Как музеи улучшают депрессивные районы: в мире, в Украине, в частности - в Одессе

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:  Будущее здание Одесского художественного музея

Размещение музеев в заброшенных индустриальных зданиях дает толчок для развития не только музея, но и самому району – примеры есть и в Европе, в частности, в Великобритании, а также и в Украине.

Одесский художественный музей не только станет национальным, но и получит новое здание – бывший заводской комплекс неподалеку от центра города. Внешнее состояние здания плохое, но конструктивно оно в удовлетворительном состоянии, говорят в одесском музее. В течение нескольких лет здесь должны развернуть филиал с современным искусством – XX и XXI век, за год закупили более 500 картин. Размещение музеев в заброшенных индустриальных зданиях дает толчок для развития не только музея, но и самому району – примеры есть и в Европе, в частности, в Великобритании, а также и в Украине, отмечает  Радіо Свобода.

Процесс передачи заброшенного индустриального здания на баланс Одесского художественного музея только начался, оно сейчас находится в списке приватизации и эту задачу должно решить Министерство культуры и информационной политики, говорит Радио Свобода. и.о. директора Одесского художественного музея Александра Ковальчук.

«Мы подозреваем, что кто-то пытается довести здание до плохого состояния, чтобы его можно было снести, и чтобы никто этим не возмутился, наверное, под застройку. Объект находится на балансе государственного предприятия, будем выяснять, что там происходит», – рассказывает Ковальчук. Она начала исполнять обязанности директора музея после смерти Александра Ройтбурда.

На эту тему: Художник Олександр Ройтбурд помер, Мінкульт обіцяє втілити в життя мрію митця

Новое помещение музей получит, когда перейдет в подчинение Министерства культуры – станет национальным. Для этого нужно согласие депутатов Одесского областного совета – они должны отказаться от имущественного комплекса музея.

«Было бы идеально, если бы и музей, и новое помещение были в подчинении Министерства культуры. Тогда это было бы просто присоединение новой части музея к нашему имущественному комплексу. Мы рассчитываем на решение и готовность передать Одесский художественный музей в подчинение Минкульта», – говорит Ковальчук. По оценкам министерства, процедура передачи может длиться не более полугода.

Чтобы получить лучший вариант реновации завода, музей и министерство, вероятно, будут проводить открытый архитектурный конкурс, рассказывает Радио Свобода руководитель научного отдела Одесского художественного музея Кирилл Липатов.

Кирило Ліпатов

Кирилл Липатов

«И потому что это публичное пространство, и для того, чтобы получить более качественный проект. Мы привлекаем и архитекторов, и художников, и ландшафтных дизайнеров – не так много в Украине строят новые музеи. Это обычная в последние 40 лет практика, когда старые объекты, заводы или фабрики, которые были лишены их традиционной функции, превращаются в культурные заведения – центры современного искусства, музеи, библиотеки и т.д. Это было в Бильбао, в Глазго, в Эдинбурге, в Манчестере, в Гданьске и других городах Европы», – говорит Липатов. Он приводит пример один за другим, вот некоторые из них.

The Power Plant Contemporary Art Gallery – Торонто, Канада. Заведение, посвященное современному искусству, было открыто в 1987 году. Здание, где расположена галерея и другие публичные просторы – это бывшая электростанция.

The Power Plant Contemporary Art Gallery

The Power Plant Contemporary Art Gallery

С 1926 по 1980 годы индустриальный объект использовался по назначению, а затем семь лет перестраивался, чтобы стать местом притяжения для современного искусства, образовательных программ и проведения свободного времени жителями этого района. Бывший склад стал в свою очередь жилым и офисным домом – Queen's Quay Terminal.

С самого начала галерея занимается презентацией актуального искусства, в частности, канадского. Превращение бывшего индустриального объекта было частью реновации набережной Торонто, этим занималась организация Harbourfront Centre – сначала как королевская, затем как неприбыльная. Она и сегодня координирует деятельность нескольких сотен общественных объединений и проводит несколько тысяч культурных событий в год. В самой галерее Power Plant проводятся презентации и выставки, там занимаются исследовательской деятельностью.

Sala BHP – Гданьск, Польша. В 1980 году в этом доме на судоверфи подписали договор между правительством польских коммунистов и движением «Солидарность», одним из первых шагов поляков к свержению коммунистического режима.

Sala BHP

Sala BHP

Судоверфь когда-то была расположена в окрестностях города, сегодня посреди Гданьска. Дом Sala BHP был возведен в 1902 году, когда-то здесь вооружали строившиеся на верфи корабли, позже здесь размещался склад торпед. После Второй мировой войны здесь обустроили сначала тренировочные помещения, а затем открыли музей судоверфи.

Реновацию и частичную перестройку здание пережило с 2005 по 2010 годы – его превратили в конференц-центр и современное музейное пространство. Постоянная экспозиция посвящена 30-летию движения «Солидарность», проходят и другие мероприятия.

Судоверфь и сама, по крайней мере, частично, стала культурным пространством – еще в конце 1990-х годов от территории предприятия «отделили» так называемый «Новый город», часть из которого взяло под свой контроль движение «Солидарность». Центр и библиотека этого движения расположены недалеко от самой судоверфи, у старых ворот в нее.

Європейський центр «Солідарності»

Европейский центр «Солидарности»

С 2005 по 2010 годы на бывшем участке судоверфи проходили концерты мировых звезд, включая Мадонну, группу Scorpions, гитариста Дэвида Гилмора и мультиинструменталиста Жан-Мишель Жара. По части бывшей судоверфи проложили туристические маршруты, ее объекты внесли в реестр достопримечательностей. Недавно стало известно, что в 2019 году девелоперы приобрели в «Новом городе» несколько участков для застройки – более тысячи жилых апартаментов и офисной недвижимости.

The Arches – Глазго, Великобритания. Это культурное пространство существовало с 1991 по 2015 годы. Культурное пространство с барами, театрами, ночными клубами и концертными площадками было открыто под железнодорожным вокзалом города. Сначала там провели выставку, посвященную истории города, а затем участок выкупил театральный режиссер Энди Арнольд, ставший первым арт-директором культурного пространства. В работе пространства объединялись развлекательные мероприятия и театральные представления.

The Arches

The Arches

В своем жизнеописании, сохранившемся в интернет-архиве, создатели The Arches пишут, что 85% бюджета обеспечивали ночные клубы, бары, концерты и рестораны, а все доходы группа инвестировала в развитие искусства. На сцене ставили как классиков современного театра, так и роботы актуальных авторов со всей страны. Когда в 2015 году The Arches лишили лицензии на работу ночного клуба, пространство передали во внешнее управление. В 2018 году пространство вновь открылось как торговый и ресторанный центр. Концертная площадка также работает – на ноябрь-декабрь 2021 года запланировано несколько трибьют-концертов.

Музей под открытым небом в Майами

Мы также спросили других экспертов о примерах реноваций районов после перемещения туда музеев. Да, куратор Игорь Абрамович вспомнил опыт нескольких таких районов, в частности Wynwood Art District в Майами. Сам район Винвуд к началу XXI века был рабочим, здесь в основном жили мигранты. Местные жители неоднократно жаловались на отсутствие парков, бассейнов или библиотек. Здесь работали индустриальные предприятия, а в конце 1980–1990-х годов район стал опасным, говорится в американских СМИ.

Wynwood walls

Wynwood walls

В начале 2000-х годов в районе начали открываться арт-галереи, а в 2003-м здесь появилась своя арт-ассоциация кураторов и галеристов. Впрочем, самым известным элементом района является его граффити. В 2009 году здесь открыли так называемый Wynwood Walls – огромную коллекцию стрит-арта под открытым небом. Автор этой идеи Тони Голдман хотел сохранить пешеходный потенциал района и сделать район более привлекательным для прогулок. Даже после смерти Голдмана здесь сохранилась традиция проводить экскурсии для туристов и местных жителей, чтобы показать муралы и граффити в районе Винвуда – целых 50 кварталов. Район остается крайне популярным среди инстаблогеров - искать можно по хэштегу #wynwoodwalls

Wynwood walls

Wynwood walls

Вся эта выдающаяся арт-инфраструктура сопровождается соответствующим контекстом - барами, кафе, магазинами и ресторанами. В 2018 году местные СМИ сообщили, что многие галеристы не выдерживают джентрификации и закрывают свои бизнесы.

На эту тему: «Сейчас на въезде в города Украины видишь рекламу водки, а не шедевров из местных музеев»

Классическим примером ревитализации даже не района или города, а целого региона с помощью креативной индустрии является Рурская область в Германии, говорит Радио Свобода куратор Екатерина Филюк. Традиционно в этом регионе добывали уголь и производили сталь, но во второй половине XX века постепенно начали менять лицо и суть региона – сначала сделали производство здесь более технологично продвинутым. Детальнее о преобразовании региона можно прочитать в материале Deutche Welle 2010 года, когда регион стал культурной столицей Европы.

Сегодня практике давать вторую жизнь заброшенным объектам, в основном индустриальным, посвящена деятельность европейской организации Trans Europe Halles – она объединяет по всей Европе культурные центры, с когда-то заброшенными зданиями, в основном индустриальными.

Сейчас в организации 39 членов, в том числе украинская «Изоляция». Организация объединяет очень разные институты, есть например театральная труппа, которая взяла себе заброшенный амбар и дает там театральные представления Plum Yard/Švestkový Dvůr (Чехия). А есть большие проекты типа Fabrika в Тбилиси – там и коворкинг, и ночной клуб, и выставочное пространство, и образовательные проекты», – рассказывает Филюк.

В некоторых случаях арт-институции дают часть помещений в аренду под торговлю или концерты, а в некоторых, в основном в северо-европейских странах, они имеют бюджетное финансирование. Часто, когда в район города «приходит» искусство, он постепенно становится дороже и престижнее, поэтому некоторые художники оттуда уходят, поскольку не могут себе позволить там жить или работать, добавляет Филюк.

«Второй филиал Одесского художественного музея – это супер идея с точки зрения урбанистического планирования. Главное, чтобы была политическая воля и лоббисты во власти», – считает она.

Киевский опыт реновации и ревитализации – Довженко-центр

Опыт реновации индустриального объекта и территории вокруг него есть и в Украине – это Национальный центр Александра Довженко. Он расположен на территории бывшей фабрики кинокопирования и существует с 1994 года, однако только с 2014 года, после назначения директором Ивана Козленко, центр начал превращаться из фактически сервисного государственного предприятия, копирующего и хранящего украинский фильмофонд, в настоящее культурное учреждение. Здесь открыли театральное пространство и Музей кино, книжный магазин, медиатеку и исследовательский центр.

«Наш центр – это национальный фильмофонд Украины, где хранится все украинское кино. И уже несколько лет подряд бывшая фабрика превращается и в фонд, где хранятся кинонаследие, и в культурный центр. У нас есть фонды, киноархив и Музей кино, созданный три года назад. У него есть и экспозиционный зал, и коллекция. Это успешный пример ревитализации бывшего индустриального помещения и превращение его в культурный кластер», – говорит главный искусствовед Музея кино Марина Скирда.

Довженко-центр расположен довольно далеко от центра Киева, напротив Голосеевского парка. Он в бывшем индустриальном здании, а остальная фабрика, когда-то занимавшая целый квартал, отдана под застройку жилыми домами. Скирда говорит, что близость Центра используется застройщиками в качестве дополнительной привлекательности района.

В Довженко-центре есть и детские программы, и программы для взрослых, и туалеты, и кафе – все, чтобы человек шел в культурное заведение в любую погоду и при любых условиях, рассказывает искусствовед.

«Нужно создавать такую ​​ситуацию, чтобы человек шел к нам и гулять, и греться, и пить кофе, и смотреть спектакли, и оставить детей на занятия, и приобрести книги. Мы ставим целью оживить жизнь людей всего Голосеевского района. Входили в сотрудничество с районным руководством, но это не так-то просто сделать. К нам в большинстве своем ходят люди зрелого возраста – от 25 и старше. Они делают сознательный выбор, ищут себе культурные приключения, имеют опыт заграничных путешествий», – делится опытом Скирда.

Она также отмечает, что последние два года центр существует под давлением и даже не получает все необходимое финансирование – на два последних месяца 2021 деньги не выделены. Впрочем, это не помешало провести в ноябре фестиваль цифрового искусства Novembre Numerique, говорит Скирда.

Создать в Одессе музей современного украинского искусства было мечтой Ройтбурда

Территорию вокруг будущего филиала Одесского художественного музея стратегически планируют отдать под жилую застройку, говорит Липатов. Музей рядом с жилыми комплексами делает их более интересными для покупателей и влияет на сам микрорайон. Конструктивно здание бывших цехов в хорошем состоянии, утверждает исследователь, и если обещание президента будет выполнено, его ремонт и переоборудование профинансируют в рамках программы «Большая стройка».

«Если все условия будут выполнены, я не вижу, что может помешать, чтобы через два года у музея появился филиал, посвященный искусству XX–XXI веков. Это была многолетняя мечта Саши Ройтбурда о создании музея современного искусства. В конце 1980-х – галерея «ТИС», в 1990-х – «Центр современного искусства Сороса», затем галерея Гельмана в Киеве. Но он не ожидал, что государство может создать такой музей», – говорит Липатов.

Майбутня будівля Одеського художнього музею

Будущее здание Одесского художественного музея

Он вспоминает, что недавно они вместе с Ройтбурдом формировали экспозицию современного искусства и она получилась очень насыщенной – картины висят на стенах очень близко друг к другу. Липатову это не нравилось, и они с директором спорили. «Но Ройтбурд меня правильно убеждал, что должны показать, что у нас есть, продемонстрировать наши кураторские и исследовательские амбиции, и доказать, что нам не хватает места. Эту главную задачу экспозиция выполнила», – говорит Липатов.

Два помещения музея расположены на расстоянии нескольких трамвайных остановок – ехать около 20 минут. В новом филиале можно разместить и реставрационные мастерские, и художественные резиденции, и тематические кофейни с магазинами – площадь втрое больше старого корпуса художественного музея. На территории также есть два ангара, которые могли бы закрыть недостаток в Одессе современного большого зала для концертов или других культурных мероприятий, рассказывает Липатов.

Одеський художній музей

Одесский художественный музей

На эту тему: Влажность, революция, ворье. Что и кто угрожает сохранности экспонатов в украинских музеях

Реставрация дворца Потоцких, где расположен музей, должна начаться в 2022 году. Она продлится, по оптимистическим подсчетам, около пяти лет. Именно поэтому, говорят в музее, так важно иметь еще одну площадку, где можно было бы частично экспонировать коллекцию – без постоянной работы культурное заведение может деградировать. В идеале через пять лет будут работать оба филиала – в старом помещении останется искусство XVI–XIX веков, а в новом – XX–XXI.

«Мы сейчас активно скупаем современное искусство. Например, в 2016 году было приобретено 16 единиц, а в 2021-м – уже более 500. Ройтбурд оставил после смерти свой депутатский фонд, около 2 миллионов гривен, специально для покупки работ, плюс еще и дарят. Поэтому у нас есть что экспонировать в новом филиале. И это не только художники из Одессы», – рассказывает Липатов. Один из этажей или несколько залов должны быть посвящены искусству самого Ройтбурда, добавляет он.

Михаил Штекель,  опубликовано в издании  Радіо Свобода

«Copyright © 2018 RFE/RL, Inc. Передруковується з дозволу Радіо Вільна Європа / Радіо Свобода»


На эту тему:

 

 

Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]