Как Голодомор развалил СССР

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Добросовестный труд в колхозе ни был залогом спасения. Пухли с голода единоличники и трудолюбивые колхозники, выработавшие 600, 800 или 900 трудодней. О системе, которая уничтожила себя, воспитав людей-рабов.

«Когда умер Сталин, вожди наши революционные все, генералы, руководившие разгромом врага, когда их не стало, я думаю, что люди, которые были раньше богатыми, осталось поколение их, они это запомнили ... Они вылезли из подполья, гады, и начали мутить воду», - возмущался из-за распада СССР свидетель Голодомора, житель города Днепропетровска по фамилии Зайченко, 1927 года рождения. Так считают и другие пенсионеры, голосующие за Оппоблок и ностальгирующие по советскому прошлому. Святая простота!

Поговорив по телефону с подругой и повозмущавшись жизнью в независимой Украине, бабушка достает из глубины шкафчика пачку хорошей крапчатой фольги, украденной на конфетной фабрике 50 лет назад, и дает внуку. Малый с интересом рассматривает новую игрушку, а женщина вспоминает, какая же это вкусная была сухая колбаса, которую она выменяла на пакетик сладостей, прихваченный вместе с фольгой. Эх, хорошие были времена! Хорошо работать на конфетной фабрике, престижно: кондитерские изделия меняла на любой дефицитный товар.

Принудительная криминализация

Интересную историю середины 1990-х о своих работниках рассказал мне знакомый бизнесмен. Однажды он спросил у завхоза, почему в туалете нет мыла и бумаги. Тот пожал плечами: «Такие у нас люди ... постоянно воруют». Руководитель решил провести эксперимент. Каждый час наведываясь в туалет, собственноручно раскладывал на места брусочки и рулончики. В течение следующего часа «казенное» добро исчезало ... Так продолжалось несколько дней, частота краж постепенно уменьшалась и в конце концов они прекратились. Наелись? Или пришло наконец понимание, что время государства, где «все вокруг колхозное - все вокруг мое», закончилось, а эти мыло и бумага имеют вполне конкретного владельца, которому работники залезли в карман.

Фото из архива П. К. Демченко

В традиционном украинском селе краж не было. Даже дома не запирали. Вспоминается рассказ жительницы поселка Амур (в составе Днепропетровска) Нины Никифоровны Репан 1910 рождения, которую в 1918-м отец выпорол за то, что принесла из разгромленного «революционерами» магазина ящик спичек. «Потому что не твое» - приговаривал разгневанный мужчина, «работая» ремнем. «Трофей» пришлось вернуть, а урок отца восьмилетняя девочка запомнила на всю жизнь.

В тему: Доносы, самогон и равнодушие к имуществу. Как Голодомор изменил жизненный уклад села

Патологическая склонность советского гражданина тырить все, что плохо лежит, произрастает из невозможных обстоятельств сельской жизни конца 1920-х - начале 1930-х годов, когда привычная картина мира в глазах крестьянина перевернулась с ног на голову. Трудолюбивый, успешный хозяин, которого веками уважала община, вдруг становится «кулаком», «врагом народа». У него забирают все имущество, «раздавленного», униженного, его гонят в Сибирь. Зато власть на селе получают так называемые активисты - вчерашние лентяи, пьянь, ворье. Они радостно мстят обществу, которое презирало их за безделье: выгребают у людей все продукты, обрекая на смерть от голода или же заставляя становиться такими же, как они.

«Никак не мог себя убедить, что должен хватать что-то из рук невинных людей, чтобы спасти свою жизнь. Была в этом для меня тяжелая проблема. Но я все же видел, что должен идти на этот досадный шаг. И я на это пошел», - вспоминал опыт первого воровства сын бедняка Павел Макогон из села Троицкое Петропавловского района Днепропетровской области. На глазах 14-летнего парня умерли от голода два его брата и сестренка, а родители лежали в доме обессилевшими. Ни возьми он чужого - его ожидала та же участь.

Добросовестный труд в колхозе ни был залогом спасения. Пухли с голода единоличники и трудолюбивые колхозники, выработавшие 600, 800 или 900 трудодней.

«Рассматривая сведения о голодающих по социальным признакам, отмечаем: колхозников голодает 5165 семей по 35 районам, опухло 12582 человек, умерло 1246 человек; единоличников голодает 1271 семья по 35 районам, опухло 3629 человек, умерло 454 человека», - говорится в докладе генсека ЦК КП(б)У Станислава Косиора от 24 января 1933 года. Люди погибали от голода, а отнятое у них зерно лежало в колхозных амбарах и называлось «государственная собственность», за «хищение» которой можно было получить высшую меру (расстрел) или 10 лет лагерей с конфискацией имущества. Морального выхода из этой ситуации не было. Чтобы выжить, надо было украсть у государства СВОЕ зерно. Или - и этот вариант действительно многих спас - обмануть «красную метлу», хорошо его спрятав.

В тему: Без 1933 года не было б 2014-го

«Моя прабабушка была хороша образована, поэтому ее коммунисты взяли работать в контору. Перед Голодомором она предупредила родственников, чтобы прятали продукты, потому что будут забирать. Многие не поверили: а на каком основании забирать? Позже родственникам, которые не спрятали или тайники которых нашли «активисты», пришлось помогать из собственных запасов семьи. В Голодомор все девять дочерей прабабушки выжили, потому что много спрятали, а также проявляли изобретательность - собирали особый сорняк, делали из него лепешки ...» - рассказывает опыт своих предков наш современник, боец-доброволец Владислав Беспалько.

Итак, нечеловеческими средствами коллективизации и голода Коммунистическая партия заставила советского человека нарушить Божью заповедь «Не укради». А один раз перейдя границу ...

«Раскрестьянивание» и заученная беспомощность

«Имеются также факты, когда очень многие колхозники и единоличники под влиянием паники хлеб попрятали и в то же время голодают. По одной Днепропетровской области таких случаев обнаружено больше 50», - докладывал 15 марта 1933 года тот же Косиор. В советских газетах этих несчастных представляли монстрами, которые настолько озверели от жадности, что, имея хлеб, морят голодом собственных детей. Но на самом деле их поведение диктовал страх быть пойманным и ... заученная беспомощность.

Фото из архива П. К. Демченко

В показаниях пострадавших от Голодомора, которые в то время были детьми, случаются описания ситуаций, когда в дом приходила «красная метла», активисты забирали последний початок кукурузы (хлеб, мешок зерна и т.д.), а родители стояли и бессильно за всем этим наблюдали. Ощущение беспомощности, как утверждает американский психиатр Бруно Беттельгейм (за плечами которого опыт немецкого концлагеря), является невыносимым и разрушительным для взрослой личности, потому что таким образом она становится послушной и несамостоятельной, как ребенок. Долгое время находясь в ситуации, когда все его усилия сходят на нет, человек усваивает «новое правило жизни», согласно которому он ни на что не влияет. Помните, как у Лины Костенко: «Хай буде все у світі як належить, на жаль, від нас нічого не залежить»?

Так был положен конец мощному сельскому хозяйству Украины, на которую до Первой мировой войны приходилась восьмая часть мирового экспорта основных продовольственных культур в развитые страны. Хлеба она ежегодно продавала за границу около 380-400 млн пудов. И все это усилиями нескольких десятков тысяч зажиточных крестьянских (по сути, фермерских) и помещичьих хозяйств …

Начиная с 1960-х годов, СССР из экспортера зерна постепенно превращается в крупнейшего в мире импортера. Пропаганда, конечно, «все объясняла": говорили, что государство покупает зерно не из-за его нехватки, а чтобы лучше выкармливать скот для обеспечения граждан молоком и мясом. Это тоже правда - и для скота тоже ввозили. Но суть в том, что на середину 1980-х каждая третья тонна хлебопродуктов для жителей страны советов изготавливалась из импортного зерна.

Другая проблема советского общества, которая, в частности, была и следствием заученной беспомощности - это нереализованность потенциала отдельно взятой личности. После большевистского переворота часть талантливых людей быстро сориентировалась и эмигрировала. Среди них и известный социолог Питирим Сорокин, который в книге «Голод как фактор» виртуозно описал такие изменения поведения личности в голодных условиях, как появление лицемерия, добровольное отречение от своих прав, усиление лояльности к власти и тому подобное. Большая часть той нашей элиты, которая уцелела после различных «чисток», пошла на сотрудничество с новыми руководителями. Какими же были эти личности в конце

1930-х? “Человек добрых знаний, но почти не реализованных и, пожалуй, доброй воли, но парализованной осторожностью» - так характеризовал своего типичного коллегу-преподавателя из Харьковского университета языковед Юрий Шевелев (Шерех), который в 1944 году переехал в Германию и имел возможность посмотреть на жителей иного мира.

Проведя опрос среди пострадавших от Голодомора и их сверстников, которые не были свидетелями трагедии, исследователи Центра украиноведения КНУ имени Тараса Шевченко обнаружили, что представители первой группы имели вдвое (!) ниже уровень самореализации. Обратим внимание: это результаты в пределах советского общества, которое в целом жило по принципу "не высовывайся!». Кроме того, что нераскрытый потенциал миллионов людей не работал на развитие советского государства, он еще и портил ее имидж значительным процентом самоубийств. Человеку, личность которой не уважают, которому не хватает возможностей для самовыражения, незачем жить ...

Открытой для исследователей эта статистика стала только с 1984 года, когда на 100 тыс. населения в СССР приходилось 29,7 совершенного суицида. Худшие показатели в то время имела разве что Венгрия. Другими способами выхода невостребованной душевной энергии было употребление спиртного, позже - наркотиков. Во второй половине ХХ века СССР «накрыла» настоящая эпидемия наркомании и алкоголизма.

Империя - это страна без границ

Смысл существования империи - бесконечное расширение наружу. Она будет давить, поглощать другие народы, уничтожать личности своих граждан, пока ей это будут позволять. Наряду со страхом перед представителями власти и обученной беспомощностью для «гомо советикус» характерно нарушение личностных границ. Такие люди неагрессивные и «безотказные». Они привыкли терпеть злоупотребления, вмешательство в их личную жизнь, не умеют сказать «нет!», даже если категорически не согласны с предлагаемым. Пасуют перед давлением чужой воли и возлагают на других (старших, наделенных властью) ответственность за свои действия и бездействие. Среди таких людей встречаются очень талантливые, которые приспособились жить в симбиозе с руководством, приняв за смысл жизни выполнение возложенной на них миссии.

Безотказное исполнение прихотей высших руководителей является одним из факторов возникновения аварий советской эпохи. Так, вечером 23 октября 1960 года, за день до катастрофы на Байконуре, главный конструктор и представители государственной комиссии, ответственной за пуск, получили информацию, что первая межконтинентальная баллистическая ракета Р-16 имеет определенные проблемы. Но приближалась годовщина Октябрьской революции. Москва давила. Хрущев, который пообещал штамповать ракеты, как сосиски, проявлял нетерпение ... Поэтому было принято решение наскоро отремонтировать поврежденный участок и все-таки запускать. Как следствие - страшный пожар, в котором погибли 92 человека, в основном высококлассные техники и военные, а еще около полусотни человек получили ранения.

Сложившаяся ситуация на Чернобыльской АЭС накануне катастрофы показывает «гомо советикус» во всей красе по всей длине властной вертикали. Авария произошла в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года в результате эксперимента по изучению возможностей холостого хода турбины. Кто его проводил? Неспециалисты. На Чернобыльской АЭС ни директор, ни главный инженер не были атомщиками. Руководство СССР усвоило науку «классиков», которые утверждали, что незаменимых людей не существует, а кухарка может управлять государством. Поэтому все советские АЭС вдруг взяли и передали из ведения Министерства среднего машиностроения в Министерство энергетики, в результате чего руководство отраслью перешло к дальним от нуклеарной науки чиновников.

В тему: Ликвидатор. Рассказ ученого, прожившего 20 лет «в обнимку» с реактором

Как страшный анекдот ветераны-ликвидаторы рассказывают приказ от 29 апреля тогдашнего министра энергетики Анатолия Майорца, который требовал, чтобы до 6 мая 1986 года на ЧАЭС заработали первый, второй и третий энергоблоки, а до 19-го была возобновлена ​​работа разрушенного четвертого ... Но не мерить же всех той же меркой. Безусловно, среди специалистов, переведенных на АЭС, были настоящие профессионалы, которые хорошо разбирались в турбогенераторах, вопросах водоподготовки, электричестве, механике и прошли специальные «курсы повышения квалификации», но …

Профессионалов-атомщиков, которые просились в Минэнерго, принимали туда неохотно. Руководству энергетиков в стране дефицитов хотелось прежде всего обеспечить «своих» людей высокими зарплатами, квартирами, путевками, машинами, дачами, которые для представителей атомной отрасли выделяли щедрее. Директор АЭС, например, получал огромные, как для советского человека, деньги - 1100-1200 руб., обычный работник также немало - около 300 руб.

Как свидетельствуют современники, морально-психологическая обстановка на ЧАЭС была типичной для советского предприятия. Лучше разбирались в теме немногочисленные кадры из оперативного персонала, но они были морально «задавлены» своим начальством и «товарищами» сотрудниками. Критика не воспринималась, вызывая волну возмущения руководителей и репрессии. «Работники станции предупреждали власти страны о возможности серьезной катастрофы. Всех, кто на это решился, уволили», - рассказывает ветеран ЧАЭС Борис Рогожкин.

Так и получилось. Когда принимали судьбоносное решение, технические нарушения в работе четвертого энергоблока были очевидны, но на АЭС не нашлось достаточно «некомфортного» специалиста, который решился бы публично заявить об этом и остановить эксперимент. Известно, что «неполадки» на атомных станциях были и до 1986 года, даже с утечкой радиоактивных веществ, но заинтересованные лица принимали все меры, чтобы представить эти факты как дезинформацию. Так же, как в 1930-х партийцы скрывали правду о голодных смерти, боясь, что их обвинят в антисоветчине.

Таким образом власть пыталась утаить масштаб аварии на ЧАЭС, проводя массовый парад в Киеве, когда надо было, наоборот, обезопасить людей от контакта с радиацией. Кстати, мне тогда было пять лет. Я жила в селе на Днепропетровщине. Никто не знал об аварии, поэтому я свободно играла на улице в пыли. Бегала босая. А потом кожа на моих руках и ногах укрылась пузырьками и начала трескаться …

Пронизана страхом и безответственностью была вся система. И если бы катастрофа не произошла на ЧАЭС, «звезда Полынь» неизбежно взорвалась бы в другом месте.

В тему: Пам'ятай причину!

На освобожденной территории Духа

Наиболее разрушительному влиянию от Голодомора и репрессий, по мнению психотерапевта Людмилы Гридковец, которая имеет опыт работы с потомками пострадавших, подверглись именно мужчины. За случаями алкоголизма или наркозависимости часто стоит наследственная модель искривленного в 1930-х мужского поведения. Например, если хозяин, который в традиционном обществе считался кормильцем семьи, видит как от голода погибают его дети, и не может ничем помочь, это вызывает мощный стресс. Не сойти с ума помогает защитная позиция «бегства от реальности» - по сути, путь к разнообразным зависимостям. Позже мальчик, видя, что отец (дедушка) не берет на себя ответственность за жизнь семьи и вместо разрешения конфликтных ситуаций заливает глаза в каком-то кабаке, может неосознанно подражать этой «мужской» модели. Так в советском обществе распространилось измененное распределение гендерных ролей: сильная женщина (которая «тянет на себе» семью, борется, добивается справедливости) и вполне декоративный, инфантильный муж.

Но общество - это живой организм, который развивается, болеет, переживает травмы, выздоравливает ... Исследователи геноцидов говорят, что после трех-четырех поколений пострадавших от травмы заколдованный круг жертв должен разомкнуться. И это происходит на наших глазах. И в нас самих. Мы освобождаемся. Мы освобождаем Украину от пут коммунистического мышления. И на освобожденных территориях Духа ищем себя.

Каска Степана Климова

«Когда меня призвали на срочную службу, это было в 1980-х, я искал в прицеле автомата «призрак империализма». Сейчас, воюя в ВСУ, я вижу там «призрак коммунизма». То есть через 20 лет воюю сам с собой», - полушутя рассуждает офицер 43-го отдельного батальона Юрий Фоменко, крестьянин во многих поколениях, частный предприниматель, агроном по образованию. Юрий живет в Днепропетровске, но все время говорит об украинских степях, знает, какое дерево когда и как сажать, что где сеять ... Жизнь выпихнула крестьянина в город. И таких людей немало - с потенциалом земледельцев, который не нашел себе достойного применения. Пока.

Общество оздоравливается. Слезает старая кожа в ороговевших рубцах, и из-под нее вдруг появляются довольно неожиданные редакции нового украинского бытия. Например, такие как распространенный в восточных степях феномен «русскоязычного бандеровца».

Степан Климов в ВСУ

Известная в крае фигура - командир взвода 17-й отдельной гвардейской бронетанковой бригады Степан Климов, или, как его еще называют, Степан Петриковская Каска. Его предки, жившие на хуторе Рубановка Херсонской области, были раскулачены, изгнаны из дома. Сам он родился в украиноязычном райцентре Магдалиновка Днепропетровской области. Но, когда парень поступил учиться в университет в областном центре, ассимилятивные процессы сделали свое дело. В разговоре перешел на русский. О своем украинском происхождении почти и не вспоминал. Его больше интересовала российская политика: деятельностьНавального, дело Магнитского …

Но стихия Майдана 2013 года всколыхнула в Степане глубоко затаившиеся чувства. Хотелось во всем разобраться, заглянуть в глаза приверженцам каждой из сторон, чтобы понять: кто я на перекрестке двух стихий? Поехал в Киев. Разглядел. Вернулся домой и ... проснулась в Климове украинская душа. Взял оранжевую строительную каску и попросил знакомую художницу украсить петриковской росписью. В ней Степан и снимал в Днепре фотохронику Майдана и антимайдана. Антимайданивцами был бит, но каску не потерял. Получив повестку, без колебаний пошел защищать свою землю. Хотя по профессии он айтишник. Пальцы как у пианиста …

Ю. Фоменко в степях Донбасса на страже нашей независимости

Образ сильного мужчины в украинском обществе снова в почете. У нас есть свои герои, и они живут не в далеких временах Хмельниччины, а здесь, среди нас. При этом многие из них помнят о своих родных, которые пострадали от репрессий и Голодомора.

Ирина Рева, опубликовано в издании Тиждень.UA

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Важно

Как эффективно контролировать местную власть

Алгоритм из 6 шагов поможет каждому контролировать любых чиновников.

Как эффективно контролировать местную власть

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републикация материалов: для интернет-изданий обязательной является прямая гиперссылка, для печатных изданий - по запросу через электронную почту. Ссылки или гиперссылки, должны быть расположены при использовании текста - в начале используемой информации, при использовании графической информации - непосредственно под объектом заимствования. При републикации в электронных изданиях в каждом случае использования вставлять гиперссылку на главную страницу сайта www.argumentua.com и на страницу размещения соответствующего материала. При любом использовании материалов не допускается изменение оригинального текста. Сокращение или перекомпоновка частей материала допускается, но только в той мере, в какой это не приводит к искажению его смысла.
Редакция не несет ответственности за достоверность рекламных объявлений, размещенных на сайте а также за содержание веб-сайтов, на которые даны гиперссылки. 
Контакт:  uargumentum@gmail.com