Неправильное Рождество. Какой календарь (не) врет?

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Украина — страна уникальная: кроме нас Рождество два раза в год празднуют еще только 4 страны: Беларусь, Эритрея, Ливан и Молдова. Дискуссии на тему, какое іменно Рождество правильное, а какое — нет, предсказуемо будут продолжаться еще много лет.

Впервые за много лет (но не впервые в истории) Украина официально праздновала 25 декабря — ибо Рождество. Кое-кто из моих друзей увидел в этом подвох: это Рождество — неправильное, так как «на польское Рождество и снега нет, и вам, східнякам, безразлично, а у нас — традиции»!

Когда-то в музее Соана в Лондоне я увидел очень интересную картину. В основе ее сюжета — якобы настоящий митинг протеста. Кое-кто доказывает, что эта история — миф, городская легенда.

Уильям Хогарт, «Предвыборный пир». Виги отбили несколько трофеев. Среди них — транспарант с надписью «Give us our Eleven Days» — «Отдайте нам наши Одиннадцать дней!» За окном видно, что митинг продолжается

Тот митинг якобы состоялся в графстве Оксфордшир в 1754 году под лозунгами «Верните нам наши Одиннадцать дней!»

«Верните нам наши Одиннадцать дней!»

Англичане протестовали против реформ. И я готов их понять: а кто любит перемены?!

Хотя виги хотели ввести более точный календарь. Консервативные Тори — возмущались. А точнее — сопротивлялись введению на Британских островах Григорианского календаря.

В сознании аборигенов что-то там сломалось. Видимо, это была логика.

Потому что формальный перенос календарных дат на 11 суток (после 2 сентября 1752 года наступило не 3-е, а 14-е!) воспринимался как то, что барыжная власть отняла у них 11 дней из жизни! Буквально: из их жизни были вычтены 11 суток!

Вы бы согласились умереть на 11 дней раньше? Вот и они — тоже не хотели.

Алоизий Лилио, ок. 1510 — 1576

Истинный наследник латинской цивилизации Алоизий Лилио не предусмотрел таких бурных реакций невежественных варваров Туманного Альбиона.

Так же он не предусмотрел, что его календарную реформу некоторые украинцы будут саботировать даже в XXI веке. Он хотел привести календарь в порядок, ибо тот совершенно отбился от рук!

Юлианский календарь имел погрешность в одни сутки. Погрешность накапливалась за 128 лет. И это надо объяснить.

Попробуйте без Гугла ответить на вопрос: сколько длится год? Кто-то скажет, что 365 дней. Кто-то вспомнит, что иногда 366 дней. То есть однозначного ответа — нет. Тем более, что оба эти ответа — неправильные.

Астрономический год (а мы сейчас говорим именно об астрономическом, а не календарном годе) длится 364 суток, 5 часов, 48 минут и 46 секунд.

То есть каждые 4 года из этих часов Юлианский календарь накапливает еще одни «лишнии» сутки. И календарь начинает «грешить». То есть праздники (большинство из которых во все времена были привязаны к астрономическим явлениям — изменению фаз Солнца и Луны) отклонялись от своих природных сроков.

Гай Юлий Цезарь, Скульптор Никола Кусту, 1696, Лувр

Когда Гай Юлий Цезарь вводил свой календарь — казалось, что этой погрешностью можно пренебрегать. Но через 45 лет в Вифлееме имел неосторожность родиться Иисус. Затем он умер на кресте, воскрес, а в течение следующей тысячи лет христианская религия завоевала благосклонность большинства европейцев. И вдруг погрешность Юлианского календаря из неудобства превратилась в проблему.

Правда, проблема была связана не столько с Рождеством, как с Воскресением. По канонам Пасха — праздник весенний. А из-за погрешности Юлианского календаря каждые 128 лет добавлялась новая эпоха, и даты «сползали» на день позже. То есть, весенний праздник Пасхи в один прекрасный день мог стать праздником летним. Небо упадет на землю!

Если подождать еще несколько тысяч лет — то и Рождество станет летним праздником. Потому что каждый сколько-нибудь наблюдательный человек может заметить, в каком направлении «сдвигается» Рождество, если когда-то оно было 24 декабря, а стало — 7 января.

Правильно — Рождество постепенно ползет в сторону лета! Это является хорошей новостью только для православных австралийцев: у них, наконец, появится шанс отпраздновать Рождество зимой, а не в разгар жары.

В тему: Будем жить! Конец света переносится с 21 декабря 2012 года на 6 000 лет вперед

Тот самый календарь

Итак, со времен Никейского собора (325 г.) и до времен Алоизия Лилио и папы Григория XIII весеннее равноденствие «сползло» на 10 суток — с 21 на 11 марта. И это грозило поставить с ног на голову все христианские каноны!

Надо было срочно вернуть весеннее равноденствие — начало астрономической весны на 21 марта.

Как рассчитать, когда будет следующая Пасха? Очень просто: достаточно помнить, что Пасху отмечают в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Если полнолуние появлялось между 11 и 21 марта, то согласно церковных правил в ХVI веке оно не считалось весенним. И Пасху праздновали только через 30 суток после следующего полнолуния.

Весенний праздник постепенно «передвигался» в сторону лета. Надо было что-то сделать с календарем. Алоизий Лилио предложил календарь изменить. Прежде всего надо было «вычеркнуть» 10 лишних дней из календаря. Вот здесь и понадобилась универсальная власть Папы Римского. Только его власть действовала вне границ королевств и империй.

Согласно буллы папы Григория XIII, после 5 октября 1585 года наступало сразу 15 октября. Англичане, как я уже говорил, были этой новацией возмущены несмотря на то, что эта новация дошла до них на 170 лет позже. Но Лиллио этого показалось мало. И он предложил пойти еще дальше — убрать из календаря еще трое суток каждые 400 лет.

По Юлианскому календарю високосными считались годы, две последние цифры которых делились на 4 без остатка, а также все годы, номера которых заканчивались нулями. Лилио предложил, чтобы високосными считались только те годы с дома нулями, у которых и число из первых двух чисел делится на 4 без остатка.

Обратите внимание: 1600 год был високосным, а 1700, 1800, 1900 — нет. А вот 2000 — вновь был високосным. Помните?

Можно иронизировать — но в этом один из ключевых принципов западной цивилизации: пытаться строить свой мир на правилах и принципах, а не от случая к случаю. Римская церковь предложила изменить принципы календаря, предложила и универсальное решение, которое будет действовать и после смерти этого Папы, и еще века после того. Какая еще организация мыслит категориями вечности?!

Алоизий Лилио передает Григорию ХІІІ проект реформы календаря

Итак, Пасху триумфально вернули на привычное место в календаре, а сам календарь перестал грешить.

Затем была отчеканена памятная медаль. На одной стороне медали — Папа. А на второй — овца. Вернее, Агнец. Вернее — зодиакальный Овен. И дракон, схвативший себя зубами за хвост. И надпись: Год исправления 1582. Что означает весь этот ребус?

Это было время, в которое поэзии символов уделяли гораздо больше внимания, чем в наше пресное рациональное время.

Агнец — символизировал Христову жертву и воскрешение. Но одновременно это был и символ зодиакального знака Овна, действие которого начинается 21 марта — в день весеннего равноденствия! Вся эта композиция напоминала о Пасхе, связь которой с весенним равноденствием 21 марта была восстановлена во веки веков. Ведь именно символом вечности является тот дракон, что свернулся кольцом вокруг головы Овна.

«Вістник Ради народніх міністрів Української Народньої Республіки» — 1918. — № 14. — С. 4.

Григорианский календарь понравился не всем. Протестанты считали, что «лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой». Англичане, как мы помним, тоже 170 лет сопротивлялись против его введения. Но наиболее упрямыми оказались православные. Украинцы и россияне перешли на Григорианский календарь только в 1918 году. Россияне — в январе, а украинцы — в феврале.

Украинская Центральная Рада приняла 12 февраля 1918 года «Закон про заведення на Україні числення часу по новому стилю і перевод годинників на середнє-европейський час». Согласно этому закону после 15 февраля наступало 1 марта 1918 года. В тот же день Украина перешла на европейское время и оказалась в одном часовом поясе с Берлином и Веной. Интересно, что в коммунистической РСФСР, а затем — в СССР Рождество было официальным выходным днем. И этот день отмечали не 7 января, а 25 декабря.

По сути, традиция официального праздника, государственного выходного дня является довольно молодой. Официально Рождество 7 января начали отмечать после распада СССР. Официальным выходным днем 7 января впервые становится только в 1990-х годах. В начале ХХ века его официально отмечали 25 декабря. И в дореволюционных календарях, и на послереволюционных — Рождество обозначено в один и тот же день: 25 декабря.

Откуда взялась традиция отмечать Рождество именно в этот день? Не существует достоверных данных, когда родился Иисус. Неизвестен не только месяц и день — даже о времени года нет никаких сведений. Традиционно считается, что он родился в «самую длинную ночь».

Традиция праздновать день, когда свет побеждает тьму, была распространена среди многих народов. Дни зимнего солнцестояния — это еще и время, когда в Древнем Риме отмечали праздник Сатурналии. Очевидно, на каком-то этапе старые языческие традиции начали приобретать новое значение.

Осталось только легализовать практику. Решение о праздновании Рождества Христова в день 25 декабря было принято на Эфесском (Третьем Всемирном) церковном соборе в 431 году.

С Рождеством!

Александр Зинченко, опубликовано в издании Історична правда

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Важно

Как эффективно контролировать местную власть

Алгоритм из 6 шагов поможет каждому контролировать любых чиновников.

Как эффективно контролировать местную власть

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републикация материалов: для интернет-изданий обязательной является прямая гиперссылка, для печатных изданий - по запросу через электронную почту. Ссылки или гиперссылки, должны быть расположены при использовании текста - в начале используемой информации, при использовании графической информации - непосредственно под объектом заимствования. При републикации в электронных изданиях в каждом случае использования вставлять гиперссылку на главную страницу сайта www.argumentua.com и на страницу размещения соответствующего материала. При любом использовании материалов не допускается изменение оригинального текста. Сокращение или перекомпоновка частей материала допускается, но только в т