Герои Украины

Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

За годы независимости в Украине выросло целое поколение молодых людей, региональные отличия между которыми видны куда меньше, чем в среде их родителей.

Глобализация с интернетом и мобильной связью превратила идеологический Збруч (речка, по которой в 1921-1939 гг. проходила польско-советская граница) в жалкий ручеек недоразумений. Огромное число смешанных браков восточных и западных украинцев, мультирегиональный котел Киева, где вместе учатся, работают и отдыхают киевляне, полтавчане и львовяне ̶ эти факторы очень сильно повлияли на трансформацию украинского «Я». Молодое государство претерпело колоссальные мировоззренческие изменения, которые не могли не отразиться на представлениях граждан о своем прошлом.

С развалом СССР мыслящая часть населения начала утолять жажду по всем тем вопросам, ответы на которые невозможно было найти в стране Советов. Именно на этом этапе разница между историческим сознанием украинцев западных и всех других областей Украины казалась просто чудовищной.

Галичане и волыняне уже имели собственную матрицу идентичности, собственную иерархию национальных героев и собственное представление не только о прошлом Украины, но и ее будущем. Жители Центральной и Восточной Украины, даже те из них, кто начал переосмысление советского прошлого, чувствовали себя лишними в «украинской системе исторических координат».

Скажем, житель Львова или Тернополя мог гордиться дедами-бандеровцами, которые боролись за Украину против большевиков. В то время житель Харькова или Черкасс не имел таких маркеров идентичности: казачество воспринималось как что-то древнее и легендарное, не имеющее конкретной привязке к семейной истории.

Памятник на могиле полковника армии УНР Вротновского-Сывошапки, г. Ровно, 2012 г.

Ситуация сильно изменилась в 2000-х годах. Историки исследовали массу архивных документов на тематику Второй мировой войны, были опубликованы сотни солдатских историй, где деды-красноармейцы без высокопарных фраз рассказывали про «пушечное мясо» и советскую концепцию «жизнь солдата — копейка».

В исторических оценках появилось больше трезвости и меньше романтизма. На экраны вышли научно-популярные фильмы об Организации Украинских Националистов и Украинской Повстанческой Армии. Как говорят, лед тронулся. Однако настоящая трансформация исторического сознания была еще впереди, и совершил ее не Степан Бандера, и не Роман Шухевич. Стоило выйти в печать нескольким художественным романам о вооруженной борьбе 1917-1921-х годов Армии Украинской Народной Республики («Холодный Яр», «Чорный Ворон» и др.) — как интерес надднепрянцев (жителей центральных и северных земель Украины) к истории освободительного движения заметно вырос.

В тему: Степан Бандера: реальная личность и миф

Люди почувствовали, что речь идет об их родных местах. Конечно, изменения не осуществились в одно мгновение, процесс растянулся на годы. Появлению соответствующей художественной литературы предшествовала многолетняя исследовательская робота и десятки научных изданий известных историков: Я. Тынченка, М. Ковальчука, А. Руккаса и многих других.

Теперь каждый, кто окунулся в мир художественных сюжетов, и хотел узнать больше об Армии УНР (Зимний поход, Железная дивизия, Чорные Запорожцы, Иван Омельянович-Павленко), имел возможность удовлетворить свою любознательность качественной научной литературой ̶ такая уже появилась.

Второй том энциклопедического издания «Офіцерський корпус Армії УНР (1917-1921)» Я. Тынченка. Благодаря этой книге многие украинцы узнали правду о своих земляках и родственниках

Как бы удивительно это не звучало, но каденция правления президента Януковича ознаменовалась совершеннолетием сотен тысяч молодых граждан, которые вырастали и формировались в относительно украиноцентричной системе координат.

Именно такие молодые люди (уроженцы центральных, южных и восточных областей) в 2010 году дали жизнь инициативе, названной «Героїка», главной задачей которой является популяризация истории освободительного движения Украины: Армии Украинской Народной Республики, Украинской Галицкой Армии, Украинской Повстанческой Армии, Организации Украинских Националистов. Поскольку на центрально-восточных землях страны практически отсутствовали памятники героям вооруженной борьбы за самостоятельную Украину, «Героїка» взялась за исправление этой ситуации.

Первые же планы натолкнулись на серьезные бюрократические проблемы ̶ органы местного самоуправления юго-восточных областей, контролируемые депутатами с советским сознанием, отказывались давать разрешения на строительства памятников украинским военным.

Чиновники объясняли свою позицию тем, что подобного рода памятники могут якобы вызвать «гражданскую войну» в отдельно взятом селе или городке. Активисты обращались к десяткам сельских и городских советов с просьбой о соответствующем разрешении. Но ответы были один смешнее другого: у города есть другие выдающиеся уроженцы. Увековечьте их; данный вопрос будет вынесен на местный референдум через несколько лет; в нашем городе разваливается памятник К. Марксу ̶ вначале отремонтируйте его и т.д. Нередко депутаты, вопреки законодательству, просто отказывались рассматривать обращения «Героїки». Активистам был необходим первый прецедент на юго-востоке, который стал бы успешным примером для соседних сел и городов.

Мемориал «Борцам за волю Украины» в с. Змиевка Бериславского района Херсонской области. Церковный забор разобрали и поставили заново. Таким образом, юридически, памятник на церковной земле, а фактически — на территории села.

Один из волонтеров «Героїки», прихожанин Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП), предложил обратиться к какой-либо религиозной общине данной церкви с предложением построить памятник на территории храма ̶ для этого было достаточно лишь решения приходского совета. После недолгих поисков был найден подходящий населенный пункт ̶ Змиевка, одно из самых крупных сел Херсонской области.

В селе действует достаточно большой храм УПЦ КП, настоятелем которого является уважаемый местными жителями священник ̶ скромный подвижник, не отказавшийся от своих религиозных и патриотических убеждений даже во времена советских гонений. Батюшка сразу же поддержал предложение строительства памятника на территории своего прихода. Более того ̶ предложил соорудить не просто памятный знак, а небольшой мемориал. Вскоре в селе провели сбор средств на возведение мемориала (собрали около 200 $), значительную сумму пожертвовал народный депутат Украины Андрий Шкиль.

Могила Юрия Глушко-Мовы, украинского общественного и политического деятеля, Киев, 2012

В тему: В Киеве открыта памятная доска легендарному полковнику армии УНР

Собранные деньги пошли на покупку необходимых материалов. Работы по установке бесплатно выполняли жители села. Вскоре в Змиевке появился первый на юге Украины мемориал «Борцам за волю Украины». Он сооружен в форме солнечных часов: в центре площадки ̶ двухметровый гранитный обелиск с выгравированным золотым тризубом, под ним надпись «Борцам за волю Украины».

С восходом солнца тень от обелиска проходит по основным датам украинской государственности: освободительная война Богдана Хмельницкого, IV Универсал Украинской Народной Республики, Акт Злуки УНР и ЗУНР («Акт Единения» — перевод с украинского), Акт 30 июня 1941 года, Акт провозглашения Независимости 24 августа 1991 года. После полудня тень движется по надписи «Будущее государства зависит от нас». Возле мемориала установлен одиннадцатиметровый флагшток, на котором поднят государственный флаг.

Открытие памятника стало событием столь резонансным, что одна из леворадикальных партий обратилась в прокуратуру с требованием проверить законность его сооружения. После долгих проверок, угроз о сносе мемориал остался на своём месте. Более того ̶ попытки демонтажа были восприняты некоторыми жителями деревни, которые утверждали, что памятник, якобы является покушением на традиции и историю села, навязывание городом своих правил. Свое влияние на позицию жителей села оказывали священнослужители Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Памятный знак подпольщикам ОУН, г. Богуслав, Киевской области, 2011 г.

В тему: Польская оккупация Западной Украины в 1918-1939 годах. Как это было

Пример Змиевки стал в хорошем смысле «заразительным». Вскоре аналогичные памятники стали появляться в небольших городках: Богуслав, Звенигородка, Зборов. Параллельно активисты развернули исследовательскую работу в архивах и библиотеках ̶ искали места захоронения бойцов Армии УНР (так называемых «петлюровцев»). Успехи «Героїки» привлекли внимание идейной молодежи, работа стала приобретать системный и профессиональный характер: были расставлены приоритеты, разработан план действий, созданы типовые чертежи для надгробных памятников и памятных знаков, запущен собственный интернет-сайт.

Памятник «Воинам Армии УНР» на площади генерала Г. Базильского в с. Соколивка Жашковского района Черкасской области. 2012 г.

Сегодня работа «Героїки» проводится в три этапа: а) архивная, б) экспедиционная, в) строительная. На первом этапе историки просматривают архивные документы в поисках упоминаний о местах захоронений воинов. Всю найденную информацию систематизируют и сводят в единую базу данных. На втором этапе группы добровольцев, совместно с историками-архивистами, отправляются в краеведческие экспедиции, в поисках военных могил. Архивные данные сопоставляют с ландшафтом, старыми картами, воспоминаниями старожилов (которые могли слышать о могилах от родителей, или тайно ухаживать за захоронениями в советские времена). По результатам экспедиции принимается решение о строительстве памятника: либо на могиле, либо символического памятного знака в память о военном событии. Изготовление, транспортировка и установка памятников осуществляется на пожертвования частных лиц.

Все памятники, которые воздвигла «Героїка», были построены без привлечения бюджетных средств. Изначально, обращаясь в местные советы, активисты предупреждают депутатов, что монумент построят за собственные деньги. То есть депутаты сразу же теряют один из главных аргументов для отказа ̶ «в бюджете нет денег».

Чиновникам приходиться хитрить, выдумывая разные поводы для того, чтобы не предоставить соответствующего разрешения. Всё чаще решения депутатов попадают в СМИ, становясь поводом для всесторонней критики. Мол, как это так ̶ добрые люди хотят за свой счёт увековечить наших земляков, подарить городу памятник, а депутаты и этого не дают сделать. Поэтому далеко не все местные советы идут на прямой конфликт с активистами.

За два года деятельности благотворительной инициативой «Героїка» было воздвигнуто около 20 памятников и памятных знаков в семи областях Украины. Несколько памятников было построено и в столице. В большинстве случаев установленный монумент является единственным памятником украинскому освободительному движению в отдельно взятом населенном пункте. Многие местные жители впервые услышали о том, что в их городе или селе имели место кровопролитные бои украинских армий, что их земляки воевали за самостоятельную Украину.

Комплекс восстановленных могил бойцов Военной Округи «Заграва» Украинской Повстанческой Армии. с. Литвыця Дубровицкого района Ровненской области, недалеко от границы с Беларусью, 2011 г.

с. Литвыця Дубровицкого района Ровненской области

Благотворительная инициатива приобретает в Украине популярность. В 2013-м активисты планируют восстановить около 10 военных могил, уничтоженных большевиками, и построить целый ряд памятников на местах боевых действий украинских армий. Приятно, что активистами «Героїки» становится всё больше русскоязычных украинцев и жителей восточных регионов Украины. То, что до сих пор не стало государственной политикой Украины, воплощают в жизнь простые граждане.

Павло Подобед, опубликовано в ищдании «Историческая правда»


В тему:

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Важно

Как эффективно контролировать местную власть

Алгоритм из 6 шагов поможет каждому контролировать любых чиновников.

Как эффективно контролировать местную власть