Почему Крещение Руси — не праздник Московского патриархата

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

... Митрополит Максим в 1299 году перенес свою столицу во Владимир-на-Клязьме. В этот период митрополиты, которые работали во Владимире, носили титул «Киевские и всея Руси». Связь с Киевом сохранялся на достаточно ощутимом уровне. Однако с 1461 года титул меняется на «Патриарх Московский и всея Руси». Почему так случилось именно в середине 15-го века?

27 июля представители Московского патриархата провели в Киеве молебен, посвященный Дню Крещения Руси. В этом мероприятии приняло участие значительное количество верующих. 28 июля свои мероприятия, посвященные Крещению Руси, проводит Киевский патриархат.

В тему: «Крестный митинг» и его организаторы

Уже не впервые такой исторический праздник приводит к политическим спорам на тему, чей патриархат лучший и более сплоченный. Впрочем, само активное участие Московского патриархата в таких празднованиях в Киеве не всегда является аргументированным.

Вопрос о церковно-политическом наследии Киевской Руси — одно из ключевых в концепции «русского мира» и современных претензиях России к Украине.

Киевская Русь приняла христианство в 988 году и сейчас в России это событие считают частью именно российской, а не украинской или древнерусской истории.

Крещение Руси стали использовать даже для сомнительного тезиса о сакральном статусе Крыма в российской истории. Ведь в сознании древнерусских летописцев захват Херсонеса (сейчас — Севастополь) князем Владимиром был неразрывно связан с Крещением Руси и распространением христианства.

Киевская митрополия

Итак, в 988 году после принятия христианства в Киевской Руси была образована Киевская митрополия.

Как считают историки, после принятия христианства и до середины 11 века епархии Киевской церкви охватывали значительную территорию, но были не подчинены Константинопольскому патриарху. С 1054 года ситуация изменилась и Киевская церковь стала одной из митрополий Константинопольского патриархата.

В тему: Святой Владимир — великий грешник

Постепенно, с расширением границ Руси, увеличивалась и территория Киевской митрополии. В 1137 году была основана Смоленская епархия, в 1187 — Рязанская, а в 1226 — Владимирская-на-Клязьме.

Как видим, создание епархий на территории современной России пришлось на середину-конец двенадцатого века. Эти события происходили через двести лет после принятия христианства на Руси.

1237 года митрополитом Киевским и всея Руси был назначен Иосиф. Он стал последним киевским митрополитом, который руководил церковью до монгольского нашествия и последним среди лидеров церкви, которые имели своей столицей Киев. Когда в 1240 году монгольские захватчики разрушили Киев, митрополит Иосиф пропал без вести.

Вместо Иосифа митрополитом был избран бывший игумен монастыря св. Спаса на Берестове, епископ Петр Акерович. Но он не получил утверждения в Константинопольского патриарха.

Киев в то время был разрушен, много церквей и монастырей сгорели, а в городе не было, говоря современным языком, легитимной власти, как светской, так и духовной.

В тему: Церковное рейдерство: промосковский и донецкий иерархи захватили власть в УПЦ МП при еще живом митрополите

Переход на север

После этих трагических для Киева событий начался период перехода политической и духовной власти на север Руси, которая меньше пострадала от монгольского нашествия. Именно в это время и произошла подмена понятий, которой до сих пор пользуются в своей пропаганде российские политические и общественные деятели.

Митрополит Максим в 1299 году перенес свою столицу во Владимир-на-Клязьме. В этот период митрополиты, которые работали во Владимире, носили титул «Киевские и всея Руси». Связь с Киевом сохранялся на достаточно ощутимом уровне.

Однако с 1461 года титул меняется на «Патриарх Московский и всея Руси». Почему так случилось именно в середине 15-го века?

Напомним,что в 1453 году турки захватили Константинополь, который мы сейчас знаем как Стамбул. Византийская империя пала, а Константинопольский патриарх оказался на территории, которую контролировали мусульмане.

В этих условиях появилась возможность для появления новых политических и духовных центров православия. Впоследствии эта ситуация стала основой для разработки исторической концепции «Третьего Рима», которая до сих пор имеет влияние на российскую политику.

Речь шла о том, что когда первый Рим пал под нашествием германских племен (476 год), а Византия была завоевана мусульманами (в 1453), то их роль должна была перейти к Москве — «Третьему Риму». Об этом писал в своих письмах к Московскому великому князю Ивану III (1504-1505) игумен Псковского Елеазарского монастыря Филофей.


Юридический процесс отделения Московской митрополии от Киевской был начат 15 декабря 1448 года решением Собора епископов Великого княжества Московского. Однако, это постановление не получило благословения Константинопольского Патриарха.


Итак, Московская православная церковь с 1448 по 1589 годы не имела официального признания своего статуса. В 1588 году московский правитель Борис Годунов предложил Константинопольскому Патриарху Иеремии II переехать из захваченного турками Константинополя в Московию.

Иеремия приехал и после полугодового содержания в неволе согласился на некоторые условия Бориса Годунова. Московская церковь получила статус патриархата, однако Константинопольский патриархат все же не переехал в Россию.

В 1686 году Московская церковь сумела переподчинить себе часть древнерусской Киевской митрополии, Черниговскую и Киевскую епархии и тогда завершился переход духовно-политической власти из Киева в Москву.

После этого уже ничто не мешало Московскому патриархату выдвигать тезис о своей исторической роли, начиная с 10-го века, то есть с самого начала Крещения Руси.

Опубликовано на сайте телеканала Espreso.tv


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Новини

19:08
Міністр-кримінальник Сольський подав заяву про відставку
18:03
Автівки на потреби армії: який транспорт можуть забрати
16:24
Голову райсуду на Дніпропетровщині взяли на хабарі
16:15
Антитютюнові активісти заплуталися у власній бухгалтерії і не хочуть звітувати за отримані гранти
14:18
ПЦУ спростувала міф про те, що жінкам неможна перебувати у церква в брюках і з непокритою головою
12:59
Щільність застосування дронів на бахмутському напрямку небачена раніше — військовий
10:55
Шабунін: Офіс Генпрокурора закрив понад 1,2 тис. проваджень щодо бізнесу, проте лише 2 з них належать БЕБ, яке "стриже" підприємців
09:02
Офіс генпрокурора після аудиту закрив кожну п'яту справу проти бізнесу, найбільше "туфти" плодить ДБР "імені Татарова"
08:27
Українські чоловіки 18-60 років не зможуть отримати паспорти за кордоном – постанова КМУ
08:00
ГЕНШТАБ ЗСУ: ситуація на фронті і втрати ворога на 25 квітня

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]