Порабощенная, но державная. Как сформировали "дорожную карту" развития УССР

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

12 ноября 1919-го на заседании Украинской коммунистической организации при Московском комитете РКП(б) была принята написанная Павлом Поповым докладная записка о политике и тактике КП(б)У. В ней, по сути, была изложена "дорожная карта" сохранения УССР: и как "советской", и как "Украины".

В записке говорилось о необходимости кардинально изменить отношение большевиков к "украинскому вопросу" и указывались основные направления таких изменений. В первые месяцы 1919-го ничто, казалось бы, не свидетельствовало, что такой поворот будет жизненно необходимым. Успешный захват Украины тогда привело к своеобразному "головокружению от успеха" у большевиков. На фоне, говоря современными словами, "заоблачных рейтингов" они взялись выполнять свою партийную программу. Но и программа принципиальное отличалась не только от провозглашаемых ими же публичных лозунгов, но и от первых после Октябрьского переворота властных решений.

Мало того, в марте 1919-го, уже после укрепления власти большевиков в России, на партийном съезде была принята новая программа РКП(б). Из нее четко следовал курс - на коммунизм!

С воплощением не сложилось. В Украине такая политика имела катастрофические для большевиков последствия. Игнорирование одновременно как национальных, так и социальных потребностей украинцев повлекло массовое повстанческое движение, которое фактически обескровило Красную армию. То, что помогло большевикам быстро овладеть Украиной, то есть селянская повстанческая стихия, то же их и снесло.

В тему: Кровавая победа красных: воля случая или воля народа?

С повстанческой стихией пытались бороться, но безуспешно. С целью организации такой борьбы 24 июля Киев посетил военный глава красных Лев Троцкий.

"Більшовик", 25 липня 1919-го

"Большевик" 25 июля 1919 года

Согласно доклада Троцкого была в который раз строго осуждена партизанщина и указано на необходимость "тесного единения с РСФСР".

Однако это не помогало - Украина ускользала из рук. Троцкий в обращении к ЦК РКП(б) инициировал "радикальную зачистку тыла" с "учитом полной невозможности формирования и создания армии при том бандитизме, который царит на Украине". Политбюро ЦК РКП(б) 6 августа обращение рассмотрело и предложило "мобилизовать в Москве по районам до 500 человек из отрядов особого назначения", а также "дать надежные отряды из других организаций и наиболее надежных отрядов ВЧК".

Рукописний варіант протоколу політбюро ЦК РКП(б) від 6 серпня 1919-го / З фондів Російського державного архіву соціально-політичної історії (РДАСПІ)

Рукописный вариант протокола Политбюро ЦК РКП(б) от 6 августа 1919-го / Из фондов Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ)

13 августа Кремль уточнил задачу таких отрядов. В документе, в частности, отмечалось: "Отряды ВЧК, московские районщики и отряды особого назначения могут быть использованы только по их прямому назначению, то есть для внутренней охраны, и ни в коем случае их нельзя вливать в полевые части". То есть создавали отряды только для борьбы с повстанчеством. По окончании усмирения украинского селянства российские оккупационные спецназовцы "должны быть возвращены в те части, откуда были отправлены на Украину".

Однако это все не спасло большевиков. До конца августа красные покинули Киев. А вскоре Кремль распустил и правительство советскойУкраины.

С переломом в войне с белыми встал вопрос: как быть дальше? Ведь, несмотря на то, что повстанцы в Украине разрушали теперь уже деникинские тылы, собственно большевистское подполье было откровенно слабым. Тогда как установки Зафронтбюро ЦК КП(б)У, с которыми оно отправляло в Украину коммунистов, и дальше продолжали линию, которая, по большому счету, и привела к поражению в Украине.

Те из членов КП(б)У, которые оказались в Москве, кого не устраивал прежний курс и считали себя украинцами, начали объединяться вокруг Украинской коммунистической организации (УКО) при Московском комитете РКП(б). За подписью председателя УКО Совы-Степняка и его заместителя Владимира Ляха в ЦК РКП(б) в начале октября 1919-м было направлено, как это указано в протоколе оргбюро ЦК РКП(б), "Заявление Украинской секции Московской организации РКП о создании при ЦК Украинский секции и о восстановлении комиссариата по украинским делам при Наркомнаце". Ходатайство было отклонено, хотя "отдел пропаганды и агитации среди украинцев, проживающих в России" было таки решено создать.

Остання сторінка "Заяви Української секції Московської організації РКП..." з печаткою УКО при Московському комітеті РКП(б). З фондів РДАСПІ

Последняя страница "Заявления Украинской секции Московской организации РКП ..." с печатью УКО при Московском комитете РКП(б). Из фондов РГАСПИ

К мнению этого своеобразного землячества украинцев, в котором были представлены те коммунисты, которые реально могли проводить работу с украинскими массами, в Кремле были вынуждены прислушаться. Тем более, что оно действовало достаточно активно и самостоятельно, иногда даже не спрашивая санкций московского комитета РКП(б).

20 октября оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрело вопрос о том, что "Московская украинская организация выпускает самостоятельно листовки без подписи Московского комитета". Было решено, что публикация листовок возможна "только с санкции и за его (т.е. Московского комитета РКП(б) - авт.) подписью, при этом может быть допущен подзаголовок "Украинская организация при МК". Отмечу, что листовки УКО издавала на украинском языке, тогда как в Украине от большевиков они были преимущественно на русском.

Особое значение это своеобразное землячество приобрело после приезда в Москву Павла Попова, которому удалось образно сформулировать оценку положения в Украине и определенно очертить видение ситуации в Украине проукраинской частью КП(б)У. 12-го ноября президиум УКО "присоединился" к написанной им докладной записке в ЦК РКП(б), а сам он с этой же запиской выступил на заседании политбюро ЦК РКП(б) 20 ноября. После этого проукраинскую часть членов КП(б)У, которые временно находились в Москве, в Кремле начали обозначать "группой Попова".

Who is Who Павел Попов, фамилия которого в конце 1919-го года стала символом защиты прав советской Украины? Родился в селе Демидовка (сейчас Решетиловского района) Полтавщины. Во время учебы в Московском коммерческом институте в 1915 году вступил в Украинскую социал-демократическую партию. В декабре 1917 - начале 1918 года с Петром Слинько, Афанасием Буценко, Евгением Нероновичем, Евгением Касьяненко (Ларик) и другими знаковыми фигурами из рядов УСДП был среди тех, кого называли "украинскими большевиками". В июле 1918-го они вместе с "настоящими" большевиками вошли в ряды КП(б)У.

Петро Слинько, був членом ЦК КП(б)У у 1918. 1919-го був скерований на підпільну роботу до захопленого денікінцями Харкова. Там фактично одразу заарештований. Страчений 30 листопада

Петр Слинько, был членом ЦК КП(б)У в 1918 году. В 1919-го был направлен на подпольную работу в захваченный деникинцами Харьков. Там фактически сразу был арестован. Казнен 30 ноября

В начале сентября 1919-го, вскоре после отступления красных из столицы УССР Киева, Попов отправился для подпольной работы на территорию, которую контролировала УНР. Его достаточно быстро "раскрыли", и большевистского подполья как такового там не было. Однако Попова даже не арестовали. Наоборот, представители украинских эсеров и правительства УНР провели с ним переговоры и направили в Москву с тем, чтобы он доложил о готовности "украинцев" (так тогда сами большевики нередко обозначали представителей УНР) к переговорам с Кремлем.

В Москву он приехал в третьей декаде октября 1919-го. По прибытии Попов предоставил отчет высшим инстанциям (позже этот отчет, датированный 21 октября 1919-го, был напечатан в "Летописи революции»), в котором описал положение на контролируемой Директорией УНР территории, а также в других частях Украины, которые он пересекал во время своего путешествия. Еще 17 октября он находился в Бердичеве.

Характеризуя настроения крестьянства, Павел Попов отмечал: "Если выбирать какую-то из уже существующих властей (Петлюра, Деникин, коммунисты), то наименьшим из всех зол в глазах крестьянства является Петлюра".

Останні рядки із звіту Попова 1919 року про можливість об'єднання більшовиків із Директорією УНР проти Денікіна / Журнал "Літопис революції", 1926

Последние строки из отчета Попова 1919 года о возможность объединения большевиков с Директорией УНР против Деникина / Журнал "Летопись революции", 1926

Зафронтбюро ЦК КП(б)У сразу же попыталось отправить Попова обратно в Украину. Но тот отказался. Отказ подробно обосновал в написанном 29-го октября письме в ЦК РКП(б). Там он определил два возможных пути к овладению Украиной: "[...] или завоевать Украину и силой оружия уничтожить всевозможные проявления национального сепаратизма, или уничтожить всякое основание для него, то есть, оставаясь сторонниками пункта нашей программы о самоопределении наций, предоставить Украине возможность создать самостоятельную (на языке оригинала нейтральное "самостоятельную", а не ругательное "самостийную" - Авт.) советскую республику и только тогда вести в ней агитацию за как можно более тесное сближение с другими советскими республиками, в первую очередь (в данных исторических условиях) - с Российской". Далее он отметил, что считает точку зрения оргбюро (Зафронтбюро) "практически вредной" и считает для себя невозможным отправиться в таких условиях в командировку, поскольку указанные директивы он выполнять не сможет, "а действовать в обратном направлении не имею права как член партии, связанный с партийной организацией».

Эти же свои взгляды подробнее он изложил в уже упомянутой докладной записке в ЦК РКП(б), к ней присоединился президиум УКО 12 ноября. В тогдашней "расшифровке" подписей, в частности, в копии письма, которая была передана в декабре Исполкому Коминтерна, фамилии подписантов оригинала письма указаны так (даем без перевода): "Ларик, П.Попов, Брунст, А.Зорин, А.Горбенко, С.Сергеев, С.-Степняк, Лях, И.Столяр ". И хотя в тексте записки все время упоминается местоимение «мы» и среди подписантов группа лиц, реальным автором текста был Павел Попов. Сам же документ был сначала внутрипартийным.

Фотокопія із резолюції президії УКО про схвалення викладених у заяві Попова пропозицій до ЦК РКП(б) / З фондів РДАСПІ

Фотокопия резолюции президиума УКО об одобрении изложенных в заявлении Попова предложений в ЦК РКП(б) / Из фондов РГАСПИ

Объяснив в этом обращении как можно подробнее отличие украинского общества от великорусского и отметив очевидное в то время для всех, что в Украине "решающим моментом является настроения села", Павел Попов подчеркнул: "Если к этому добавить, что города на Украине имеют преимущественно русско-еврейский характер, а село - чисто украинский, что борьба против помещиков сливается, в представлении крестьянина, с борьбой против росиян и поляков, борьба с лавочником и ростовщиком сливается с борьбой с еврейством, что чиновник, полицейский, "господин" - ассоциируется также с русским и поляком - то станет вполне понятной вся сложность и запутанность классовой и национальной борьбы на Украине".

Потребность формального признания и содействия развитию украинского языка и культуры была, в том числе и благодаря деятельности “боротьбистив”, насколько очевидной, что Попов не акцентировал на ней внимание. Зато подчеркнул: "Первой задачей коммунистов на Украине является организация пролетарских масс города и села в единую коммунистическую партию. Со своим Украинским центром, который был бы органичнои связан с революционными массами и должен, благодаря этому, иметь возможность как следует ориентироваться в специфических условиях революционной борьбы на Украине". Практическим шагом было названо слияние КП(б)У и УКП(б), которое формально произошло в марте 1920-го.

Далее Попов подчеркивал, что "в борьбе за восстановление Советской власти на Украине руководящая роль непременно должна принадлежать не Московскому центру, а Центру Украинскому, тесно связанному со стихийным революционным движением украинских низов". Хотя руководящую роль Кремль, разумеется, не отдал, но с включением в состав КП(б)У “боротьбистов” и впоследствии представителей других просоветских партий Украины, связь с низами действительно окрепла. При этом в пропаганде едва не дословно была использована предложение Попова, чтобы фронтальное наступление на Украину Красной армии имело "характер военно-технической помощи украинской революции». И политическое руководство формально было передано созданному в декабре 1919-го Всеукрревкому.

В-третьих, Попов настаивал, что "должно быть задекларировано и осуществлено право Украинского революционного пролетариата и селянства на самостоятельное революционное творчество, на создание самостоятельного дееспособного государственного аппарата". На основной практический шаг - "федерацию на основе равенства всех Советских Республик. А пока таких республик практически есть только две - как соглашение двух революционных центров", на что Кремль решился лишь в конце 1920-го.

Таким образом, предложенная Поповым "дорожная карта" развития УССР формально была в значительной степени выполнена, что изрядно способствовало сохранению власти большевиков. Но это растянулось во времени - уж очень нежелательными казались Кремлю те шаги. И содержание временами было противоположным форме, то есть о реальном равноправии между Россией и Украиной на самом деле говорить невозможно. Впоследствии указанные в "записке" основы были положены в основу формального соглашения о создании СССР, что позволило сохранить Украину до 1991 года в форме хотя и порабощенной, но государственной нации.

В тему: Атаман Каменюка. Луганские повстанцы против коммуны, 1921 год

А вот главный призыв Попова был реализован немедленно: "Мы обращаемся к ЦК РКП с настоятельным предложением без всякого промедления поставить на обсуждение украинский вопрос [...] выработать новую, более подходящую действительному положению вещей и более продуманную линию поведения в отношении Украины". На нескольких ближайших заседаниях политбюро, пленуме ЦК РКП(б) и даже декабрьской 1919 года Всероссийской конференции РКП(б) "украинский вопрос" был в центре внимания и "украинская политика" действительно была кардинально изменена.

Вскоре после своего создания "записка" попала в руки “боротьбистов” и была опубликована ими в газете "Пролєтарська боротьба"". Мало того, эта же "записка" с крайне критическим по отношению к Кремлю украиноязычным предисловием вышла отдельной брошюрой и стала фактически программной для группы "федералистов" в КП(б)У. Но это уже другой разговор, тем более что сам Павел Попов к федералистам никогда не принадлежал ...

Обкладинка брошури "Наша сучасна політика"

Обложка брошюры ""Наша сучасна політика”

Геннадий Ефименко, историк, старший научный сотрудник Института истории Украины НАНУ;  опубликовано в издании  DSnews.ua


В тему:

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]