Вернуть солдатам имена

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Есть ли шансы идентифицировать погибших под Иловайском, похороненных как неизвестные солдаты.

29 августа - очередная, шестая годовщина боев под Иловайском и расстрела украинских войск в так называемом зеленом коридоре, пишет Тиждень. В течение 7-29 августа 2014 года в боях под Иловайском погибло 366 военнослужащих и правоохранителей (включая умерших от ран, а также тех, кто еще не идентифицирован). В прошлом году 29 августа было установлено официальным Днем памяти защитников Украины, погибших в борьбе за независимость, суверенитет и территориальную целостность государства.

К сожалению, день 29 августа уже превратился в аналог годовщины, например, боя под Крутами: утром об этом говорят на всех телеканалах, а уже вечером забывают до следующего года. На многие вопросы об Иловайске до сих пор не нашли ответов. И речь уже не идет даже о том, «кто виноват?» и "почему так произошло?».

На эту тему: Август 2014-го. Иловайск. Часть 3: Попытка деблокады «котла» 27-28 августа

На кладбищах в Запорожье, Днепре и Старобельске похоронено более 150 неидентифицированных погибших, привезенных из зоны АТО. Примерно половина из них из Иловайска. Захоронения делятся на четыре категории:

1. Имена погибших установлены на основании экспертизы ДНК, но семьи категорически отказываются принимать это и надеются, что дети и мужья находятся в плену.

2. Семьи не сдают образцы ДНК, в то же время близкие некоторых из них совершенно точно погибли. Но представители этих семей во времена Петра Порошенко и сейчас участвуют в акциях на Институтской: требуют искать своих сыновей и мужей в плену.

3. Фрагменты тел (руки, ноги, головы и т. д.) уже похороненных людей, семьи которых не сдавали ДНК, а значит, никаких совпадений нет.

4. Погибшие, которые были предварительно установлены благодаря внешности, одежде, вещам, оставшимся в карманах, местопребыванию тел, другим свидетельствам и факторам. В то же время совпадений ДНК с членами семей этих предустановленных погибших нет. Это свидетельствует о том, что произошла деструкция клеток в образцах, отобранных от погибших, и нужно проводить эксгумацию захоронений и осуществлять повторную экспертизу ДНК.

Вот с этой четвертой категорией неидентифицированных погибших следственные органы могли бы помочь: восстановить имя погибших людей и вернуть их останки семьям. К тому же на протяжении 2015-2016 годов уже было около 20 прецедентов, когда осуществлялась эксгумация и проводилась повторная экспертиза ДНК, в результате которой неизвестных защитников наконец установили.

Все уголовные производства по неидентифицированным погибшим находятся в главных управлениях СБУ в Запорожской и Донецкой областях. Примерно с 2018 года дело идентификации погибших в Службе безопасности Украины практически заморожено.

На эту тему: Как «русский спецназ» убивал украинцев — рассказ контрактника

Следствие установило

В течение прошедшего года удалось идентифицировать лишь одного погибшего под Иловайском - солдата 93-й отдельной механизированной бригады Андрея Слабоуса. Но это произошло благодаря следователю Национальной полиции Украины Татьяне Кавериной и офицерам Управления гражданско-военного сотрудничества Генерального штаба Вооруженных Сил Украины.

Идентифицировать Андрея могли еще в 2014-м ... Он выходил из-под Иловайска в северной колонне на БМП-2. Эта боевая машина была небоеспособной: у нее не работала пушка. В БМП-2 ехали только двое бойцов - Сергей Шевченко и Андрей Слабоус. В селе Новокатериновка боевую машину расстреляли из танка: в ней погибли двое солдат. Наряду с изувеченной БМП-2 на высоковольтный провод было заброшено тело солдата из 40-го батальона территориальной обороны «Кривбасс».

Между 29 августа и 10 сентября 2014 года это место в Новокатериновке - с разрушенным БМП-2, двумя изуродованными, обгоревшими телами, а также погибшим на высоковольтном проводе - стало «туристическим объектом» для представителей российской и сепаратистской прессы и различных «посетителей». Специальная группа боевиков устраивала «туристам» экскурсии «по местам боевой славы».

Это надругательство над погибшими было прекращено лишь 10 сентября 2014 года, когда поисковики миссии «Эвакуация-200» («Черный тюльпан») наконец забрали тела наших парней. Работа оказалась сложной: одного из погибших пришлось буквально вырезать из БМП-2. А насчет того солдата, который висел на высоковольтном проводе, то договаривались с местными электриками, чтобы они отключили ток и с помощью своего оборудования снимали мертвеца.

Между тем девушке Андрея Слабоуса удалось дозвониться на его номер телефона. Незнакомый человек сказал, что нашел телефон на обочине, а о его владельце заявил, что якобы видел, как Андрея забирали сепаратисты и сажали в грузовик. На основании этого сообщения СБУ на многие годы записала Андрея Слабоуса в списки находящихся в плену, а потому его каждый раз в Минске требовали обменять в «ДНР».

В то же время отец Андрея, который является гражданином Российской Федерации, еще в сентябре 2014 года направил своему родному брату в Полтавскую подробную экспертизу ДНК. К сожалению, следственные органы ее не приняли: они требовали, чтобы отец приехал лично сдать образцы ДНК.

Наверное, эта история так и тянулась бы до бесконечности, если бы в 2018 году следственное дело о пропавшем без вести Андрее Слабоусе не попала в руки Татьяны Кавериной из Главного управления нацполиции Украины в Луганской области. Ей удалось идентифицировать Андрея по образцам ДНК дяди. Но точку в этой истории больше года не могло поставить Главное управление СБУ в Запорожской области, которое должно было согласовать с прокуратурой разрешение на эксгумацию, но почему-то с этим тянуло.

Очевидно, в ближайшее время Андрей Слабоус будет перезахоронен на родине. Возможно, после этого семья второго бойца, ехавшего в БМП-2 вместе с ним и давно идентифицированного по ДНК, также признает факт гибели своего ребенка (пока они надеются, что он жив, и отрицают результаты экспертизы).

Длительная бездеятельность

В начале сентября 2019 года была предпринята попытка обратить внимание Офиса президента Украины на бездействие отдельных следователей Службы безопасности Украины в деле идентификации погибших. Представитель Офиса президента Максим Кречетов и депутат от «Слуги народа» Никита Потураев в присутствии высокопоставленного сотрудника СБУ приняли ходатайство о том, чтобы президент Владимир Зеленский помог, чтобы следователи Службы безопасности наконец выполнили свою работу: написали ходатайство в прокуратуру с разрешением об эксгумации 15 неидентифицированных погибших украинских воинов, найденных под Иловайском и неподалеку от Саур-могилы. И в дальнейшем в соответствии с законодательством Украины провели эксгумацию совместно с представителями других силовых структур и, наконец, довели это дело до конца. Было обещано, что заместитель председателя ОПУ Кирилл Тимошенко буквально «завтра» подпишет это ходатайство у Зеленского. К сожалению, почти за десять месяцев, прошедших с тех пор, никаких сдвигов в деле идентификации 15 погибших не произошло.

К тому же дела, о которых говорилось в ходатайстве, достаточно просты, и их можно решить даже за два месяца, оставшиеся до очередной годовщины иловайских событий и Дня памяти погибших в АТО. Например, в ходатайстве говорилось о неизвестном солдате, который похоронен на Кушугумском кладбище в Запорожье под № 4159. По всем признакам это Сергей Жук - солдат 51-й отдельной механизированной бригады. Утром 29 августа он вместе с солдатами Игорем Кушниром и Вячеславом Ионовым был внутри БМП-2, которая двигалась в северной колонне генерала Руслана Хомчака, держа путь на Новокатериновку и далее на Комсомольское.

Перед началом движения БМП-2 один из парней позвонил домой и сообщил, что внутри машины они будут находиться втроем. БМП-2 счастливо проскочила урочище Красная Поляна, где было расстреляно большинство техники 51-й бригады, а также село Горбатенко, где бойцы нескольких батальонов патрульно-постовой службы МВД Украины приняли последний бой. В поле между селами Горбатенко и Новокатериновка экипаж боевой машины вел бой до последнего: расстрелял весь боезапас и потом был расстрелян артиллерией россиян. БМП-2 долго горела - раскаленный алюминий с двигателя стек прямо на поле рядом с машиной, застыв вместе с каской и штыком одного из погибших пехотинцев.

15 сентября 2014 года исследователи миссии «Эвакуация 200» в сгоревшей БМП-2 обнаружили сожженные останки трех погибших солдат. Двое из них давно идентифицированы и захоронены - это Игорь Кушнир и Вячеслав Ионов. А вот третьего до сих пор не идентифицировали, несмотря на то что мать Сергея Жука дважды сдавала свои образцы ДНК. Поэтому стало вполне очевидным, что нужно переделывать анализы не у матери, а у погибшего: проводить его эксгумацию и отбирать не менее двух образцов. Но за более чем пять лет следователи этого так и не сделали.

Кроме Сергея Жука, в Иловайске из состава 51-й ОМБр считаются пропавшими без вести еще трое военнослужащих. Семья Юрия Кривенчука ДНК не сдавала: лелеет надежду, что он жив. Но, к сожалению, среди неидентифицированных погибших, вероятно, есть и Юрий (по крайней мере, такой вывод можно сделать на основании посмертных фотоматериалов). А вот с пропавшими без вести Олегом Шванком и Павлом Богайчуком дело подобно истории Сергея Жука.

Старшего лейтенанта Олега Шванка в последний раз видели, когда он ехал на МТ-ЛБ на дороге между селами Горбатенко и Новокатериновка. Неподалеку взорвался снаряд, и Олега сбросило с брони ... Примерно в том же месте 10 сентября 2014 года исследователи обнаружили погибшего в черных кроссовках с белыми полосами - таких, которые, по свидетельствам одного из очевидцев, были на Шванке. Кроме того, в кармане погибшего нашли трофейную нашивку с надписью «Вооруженные силы России».

Олег Шванк был командиром взвода противотанковой батареи Константина Коваля - той самой, которая за несколько дней до того уничтожила бронетехнику двух подразделений российских десантников. Именно во время этих событий Олег и мог взять эту нашивку - на память. Мать Олега Шванка один раз сдавала ДНК, отец делать тесты отказался. Родители считают, что видели сына на фотографии с украинскими пленными в «ДНР». А между тем их сын может быть похоронен как неидентифицированный на Кушугумском кладбище под № 4202.

Солдат, который последним видел Павла Богайчука, утверждал, что ему осколком перебило сонную артерию. Произошло это, вероятно, в урочище Красная Поляна (свидетель только примерно помнил место боя), где исследователи миссии «Эвакуация 200» действительно нашли одного военнослужащего, лежавшего рядом с машиной, принадлежащей 51-й бригаде. Был он в красной майке с белыми полосами - такой, которая фигурирует на одном из последних фото Павла Богайчука. Мать солдата ДНК сдавала - совпадений нет. И в этом случае тоже можно подозревать, что клетки образцов ДНК, отобранные у погибшего, деградировали. Нужно делать эксгумацию и повторный отбор образцов.

Андрей Слабоус. Боец 93-й ОМБр, погибший под Иловайском. Его идентифицировали только в прошлом году

Очень трагично выглядели тела двух погибших, погребенных под № 3200 и № 3251: сожженные, изуродованные от взрывов и прямых попаданий артиллерийских снарядов. Нет никаких сомнений, что тела были обнаружены в сгоревшем автотранспорте. Их доставила в Запорожье еще 31 августа 2014 года 8-я медрота. На сегодня предварительно установлено, что это могли быть солдат из 92-й отдельной механизированной бригады (от него были обнаружены и захоронены только фрагменты тела) и один из двух бойцов из 40-го батальона территориальной обороны «Кривбасс». Оба они жители Кривого Рога, откуда родом президент Владимир Зеленский и председатель СБУ Иван Баканов. И даже примерно одного возраста: возможно, вместе с ними они учились в одной школе, жили в одном микрорайоне.

Семьи обоих этих кривбассовцев по несколько раз сдавали ДНК - они не питают иллюзий, что их близкие погибли. Но и похоронить своих мужей не могут: не идентифицированы.

На эту тему: Официально — в плену, на самом деле — погибли

Кривой Рог - героический город, из которого в войне на Востоке Украины погибло и пропало без вести едва ли не самое большое количество военнослужащих по сравнению с другими населенными пунктами нашего государства. Когда Владимир Зеленский еще не был президентом, один из батальонов Вооруженных Сил Украины (из 17-й танковой бригады) даже носил нарукавные знаки с надписью «95-й квартал» - так сильно солдаты уважали артистов из своего города.

Понятно, что Владимир Зеленский и Иван Баканов могут вообще не догадываться о существовании такой проблемы, как кладбище со 150 неидентифицированными погибшими защитниками Украины, ибо то ходатайство, которое было передано в Офис президента Украины в сентябре 2019 года, вполне вероятно, где-то исчезло. Но это президент Украины Владимир Зеленский в прошлом году подписал указ об установлении 29 августа Днем памяти защитников Украины, погибших в борьбе за независимость, суверенитет и территориальную целостность государства. И сейчас, в 2020-м, в этот день ему надо будет что-то говорить об Иловайске, о погибших там и о пропавших без вести.

Ярослав Тынченко,  опубликовано в издании Тиждень


В тему:

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]