Рождество всегда 25 декабря. Празднование Рождества 7 января — советская традиция

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

После праздников MediaSapiens решил разобраться, почему нет «православного» и «католического» Рождества, и как возникли разные даты празднования. Спойлер: все зависит от того, каким календарем пользуется церковь – юлианским, новоюлианским или григорианским. Но на самом деле Рождество всегда 25 декабря.

Начнем с того, что большинство государств мира, вне зависимости от религии, которую исповедуют жители этих стран, использует так называемый григорианский календарь. Согласно этому календарю католическая церковь празднует Рождество 25 декабря. В этот же день Рождество наступает и у 10 православных церквей, которые используют новоюлианский календарь — его даты совпадают с григорианским. Другая часть православных и основная часть греко-католической церкви (за исключением приходов диаспоры) пользуется старым, юлианским календарем. Верующие этих церквей празднуют Рождество 7 января по григорианскому календарю, оно же – 25 декабря по юлианскому. Но как произошел такой «раскол»?

На эту тему: Кровавый имперский Дед Мороз и наши Морозенки

Проблемы с юлианским календарем и его реформа

Начиная с введения с 1 января 45 года, юлианским календарем пользовались все жители Римской империи, включая христиан (разделившихся в 1054 году на католиков и православных). Однако этот календарь имел большую погрешность по отношению к астрономическому календарю, что приводило к сдвигу дат. Например, весеннее равноденствие 21 марта, от которого вычисляется Пасха, в XVI веке сместилось на 11 апреля.

Проблемы с календарем были замечены довольно рано, однако только с XV века внутри католической церкви начались попытки внести изменения в календарь – в связи с возникшим вновь интересом к астрономии. После долгого подготовительного периода, включавшего заседания комиссий и разработку календаря астрономом, философом и врачом Луиджи Лилио, 24 февраля 1582 года папа Григорий XIII своей буллой «Inter Gravissimas» огласил переход на новый календарь. Это делалось, чтобы «восстановить равноденствие на издревле назначенном ему месте, от которого со времени Никейского Собора оно отступило на десять дней приблизительно». Так 5 октября 1582 года стало 15 октября 1582 года.

Папский календарь стал обязательным для католической церкви, но власть понтифика не распространялась на светских правителей. И потому в своем указе он всячески призывал, просил и рекомендовал всем королям, князям и прочим перейти на новый календарь.

Католические страны сразу же приняли нововведение – среди них Испания, Италия, Франция, Португалия, Речь Посполитая и т.д. Потом на календарь перешла протестантская Европа, Голландия, Бельгия и другие страны. Иногда это приводило к тому, что в году совсем не было Рождества – например, в Бельгии и Голландии после 21 декабря 1582 года наступило сразу же 1 января 1583 года.

Константинопольский патриарх Иеремия II вместе с Константинопольским собором не принял календарь: «Кто не следует обычаям Церкви…, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям святых соборов и хочет их изменить и ослабить — да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных». Православные Речи Посполитой, ставшие греко-католиками после унии 1596 года, тоже не приняли григорианский календарь. К этому моменту, Рождество 25 декабря по юлианскому стилю приходилось на 3 января по григорианскому календарю.

Интересно, что гетманская канцелярия и Запорожская Сечь во внутренних делах сохранили юлианский календарь до второй половины XVII века, однако использовали т.н. «новый стиль», то есть григорианский календарь, при общении с остальным миром.

Когда Галичина присоединилась к Австрии в 1772 году, власть также требовала от галицких украинцев присоединиться к григорианскому календарю. Но перемена воспринималась как покушение на традиционные праздники и привычный образ жизни. В XVIII веке Рождество 25 декабря по юлианскому стилю приходилось уже на 5 января по григорианскому стилю.

Великобритания со своими колониями присоединилась к григорианскому календарю в 1752 году, и тоже не без протестов. Cатирическая гравюра Уильяма Хогарата «Предвыборный банкет», к примеру, содержит плакат с требованиями «Верните нам наши 11 дней». Именно такой разницы достигло расхождение между григорианским и юлианским календарем в XVIII веке.

В конце XIX века Российская империя также обсуждала возможности присоединения к григорианскому календарю. Но реализовался этот план уже после распада империи: в феврале 1918 года на новый стиль перешла Российская Советская республика (РСФСР), а с 1 марта 1918 года — Украинская народная республика (УНР). В XX и XXI веке разница составила 13 дней, и 25 декабря по юлианскому календарю стало соответствовать 7 января по григорианскому.

Православные церкви и новый календарь

В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий созвал собор, чтобы обсудить назревший вопрос: добавить ли 13 дней к юлианскому календарю, чтобы не отставать от всего мира, перейти на григорианский или разработать свой?

Григорианский календарь не подошел, как «исходящий от папы», а старый все больше отставал от реального, астрономического. В итоге было принято решение перейти на новый, так называемый новоюлианский календарь, который разработал сербский астроном и профессор математики Милутин Миланкович. «Это необходимо не только для того, чтобы православные могли гармонично действовать как граждане и как христиане, но и для усиления вселенского христианского единства», — писал патриарх Мелетий в «Послании Благословенным и Честным Церквам». Таким образом, в церковном календаре 1 октября 1923 года стало 14 октября 1923 года, а для Константинопольского патриархата Рождество наступало 25 декабря по новоюлианскому календарю, до 2800 года совпадающему с григорианским.

В тоже время, «Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять участия в этом совещании». «Историческими обстоятельствами» в современной РПЦ принято называть арест, преследование и признание своей вины патриархом Тихоном в период с мая 1922 года по 25 июня 1923 года. Однако, даже находясь в изоляции в Донском монастыре, патриарх в октябре 1923 года распорядился перейти на новоюлианский календарь: «Это мы и делаем настоящим нашим постановлением об исправлении церковнаго времясчисления. Иначе мы уклонились бы от единства церковнаго и тем тяжко согрешили бы». Однако уже через месяц он отменил собственное решение: «По независящим от нас обстоятельствам послание о введении нового времяисчисления вышло из печати лишь в начале ноября, когда удобное время для перехода на новый стиль уже прошло. Во время печатания послания стало известно, что другие Православные Церкви, с которыми Российская Церковь всегда должна быть в единении, временно введение нового стиля отложили. Поэтому и мы признаем необходимым повсеместное и общеобязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить».

Так РПЦ не перешла на новоюлианский стиль. Вместе с РПЦ старым стилем пользуются Грузинская, Сербская, Иерусалимская и Православная церковь Украины, а также основная масса греко-католиков.

В то же время, девять других поместных православных церквей – Константинопольская (Вселенский Патриархат), Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Чешских земель и Словакии отмечают Рождество 25 декабря, приняв новоюлианский календарь. При этом в новоюлианском календаре при расчете пасхалии используется «старый стиль», то есть юлианский календарь – и поэтому эти церкви отмечают Пасху вместе с РПЦ, Грузинской, Сербской и ПЦУ. Любопытно, что к юлианскому календарю в 2014 году вернулась Польская православная церковь, которая придерживалась григорианского стиля с 1924 года, и теперь снова празднует Рождество по старому стилю, 7 января.

Рождество в СССР

До 1918 года христиане империи, а затем РСФСР праздновали Рождество 25 декабря – этот день был выходным, как и 26 декабря. После принятия нового календаря уже 7 января стало нерабочим и праздничным днем в календарях 1919 (еще один вариант календаря, на украинском языке), 1920, 1921, 1922, 1923, 1924 годов. То есть традиция праздновать Рождество по григорианскому календарю — 7 января, после Нового года — имеет советское происхождение.

С 1925 года неожиданно Рождество снова стало отмечаться красным, то есть праздничным днем, в календарях 25 декабря (уже по новому стилю). Так было в 1926, в 1927 (в журнале «Безбожник»), в 1928 и в 1929 годах. Одновременно с этим за невыход на работу 25 декабря и празднование Рождества полагался штраф, от граждан требовали объяснений, если они не выходили на работу в этот день – и даже в детский садах «анкетировали» детей, требуя у них отчета, празднуют ли их родители Рождество.

1929 год стал годом запрета Рождества и елочных базаров. «Бесповоротная и полная ликвидация празднования «рождества», начатая в этом году, превращение его в рабочий день — одно из новых крупных завоеваний на пути перестройки рабочего быта на новых культурных и социалистических началах», — писала «Красная газета».

В календарях 1930 года Рождества уже нет ни 25 декабря, ни 7 января.

На эту тему: Когда и как празднуют Новый год народы мира

Все эти старые и новые стили, запреты и, наоборот, внезапные разрешения празднования порождали путаницу, которая была выгодна советской власти, боровшейся с церковью и религиозными традициями. Постепенно праздничная дата 25 декабря вытеснялась из памяти советских людей, а 7 января закрепилось как дата рождества для верующих СССР. Государство при этом контролировало праздник, о чем свидетельствуют, например, документы 1936 года, содержащие расписание рождественских служб в церквях Ленинграда (ныне – Санкт-Петербурга).

Только за год до развала Союза Верховный Совет РСФСР 27 декабря 1990 года официально объявил 7 января днем Рождества Христова и нерабочим днем в «связи с обращением Патриарха Московского и всея Руси Алексия и уважая религиозные чувства верующих». За 4 месяца до провозглашения своей независимости, Украина — тогда еще Украинская ССР — объявила Рождество 7 января нерабочим днем в марте 1991 года.

Через 80 лет, в 2100 году, православные церкви, использующие юлианский календарь, должны будут отмечать Рождество уже 8 января. Вопрос о том, каким календарем – юлианским, новоюлианским или григорианским – будет пользоваться ПЦУ, на сегодняшний день остается открытым.

Кристина Боровкова,  опубликовано в издании  MediaSapiens


На эту тему:

 

 

Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости

19:20
Дослідження в Іспанії показує, що епідемія COVID-19 не створила там колективного імунітету
18:26
Зеленський вручив державні нагороди артистам з порушеннями карантирнних вимог
17:35
Рада прийняла закон, який дає змогу через рік почати дерибан цінних земель
16:28
В КСУ почався суд над українською мовою по поданню українофобів
15:56
Нова міністр енергетики вірить в гороскопи, та підбирає кадри "за інтуїцією бо народжена під знаком Риб"
14:33
Хроніка ООС на 7 липня: поранення зазнав один український військовий
13:24
На фермах Финляндии все еще работает мало финнов – "Украинцы делают все в два раза быстрее"
12:20
Конфлікт інтересів у справі судді Вовка: у Вищій раді правосуддя кажуть, що «незалежні»
11:25
Як подорожувати за кордон під час пандемії - рекомендації МЗС
10:36
Загрози вторгнення РФ не спостерігається, але слід готуватися - Наєв

Важно

Как эффективно контролировать местную власть

Алгоритм из 6 шагов поможет каждому контролировать любых чиновников.

Как эффективно контролировать местную власть

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републикация материалов: для интернет-изданий обязательной является прямая гиперссылка, для печатных изданий - по запросу через электронную почту. Ссылки или гиперссылки, должны быть расположены при использовании текста - в начале используемой информации, при использовании графической информации - непосредственно под объектом заимствования. При републикации в электронных изданиях в каждом случае использования вставлять гиперссылку на главную страницу сайта www.argumentua.com и на страницу размещения соответствующего материала. При любом использовании материалов не допускается изменение оригинального текста. Сокращение или перекомпоновка частей материала допускается, но только в той мере, в какой это не приводит к искажению его смысла.
Редакция не несет ответственности за достоверность рекламных объявлений, размещенных на сайте а также за содержание веб-сайтов, на которые даны гиперссылки. 
Контакт:  uargumentum@gmail.com