Каким богам человечество будет поклонятться в будущем?

|
Версия для печатиВерсия для печати
  ФОТО: GETTY IMAGES

Какими будут религиозные конфессии будущего? На протяжении истории религиозные верования людей и их приверженность к определенной церкви постоянно менялись. 

До Магомета, Иисуса и Будды был Зороастр. Около трех с половиной тысяч лет назад в Иране бронзового века он говорил о существовании единого верховного Бога, отмечает BBC Future.

Через тысячу лет зороастризм, первая в мире большая монотеистическая религия, станет официальной верой могущественной Персидской империи.

Ее храмы огня посещали миллионы поклонников. Через тысячу лет после этого империя распалась, а последователей Зороастра преследовали и обращали в новую веру завоевателей - ислам.

Через полторы тысячи лет, сегодня, зороастризм постепенно исчезает, привлекая все меньше верующих.

Мы воспринимаем как должное, что религии рождаются, растут и умирают, но к появлению новых религий относимся с недоверием, презрительно считая их культом.

Когда мы признаем веру, мы считаем ее учение и традиции вневременными и священными. Но когда религия умирает, она превращается в миф, а ее претензии на святую истину больше не имеют значения.

Рассказ о египетских, греческих и скандинавских богах теперь считают легендами, а не святым писанием.

Даже главные современные религии постоянно эволюционировали на протяжении истории. Например, раннее христианство охватывало довольно широкий спектр идей. Древние документы содержат, например, сказания о супружеской жизни Иисуса и свидетельства о благородстве Иуды.

Христианской церкви понадобилось три столетия, чтобы консолидироваться вокруг канона писаний - а затем в 1054 году она распалась на восточную православную и католическую церкви.

Зороастрійський храм

Пламя в зороастрийском храме огня пылает уже более тысячелетия. ФОТО: GETTY IMAGES

С тех пор христианство продолжало расти и расщепляться на все более разрозненные группы - от квакеров, богослужение которых проходит в молчании, до пятидесятников, которые держат змей во время проповедей.

Если вы считаете, что ваша вера пришла к окончательной истине, вам сложно представить, что она может измениться. Но история свидетельствует о том, что какими бы глубокими наши убеждения ни были сегодня, со временем они могут трансформироваться, видоизмениться или вообще исчезнуть.

Если религии так резко менялись в прошлом, что с ними станет в будущем? Может ли вера в богов и божественные сущности исчезнуть вообще? И если наша цивилизация и ее технологии становятся все более сложными, могут ли возникнуть совершенно новые формы вероисповедания?

Чтобы ответить на эти вопросы, сначала надо выяснить, как вообще возникла религия.

Почему мы верим

Вольтер отмечал, "если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать". Французский мыслитель XVIII века не одобрял монополии церкви, но был убежден, что вера в Бога необходима для функционирования общества.

Многие современные религиоведы соглашаются с ним. Общая вера служит потребностям общества. Такой подход охватывает самые разные идеи, от "опиума для народа", то есть инструмента власти для управления бедными, концепции, что вера поддерживает абстрактный ум, необходимый для науки и права.

Один из самых популярных аргументов - это социальная сплоченность: религия объединяет общество, которое затем может организовать охотничий отряд, возвести храм или поддержать политическую партию.

Таким образом, любая религия, которой удалось выжить, должна предлагать своим поклонникам ощутимые преимущества.

Христианство, например, было лишь одной из многих религиозных течений, которые появлялись и исчезали во времена Римской империи.

По словам исследователя из Центра мышления и культуры в Бостоне Коннора Вуда, христианство выделилось своим стремлением заботиться о слабых и больных. Таким образом, вспышки болезней пережило больше христиан, чем языческих римлян.

Сначала ислам также привлекал последователей, подчеркивая слово, смирение и благотворительность - черты, которые не были присущи бурной Аравии VII века.

Сучасні суспільства мультикультурні

Современные общества мультикультурные - последователи различных конфессий живут в них рядом. ФОТО: GETTY IMAGES

Иными словами, форма, которую приобретает религия, зависит от функции, которую она выполняет в обществе. Или, как мог бы сказать Вольтер, различные общества изобретут богов, в которых они нуждаются.

Например, общества охотников-собирателей верили, что все предметы - животные, растения или минералы - имеют сверхъестественные свойства (анимизм) и миром управляют сверхъестественные силы (аниматизм), которые надо уважать.

Человеческая мораль не имела существенного значения. Такое мировоззрение имеет смысл для маленьких групп людей, которым не нужны абстрактные кодексы поведения, но которые должны глубоко знать свое окружение. Исключением является синтоизм, древняя анимистическая религия, которую до сих пор широко практикуют в суперсовременной Японии.

С другой стороны - огромные и бурные западные общества поклоняются единому всемогущему богу, который регламентирует, а иногда и заставляет следовать определенным правилам морали: Яхве, Христос и Аллах.

Психолог Ара Норензаян утверждает, что именно вера в этих "Великих богов" позволила сформировать общества, состоящие из большого количества незнакомцев.

Но сегодня наши общества огромны и многокультурны: сторонники разных конфессий сосуществуют рядом и все больше людей, которые вообще не имеют религии.

Мы выполняем законы, принятые правительствами, а не Богом. Секуляризм растет, а инструменты для понимания и формирования мира обеспечивает наука.

Учитывая все это, бытует мнение, что в будущем религии может вообще не быть.

Бог мертв

Мощные интеллектуальные и политические течения продвигали эту мысль с начала XX века. Социологи утверждали, что прогресс науки ведет к "разочарованию" общества: сверхъестественные ответы на большие вопросы больше не нужны.

Коммунистические государства, например Советский Союз и Китай, сделали атеизм государственной политикой и запретили любые, даже частные проявления религии.

В 1968 году выдающийся социолог Питер Бергер сказал New York Times, что в "XXI веке верующих, скорее всего, можно будет встретить только в небольших сектах, которые тщетно пытаются противостоять мировой светской культуре".

Хотя сам Бергер от своих слов впоследствии отказался, в многочисленных опросах в разных странах мира все больше людей заявляют, что не верят в бога.

Это наиболее заметно в богатых и стабильных странах, как Швеция и Япония, но также, что более удивительно, и в Латинской Америке и арабском мире.

Несмотря на это, религия не исчезает в мировом масштабе - по крайней мере с точки зрения численности. В 2015 году исследовательский центр Pew смоделировал будущее великих мировых религий на основе демографии, миграции и обращения.

Модель показывает далеко не упадок, а наоборот рост верующих - с 84% мирового населения сегодня до 87% в 2050 году. Количество мусульман увеличится относительно  христиан, а вот число тех, кто не относит себя ни к одной религии, несколько уменьшится.

Модель Pew предполагает "секуляризацию Запада и быстрый рост веры в остальном мире".

Религиозность и дальше будет увеличиваться в экономически и социально незащищенных странах, это, например большая часть Африки к югу от Сахары, и падать в более стабильных обществах.

Іслам

Религиозность продолжать увеличиваться в экономически и социально незащищенных странах. ФОТО: GETTY IMAGES

Это согласуется с известными нам психологическими и неврологическими предпосылками веры. Когда жизнь трудна или происходит стихийное бедствие, вера дает психологическую (а иногда и практическую) поддержку.

Новозеландцы, пострадавших от землетрясения 2011 года в Крайстчерче, стали более религиозными, чем их соотечественники.

К тому же, следует с осторожностью трактовать понятие "не религиозный". Оно может свидетельствовать, что человек не интересуется принадлежностью к церкви, но это не значит, что он является убежденным атеистом.

В 1994 году социолог Грейс Дэви классифицировала людей по принадлежности к религиозной группе и вере в бога. Она выделила следующие четыре группы: традиционные верующие (принадлежат к церкви и верят в бога), убежденные атеисты (не принадлежат и не верят) и те, кто принадлежит к церкви, но не верит. Это могут быть родители, которые посещают церковь, чтобы получить место для своего ребенка в школе при церкви.

И, наконец, есть те, кто во что-то верит, но не принадлежит ни к одной конфессии.

Как показывают исследования, около трех четвертей атеистов и девять из 10 агностиков не отрицают существование сверхъестественных явлений, от астрологии до сверхъестественных существ и жизни после смерти. И следовательно, существует огромное разнообразие тех, кто утверждает, что не верит в бога.

Возвращение старых богов

Исследователи замечают, что люди отворачиваются от организованной религии, которая делает акцент на устойчивом порядке вещей, и обращаются к практикам, которые больше соответствуют их собственным потребностям.

Американські мегацеркви

Американские мегацеркви привлекают тысячи верующих. ФОТО: GETTY IMAGES

На эту тему: Религия в жизни граждан Украины: во что верят украинцы?

В бедных обществах люди могут просить у бога благосостояния или стабильной работы.

"Евангелие процветания" является основным для нескольких мегацерквей Америки, к которым относятся преимущественно экономически незащищенные общины.

Но если основные потребности удовлетворены, человек скорее будет искать реализации и смысла. Традиционная религия не может достичь этого, прежде всего если ее доктрина противоречит моральным убеждениям, например, - гендерному равенству.

Такие саморегулируемые религии часто базируются на синкретизм, подходе, сочетающем традиции и практики различных культур. Многие религии имеют синкретические элементы, однако со временем они ассимилируются.

Например, Рождество и Пасха имеют архаичные языческие элементы, а повседневные практики китайцев объединяют буддизм Махаяны, даосизм и конфуцианство.

Смешивание традиций легче увидеть в относительно молодых религиях, например вуду или растафарианстве.

Как считает автор книги «Духовная революция" (2005) Линда Вудхед, религии, которые могут возникнуть из современного хаоса, будут иметь более глубокие корни.

В Европе ощущается возрождение интереса к язычеству. Языческие божества больше напоминают абстрактные силы, чем антропоморфных богов. Это позволяет людям сосредоточиться на важных для них вопросах, не углубляясь в веру в сверхъестественных существ.

Например, в Исландии небольшая, но быстрорастущая религиозная группа Асатру не имеет никакой доктрины, кроме несколько архаичных празднований древнескандинавских обычаев и мифологии. Но группа активно занимается социальными и экологическими проблемами.

Зібрання друїдів, язичників і просто тусовщиків у Стоунхенджі

Собрание друидов, язычников и просто тусовщиков в Стоунхендже. ФОТО: GETTY IMAGES

На эту тему: Сможет ли человечество жить без религии?

Похожие течения существуют по всей Европе, например, друиды в Великобритании.

Сейчас это - нишевые мероприятия, которые больше напоминают игру в символизм, чем истинные духовные практики. Но со временем они могут перерасти в более последовательные системы верований.

Хотя крупные мировые религии, вероятно, будут сохраняться и развиваться в ближайшем будущем, мы можем увидеть среди них расцвет относительно небольших религиозных течений.

Но если Большие Боги и вера в них являются ключом к социальной сплоченности, то что произойдет без них?

Нация под властью Маммоны

Развитая экономика, эффективное правительство, хорошее образование и эффективное верховенство права могут гарантировать, что мы будем счастливо жить и без каких-либо религиозных институтов. Некоторым атеистическим обществам действительно удалось достичь безопасности и гармонии.

Однако, могут ли они позволить себе быть нерелигиозными, так как имеют сильные светские институты или это собственно светская жизнь и помогла им достичь социальной стабильности.

Религиоведы утверждают, что все светские учреждения имеют религиозные корни: правовые системы, например, это кодифицированные представления о справедливости на основе социальных норм, установленных религиями.

По мнению Коннора Вуда, сочетание рыночного капитализма и демократии на Западе в корне изменило социальную среду, в которой эволюционировали мировые религии, и в определенной степени вытеснило их.

"Я не называю капитализм религией, но многие его институты имеют религиозные элементы, как и во всех сферах человеческой институциональной жизни, - говорит исследователь. - “Невидимая рука” рынка кажется какой-то сверхъестественной сущностью".

Римсько-католицький священик на біржі

Римо-католический священник проводит мессу в первый день торгов на Филиппинской фондовой бирже в Маниле. ФОТО: GETTY IMAGES

Финансовые биржи, на которых люди проводят крайне ритуальные торговые действия, напоминают храмы поклонения Мамоне, то есть богатству. На самом деле, религии, даже те, что уже не существуют, могут стать чрезвычайно точными метафорами многих неразборчивых черт современной жизни.

Вудхед скептически относится к тому, что христианство или другие мировые религии смогут отвоевать паству, которую они постепенно теряют. Будучи учредителями библиотек и университетов, они больше не являются ключевыми спонсорами интеллектуальной мысли.

Но сегодня существует еще один возможный источник поддержки: интернет.

Онлайн-течения привлекают последователей с немыслимыми в прошлом скоростями. Мантра Кремниевой долины "двигайся быстро и меняй мир" стала очевидной истиной для многих технологов и плутократов.

Движение #MeToo началось как хэштег, который выразил гнев и солидарность, но он также принес реальные изменения в старые социальные нормы.

#MeToo - конечно не религия, а где может что-то более похожее на религию вырасти с интернет-сообщества? И какие новые религиозные формы могут принять эти онлайн-группировки?

Deus ex machina

Несколько лет назад участники онлайн-сообщества "Рационалист", созданного на сайте LessWrong, начали обсуждать всемогущую, сверхинтелектуальну машину. Она имела много свойств божества и несколько злобный характер ветхозаветного бога.

Существо назвали Василиск Роко. Это - недоброжелательный искусственный интеллект, который может наказать всех, кто знал о возможности его появления, но не помог его созданию.

Такие эзотерические верования неоднократно возникали на протяжении истории, но легкость, с которой мы теперь можем строить сообщество вокруг них, является беспрецедентным.

Аргументы Василиска на самом деле совсем не новы. Французский математик XVII века Блез Паскаль также предлагал неверующим пройти религиозные обряды на всякий случай, если бог окажется мстительным.

Штучний інтелект

Искусственный интеллект также может быть своеобразным божеством. ФОТО: GETTY IMAGES

Даже технологические атрибуты не новость. В 1954 году Фредрик Браун написал (очень) короткую новеллу под названием "Ответ". В ней суперкомпьютер, который охватывает всю галактику, спрашивает, есть ли Бог? И получает ответ - теперь есть.

А некоторые, например предприниматель в области искусственного интеллекта Энтони Левандовски, стремятся построить супермашину, которая когда-то сможет ответить на все вопросы.

"Обычные религии часто говорят о том, что не поддается измерению, или о том, что вы не можете видеть или контролировать. На этот раз вы сможете поговорить с Богом буквально и знать, что он вас действительно слушает".

Большие данные и "Звездные войны"

Левандовски не один. В своем бестселлере "Homo Deus" Юваль Ной Харари утверждает, что основы современной цивилизации разрушаются перед новой религией, датаизмом. Ключевую роль в ней играет поток информации и большие данные, которые становятся ключевой ценностью современности.

Во время переписи 2001 года по Великобритании почти 400 000 человек назвали своей религией джедаизм, придуманное вероучение из "Звездных войн". Джедаизм стал четвертой по величине религией в стране.

Сначала считали, что такой результат дала шутливая кампания в интернете. Однако и десять лет спустя джедаизм остается в первой десятке религиозных верований британцев. Похоже, это все-таки не было пранком.

"Зоряні війни" у церкві в Берліні

"Звездные войны" в церкви в Берлине. ФОТО: GETTY IMAGES

Храм ордена джедаев утверждает, что его члены - "реальные люди, которые живут или прожили свою жизнь по принципам джедаизма" - вдохновленные фантастикой, но основанные на реальной жизненной философии.

С таким количеством сторонников джедаизм "должны" признать официальной религией, но чиновники этого не сделали. Они считали, что джедаизм не соответствует традиционным канонам религии.

Однако так же было и с саентологией, которую в Британии много лет запрещали отнести к религиозным течениям, потому что она не имела Верховного Существа. А как же тогда быть с буддизмом?

Признание религии действительно является сложным вопросом во всем мире, потому что даже в академических кругах не существует общего определения религии.

Например, коммунистический Вьетнам официально является атеистической страной, однако скептики утверждают, что официальные опросы не охватывают огромную часть населения, исповедующего народную религию.

С другой стороны, официальное признание Асатру, исландской языческой веры, означало, что она имела право на "налог за веру". И теперь Асатру строят первый почти за 1000 лет языческий храм в стране.

Впрочем, для многих новых религиозных течений официальный статус не имеет значения, если вы можете завоевать тысячи или даже миллионы последователей.

Російська церква в Антарктиці, яка страждає від кліматичних змін

Русская церковь в Антарктике, которая страдает от климатических изменений. ФОТО: GETTY IMAGES

На эту тему: Боги больше не нужны. Повзрослевшее общество может перерасти нужду в высшем существе

Вспомним "Свидетелей климатологии", молодую "религию", которая проповедует борьбу с изменениями климата.

Ее основательница Оля Ирзак десятилетиями работала над разработкой инженерных решений, чтобы противодействовать изменениям климата. Но со временем поняла, что настоящая проблема заключается не в поиске технических решений, а в завоевании социальной поддержки для них.

"Какая социальная конструкция организует людей вокруг общей морали? - спрашивает она. - Лучший вариант - это религия».

Три года назад Ирзак с друзьями взялась за ее создание. 

Бог им был особо не нужен, но они начали проводить регулярные "богослужения" с проповедями, которые прославляют природу и просвещают в вопросах экологии.

Свидетели климатологии также имеют свои ритуалы.

Например, празднуют Обратное Рождество, когда елку надо не срубить, а посадить. В День памяти ледников они наблюдают, как глыбы льда тают на солнце Калифорнии.

Легкомыслие этих ритуалов помогает новичкам преодолеть неловкость, но основной замысел Ирзак - достаточно серьезный.

Недавно Свидетели добавили еще один ритуал к своим традициям. Это - церемония очищения, которую на Ближнем Востоке и в Центральной Азии проводят перед весенним равноденствием. В огонь бросают что-то нежелательное - записку или реальный предмет - а потом перепрыгивают через него.

Ритуал, целью которого является избавить мир от экологических проблем, стал популярным дополнением к литургии.

На эту тему: Трибунал над Иисусом: Сына Божьего судили «печерским» («басманным») судом

И это не удивительно, ведь эта практика существует уже тысячи лет и частично происходит от традиций зороастрийцев.

Трансгуманизм, джедаизм, свидетели климатологии и множество других новых религиозных течений, кажется, никогда не наберут миллионы поклонников.

Но то же можно было сказать и о маленьких группках верующих, которые собирались вокруг священного пламени в древнем Иране три тысячелетия назад и чья новая вера переросла в одну из крупнейших, самых мощных и продолжительных религий, которые когда-либо видел мир ... и все еще вдохновляет людей сегодня.

Возможно, религии на самом деле никогда и не умирают. Возможно, религии, исповедуемые сегодняшний мир, менее долговечны, чем мы думаем. Возможно, следующая великая вера только зарождается.

Сумит Пол-Чудхари,  опубликовано в издании BBC Future

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке вы можете на сайте BBC Future.



На эту тему:

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]