быть успешными воры, спускающие наворованное в ресторане.

спускающие наворованное в ресторане

Коля м Олесь
Кадры из фильма The Other Chelsea: A Story from Donetsk

Интересно, что весной этого года вспыхнул скандал: Николай Левченко попытался выкупить авторские права на фильм у немецкого режиссера — парень понял, что наболтал явно лишнего. Но режиссер отказался. Якоб Пройсс уверяет, что в Германии после подобной ленты чиновника сняли бы с должности. Но секретарь Донецкого горсовета в отставку не собирается.

Второй фильм — «Working Man\’s Death — Heroes»

Австралийский режисер Михаэль Главоггер снял серию документальных фильмов «Working Man’s Death» о странах с самыми нечеловеческими условиями труда в 21-м веке. Среди африканской и среднеазиатской экзотики оказалась и Украина с ее не менее «экзотическим» Донбассом. Михаэлю Главоггеру достаточно было залезть с камерой в шахту-«копанку» к шахтерам, чтобы фильм «получился».

Ощущение того, что «крыша» вот-вот «сядет на уши», не оставит зрителя ни на минуту. Мешок добытого угля как мерило жизни — это реалии Донбасса сегодня, как бы ни блистали «Донбасс-арена» и улыбка Ахметова. За двадцать лет за бортом жизни оказались миллионы жителей некогда процветавшего экономически и социально региона.

Ленту Михаэля Главоггера лучше смотреть как «вторую серию» Якоба Пройсса: Донбасс — он тоже разный. Есть места, где жить можно, а есть — где можно только выживать.

Татьяна Шалимова,«Аргумент»

Еще о Донбассе: «Донбасс» Александра Чекменева


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Важно

Как эффективно контролировать местную власть

Алгоритм из 6 шагов поможет каждому контролировать любых чиновников.

Как эффективно контролировать местную власть

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републикация материалов: для интернет-изданий обязательной является прямая гиперссылка, для печатных изданий - по запросу через электронную почту. Ссылки или гиперссылки, должны быть расположены при использовании текста - в начале используемой информации, при использовании графической информации - непосредственно под объектом заимствования. При републикации в электронных изданиях в каждом случае использо