«Лавру изуродовали до неузнавания»

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

На территории памятника ЮНЕСКО эксперты обнаружили новое противоправное строительство. Новостройки в лавре — это более 20 тысяч квадратных метров площадей, владелец которых не известен. И это не самовольная застройка, она происходит с молчаливого согласия государственных органов. К сожалению, памятник ЮНЕСКО исказили до неузнаваемости.

Территория Киево-Печерской лавры одновременно имеет двух смотрителей — Успенский собор и Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник. Зоны ответственности у них относительно разные, а вот за сохранением всех достопримечательностей на территории святыни следит заповедник. Судя по тому, что монастырю за последние годы удалось возвести с нуля около 20 новых объектов, администрация не справляется со своими функциями. Свежий пример, о котором на днях рассказал в «Фейсбуке» археолог Максим Левада, касается того, что на территории Восточного хозяйственного двора строится без разрешительных документов общежитие размерами 24 на 12 метров. Фотодоказательства он выложил на своей странице в соцсети.

В тему: Купола небесные и земные. Печерская Лавра на Рождество

Факт строительства подтверждают и в заповеднике. Член коллегии главного совета Украинского общества охраны памятников истории и культуры Ирина Никифорова предоставила в распоряжение «Дня» информационную справку, подготовленную администрацией Киево-Печерского заповедника. В ней говорится, что год назад на территории Восточного хозяйственного двора строились два других сооружения: двухэтажное общежитие для рабочих размером 9,7 на 10 метров и одноэтажное здание размером 5,8 на 8 метров, в котором было помещение для прораба. Но их снесли. Либо для того, чтобы построить что-то другое, более масштабное, либо потому, что прислушались к замечаниям ЮНЕСКО.

Заповедник настоял, чтобы монастырь сообщил об этих строительствах в Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО и ICОМОS (Международный совет по охране памятников и исторических мест, совещательный орган ЮНЕСКО). Разумеется, там не одобрили такие планы и отметили, что строить на Восточном хозяйственном дворе вообще нельзя. Если же нужны здания для размещения паломников, ICОМОS советовал перестроить для этого имеющиеся старые сооружения, при этом не нарушая регламентных требований относительно высоты, площади, объема и архитектурного стиля.

Вместо этого монастырь демонтировал два недостроя, переделал документацию о строительстве уже одного корпуса и направил ее на согласование в заповедник и Минкультуры, говорится в справке. Впрочем, не ожидая ответов, монастырь начал строительство общежития. Как добавила Ирина Никифорова, от УООПИК подготовили новое обращение к ICОМОS об опасном строительстве на территории лавры. Кстати, после огласки строительная техника исчезла c Восточного двора.

В тему: Противозаконный МАФ на руинах Церкви. Как беспредел порождает беспредел

Сергей Кролевец: Пока общество в ожидании Томоса, лавру продолжают безумными темпами застраивать неизвестные «инвесторы». Год назад рабочая группа УООПИК направила свои заключения в Минкультуры о том, что происходит на территории лавры. Кажется, там нет людей, способных осмыслить реальное положение вещей. Ведь новостройки в лавре — это более 20 тысяч квадратных метров площадей, владелец которых не известен. И это не самовольная застройка, она происходит с молчаливого согласия государственных органов. К сожалению, памятник ЮНЕСКО исказили до неузнаваемости

«Нужно прекращать это строительство. Это не просто застройка в каком-то районе Киева, это же памятник ЮНЕСКО, — отмечает Сергей Кролевец, председатель Всеукраинской ассоциации музеев, экс-директор Киево-Печерского заповедника. — Я знаю, как в пользование церкви передавался каждый корпус, об этом я говорил еще 15 лет назад. Сначала это был штурм, захват, преимущественно в апреле — как подарок наместнику, а затем оформление захвата этого корпуса какими-то окольными путями. Для этого искали разные юридические пути. Все директора после меня были нацелены на узаконивание этих застроек, выдумывали разные термины, отсутствующие в законодательстве, например, о реставрационном воссоздании или реставрационном восстановлении. К сожалению, в последние лет восемь государство стало на путь узаконивания всех застроек. Мне об этом говорили чиновники в высоких кабинетах, и основным инициатором была Государственная служба охраны культурного наследия. Как раз та структура, которая должна была стоять на стороже памятникоохранного законодательства».

«Пока общество в ожидании Томоса, лавру продолжают безумными темпами застраивать неизвестные «инвесторы», — добавляет Сергей Павлович. — Год назад рабочая группа УООПИК направила свои заключения в Минкультуры о том, что происходит на территории лавры. Кажется, там нет людей, способных осмыслить реальное положение вещей. Ведь новостройки в лавре — это более 20 тысяч квадратных метров площадей, владелец которых не известен. И это не самовольная застройка, она происходит с молчаливого согласия государственных органов. К сожалению, памятник ЮНЕСКО исказили до неузнаваемости».

В тему: Важнейшие православные святыни Украины, захваченные Московским патриархатом

Общественность не довольна слабой позицией заповедника. Ведь раздобытая экспертами информационная справка — это почти инсайдерская информация. На официальном сайте заповедника ничего подобного вы не найдете.

Напомним, год назад Министерство культуры проводило конкурс на должность генерального директора заповедника. Бывший его руководитель Любомир Михайлина тоже принимал в нем участие, но конкурс признали не состоявшимся. Минкультуры обещало провести его повторно через месяц. Прошел уже год, исполняющим обязанности гендиректора до сих пор остается Александр Рудник, представитель команды Любомира Михайлины. Других новостей об обещанном конкурсе в стенах Министерства культуры не слышно.

Зато начальник управления охраны культурного наследия Министерства культуры Александр Епифанов отметил, что проблему усложняет отсутствующая у заповедника землеустроительная документация: «Сейчас заповедник находится в стадии оформления имущественных прав пользования земельным участком. К сожалению, он до конца не был легализован, потому окончательных границ земельного участка, определенных и закрепленных за заповедником, не существует. Однако есть режим использования территории буферной зоны, который зарегламентирует возможные и невозможные градостроительные преобразования. Теперь проект землеотвода готов, но стоит вопрос о невозможности отведения некоторых земельных участков, которыми сейчас пользуется КО «Киевзеленстрой» и Национальный историко-архитектурный музей «Киевская крепость». Поэтому сегодня этот вопрос обсуждается с ними, и как только он будет решен, будем инициировать перед городским головой, чтобы он выдал распоряжение относительно этих участков».

В тему: Виталий Кличко, наследник орды

«Общая площадь этого участка должна быть 32 гектара, сегодня имеем разработанную документацию на 26 гектаров, — продолжил чиновник. — Минкульт приобщается к переговорным процессам. Мы согласны, чтобы получить хотя бы эти 26 гектаров, хотя есть режим использования буферной зоны. Он регламентирован независимо от того, есть ли землеустроительная документация. Разница в том, что заповедник сможет сам принимать определенные меры реагирования на определенные строительные процессы. Что касается последнего случая, то заповедник нам сообщил об этих преобразованиях, мы выехали и составили предписание, требовали от монастыря прекратить эти строительные процессы и привести участок в предыдущий вид. Также готовим обращение в Национальную полицию, чтобы выяснить, есть ли основания для открытия уголовного производства по этому факту».

Инна Лиховид, опубликовано в издании  День


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Новини

20:00
У суботу в Україні хмарно з проясненнями, дощі в центрі та на півдні
18:08
Смерть на колесах: чому китайські електромобілі становлять серйозну загрозу для нашої безпеки
17:04
"Після перемоги Революції Гідності": чому по Татарова, Портнова та інших зрадників з цієї кодли українці все одно прийдуть
16:58
Продаж картин Медведчука, які мають музейне значення, буде зупинений - АРМА
16:05
Генерал СБУ, покидьок Ілля Вітюк у 2014 році знімав Майдан з боку «Беркута» - Слідство.Інфо
15:33
Олександр Чупак: Чому держава не спроможна розв’язати демографічну проблему
13:18
Новини агентури ФСБ: нардеп Артем Дмитрук співпрацює зі священником УПЦ МП Чертиліним, якого підозрюють у держзраді, – Bihus.Info
12:18
Геть від москви: Молдова скоротила зовнішні торговельні відносини з рф до 3%
11:02
Перше збиття Ту-22М3 у повітрі: ЗСУ вразили літак за 300 кілометрів від України (ВІДЕО)
10:54
Ракетний удар рф по Дніпру та області: вбито 9 осіб, зокрема 3 дітей, понад 25 дістали поранення

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]