«Бандеровцы» и «казаки». Почему кубанские «казаки» — не братья українським козакам

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:   «Бандеровцы» и «казаки»

Кубань давно уже включилась в «информационную войну», которую ведут друг против друга Путин и новые украинские власти. Еще со времени первого митинга «В поддержку Украины» губернатор Александр Ткачев, также как и ряд иных участников митинга, сделал ряд заявлений, практически один в один повторяющих то, что идет с центральных каналов: о «фашистском перевороте», «русофобии», «бандеровщине» и так далее и тому подобное.

На Кубани эта риторика, как правило, усугубляется тем, что местные политические деятели любят затронуть в своих выступлениях еще и тему кубанского казачества и его украинского происхождения. Об этом говорилось и на первом митинге, лицемерно названном «В защиту Украины», еще в марте, когда только начиналась заварушка с Крымом.

На нём губернатор Краснодарского края Александр Ткачев полным драматизма голосом вещал о том, что «на Украину пришла беда» и что кубанцы не оставят в этой беде братский народ: «кровь запорожцев течет в наших жилах». Тогда же, на этом митинге, заместитель атамана Кубанского казачьего войска Константин Перенижко произнес спич о том, что"на Украине запрещают не только говорить, но и думать по-русски«.

Потом были кубанские казаки в Крыму и последующее награждение депутатами ЗСК казаков Краснодарского края от имени Президента РФ за помощь в Крыму. Тогда же высказался председатель ЗСК Владимир Бекетов:

Некто Музычко, который сейчас отправился в мир иной, тогда заявил, что организует «Поезд дружбы» и отправит в Крым и тогда, по его словам, «все эти „патриоты“ разбегутся, как крысы». Он не учел одного: охранять покой жителей Крыма отправились почти тысяча кубанских казаков. И поэтому у этих «деятелей» хватило смелости только приблизиться на расстояние 1 км к месту, где стояли наши казаки и дальше они не пошли.

Атаман Андрей Шкуро

Атаман Андрей Шкуро

Собирался ли покойный «Сашко Билый» действительно из родного Ровно в Крым или это был очередной ход в информационной войне — сейчас уже не узнаешь, Музычко, как верно отметил Владимир Андреевич, уже не спросишь. Впрочем, украинские СМИ тоже говорят о казаках с Кубани на территории Украины — названо несколько фамилий казаков, якобы из Белореченска, действующих ныне в городе Славянске Донецкой области.

Том самом городе, власть в котором в настоящий момент принадлежит тем, кого российские СМИ и официальные лица именуют «ополченцами», а украинские — «сепаратистами» и «террористами». Именно этих деятелей украинцы сейчас обвиняют в убийстве депутата Горловского горсовета Владимира Рыбака, похищении и избиении журналистов, актах устрашения по отношению к местному населению.

Почему-то, правда, все указанные там лица, несмотря на проживание в Белореченске, представляются не кубанскими, а терскими казаками. Так ли это или нет, но уже очевидно, что кубанское казачество, вполне официально, приняло активное участие в украинских событиях — начиная с Крымского кризиса. Об этом откровенно говорил губернатор Александр Ткачев на митинге, состоявшемся в конце парада Кубанского казачьего войска, посвящённого 23-й годовщине закона о реабилитации репрессированных народов:

Пока другие выжидали, что будет, кубанские казаки действовали. На Перекопе и Турецком валу до прихода подкрепления несли службу настоящие воины, многие из которых прошли Афган, Приднестровье, Чечню. Именно казаки подняли боевой дух сотрудников «Беркута», дали уверенность мирным жителям, братскому народу. Я знаю, с какой болью вы, казаки, сегодня следите за тем, что происходит на Украине. По сути, там два десятилетия воспитывали поколение националистов и бандеровцев, а сегодня им ещё дали оружие. И я точно знаю, что вы никогда не допустите такого на нашей российской земле, на Кубани.

Апофеозом же стало выступление Александра Ткачева на параде в честь «девятого мая»:

«Сегодня, из-за событий на Украине, мы задаём себе другие вопросы... неужели война не закончена?! Почему фашистская зараза вновь прорастает рядом с нами? Всего несколько километров отделяют Краснодарский край от Украины, где День Победы проходит под звуки фашистских выстрелов на Юго-Востоке, в Киеве, в Одессе. Где жгут и расстреливают мирное население, называют русских оккупантами. И от этого у каждого из нас буквально закипает кровь и сжимаются кулаки! Разве могли мы с вами представить, что именно в братской Украине, родине наших предков, кто-то осмелится покушаться на святое. Что ветеранам запретят праздновать Победу и будут угрожать расправой. И главное кто? Фашисты, которые прячут лица за чёрными масками».

Подобные высказывания смотрятся особенно пикантно, если знать кое-какие подробности из прошлого и настоящего Кубанского казачества. Например, нелепым выглядит утверждение, что когда Тягнибок говорит «Слава Украине» — это фашизм, а когда атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда говорит на параде «Слава России» и «Слава Кубани» — это патриотизм.

Почему сотрудничавший с нацистами атаман Кубанского казачьего войска за рубежом Вячеслав Науменко (весьма, насколько мне известно, уважаемый теми, кто называет себя украинским казаками) хорош, а сидевший с 1941 по 1944 годы в немецком концлагере Бандера — негодяй и «фашист»? Именно Науменко сохранил регалии Кубанского казачьего войска, несколько лет назад переданные казакам его дочерью — Натальей Назаренко. Без этих регалий нынче не обходится ни одно торжественное мероприятие войска и даже открытие пресловутой «станицы Атамань» — главная площадь которой, по иронии судьбы, тоже именуется «Майданом».

Атаман Кубанского казачьего войска за рубежом Александр Певнев также еще ребенком был среди тех казаков, что ушли на Запад вместе с отступающим Вермахтом, чудом избежав выдачи в Лиенце — о которой, кстати, на страницах главной газеты города публикуются статьи, преисполненные всяческого сочувствия к выданным Сталину казакам, служившим в Ваффен-СС.

В тему: Российские казаки на службе у германских нацистов

Почему антикоммунистическая борьба казачества достойна уважения, а антикоммунистические повстанцы на Западной Украине — только всяческого порицания? Нет ответа. А тем временем прозвенел и еще один звоночек: недавно в Краснодаре отложили проведение десятой международной научной конференции «Кубань — Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия», ранее проводившейся каждый год с участием ученых, как Кубани, так и Украины.

Формально мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения поэта Тараса Шевченко, не отменили , а только перенесли с 17 мая на конец июня. Официальное объяснение — из-за «нестабильности в Украине», но учитывая, что «стабильность» — понятие растяжимое, далеко не факт, что и на конец июня ситуация будет устраивать кубанскую сторону.

А тут еще ходит по Интернету громкий призыв «от кубанских ультрас» и некой, никому не известной, организации «Кубанская волна». Призыв настолько любопытен, что имеет смысл провести его целиком:

«Новые революционные события на родине наших предков не позволяют нам занимать нейтральную позицию и отстраненно наблюдать за всем, что происходит. Мы, казацкая молодежь Кубани, решили заявить о своей поддержке Украины. После революции 1917-1922 гг. нас, казаков, отделили от вас, раскулачивали, мы пережили уничтожение, большой Голод, войну, репрессии, и мы не забыли об этом.

Продолжатели дела чекистов сейчас грабят наш край: менты управляют наркотрафиком , кадыровцы беспределят по всей Кубани, безнаказанно грабя и насилуя под крышей фсб. Путин, Гундяев и другие кремлёвские карлики строят дворец , богаче вашего Межгорья, а нас, простых людей, обдирают до нитки. На олимпиаде путинский режим награбил около 100 миллиардов долларов, и готовит следующие распилы. Нас всех тоже достала эта уголовная оккупация, и мы осознаем, что наш главный враг находится в Кремле. У старшего поколения много совка в головах.

Но молодежь просыпается, становится более сознательной и все больше обращается к собственной истории. Все мы осознали , что наше будущее не с угнетателем — Кремлем, а с нашей исторической родиной — Великой Украиной. Революция и свержение уголовной оккупации у вас дают нам пример для подражания и вдохновение в борьбе с путинским режимом. Одновременно мы понимаем, что силы наши неравные, поэтому мы будем ждать освободительную Украинской Армии на землях солнечного Кубанского края. Слава Украине!»

Сам по себе призыв показывает довольно поверхностное знакомство с кубанскими реалиями. Любопытно, что и появился он, прежде всего, на украинских сайтах, еще месяца два назад. ФК «Кубань» устами заместителя генерального директора клуба по безопасности Валерия Татаринова решительно отмежевался от таких заявлений:

Болельщики с недоумением восприняли появление на некоторых интернет-площадках и в социальных сетях заявлений, сделанных якобы от имени «казацкой молодежи» и ультрас ФК «Кубань» в поддержку экстремистов Майдана, раскалывающих украинское общество по национальному, социальному и этническому признакам, сеющих вражду среди братских народов России и Украины. Среди истинных поклонников команды никогда не было, нет и не будет людей, поддерживающих террор и насилие, пропагандирующих деятельность пособников нацизма и национализма.

Аналогия понятна — роль украинских ультрас в событиях Майдана известна, соответственно и «кубанские ультрас» приходят на ум первыми. Но симптоматично, что этот призыв к «ультрас», уже после разоблачения, вдруг полтора месяца спустя начал усиленно распространяться везде, где только можно, с соответствующими комментариями. Уже начинают говорить чуть ли не о раскрытом на Кубани «Правом секторе» — этом универсальном пугале российской пропаганды последнего времени.

Учитывая все вышесказанное, особенно официальные заявления чиновников и «атаманов» — нетрудно догадаться, откуда ветер дует и чем это может кончиться. Тем более, что некоторые сочувствующие современной Украине на Кубани, видимо, есть — кто-то же нарисовал на одной из центральных улиц кубанской столицы обширное граффити «Крiм», раскрашенное в цвета украинского флага.

А еще очень забавно — если в этой истории может быть вообще нечто забавное, — что при всем при этом кубанское казачество демонстративно чтит память и Федора Щербины, и Миколы Рябовола — справедливо называя их выдающимися деятелями Кубани. Только при этом забывают упомянуть, что не менее выдающимися деятелями их считают украинские «свидомые» — и тоже небезосновательно.

В рамках «возрождения традиций» в Краснодаре перезахоранивают Федора Щербину, историка Кубанского казачьего войска, ученого и политического деятеля, правда делают это, вопреки завещанию «старого дiда», почему-то в Краснодаре, а не в его родной станице Новодеревянковской, где до сих пор не могут толком создать музей своего знаменитого земляка.

Показав, таким образом, реальное отношение к казачьей истории и культуре, равно как и понимание ее. Понятное дело, что никто не упомянет об украинских симпатиях Щербины, прослеживающихся и в его книгах (где он четко отделяет казаков-черноморцев от «москалей») и во всей его жизни. Именно у Щербины работал в свое время будущий глава Украинской Народной Республики Симон Петлюра — не менее культовая фигура в истории украинского национализма, чем демонизированный советским и современным агитпропом Степан Бандера. Петлюра был ассистентом-исследователем в экспедиции Федора Щербины, работавшего над своим фундаментальным трудом «История Кубанского Казачьего Войска». Исследования Петлюры удостоилась исключительно положительной оценки Щербины:

«Разбором исторических материалов и извлечением из них наиболее ценных и интересных сведений для истории, помнится, занималось тогда у меня четверо или пять истинных работников, но и они удивлялись, с каким пылом взялся Петлюра к работе (... ) искал умело то, что нужно было для истории и чем он лично интересовался (... ) Ему очень помогало знание истории Украины и Запорожья, а отчасти и знакомство с народной жизнью Полтавщины, а в составе черноморских казаков как раз и было больше выходцев с Полтавщины».

Петлюра по приезду на Кубань остановился в станице Смоленской в сорока километрах от Екатеринодара, у знакомого учителя Константина Безкровного — правнука черноморского атамана, прибывшего на Кубань из Сечи. По воспоминаниям Безкровного, в станице Петлюру больше всего поразило, что молодежь на улице и на вечеринках пела почти исключительно старинные украинские думы и песни про Байду, Нечая, Сагайдачного, Морозенко. Сам Петлюра говорил Щербине так: «Черноморцы — добры молодцы, потому что они сделали Черноморию. То, чего не было и на Старой Украине, которую так опаскудили крепостничеством».

Кстати, некоторые герои этих песен — гетманы Запорожского казачьего войска, Петр Сагайдачный и Байда — Дмитрий Вишневецкий, выходцы из самой, что ни на есть, Западной Украины: Вишневецкий с территории современной Тернопольской области, Сагайдачный — вообще со Львовской земли. Нам пытаются представить дело так, будто украинский национализм — порождение чуждой Галичины, пытающейся распространить свою «бандеровщину» на остальную Украину, только и мечтающую о том, чтобы слиться в объятьях с «братским русским народом»; что украинский национализм «придумали в украинском Генштабе», как очередной инструмент западной агрессии против России. Правда, не совсем понятно — если Галичина нам так чужда, почему же выходцев из неё, ставших казачьими гетманами, до начала двадцатого века поминали кубанские казаки в своих станицах?

В тему: Российские казаки на службе у германских нацистов

Надо отметить, что роль кубанцев в украинском государственном строительстве времен Щербины, Рябовола и Петлюры достаточно заметна. Многие кубанцы находились в составе отдельных боевых частей армии Украинской Народной Республики, принимали активное участие в боевых действиях против красных и белых войск. Можно вспомнить и роман украинского писателя Юрия Горлис-Горлицкого «Холодный Яр» — о казачьей республике, возникшей в годы Гражданской войны в одноименной местности Украины.

Роман, герои которого стали настоящим примером для украинских националистов 30-40-х годов, и один из самых колоритных персонажей которого — кубанский казак Чернота, убежденный украинофил. Кстати, тот же Петлюра был вовсе на галичанином — он родился в Полтавской губернии, выходцами из которой были и многие украинские переселенцы на Кубань, так же, как из Киевской и Черниговской. Исторически и этнически кубанцам ближе Центральная Украина и Приднепровье, а не тот же Крым, с которым нас сближает, очевидно, только географическая близость.

Другой исторический деятель Кубани — Микола Рябовол, председатель Законодательной Рады Кубанской Народной Республики в 1917-1919 годах. Не сказать, чтобы он был забыт сегодня на Кубани — на его исторической родине, в станице Динской в конце прошлого года была открыта мемориальная доска.

Причем на открытии выступал глава района и депутат Законодательного собрания края, экс-атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов. Но опять же — при открытии об украинофильских симпатиях, речах и действиях Рябовола ничего не говорится. «Выдающийся деятель кубанского казачества», «пользовался огромной популярностью» — все это говорят, все это правильно, но показывает только одну сторону. Не особенно вспоминают, например, украинофильскую речь Миколы Рябовола в Раде, когда там встречали посланцев Украинской Державы гетмана Скоропадского.

В тему: Самостийная Кубань. 94 года провозглашения независимости

Да, с начала тридцатых годов на Кубани началось полное истребление национальной культуры. Уже 26 декабря 1932 г. президиум Северо-Кавказского крайисполкома принял постановление «Об украинизации», в котором разъяснялось, что украинизация ряда районов и станиц «служит легальной формой классовому врагу для организации сопротивления мероприятиям Советской власти и создания под этим прикрытием контрреволюционных организаций». В 1932 году произошло два знаковых события для украинской Кубани: была закрыта последняя украинская школа на Кубани и начался Голодомор — и на Кубани, и в Украине. С этого момента и начинается тотальная русификация Кубанского края, сопровождавшаяся выселением казаков.

Скептики возразят — мол, с тех пор прошло уже восемьдесят с лишком лет, но ведь возрождаются казачьи традиции, или как?

Честного ответа на подобные вопросы у нас не дождешься. Украинские корни Кубанского казачества преподносятся исключительно через призму мифа о «братских народах» — во что уже мало кто верит в обеих странах. Украинский элемент в истории Кубани не замалчивается, но подается в дозированном, скорректированном в нужную властям сторону виде. Вместо реальной истории Кубани и Украины нам норовят подсунуть пропагандистский суррогат, а реальные контакты постепенно сворачиваются. Вместо того, чтобы попробовать понять молодежь, вышедшую на Майдан, педалируется угроза «адской бандеровской силы» — еще один перл кубанского губернатора.

В тему: Украина: долгий путь на Евромайдан

Кубанское казачество сейчас во многом состоит из людей, не имеющих казачьих корней вообще — из отставных военных со всего бывшего СССР, не прошедших переаттестацию полицейских и людей, для которых служба в казачестве является своего рода официальным оформлением русского имперского шовинизма, а то и просто способом подзаработать (участник так называемых «казачьих дружин» получает в месяц столько же, сколько и полицейский — из краевого бюджета).

Те, кто начинал «возрождение казачества» еще в Перестройку, говорят, что идея возрождения казачества как «этнокультурной общности» практически выхолощена, сейчас казачья идентичность определяется только по факту службы: «Кто служит, тот и казак». И активно пропагандируемая сейчас в казачестве украинофобия, по сути, является очередным инструментом в деле уничтожения исторической памяти казачества и превращения его в гротескных «нагаечников» с карикатур советской пропаганды.

Игорь Кубанский, опубликовано в издании  Русская фабула


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]