«Черные лесорубы» из Волыни. В лесной глуши от банд убегает даже полиция

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Эта криминальная история может иметь продолжение в художественном фильме или даже сериале. В ней есть все для хорошего боевика: коррумпированная власть, село в глуши, куда боится ездить полиция, погони, оружие и даже сожженные джипы.

Местные считают черных лесорубов едва ли не героями, которые «берут свое» у коррумпированного государства, пишет издание "ТЕКСТИ".

Государство слабо борется с уничтожением лесов

«Черными лесорубами» прозвали всех лесных браконьеров, которые охотятся на вековые дубы, карпатские ели и другие ценные породы деревьев. Они находят в лесу деревья лучшего качества, украдкой срезают, вывозят и продают на нелегальном рынке. Далее из них изготавливают, например, дубовые бочки для производства коньячных спиртов и других дорогих алкогольных напитков, или уникальную авторскую мебель и различные ценные вещи. Ареал незаконных вырубок довольно широк - от Карпат до Слобожанщины, от Волыни до лесов столичного региона, куда приезжают незаконно резать вековой лес даже с Ровенщины.

Здесь следует пояснить. Лес могут воровать по-разному. Полулегально: это когда у лесничества есть разрешение на вырубку, но оно выздано с нарушением, или когда прикрываются санитарной или противопожарной рубкой, а рубят коммерческую древесину. Также отметим, что в современном мире лес растет для того, чтобы его рубили и продавали - для многих стран это важная отрасль экономики. Но лес нужно рубить правильно, чтобы он потом сам восстановился, или его владельцы должны высаживать новый (детали - в нашем длинном тексте).

В этой статье речь идет исключительно о нелегальных вырубках, на которые нет никаких документов.

Этот незаконный бизнес достаточно прибыльный, ведь всего один куб такого дерева может стоить около 500 евро у заготовителей.

Лесные войны на Волыни

Знакомиться с локальной проблематикой я начал в Волынском областном управлении лесного и охотничьего хозяйства, где на мои не всегда удобные вопросы искренне ответил Руслан Войцеховский, главный лесничий управления.

Он признался, что сейчас они имеют действительно серьезную проблему. На Волыни действует организованная преступная группировка, которая системно занимается кражами леса. Эта проблема заметна на территории Киверцовского района, пгт Цумань, где почти все покрыто лесами. Среди лидеров группировки - 4 или 5 человек достаточно молодого возраста, около тридцати лет.

Им помогают еще более молодые парни, которые выступают сторожами и информаторами, а также помогают перевозить и прятать древесину, частично ее перерабатывать. Благодаря рациям и мобилкам, на которых часто меняют сим-карты, они оперативно держат связь между собой, предупреждают о передвижениях полиции или лесной стражи. Срубленный дуб может остаться в лесу - если заподозрят, что их услышали, либо дерево могут узнать лесники.

дуб зрізаний.JPG

Срезанный дуб. Фото предоставлено "Волыньлес"

Работают исключительно электропилами, они почти бесшумны. Имеют определенное количество авто на европейских бляхах (внедорожники, минивэны и микроавтобусы), которые собственноручно трансформированы под перевозку украденного леса - вынимают задние сиденья, переделывают багажные отделения.

джип 1.jpg

Украденные и распиленные дубы перевозят микроавтобусами, чтобы не привлекать внимания. Фото предоставлено "Волыньлес"

джип 2.jpeg

Фото tsn.ua

Поэтому сразу режут лес на метровые бревна, чтобы дальше довольно быстро загрузиться и незаметно проехать по любой дороге - это не грузовой автомобиль, который привлекает большое внимание. А каждый джип или минивэн полиция тоже не будет останавливать - их на дорогах тысячи. Действуют «черные лесорубы» быстро и продуманно. Поэтому задержать их трудно. А если и поймаешь «на горячем» - машины бросают, убегают. Но теперь действуют еще и нагло: возвращаются и жгут машины.

С одной стороны - уничтожают вещественные доказательства, отпечатки пальцев. С другой - демонстрируют свою смелость, запугивают лесников. Так случилось в начале мая, когда они сожгли загруженный краденым деревом минивэн. Лесная стража сначала заметила сбитые замки на въезде в лесной квартал, а затем и подозрительный автомобиль. Остановить его сразу не удалось, он ударил авто мастера леса и поехал дальше. Объявили перехват, его удалось остановить на дороге на краю леса. Все, кто был в машине, сразу сбежали. Но вскоре к лесничему с помощниками подъехала другая машина, из нее вышел человек в балаклаве, после спора он вынул из своего авто бутылку с бензином, вылил ее в салон минивэна и поджег.

Потом было задержание еще одного автомобиля, джипа, который тоже был загружен краденым лесом. Его тоже сожгли воры - вернувшись через некоторое время.

Я прошу Руслана Войцеховского дать мне контакты кого-нибудь из его подчиненных в районе, чтобы я мог выехать и непосредственно пообщаться с участниками тех событий. Все это выглядит действительно очень страшно и необычно, трудно представить, что кто-то так открыто не боится идти против закона. Но надеюсь заполучить больше деталей и фактов, поэтому дальше дорога пролегает на Цумань.

Как-то гонялись за полицией

Цумань - небольшой поселок городского типа, бывший районный центр, внешне ничем не отличается от других поселков. Разве тем, что очень многие жители передвигаются на мотороллерах, мотоциклах и автомобилях с еврономерами - не очень соблюдая правила. Я останавливаюсь в центре города, жду главного лесничего Цуманского лесхоза Владимира Левосюка, а также Анатолия Дорошуку, голову Цуманской объединенной территориальной общины.

Они подъезжают одновременно, но сначала имеем разговор с Анатолием Дорошуком. Он рассказывает о той же проблеме с «черными лесорубами», жалуясь, что никто не может остановить их. Живут они в основном в соседнем селе Карпиловка, но есть и в самой Цумани. И что характерно, рассказывает мне председатель ОТГ, - когда, мол, кто-то из представителей закона или власти пытается остановить воров, то им на помощь выходит все село. Блокируют дороги, не дают задержать, защищают, прячут.

С одной стороны, это понятно - это же их родственники, друзья, соседи, одноклассники. Такая «общественная порука» в других условиях была бы хорошим примером, но нарушается закон, и эта тенденция приводит к фактическому безвластию в этих краях. Закон не работает, здесь никто не боится ни представителей власти, ни полицейских. И что еще хуже - на это с большим восторгом реагирует молодежь.

В их глазах «черные лесорубы» являются местными героями, мстителями без страха и угрызений совести. Они смело берут с них пример, помогают им, а в перспективе тоже планируют заниматься тем же. Почему? Потому что лес воруют все - и официально прикрываясь должностями, и неофициально; это делают родственники, соседи, знакомые .. Так почему бы не “взять свое”?

На эту тему: За последние три года в Украине не появилось ни одного нового заповедника или национального парка

Добавим, что с "взятого своего" не платятся налоги, следовательно общество не получает средств на дороги, школы и тому подобное. То есть парочка людей использует общий ресурс всех жителей. Это даже если отбросить ущерб, нанесенный природе.

Когда в поселке происходит какой-то праздник, день села или какой-то другой, - полиция туда сознательно не суется. Почему - потому что, как говорят, «могут отгрести». Это не шутки - случалось, что разгоряченные молодчики ... гонялись на авто за полицейскими, ибо те им чем-то не угодили.

Будто подтверждая правдивость этих слов, на центральную площадь поселка вылетает черный джип BMW, делает резкий разворот на 180 градусов и, скрежеща тормозами, исчезает за поворотом.

«Это они?», - спрашиваю у председателя ОТГ. Он неловко опускает глаза вниз, ничего не отвечает ... Позже, в продолжении разговора, признается - почти 13 000 жителей территориальной общины и всего два участковых (!), еще и один из них слег в больницу с подозрением на коронавирус. Все, у меня больше вопросов нет ...

Далее разговариваю с Владимиром Левосюком, главным лесничим Цуманского лесхоза. Он добавляет деталей: мол, да, «черные лесорубы» чувствуют себя здесь очень свободно, а всему причина - безнаказанность. Поэтому и откровенно запугивают работников лесной стражи - вот, например, недавно срезали болгаркой один из железных лесных дорожных шлагбаумов, привезли в село и бросили под воротами дома одного из лесников. Намекая, видимо, что им дороги перекрыть не получится, а где живут охранники - им хорошо известно.

Или следят за родными, преследуя их на автомобиле вечером. О выбитых окнах и словесных угрозах и говорить нечего. Если бы, говорит Владимир Левосюк, хотя бы одного из лидеров арестовали, доказали вину и посадили - была бы другая ситуация, другие бы уже побоялись так цинично себя вести. Владимир говорит, что областная полиция уже очень серьезно занялась этим вопросом, и это лишь вопрос времени - они должны это прекратить, они должны кого-то арестовать. Открыто два уголовных производства, и они понемногу движутся. Спрашиваю - а не откупятся ли «дубокрады» (он именно так их называет в нашем разговоре), полиция же тоже деньги любит? Говорит что нет, не должны. Это для них дело чести, потому что слишком уж нагло и цинично действуют «дубокрады».

Спрашиваю, а сколько зарабатывают у них лесники официально? За какие деньги рискуют? Отвечает - в среднем по лесхозу официальная зарплата составляет около 10 000 гривен в месяц. А сколько же зарабатывают их оппоненты? Куб хорошего дуба стоит около 450 евро, за раз вывозят по нескольку кубов, а за день делают по 3-4 ходки, а порой и больше. То есть, если даже разделить прибыль всех участников, то только с одной «спецоперации» они зарабатывают в день так, как лесник - за месяц.

Спрашиваю у главного лесничего, не страшно за тех 400 долларов в месяц так рисковать, ведь живете рядом, и все может произойти. Говорит - да, страшно, но выбора нет. Все уже зашло далеко, теперь ситуация простая - кто кого ...

Но только ли за свою официальную зарплату бьются лесники? Здесь стоит отметить, что официальная зарплата - это все-таки стабильность и гарантированная пенсия, в отличие от разбойничьей торговли дубами. Плюс корпоративная солидарность со своими. Есть и элемент межвидовой конкуренции, потому что в лесхозах тоже дерево воруют, и эти объемы - еще больше впечатляют. Надо поговорить с другой стороной этой ожесточенной схватки. Ситуация не выглядит однозначной, что-то должно быть еще.

Кто они - банальные воры или народные герои?

Мне удалось найти контакт одного из тех, кого называют «черными лесорубами». И кого лесники подозревают в организации этой преступной группировки - или, по крайней мере, одного из их лидеров. Хотя сам Павел себя так не называет и говорит, что его не стоит к этому всему привязывать.

Собственно, первый телефонный разговор с ним с самого начала не складывался, ведь на мои прямые вопросы о сожженных авто и краже леса Павел ответил бурно. Мол, спрашивать о таком прямо вправе только судья или прокурор, но не журналист. Что его самого преследуют, угрожают проломить голову.

И что он нашел на своих машинах шесть GPS-трекеров. То есть, кто-то незаконно отслеживает его перемещения, и кто знает - может быть, я тоже являюсь звеном в этой слежке за ним ...

Беру паузу.

Но уже через несколько дней произошло то, о чем меня предупреждал Владимир, главный лесничий из Цумани. Полиция Волыни осуществила 26 мая два десятка обысков у 12 подозреваемых в Киверцовском районе, в разных местах. Изъяли холодное и огнестрельное оружие, балаклавы и маски, различное специальное оборудование, патроны, много простых мобильных телефонов и рации.

обшук 1.jpegобшук 2.jpegобшук 4.jpeg

Здесь и выше - фото Нацполиции

На эту тему: Албания запретила на 10 лет вырубку деревьев на экспорт и для промышленности

Также правоохранители провели ряд обысков на местных частных пилорамах, обнаружили и изъяли там определенное количество древесины различных пород без документов о происхождении. Ну, а изюминкой на торте стало задержание микроавтобуса Mercedes, водитель которого перевозил дуб без документов - именно так, как это всегда делали «черные лесорубы». Его якобы задержали для проверки на причастность к незаконным схемам.

обшук 5.jpeg

Фото Нацполиции

Я сразу встревожился, не потерял ли я свой источник информации, и решил написать Павлу на Вайбер, не он ли был задержан. И в конце концов он начал откровенно говорить. Вот что буквально он мне рассказал, дальше прямая речь - прямее которой уже и нечего хотеть ...

«Нет, Игорь, меня не задержали, у меня просто обыск был. И это была просто «показуха», они так делают пару раз в год. Они просто приехали на несколько пилорам, к людям, которые им не платят или не считают нужным. И нас немного пообыскивали, увидели какие-то рации, которые могут использоваться в таких целях, как там, например, колодец выкопать, какое там слежение ...

И маячки, которые они там забрали - это же это их были, которые они ставили нам. Они потеряли за месяц шесть маячков. Это те, что на наши машины прилепили, вот приехали и их забрали. Это такой они пиар сделали. Если бы они заехали в действительности на те пилорамы, где лежит до хрена-хринища леса краденого, куда возит директор и продает, куда лесничий и лесник возит и продает - но на те пилорамы никто никогда не заезжает. Но скоро мы туда заедем».

«Они на лесную стражу тратят очень много, но она неэффективна, не занимается той работой, в какой у них прямые обязанности. Им понакупали машины, джипы, форму, повыучивали их всех. Но это люди, которые занимаются только прикрытием вывоза леса. Все, больше ничего. Никакой другой цели у них нет, они спят, когда им надо охранять, когда надо следить за культурами, беречь лес. Они этого не делают. И понятно, что молодежь смотрит на весь этот беспредел и хочет тоже оттуда свою копейку вырвать».

Дальше я ответил, что безусловно размещу всю информацию, которую он мне предоставит, без купюр. И Павел продолжил.

«Можно много говорить, много того, что мы видим. Вам нужно три стороны услышать - нашу позицию, позицию полиции, лесхоза. И людей еще надо послушать. Которые смотрят на все это и просто плачут. Есть пару человек, которые с ними хотят бороться. Понятно, шо кто-то для кого-то как кость посреди горла. И начинаются такие влияния, через полицию, через разные там запугивания монтировками и так далее ... Размещайте куда хотите, но ничего мы им не сделаем. Мне люди пришли и чётко-ясно сказали, что «спрячь топор войны», шо ничего не сделаешь, систему не поламаешь. Но я говорю - а я попробую, я попробую!»

«Вот например, есть парк Цуманская Пуща, там вообще ничего нельзя делать. Даже дрова собирать, это ежели по закону, и они там не дают даже дрова собирать. Так я пришел к лесничему и я ему там откопал более 50 пеньков! Он там срезает дуб, сантиметров десять вниз в землю срезает, а потом засыпает пеньки сверху землей, а дуб забирает - и имеет деньги с того. Так воруют лес они. Я им эти пеньки откопал, то они все равно сказали, что то пеньки мои. Иначе как ты те пеньки нашел. А я говорю - могу их найти гораздо больше, если захочу.

Ведь это просто, по лесу идешь и видно - поляна, оно как бы все растет порядошно, а потом бах - и просвет, поляна. Берешь шомпур и просто втыкают, ищешь, потому что знаешь, что там должно быть. И так много можно найти, я за пять часов прошелся по лесу и нашел тех 50 пеньков. Лесная стража уже работает несколько лет, 2 или 3, а что она нашла? Так нафига та лесная охрана, если я за неделю больше найду и сделаю, чем она за три года ... Вот вам элементарный вопрос любому из них - и они моментально теряются ...»

«Задайте вопрос лесничему, который по званию старше, чем лесник, - а что у тебя делается в обходе? А он скажет, что «а я каким боком туда? Лесник материально ответственный, то вы его спрашивайте». Мол, это не его дело. Как будто он там не работает в той сфере. Он только командует лесником! Лесник - привези мне то, сделай мне то, машину мне отремонтируют! Здесь один такой уж был директором таким, наладил схему. Что лесник делает лесничему все, что тот скажет. Вот машину надо ремонтировать, а тот говорит - а где я деньги возьму? Так тот говорит - так пойди и в лесу найди. Шо нибудь срежь. И сделай мне машину, вон там ключи в ней ...

Вот зачем тогда эта схема, если она вообще не работает на людей, на государство? Не работает на государство и их банда …»

На эту тему: Бесславная рубка. Как грибники и туристы могут остановить нелегальные рубки в лесу

Я благодарен Павлу за откровенность, но отмечу, что начал он говорить только тогда, когда правоохранители его прижали. Конечно, мы не можем на 100% доверять каждому его слову, но и проверить все утверждения мы тоже не в состоянии. Как и опровергнуть. Действия и достижения лесной стражи с момента ее создания - это тема отдельного разговора, эта структура раскрывает в пределах своей ответственности достаточно много нарушений и преступлений против леса ежегодно. Однако коррумпированность, хищения и халатность в лесном хозяйстве не кажется выдумкой черного лесоруба, который надевает маску «народного мстителя», ведь каждый год таких случаев раскрывается и доводится до суда полицией, прокуратурой и СБУ не очень много.

loss_f2.jpgloss_f.jpg

На эту тему: Как украли острова, заповедники, леса

На войне как на войне

Просматривая видео с сожженными авто, начинаешь понимать, что места для компромисса не оставалось вообще. Это настоящая война, и в ней вряд ли будут победители. Пострадают те, кто законом уполномочен охранять лес, но честно это делать не всегда хочет. Пострадают те, кто не от хорошей жизни ворует лес и считает это правильным, потому что те, кто лес охраняет - воруют еще больше. Страдает и сам лес, потому что его резали, режут и будут резать - все.

Эти люди живут в соседних селах или же совсем рядом. Чем закончится это противостояние, спрогнозировать трудно, однако однозначно оно может привести к еще более тяжелым последствиям: криминальным разборкам, увечьям и даже смертям.

Игорь Тихолаз,  опубликовано в издании  ТЕКСТИ


В тему:

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]