Язык по-украински: маринованный с географией, под историческим соусом

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Чем вызвана не острота «мовно-язычной» проблемы, а собственно проблема? В чем причина глобального двуязычия нашей страны? Только понимание истоков, причин и времени возникновения ситуации, впоследствии превращающейся в проблему, помогает эту проблему решить.

Наверное, уже не у кого не возникает сомнения, что «языковое побоище» в Верховной Раде – не более чем исполнение «обязательной программы» предвыборных обещаний Партии Регионов в канун очередных выборов. Оставим это на их совести, если вы находите, что есть на чём оставить, конечно… Вопрос о другом: а чем вызвана не острота «мовно-язычной» проблемы, а собственно проблема? В чем причина глобального двуязычия нашей страны?

Только понимание истоков, причин и времени возникновения ситуации, впоследствии превращающейся в проблему, помогает эту проблему решить. Такой подход испокон веку используется для решения научных и технических проблем. Странно, что наши «можновладці» даже не пытаются применить его для решения проблем социальных. А, может, не могут..?

Краткий курс истории

Не могут? Научим! Что нам для этого надо? Для этого нам надо проследить во времени, когда на пространстве, именуемом сегодня «Украина», возникали искусственные вмешательства в естественное течение жизни народов, его (пространство) населяющего. При естественном течении жизни народы (этносы по-научному), проживающие на одной территории, торгуют и воюют друг с другом, обмениваются женщинами и обычаями, подвергаются внешним нашествиям и совершают совместные военные походы…

Происходит взаимное проникновение языков и культур, короче, приводящее, в конце-концов, к языковой и к этнической  однородности. Пришельцы-колонисты, со временем, или сами ассимилируются в коренном народе, или ассимилируют его. А, бывает и так, что два народа дают начало новому народу, как мама и папа дают жизнь ребенку. Зависит это от массы социально-географических и даже общекосмических причин. В этом случае такие народы называют суперэтносы, ибо должны они быть немаленькие, а культуру этих народов называют цивилизациями.

Так когда-то т.н. «варвары», «оплодотворив» греко-римскую цивилизацию, дали начало европейским народам, со временем образовавших современный европейский суперэтнос – группу народов, объединенных общей исторической судьбой и общей культурой – переживших эпоху Возрождения, например.

Но что нам та Европа... А как же у нас?

А у нас – на территории Северного Причерноморья цивилизация скифов, впитав в себя достижения греко-римской цивилизации и «впрыснув» кровь сарматов, гуннов, готов, «оплодотворила» цивилизацию народов, известную нам как «трипольцы», дав начало славянской цивилизации.

Вернее первому потоку славянской истории, ибо, бывает, что иные народы, заканчивая свою жизнь, дают жизнь новому народу, передавая ему свои «доминантные гены» - стереотип поведения, образуя новый поток своей этнической истории.  Обернитесь на евреев – у них вовсю шурует уже четвертый по счету этнический поток. А этакая доминантная активность носит название «пассионарность».

Вернемся же к Северному Причерноморью. Родившийся вместе с Христом славянский суперэтнос достиг своего пика в державе под названием Русь (которой книжники XVIII-XIX веков придумали искусственный термин «Киевская»), и, под ударами татаро-монголов, приказал долго жить. Но, не окончательно растеряв еще пассионарнось, дал начало множеству народов, расселенных сегодня на территориях, известных как Восточная Европа и Балканы (за исключением венгров и румын, конечно, у них совсем другая этническая история).

Но некоторые народы расселялись (еще до монголов) не на запад, а на северо-восток, где «оплодотворили» не слишком пассионарных уже в те времена угро-финов. Получив «инекцию» тюркской крови от татар, эти народы образовали в XI-XII веках русский этнос, сегодня выросший до суперэтноса, переживающего второй поток этнической истории славян.

А в Северном Причерноморье, получившие приказ долго жить славяне, жили долго, но не мирно. Попадая под разные юрисдикции и подвергаясь ударам Орды и Московии, Великого княжества Литовского и Венгерского королевства, Крымского ханства и Речи Посполитой, Российской и Австро-Венгрерской империй, Польши и СССР – почти тысячу лет автохтонные (местные испокон веку) славяне Северного Причерноморья в непростых условиях ковали свой национальный характер, свою национальную идентичность, свою культуру, свой язык.

И во второй половине XVIII века от «родителей» - русского и европейского суперэтносов, родился новый славянский этнос – украинский, с только ему присущим стереотипом поведения. Т.Шевченко, Н.Костомаров, П.Кулиш, Н.Гоголь – первые пассионарии нового народа. В XXв из осколков Российской и Австро-Венгрерской империй этот народ собрал свою государственность (правда, не с первой попытки) - начался третий поток этнической истории славян.  

«Вотъ такъ исторія съ географіей!»

Настало время проследить во времени события искусственного вмешательства в естественное течение жизни народов Северного Причерноморья. А начал всё это безобразие в 1778г бравый, тогда ещё генерал-поручик, А.Суворов, с блеском реализовавший идею Екатерины II о выселении всех христиан из Крыма, оставив после себя исламизированный полуостров. Спустя время Екатерина снова заселяет Крым греками, но уже другими – доказавшими личную преданность – воевавшими на стороне России в русско-турецкой войне 1768-1774гг.

В тему: Одна из первых депортаций Российской империи. Как крымскими греками заселили Дикое Поле

Разобравшись с Крымом, сластолюбивая императрица открыла двухсотлетнюю тему выселения с земли предков автохтонных славян, уже начавших ощущать себя если не украинцами, то, уж, точно -не русскими. Ликвидировав Запорожскую Сечь, она начала с переселения казаков на таманский полуостров. 7 сентября 1792г полковник Сидор Белый привел первых 3.847 строевых казаков-запорожцев в Черноморию (долину реки Кубань).

Полученные земельные наделы украинцы называли «клином». Так родился «малиновый клин» - по цвету знамени запорожцев (малиновый цвет и сегодня сохранен на флаге города Запорожье). С тех пор казаки носят фуражку с малиновым околышем. Перепись 1926г насчитала на Кубани 1 млн 644 тыс украинцев.

Эстафету подхватил внучек Екатерины – Николай I. Он озаботился освоением Поволжья. Сначала использовались профессиональные способности чумаков для перевозки добываемой на Эльтонском озере соли. Затем пришла пора крестьян. Занятно, что эту традицию продолжил и тов.Сталин. Известно Постановление СНК СССР №2030-922с «О мероприятиях по переселению колхозов из прифронтовой полосы Украинской ССР». Сегодня украинский анклав в Поволжье носит название «жёлтый клин». После Октябрьского переворота он насчитывал около 500 тыс украинцев.

Из всех самодержцев российских (без учёта тов.Сталина) на этой стезе проявил наибольшую активность  Александр III «Миротворец». В конце XIX века он организовал два мощных потока переселенцев из зернопроизводящих регионов Украины: в Северный Казахстан и на Юг Западной Сибири – т.н. «серый клин» с центром в Омске – 1 млн 358 тыс украинцев по переписи 1926г; и на юг Дальнего Востока, на границу с Китаем – т.н. «зелёный клин» - более 1 млн 200 тыс переселенцев перед Первой мировой Войной. Связан ли как-то цвет околыша фуражки пограничников самоназванием поселенцев – автору не известно.

Но известно, что именно «Зелена (Нова) Україна» более всего доставляла тов.Сталину хлопот. Ему даже пришлось придумать версию, будто Дальневосточная Республика (1920-1922гг) была не национальным, а «марионеточным» и «буферным» государством. Отрыжка чувствуется до сих пор. Если в исторических трудах, при определении численности украинцев на Кубани, скажем, или в степной зоне Сибири и Казахстана так и пишут: «украинцы», то для Зелёного Клина придумана формулировка: «считающие украинский язык родным» и занижена численность в разы.

Понять генералиссимуса можно. Территориальная удалённость Зелёного Клина не позволяла ему решать «украинский вопрос» столь же эффективно, как на приближенных к Москве территориях. Вспомните аргументацию российской власти против признания Голодомора геноцидом украинского народа. Какие аргументы приводят они? Мол, голод не был исключительно бедой Украины, а охватил ещё и Поволжье, и Кубань, и Западную Сибирь, и Северный Казахстан!

…Но мы уже знаем, что именно этнические украинцы в количестве более 4 млн 700 тыс человек проживали в охваченных голодом регионах России и Казахстана, составляя в них большинство населения. Выбили мы камешек из-под ног записных противников признания Голодомора геноцидом. Но это – тема совсем другого исследования… Голодомор же 1932-1933гг, по самым политкорректным подсчетам, унёс жизни более 4 млн украинцев из 29 млн населения УССР по переписи 1926г.

Но потери населения Украины начались до Голодомора. Упорствующих в своих заблуждениях «кулаков» не только расстреливали... Около 300 тыс человек было депортировано в 1931-1932гг на Урал и в Северный край. В том числе и 3 тыс семей – из Крыма. Нетрудно догадаться какой национальности…

Интересно, что отток населения из западных областей Украины, входивших в состав Австро-Венгерской империи, характеризуется совсем другим порядком чисел. Сейчас в странах т.н. Запада проживает не более 3 млн этнических украинцев. Это без насильственной ассимиляции. И с учётом того, что только в Польше и Румынии проживает под 500 тыс автохтонных украинцев, «доставшихся» этим странам при нарезке границ.

В XIX-XXвв иммиграция западных украинцев в США, Канаду, Южную Америку, Европу и Австралию измерялась не миллионами, а десятками, в редких случаях – сотнями тысяч человек. Несмотря на мировые и гражданские войны, революции и прочие негоразды. А знаете почему? Да потому, что там происходил ЕСТЕСТВЕННЫЙ этнический процесс. А на контролируемых Россией территориях – ИСКУССТВЕННОЕ в него ВМЕШАТЕЛЬСТВО. Почувствуйте разницу…

Тов.Сталин ситуацию на Западной Украине быстро поправил… Дважды проведя т.н. «зачистку границ», он после раздела с Гитлером Польши только в 1940г «трудоустроил» в Архангельской и Свердловской областях сразу 380 тыс человек. Ещё 20 тыс там уже трудились с 1930г, отселённые со старой границы. Проблему заселения опустевших территорий решали оригинально – на границах организовывали «красноармейские колхозы» из демобилизованных, преданных партии солдат.

Специально созданный для цели заселения опустошенной Украины Всесоюзный переселенческий комитет при ЦИК СССР доложил, что только за период с 1933 по 1937гг. в Одесскую, Донецкую, Днепропетровскую, Харьковскую области было переселено 221 465 семей в основном из Центральной России и Верхнего Поволжья. Сталинская (Донецкая) обл. может похвастать редким приобретением, им достались по разнарядке неполных две тысячи жителей московской области. И это было только начало…

Тему заселения земель Украины инородцами открыл вовсе не Сталин. Проводя колонизацию Поволжья, Сибири, Казахстана, Дальнего востока украинцами, Российская империя в это же самое время организовала мощнейший поток трудовых мигрантов из российской глубинки для обеспечения промышленного производства на шахтах и заводах Юга и Востока Украины.

Успехи были так велики, что на шахтах Донбасса к началу Первой мировой трудилось не более 5% местных рабочих. А население вообще (включая женщин, стариков и детей) Юзовки (Донецка), состояло на 7/8 – из пришлых, на 1/8 – из местных, как указывает известный промышленник Авдаков. Интенсивная сталинская индустриализация Юга и Востока Украины этот процесс только многократно усилила. Катастрофическая диспропорция давно вышла за пределы критических значений для самовоспроизводства титульного народа.

Надо понимать, что организация процесса перемещения миллионов людей со всем скарбом на тысячи километров – весьма затратное мероприятие во все времена и для любой империи, и советской и романовской. Почему же 200 лет с юга империи переселяли людей далеко на восток, а с севера и востока направляли на освободившийся юг – хорошая тема для рассуждений…

Освоение Крыма тоже проходило почему-то не за счет крестьян южных губерний: Херсонской, Екатеринославской или Таврической, а опять путём многотысячекилометрового переселения уроженцев Центральной России. В 1850г в населении Крыма татары составляли 77,8%, украинцы -  7,0%, русские - 6,6%. В 1920г Крым встретил большевиков совсем другой демографической картиной: 44,1 % русских, 26 % крымских татар, 7,4 % украинцев. А уж коммунисты постарались…

В 1930 году они создали в Крыму национальные сельсоветы: русских — 207, татарских — 144, немецких — 37, еврейских — 14, болгарских — 9, греческих — 8, украинских — 3, армянских и эстонских — по 2. Нормально, да? С ходу можно сделать вывод, что украинцев жило в Крыму всего в полтора раза больше, чем эстонцев, и в пять раз меньше, чем евреев, но, за то, в 69!!! раз меньше, чем русских. Или вы нашли какое-то иное объяснение..?

В тему: «Русский Крым»? Национальный состав полуострова в 1897, 1926, 2001 годах

В 1944г Сталин депортировал из Крыма всех татар, и, на всякий случай, армян, болгар и многострадальных греков. Чаша сия минула только крымских караимов, благодаря их религиозной принадлежности (одна из форм иудаизма, не признающая талмуд). На полном серьёзе шла подготовка к созданию еврейского государства в Крыму – реверанс коммунистов мировому сионизму, профинансировавшему Октябрьский переворот 1917г. Но это – тоже тема отдельной истории…

В тему: «Украинская земля насквозь пропитана кровью». Украина и ее место в Европе глазами британца    

После смерти Сталина репрессии, насильственные переселения стали быть как-то не в чести. Воспрянувший украинский этнос тут же стал «кузницей кадров» для советской партийной и хозяйственной элиты, науки и искусства, вплоть до эстрады. С тех пор осталась шутка, что Россия прошла четыре этапа развития: допетровский, петровский, послепетровский и «днепропетровский».  

Но миновало золотое время, не дожидаясь пятого этапа включились идеологические стимулы, а затем и «рыночные механизмы». И опять поехали сотни тысяч высокообразованных и трудолюбивых украинцев по комсомольской ли путёвке, или манимые «длинным рублём» осваивать целину, строить БАМ, или работать на нефтегазовых месторождениях Сибири. Как будто добровольно…

А в это же самое время, как обычно, на послевоенное восстановление промышленности, на реконструкцию и строительство новых заводов, по тем же комсомольским путёвкам и манимые, похоже, тем же рублём, с Урала и Сибири, с Нечерноземья и с Дальнего Востока хлынул очередной встречный поток мигрантов оседающих на украинской земле. Просто оседающих, но не владеющих языком титульной нации, имеющих другую культуру, совсем другую ментальность.

В Крыму ситуация сейчас вообще печальная. Я по-человечески понимаю моряков ЧФ РФ, не стремящихся после отставки махнуть из жаркого Севастополя в приветливый Мурманск. А вы знаете ещё одну страну в мире, которая позволяет отставникам иностранной военной базы оставаться жить на своей земле? Просто так, без всяких миграционных заморочек! Дураку понятно, что за десятилетия нахождения военной базы в Крыму, этот регион превращается в анклав иностранного государства. Или это специально делают далеко не дураки..?

Вывод

Предлагаю не зацикливаться на причинах жирными мазками нарисованной печальной картины, а сосредоточиться на следствиях. Маємо те, що маємо… И с этим надо жить… Жить с пониманием того, что исторически сложившийся этнический состав населения Юга, Востока Украины и Крыма назвать украинским по духу пока нельзя. Новообращенные украинцы редко владеют языком титульной нации и ментально от неё далеки.

В русскоязычных регионах Украины преобладают другие моральные ценности, другие ориентиры, другой стереотип поведения. Потомки переселенцев третьего-пятого поколений просто не успели сплавиться с коренным, автохтонным населением, живущим на этих землях уже вторую тысячу лет. Фраза «ненька Україна» ничего не «ворухне» в их душе. Их предки не «мріяли про незалежну Україну» столетиями, и не передали эту мечту потомкам. У них отсутствует генетическая память украинца. Отсутствует мечта о Родине, как «про вільну, сильну Україну»…

А, ведь, «Родина» и «Батьківщина» - это два абсолютно разных понятия. «Родина» - это место рождения, «Батьківщина» - место нахождения праха твоих предков, «батьків». ТВОЯ земля. Исконная…

Рецепт

Не отвечая на вопрос: «Кто виноват?», давайте поищем ответ на «Что делать?», та й на «Що робить?», заразом... Разобравшись в прошлом, понимая настоящее и прогнозируя будущее, совсем не трудно предложить рецепт такого влияния на настоящее, чтобы достичь достойного будущего.  

Рецепт прост: надо обеспечить максимальную этническую однородность нации, свести до минимума ментальные, конфессиональные и лингвистические различия между представителями различных регионов страны. Иначе путь достаточно короткий: шатания – раскол – гражданская война – захват территории соседями – в чужой стране мы граждане второго сорта. Вам нравится такая перспектива?

Ликвидация ментальных различий

Тут ничего военного нет. Основа – активная внутренняя миграционная политика. Пусть новобранцы-схидняки служат на Западе, а западенцы – на Востоке. Пусть манит западенцев полновесной гривной металлургия Востока, а схидняки получают кредиты на развитие бизнеса на Западе.

Пусть черниговцы отдыхают в Крыму, а крымчане подрабатывают зимой в Виннице, и т.д. и т.п. Короче: встречная, взаимная и перекрестная активная внутренняя миграция, плюс максимальная закрытость от внешних мигрантов: транзитных, направляющихся через Украину в Европу, беженцев со всего мира и проч.

Ликвидация конфессиональных различий

Тут посложнее – вопрос очень тонкий... Но решать его придется. Рано или поздно, но придется. Создание единой автокефальной национальной Церкви – необходимейшее условие для формирования единого этноса. Роль религии переоценить просто невозможно: именно религия через Церковь определяет национальную самоидентификацию, формирует, фиксирует и передаёт последующим поколениям стереотип поведения общности людей, даже если эти люди и не ходят в храм.

История РПЦ учит, что для достижения автокефалии все средства хороши. Правдами и неправдами отделилась РПЦ от матери-Церкви и только через 140 лет получила признание. Формальное причём... Всё шло через пень-колоду: институт приобретённого Патриаршества оказался неполноценным – не было Синода; потом новая напасть – Пётр I ликвидировал Патриаршество - двадцать лет безвластия – и подмял под себя Церковь, установив власть Священного Синода. Светскую, при этом...

Без Патриарха – 217 лет! На мелкие брызги – раскол и уход в протестантизм старообрядцев, на 35-летнею ересь жидовствующих, на карикатурные догматы Стоглавого Собора о «нестрижении усов» и «небритии бороды» можно просто махнуть рукой. Особенно на фоне того, что потом вытворял с РПЦ тов.Сталин… Ну и что?!!! Играет свою роль в формировании сознания россиян РПЦ, ещё и какую. И на наше сознание покушается…

Цель оправдывает средства, духовные отцы наши - обернитесь к опыту матушки-России. Смелее, поддержим…

Ликвидация лингвистических различий

Совершенно понятно, что краеугольным камнем формирования самосознания народа является его неповторимый язык. Это потом, лет через 800-1000 после его (народа) рождения можно будет говорить о дву- или многоязычии. Но никак не в период формирования. Простой житейский опыт подсказывает: «не колыхай» холодец, пока стынет, или изложницу с жидкой сталью. Не получишь ни вкусного холодца, ни качественной стали.   

Не зря же, римо-католики перешли с латыни на национальные языки богослужения. Чувствуете тренд? Век информационных технологий просто требует перехода от красивого обряда к понимаю процесса. Богослужение – на национальном языке, общение и обучение – на национальном языке, литература, театр, кино, пресса - на национальном языке, телевидение, компьютерные игры – всё только на национальном языке. Только так и никак иначе можно создать, сохранить, развивать народ. Опыт Израиля о чём-то говорит? Мёртвый язык с руин подняли! На нём и стоят!

А Вы, г-н Царьков..? "Русский язык  - язык межнационального общения большого количества людей, русскоязычные украинцы составляют отнюдь не меньшинство. Приведу пример: в  Болградском районе Одесской области 60% – болгары, гагаузы – 20%, русские – 10, украинцы – 6%, албанцы – 2. И все говорят на русском языке. Тимошенко в кулуарах Рады общалась на русском языке. Ставнийчук лицемерит - она тоже в быту общается на русском. Яворивский, Мовчан в буфете Рады просят российский сыр и московскую колбасу на русском языке, им ее дают, и проблем никаких нет. Уничтожение русского языка как языка межнационального общения выгодно Западу".

Это лепет мальчика, или речь зрелого государственного мужа? Да пусть Тимошенко с Мовчаном и Ставнийчук с Яворивским в буфетах-кулуарах хоть на английском о колбасе говорят. Задача у г-на Царькова, как у избранника народного другая совсем.

У него задача – чтобы и болгары, и гагаузы, и русские, и албанцы, проживающие и в Болградском районе Одесской области, и венгры, и словаки, и цыгане, и русские, проживающие в Ужгородском районе Закарпатской области – чтобы все они стали одним народом! Народом Украины! Объединённым одним языком и одним историческим будущим. Или у г-на Царькова есть предложение по другому языку? Значит, он говорит о каком-то другом народе…

Похожими словами и г-н Колесниченко …молвит: «Конечно те, кто желает, чтобы украинский язык был государственным, в своих правах обеспечены, а те, кто считают родным языком другой язык – нет. Проблема не в языке, а в том, что ограничены права и человеческое достоинство. А это невозможно в двадцать первом веке в демократическом государстве».

Ну, что это значит: «считают родным языком другой»? Я тоже считаю родным языком русский. Ну и что!? Сколько нам, ныне живущим осталось? Кому-то - 20, кому-то - 50, кому-то - 100. Последующее поколение – мой сын – считает родным уже два языка. А сын Колесниченко – на 20 лет младше моего – там вообще никаких проблем не будет. При правильном воспитании, конечно…  Думать надо не о ближайших выборах, а о последующих поколениях. В том-то и разница между политиканами и державотворцами…

Или в чем же г-н Колесниченко увидел ограничение прав и человеческого достоинства? Пример насильственной  русификации украинцев Кубани в Телеграмме ЦК ВКП(б) от 18 декабря 1932 г.:

“1.В трёхдневный срок перевести все украинизированные газеты на русский язык
2.Листовки, брошюры, стенгазеты, многотиражки прочую литературу, выходившую на украинском языке, в дальнейшем издавать на русском языке.
3.Перевести к первому января всё делопроизводство советских, партийных, колхозных и других организаций на русский язык.
4.Радиовещание на украинском языке прекратить.
5.Перевести преподавание на всех работающих сейчас в районах краткосрочных курсах (учительских, колхозных, кооперативных и других) на русский язык.”

И это на территории, где по переписи 1926г проживало 49,2% украинцев...

В тему: Самостийная Кубань. 94 года провозглашения независимости

 

Помилуйте, Вадим Васильевич! Никто не собирается в трехдневный срок переводить всю прессу на украинский, или прекращать радио- и телевещание на русском, даже на курсах колхозных… Чай, не дикари-с… Мы такими темпами идти не будем. За последние два десятка лет много украинский «отвоевал» у русского? По-моему – только первые шаги делает. Дай Бог лет за 50 управиться. Не беспокойтесь, ни Вас, ни Ваших избирателей не настигнет поражение в правах за не владение единственным государственным языком…   

Вас о другом просят: не расшатывайте лодку в угоду сиюсекундным политическим моментам, поднимитесь над сегоденнем и поймите, что на кону не осенние выборы, а будущее нации, как бы пафосно это не звучало. Нация состоится только при её единстве. А единство возможно, только при едином языке. Такая банальность, простите…

Александр Ластенко, впервые опубликовано в издании fraza.ua


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Важно

Как эффективно контролировать местную власть

Алгоритм из 6 шагов поможет каждому контролировать любых чиновников.

Как эффективно контролировать местную власть

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републикация материалов: для интернет-изданий обязательной является прямая гиперссылка, для печатных изданий - по запросу через электронную почту. Ссылки или гиперссылки, должны быть расположены при использовании текста - в начале используемой информации, при использовании графической информации - непосредственно под объектом заимствования. При републикации в электронных изданиях в каждом случае использования вставлять гиперссылку на главную страницу сайта www.argumentua.com и на страницу размещения соответствующего материала. При любом использовании материалов не допускается изменение оригинального текста. Сокращение или перекомпоновка частей материала допускается, но только в той мере, в какой это не приводит к искажению его смысла.
Редакция не несет ответственности за достоверность рекламных объявлений, размещенных на сайте а также за содержание веб-сайтов, на которые даны гиперссылки. 
Контакт:  uargumentum@gmail.com