«Российскую империю зла» Путин и Кирилл не видят без Украины – Эпифаний

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:  Предстоятель Православной церкви Украины митрополит Эпифаний

Российским священникам не место в украинской армии во время войны, считает предстоятель Православной церкви Украины митрополит Эпифаний.

Так он комментирует заявления УПЦ (МП) о желании побороться за право служить военными капелланами. Эпифаний не ожидает особых результатов от предстоящей встречи патриарха Кирилла и папы Римского, потому что в РФ решение принимает только Путин.

Что мешает Грузинской церкви признать автокефалию ПЦУ? Может ли церковь отменить пост на новогодние праздники и когда украинцы будут праздновать Рождество вместе со всем миром? ПЦУ современная церковь, она задает тренды, как с песней о Бандере, так и с развенчанием мифов, каких именно? Об этом в «Субботнем интервью» рассказал Предстоятель Православной Церкви Украины митрополит  Эпифаний для  Радіо Свобода.

Инна Кузнецова: Мы с вами встречаемся в канун Дня святого Николая. Это начало зимних праздников, период подведения итогов. Тем более что совсем недавно, на этой неделе, три года, как церковь стала Поместной...

– Праздник Николая имеет хорошую традицию в Украине – делать подарки, помогать бедным, делать полезные дела. Завершая год, мы подводим итоги прошедшего. Если произошло нечто нехорошее, мы должны проанализировать, изменить и двигаться вперед в будущее, в следующий календарный год с хорошими мыслями, с хорошими взглядами.

Этот год был сложным вообще не только для церкви, но и для украинского государства. К сожалению, уже 8 лет мы находимся в состоянии этой необъявленной, но реальной и страшной войны. Мы скорбим о том, что эта война забирает лучших наших сыновей и дочерей. Мы хотим, чтобы в Украине воцарился справедливый мир. Обязательно этого добьемся.

Этот год – это уже второй год пандемии, борьба с еще одним невидимым, но реальным фронтом опасной коронавирусной болезни, которая тоже уносит очень много человеческих жизней. Мы бьем “рекорды”. Но, слава Богу, в конце праздников мы видим, что очередная волна идет постепенно на убыль. И потому мы как церковь делаем все от нас зависящее для того, чтобы духовно поддерживать, подбадривать украинцев в это нелегкое время испытаний.

– Что было главным итогом для церкви в этом году?

– Этот год был особенным для Православной церкви Украины. Ибо мы растем, утверждаемся, получаем признание и поддержку на международном уровне со стороны других поместных православных церквей. Хотя сугубо о признании со стороны других православных церквей сейчас мы не говорим. Ибо через Вселенского патриарха мы практически общаемся со всем православным миром. Только РПЦ объявила о расторжении отношений со Вселенским патриархом после провозглашения автокефалии ПЦУ. Никакая другая церковь этого не сделала.

На эту тему: Патриарх Варфоломей: РПЦ никогда не будет управлять мировым православием

Для этого мы общаемся через Вселенского патриарха с другими поместными православными церквями.

В этом году состоялось мое сослужение вместе с Его Всесвятостью Варфоломеем во время празднования 30-летия патриаршества и 60-летия со времени получения диаконского сана и после, как известно, состоялся исторический визит в Украину Вселенского патриарха, который показал, что Украина является канонической территорией православной. церкви. И приезд Вселенского патриарха был столь важным свидетельством того, что на самом деле это так есть.

Вселенський патріарх Варфоломій (праворуч) і предстоятель ПЦУ, митрополит Київський і всієї України Епіфаній на території Софійського собору, де вони провели соборну літургію. Київ, 22 серпня 2020 року

Вселенский патриарх Варфоломей (справа) и предстоятель ПЦУ, митрополит Киевский и всея Украины Эпифаний на территории Софийского собора, где они совершили соборную литургию. Киев, 22 августа 2020 года

В реальности мы видим, что есть еще желающие подчиняться РПЦ. Но большинство украинцев, согласно социологическим опросам, поддерживают именно свою признанную единственую православную автокефальную церковь. Мы готовы быть отдельной независимой церковью, которая имеет все силы для будущего развития и утверждения, и сплочение вокруг себя всех православных украинцев. Это произойдет в будущем.

– Несколько дней назад назначен послом в Ватикан известный религиовед и человек, который очень много сделал для создания ПЦУ - Андрей Юраш. Как вы оцениваете это назначение? Сейчас заговорили о том, что папа Римский может приехать в Украину с визитом. Ускорит ли такое назначение визит?

– Я убежден, что Андрей Васильевич будет достойным представителем Украины в Ватикане и сделает многое, чтобы состоялся визит папы в Украину, визит, о котором сейчас очень много говорят, но еще конкретики нет. Потому что к нам, в ПЦУ, пока не поступали определенные сигналы. А мы знаем, что есть такая традиция, если папа посещает православную страну, то непременно он это согласовывает с той церковью, которая господствует в этом государстве.

Андрій Юраш

Андрей Юраш

– Предстоятель УГКЦ Святослав Шевчук говорил в разговоре с папой, что среди многих людей и церквей, религий есть общее чувство такое, что, когда папа приедет в Украину, война закончится.

– Дай Бог, чтобы это произошло. Но это зависит от многих факторов, а не от одного визита или приезда определенной, даже известной фигуры. Мы знаем, где лежит ключ к решению этого вопроса. В Москве, у Путина. Папа заявил о том, что готов быть посредником. Возможно, в этом ключе имеется в виду.

Но сейчас мы видим, что ситуация достаточно сложная со стороны Российской Федерации. Идет там и шантаж, устрашение, подвод войск к украинской границе. Но с Божьей помощью, я думаю, что продолжение этой эскалации, которая есть на Донбассе, не должно состояться.

– Папа выразил готовность ехать в Москву. Один из священников ПЦУ Яков Кротов говорит, что без желания Путина такое невозможно. И в принципе вряд ли все-таки папа поедет в Москву. Скорее всего, эта встреча состоится где-то на нейтральной территории, возможно, это будет Финляндия. Но папа сказал, что он может говорить с патриархом Кириллом о таких вещах, как говорят только братья между собой.

– Конечно, на территории Российской Федерации никто другой не принимает решения, кроме Путина. И это не прерогатива патриарха Кирилла – определять, приедет ли папа или не приедет. Если не будет желания со стороны Путина, этот визит, конечно, не состоится.

Но мы уже видели предыдущую встречу на Кубе между папой и патриархом Кириллом и чем это завершилось в целом. Встреча состоялась. Но последствий как таковых нет до сих пор…

– Скорее, они даже были…

– Отрицательными для Украины. Они были в то время даже отрицательными. Потому что были определенные пункты, все об этом хорошо знают, прошло уже несколько лет, это касалось и УГКЦ. То есть ожидать чего-то от встречи и папы, и Кирилла – я не был бы оптимистично настроенным, что это принесет какую-нибудь большую пользу.

– Совсем недавно патриарх Кирилл по случаю своего 75-летия давал интервью. В этом интервью он обвинял и украинскую церковь, и украинскую власть в «раздоре».

Но вместе с тем патриарх Варфоломей высказался, что «мечта наших российских братьев – управлять мировым православием». Это связанные, пожалуй, вещи...

- Безусловно, это связанные вещи между собой. Москва стремилась и стремится быть первой в мировом православии. Но исторически, как не раз заявлял Вселенский патриарх, это право принадлежит Константинополю. Это было предопределено еще на Вселенских соборах. И напрасны попытки РПЦ изменить то, что формировалось на протяжении 1500-1000 лет.

Сейчас они пытаются мтивировать тем, что они – самая большая церковь. Но не считается сила в количестве. Мы видим, что сейчас делает патриарх Кирилл – множит епископство. Но это не значит, что эта церковь является самой большой. По количеству – да, но духовно – вряд ли.

И потому есть попытка сохранить Украину, потому что без Украины они не смогут претендовать на это первенство, поскольку сейчас есть независимая автокефальная Православная церковь Украины. И это дало повод РПЦ разорвать евхаристическое единение с Вселенским патриархом Варфоломеем, давить на те церкви, которые уже признали нашу автокефалию, также запугивать другие церкви, которые пока определяются. Они все делают для того, чтобы сеять раздор, вражду, занять место Вселенского патриарха. Но это никогда не произойдет.

– Но вместе с тем вы же поминаете, и Вселенский патриарх поминает патриарха Кирилла…

– Есть определенные диптихи в православном мире. Обязанность каждого предстоятеля признанной церкви поминать всех остальных предстоятелей церквей. И только Кирилл сейчас исключил тех, кто признал автокефалию ПЦУ, и из общения, и из диптихов. А все остальные, и я как предстоятель ПЦУ, также соблюдаю определенные правила – мы молимся за единство, стремимся, чтобы православная церковь в целом была единой. Мы работаем на единство, а не на раздор. В отличие от наших собратьев-россиян, делающих все для того, чтобы разрушить это всеправославное единство.

– Светлана в сети «Твиттер» спрашивает: «Почему Грузинская церковь пока не признала автокефалию ПЦУ? Ведь наши народы и церкви соответственно имеют дружеские отношения и сообща страдают от России».

– Мы ожидаем. У нас идет прогресс. У нас нет регресса. Но есть много ожидающих церквей. Действительно, с грузинами у украинцев есть дружеские, хорошие отношения. И я очень многое слышу от грузин, которые говорят: почему наша церковь до сих пор еще не признала автокефалию ПЦУ?

Но там есть влияние, как мы понимаем и знаем, Российской Федерации, есть шантаж Грузинской церкви – если они признают украинскую автокефалию, то окончательно отнимут у них Абхазию, то есть часть оккупированной сейчас территории. Потому идет такое колебание.

Но непременно придет то время. Прошло всего три года. Это очень короткие сроки, как мы знаем из истории церкви. Мы говорим о тысячелетней истории, о древних корнях. За эти три года сделано и так очень много. И непременно в будущем к этому процессу присоединятся другие церкви, потому что правда всегда побеждает.

– В соцсетях очень много спрашивают, например, Александр Сайко: «Когда мы уже освободим Украину от московской церкви?».

– Мы живем в состоянии войны. И потому мы не имеем права открывать еще один, внутренний религиозный фронт. Мы видим попытки со стороны русской церкви это делать. Ибо когда община определяется с переходом, то мы видим искусственно создаваемую картинку. Привозятся люди, устраивающие драки, разные провокации. Это делается, чтобы показать внешнему миру, что вот, видите ли, в Украине нет свободы вероисповедания. Но это действительно не так.

Сейчас у нас нет права открывать еще один внутренний фронт. У нас есть внешний фронт борьбы с агрессором – с Россией, у нас есть внутренний фронт борьбы с этой опасной болезнью. И мы, как церковь, не имеем права открывать еще один религиозный фронт. Мы терпим до поры, ко времени. Но придет то время, когда те, которые сейчас находятся в заблуждении, а это православные украинцы, но через СМИ, через священнослужителей они пока находятся в таком духовном заблуждении. Но придет время, когда эта пелена спадет и все объединятся вокруг Киева, и мы будем все вместе православные украинцы в единой поместной православной церкви служить Богу и служить интересам исключительно украинского народа.

– Не меньше вопросов касаются лавр.

– Это постоянные вопросы. Не было ни одного интервью, где бы не спрашивали об этом.

– Да. И все равно спрашивают. Например, Антон: «Когда поднимется вопрос о передаче Киево-Печерской лавры в ПЦУ? Проводится ли какая-нибудь работа над этим?».

– Это второй вопрос вытекает из первого. Я уже неоднократно говорил: лавры есть достояние украинского народа. Историческое достояние. Они находятся в ведении государства. И потому государство в любое благоприятное время, чтобы не было войны, чтобы не было противостояния, а такое время будет, примет соответствующее решение. И это будет принадлежать украинской церкви. Все, что есть в Украине, будет принадлежать украинской церкви.

Митрополит Епіфаній: настане час і всі лаври будуть належати українській церкві

Митрополит Эпифаний: придет время и все лавры будут принадлежать украинской церкви

– Еще один вопрос, который так же несколько связан и с политическим вопросом, но и с традициями. И об этом так же люди каждый раз спрашивают. Относительно празднования Рождества по григорианскому календарю. Государство сделало уже первый шаг, сделав этот день праздничным, выходным. Но вы говорили, во-первых, что ситуация на границах опасна и без того, что приведет, очевидно, к еще большему расколу. И все же - это больше связано с внешнеполитической ситуацией или традициями внутри?

– Это больше всего связано с традициями внутри. Мы уже разговаривали и анализировали. Хотя в этом году я наблюдаю, что нет столь активной волны обсуждения празднования Рождества Христова. В прошедшие два года, было ли это искусственно создано, я помню, что в позапрошлом году запустили мои цитаты о том, что я не против. Я действительно не против перехода, но чтобы это произошло правильно. Надо мудро поступать.

У нас и так разделений достаточно. Нас пытаются делить и по языку, и по религии, по другим каким-то факторам. Но мы призваны проводить, прежде всего, просветительскую работу. Хотя мы празднуем 25-го, просто по разным календарям. Да, эту ошибку надо будет исправить. Но традиция является традицией – укоренилась настолько, что если мы перейдем, то в большинстве случаев, я убежден, храмы 25 будут пустыми, а 7 полными.

И потому надо, чтобы народ все же созрел до этого, пришел сознательно, и когда мы все вместе. Но этот процесс постепенно, как мы видим продолжается, увеличивается количество приверженных изменению. Я думаю, что в следующие 10 лет мы увидим, что эти цифры изменятся.

На эту тему: Томос для Украины: анализ некоторых его особенностей

– То есть лет через 10 это изменится, да?

– Будем прогнозировать, что 10 лет. А дальше будем видеть. Это трудно так предвидеть.

– Но ведь традиции традициями. Я вспоминаю празднование Нового года. Это пост, но оливье, “шубы”, холодцы... Без этого не обходится, очевидно, в большинстве семей.

- Ну да. В известной степени это является нарушением поста. И мы даже обсуждали, что в некоторых поместных православных церквях есть традиция, что на эти два дня, на 31 декабря и на 1 января, церковь может ослабить пост или вообще отменить на два дня. Церковь, как любящая мать, она может действовать снисходительно. Как каждая мать, своему ребенку или позволяет что-то, даже нарушает определенные правила, или, наоборот, действует иногда жестко, согласно акривии, то есть точно согласно правилам.

И потому церковь в будущем может рассмотреть, если это будет соборное общее решение, чтобы на эти дни, пока мы не перейдем на новый юлианский календарь, ослабить пост, чтобы не было нарушения. Ибо, есть встреча Нового года, хотя это и не главное, многие не празднуют этот день, но это действительно проблема.

Запис «Суботнього інетрв’ю»

Запись «Субботнего инетрвью»

– В конце ноября Верховная Рада приняла закон, касающийся военного капелланства. Это очень важный закон. Но уже архимандрит Лука заявил, что Московскому патриархату нужно будет побороться, чтобы зайти в украинскую армию. Не вызовет ли это противостояние?

– Это не вызовет противостояния. Мы шли уже долгие более 5 лет к принятию этого закона. Было более 10 законопроектов. Но они не удовлетворяли церкви, религиозные организации в Украине, у которых есть свои капелланы. Но в украинской армии около 80% капелланов – это капелланы ПЦУ. Поэтому мы благодарны Верховной Раде, что наконец-то сумели принять соответствующий законопроект.

Хотя было четко прописано в законопроекте, что священники церкви, центр которой находится в стране-агрессоре, не имеют права духовно печься о военнослужащих. Это было вычеркнуто. Но там идет ссылка на основополагающий закон, в котором это четко прописано. И есть закон о переименовании так называемой «Украинской православной церкви» в Русскую православную церковь в Украине. Он сейчас не выполняется. Но придет время, когда он будет выполняться. Частично приостановлен приказ Минкульта о переименовании. И сейчас, насколько известно, рассматривается в КСУ вопрос, отвечает ли он букве закона или не отвечает. Хотя, я думаю, он отвечает, и все же суд примет конституционное решение в будущем.

С другой стороны, наши военнослужащие не примут сейчас русского священника в свои ряды. Есть масса примеров. Можно найти это в открытом доступе, в интернете, как они, начиная с 2014 года, благословляли вожаков, благословляли тех, кто уничтожал наших военных.

Митрополит Епіфаній та ведуча Інна Кузнецова

Митрополит Эпифаний и ведущая Инна Кузнецова

– Один из последних примеров. В оккупированном Севастополе священнослужитель Севастопольского благочиния Крымской епархии УПЦ МП, протоиерей Сергей Халюта вместе с группой священников освящал боевые знамена для Черноморского флота Российской Федерации...

– Это не редкие случаи. Таких случаев очень и очень много. И потому не место русским священникам в украинской армии во время войны, реально идущей войны. Есть много примеров того, как эти священники в свое время работали на агрессора, на оккупанта.

– Кстати, глава отдела внешних церковных связей РПЦ, митрополит Волоколамский Илларион говорит, что особую обеспокоенность РПЦ вызывает «ситуация, в которой сейчас оказались миллионы украинских православных верующих в результате пропагандистской войны против России и действий США».

– Это попытка переложить ответственность на другого. Украинцы борются за свою самоидентичность, борются за то, чтобы сохранить большой дар свободы и независимости.

Мы праздновали 30 лет восстановления (я всегда подчеркиваю, что восстановление) нашей государственной независимости. И мы восстановим полностью нашу территориальную целостность, не смотря на угрозы, на бряцание оружия на границах.

Мы сильны, имеем поддержку со стороны европейских стран, со стороны США. И это раздражает нашего соседа. Если мы со всем цивилизованным миром вместе боремся, нас поддерживают, то мы одержим победу. Это их раздражает. Потому что без Украины они не видят своего будущего. Они не видят восстановленной так называемой русской империи зла.

– Кстати, вы упомянули о бряцании на границе. Многие озабочены ситуацией и возможным широкомасштабным наступлением. Как ПЦУ готовится к возможным подобным событиям?

– Мы убеждены, что этого не произойдет. Это только попытка запугать. Что сейчас мы видим в целом в мире? Россия создала практически энергетический кризис и в Европе, это касается и непосредственно Украины. Они не могут сейчас пойти полномасштабно. Потому что это будет означать начало практически третьей мировой войны.

То есть, когда это только было в пределах Донбасса, все говорили о том, что «вы должны там разобраться между собой, примириться, найти решение этого сложного вопроса». Но сейчас мы видим, что Путин начал действовать уже на границах НАТО, на границах Европы. И европейцы должны увидеть и понять, что это очень опасно для Европы.

– Мы сейчас с вами послушаем фрагмент одной песни. Говорят, она стала такой возможностью для украинизации тик-тока. Она стала известна благодаря ивано-франковской группе священников ПЦУ. Миллион просмотров и флешмоб.

– Это о Бандере?

– Да.

– Насколько мне известно, студенты Черновицкого национального университета с богословского факультета и спели это впервые. И оно, как мы видим, передалось достаточно успешно.

– Земляки ваши.

– Да. И войско подхватило, это стало очень популярным, таким определенным гимном для украинцев, что мы будем до конца отстаивать свою данную украинцам Богом землю. И это не навязано кем-нибудь. Это внутренний зов каждого украинца – бороться, отстаивать свою независимость. Это действительно большой дар.

Мы сейчас можем это понять, проанализировав происходящее в Крыму на оккупированных территориях Донбасса. Там есть свобода, независимость? Там есть права? Там этого нет. Неужели мы хотим, чтобы это произошло во всей Украине? Мы к этому не стремимся. И даже если бы Путин принял решение, он терпит поражение в данном случае. Потому что украинцы – сильная нация, которая до конца будет бороться за свою независимость. Это Путин и просчитал в 2014 году, когда он входил, он думал, что его здесь будут встречать с цветами. Но этого не вышло. Большинство стремится иметь единое украинское демократическое европейское государство.

– «Донецкий парниша» спрашивает: «Как церковь связана с политикой? Помогает ли церковь в становлении украинской нации?»

– Однозначно, что в становлении украинской нации церковь делает все от нее зависящее. Как я уже говорил, без единой поместной сильной Украинской православной церкви никогда не состоится украинское государство полноценно, не будет сильного единого украинского государства. Поэтому церковь является одной из составляющих будущего бытия украинского государства. Без церкви украинское государство не устоит. Потому что духовная основа также очень и очень важна.

– В твиттере пользователь под ником «Человек» пишет: «Как быть с большим количеством мелких церквей РПЦ в регионах, которые используются для «антиваксовской» пропаганды?».

– Не нужно слушать, не нужно верить, не нужно поддаваться на эти манипуляции. Потому что украинская церковь четко заявила о том, что мы не против. Вакцинация всегда происходила. Болезни существовали до начала этой пандемии. Поэтому мы высказали четкую позицию о том, что если это лекарство, призванное сохранить человеческое здоровье, то почему бы его не принимать, почему не нужно верить определенным мифам.

Мы заявляем, что здесь нет никакого религиозного подтекста, но каждый человек имеет право выбора, каждый должен осознать, что в это непростое время испытаний этой болезнью единственной защитой является вакцинация.

– ПЦУ так же, как и УГКЦ, пытается быть в тренде. Я буквально несколько дней назад прочла на фейсбук-странице ПЦУ о развенчании мифов. Один из них касается критических дней у женщин, когда, мол, нельзя было заходить в церковь. Но ведь при этом во многих церквях священники говорят: не иди!

– На самом деле мы стараемся развенчивать мифы. Кое-кто не желает об этом говорить, некоторым стыдно. Но мы говорим о тех вещах, которые беспокоят сознание украинцев. Они иногда стесняются спросить, не зная ответа, не посещают храм. Но мы даем четкие ответы. И в этом постоянно идет развеяние тех мифов, особенно тех, которые касаются российской традиции очень часто.

Женщина имеет право на посещение храма. Господь сотворил всех добрыми. Если эти процессы являются физиологическими, естественными, то почему они могут воспрепятствовать общению с Богом? Это несправедливо. Мы говорим правду. Некоторым, возможно, это не нравится. Особенно старшему поколению, привыкшему к этим мифам. Они воспринимают это немного настороженно.

Это касалось и платка, как вы помните, и юбки, и так далее, когда я делал заявления, что мы не должны так жестко относиться. Человек должен прийти, прочувствовать и осознать. А потом он изменится. Но о нужндать ему возможность. Если мы закроем дверь и скажем: нет, не заходи, ты не такой, ты неправильный, ты неправильно одет... Человек должен прийти, зайти, покаяться, понять, почувствовать и измениться. А если мы не даем возможности к изменению, то это не церковь.

Когда мы принимали решение о некоторых ограничениях во время пандемии, то были случаи священников старшего поколения, которые противились этому. Говорили: зачем вы, такие молодые, принимаете такие решения? А когда увидели последствия, потом пришли и сказали: вы очень правильно все сделали. То есть нужно время, чтобы прийти к осознанию. Они привыкли всю жизнь находиться в таком состоянии. А тут надо говорить: это неправильно. Значит, следует признать, переосмыслить, понять.

Митрополит Епіфаній

Митрополит Эпифаний

– Трудно?

– Трудно.

– Захар Дучак пишет (он из города Берислава): «В какую церковь ходить, когда у нас две УПЦ РП и одна греко-католическая?».

– Это проблема вообще восточной Украины, есть много тех, которые хотят посещать храм ПЦУ, но, к сожалению, их нет в той местности. И они вынуждены посещать храмы РПЦ. Это со временем изменится. Ибо община меняется. Нужно сплачиваться. Нужно делать все, что зависит от общины для того, чтобы двигаться в направлении перехода.

– Кстати, спрашивают о переходах церквей из УПЦ (МП) в ПЦУ. Каков механизм? Правда ли, что раньше были случаи принуждения священников переходить в ПЦУ? 

– Такого принуждения не было. Каждая община определяется самостоятельно, принимает решение, собирается на общее собрание. И если есть две трети голосов, то решение считается действительным. Тогда готовятся соответствующие документы в областную администрацию, в которой происходит перерегистрация. Есть соответствующие брошюры, есть соответствующие рекомендации в интернете, как это юридически правильно можно воплотить в жизнь.

– В последнее время обострение ситуации на границах улучшило переходы или ухудшило?

– Это ухудшило в последнее время переходы. Потому что происходит определенное давление, сейчас юридическая борьба идет в судах. Хотя мы практически на 100% выиграем все судебные тяжбы со стороны Московского патриархата. Они пытаются обжаловать. Но если община решила, любой суд никогда не сможет запретить или отменить решение этой общины. Если она хочет быть в украинской церкви, то она имеет это право, согласно Конституции, украинским законам.

– Спрашивают вас: «Что вы думаете о молитве папы Римского за Украину? И что думаете о Святом Престоле за то, что они принимают ЛГБТ-людей? Когда православная церковь пойдет по тому же пути?».

– Мы благодарны папе за то, что он молится за Украину, поддерживает Украину! Мы благодарны всем, кто поддерживает сейчас Украину в сложных условиях войны, борьбы, противостояния. И потому, если звучит молитва, то это всегда хорошо.

– А что касается ЛГБТ?

– Это дело каждой церкви. Это дело папы.

Мы не отвергаем никого. Мы уже говорили об этом не раз. Если человек стремится покаяться, измениться, исправиться, мы принимаем всех. И молимся за всех людей, всех украинцев.

Митрополит Епіфаній у студії Радіо Свобода

Митрополит Эпифаний в студии Радио Свобода

– Ель у Софийского собора украшает Вифлеемская звезда. А праздник будет называться «Дивоніч, коли народився Ісус Христос». Советовался ли с вами город о том, как украшать в этом году ель? Потому что в прошлом году было недоразумение из-за шляпы.

– Да. В прошлом году мы прошли определенные испытания по новогодней ели на Софийской площади перед историческим кафедральным Софийским собором. И в этом году я вижу, что киевские власти проанализировали, сделали выводы из предыдущего года, и в этом году мы видим уже традиционную елку с Вифлеемской звездой. Даже насколько мне известно, будет и вертеп.

И это хорошо. Почему? Потому что у нас свои традиции. Мы видим, что некоторые негативные тенденции в Европе, где запрещается даже употреблять слово «Рождество», здороваться по-рождественскому. То есть это немного настораживает. Но у нас, украинцев, есть свои добрые традиции. Мы должны их утверждать, укреплять.

Ибо за этой красивой оберткой, красивыми вывесками, огоньками мы забываем о сущности празднования. Что мы празднуем? Мы празднуем событие прихода в мир Христа Спасителя, совершившего дело нашего спасения. Он дал каждому из нас возможность подражать царству небесному. И здесь, на земле, мы выбираем, будем ли мы блаженствовать с Богом, или, наоборот, получим вечные мучения. Здесь дается время, как экзамен, для каждого из нас. И мы выбираем.

На эту тему: Кому прислуживает верхушка киевского филиала «сталинского патриархата»?

Мы наделены Богом свободой – выбирать добро или зло. Это зависит лично от нас. По природе мы созданы хорошими. Поэтому призваны делать добро, творить дела милосердия, проявлять любовь к ближним, а через любовь к ближним мы проявляем любовь к самому Богу. И это актуально особенно в эти рождественские дни.

– Очень сложный вопрос от «МС Перекись»: «Почему Бог не защищает Украину?».

– Бог защищает Украину. Но, может быть, и допускает испытания для того, чтобы мы изменились. Сейчас видно, что мы не хотим меняться. Мы стремимся к тому, чего по-человечески желаем. А Бог стремится к спасению каждого человека и иногда допускает определенные испытания для того, чтобы человек изменился, стал лучше, шел по пути, который приведет его к спасению. Господь же всегда заботится, поддерживает и охраняет.

– Последний вопрос также из соцсетей: «Какой вы видите Украину через 5 лет?».

– Успешной, развитой, европейской, демократической, сильной, в которой будет и дальше развиваться и утверждаться единая поместная украинская православная церковь.

Инна Кузнецова, , опубліковано у виданні Радіо Свобода

«Copyright © 2018 RFE/RL, Inc. Передруковується з дозволу Радіо Вільна Європа / Радіо Свобода»


На эту тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]