Билл Браудер рассказал The Guardian, почему Кремль хочет его убить

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Главе инвестфонда Hermitage Capital, бывшего десятилетие назад одним из крупнейших игроков на российском рынке, в 2005 году запретили въезд в Россию. Он пообедал с журналистом The Guardian и рассказал ему о своих мемуарах, которые будут опубликованы на следующей неделе, и о своей вражде с Путиным, которая легла в основу книги.

 На фото вверху: иллюстрация из книги Уильяма Браудера «Красное уведомление: как я стал врагом Путина номер один»

Я должен был встретиться с Биллом Браудером в Mari Vanna, любимом месте тусовок богатых русских в районе Найтсбридж. Но в этом ресторане, с его декором в деревенском dacha-стиле, на нас нашло легкое беспокойство. Так что мы перебирались через дорогу и устроились в незнакомом суши-баре. Желание Браудера избежать столкновения с кем-то, кто имеет связи с Кремлем, понятно. Он сухо объяснился: «Они [Кремль] грозились убить меня. Они сказали об этом прямо».

Браудер, американец по происхождению, – один из самых известных критиков Владимира Путина. Более десятилетия назад он жил в Москве и руководил самым успешным в России инвестфондом. Сначала он был страстным поклонником Путина. Но в 2005 году его депортировали из страны. Группа чиновников – коррупционеров экспроприировала его фонд Hermitage Capital и использовала его для оплаты мошеннических налоговых исков. Таким образом они украли $230 млн (£153 млн).

Застряв в Лондоне, Браудер нанял команду юристов, чтобы вести дело в суде. Те же самые российские чиновники арестовали его юриста Сергея Магнитского, после того как тот напал на след этих денег и предъявил иск. Они водворили Магнитского в тюрьму и отказали ему в медицинской помощи (Магнитский страдал от панкреатита и желчекаменной болезни).

После того как он провел почти год за решеткой, тюремщики избили его до смерти. Ему было 37 лет, у него остались жена и двое маленьких сыновей. Эта история потрясла Браудера. «Если бы Магнитский не был моим юристом, он был бы еще жив», – говорит он. Смерть Магнитского стала для него «абсолютно душераздирающей». «Если бы он не занялся моим делом, он бы и сейчас наслаждался жизнью, отцовством, заботился бы о своей жене. Молодой человек, за которого я был ответственен, умер самым ужасающим образом потому, что работал на меня».

В тему: В России суд будет посмертно судить погибшего в СИЗО юриста Магнитского

Сергей Магнитский

В воспоминаниях Браудера, которые вышли в печать на прошлой неделе, подробно описано, как сильно его изменила смерть Магнитского: из обыкновенного предпринимателя он превратился во всемирно известного борца за права человека. Его сочинение называется «Красное уведомление: как я стал врагом Путина номер один» и похоже на нон-фикшн-версию триллера Марио Пьюзо. Там есть жестокая преступная группировка, на месте Майкла Корлеоне в роли мафозного босса – Путин, и растущее число трупов.

В тему: Суд в России приговорил по делу Магнитского заочно, к 9 годам колонии, гражданина Британии

После гибели Магнитского в 2009 году Браудер инициировал мощнейшую кампанию, чтобы привлечь чиновников к ответственности. Не в суде общей юрисдикции – в России такой процесс бесперспективен, – но в более масштабном суде, где решать будет международное общественное мнение.

В Вашингтоне Браудер добился успеха, убедив американский Конгресс принять революционный закон Магнитского. 2012 года чиновникам, поспособствовавшим смерти Магнитского, был запрещен въезд в США. Тот же закон закрыл им доступ к американским банкам.

Путин был разъярен. В 2013 году российский судья заочно приговорил Браудера к 9 годам тюрьмы и – диким образом – «вынес приговор» уже мертвому Магнитскому. Кремль направил в Интерпол красное уведомление с требованием экстрадиции Браудера. Интерпол отказал, но сейчас Москва составляет уже третий запрос об экстрадиции.

50-летний Браудер, одетый в неприметный костюм с галстуком, до сих пор мало чем отличается от инвестиционного банкира, каким он был раньше. Он признает, что существуют русские, существование которых злит Путина сильнее, но среди иностранцев, считает Браудер, он, вероятно, главный враг президента. Ему неоднократно грозили убийством, однажды – в текстовом сообщении за несколько дней до смерти Магнитского. (Наводящая ужас цитата из «Крестного отца-2», которую послали на телефон его коллеги: «История научила нас тому, что убить можно любого».) Мимоходом Браудер упомянул о том, что прошлым летом Министерство юстиции США предупреждало о заговоре с целью его похищения и доставке в Москву.

Это может показаться несколько фантастическим, но Кремль достиг количественных успехов, затыкая рот неугодным ему людям. Японское кафе, в котором мы обедали, находится в пешей близости от района Мейфейр и отеля «Миллениум». Именно в 2006 году, как считается, представители КГБ отравили бывшего офицера российской разведки Александра Литвиненко. На этой неделе начнется публичное разбирательство по делу об убийстве Литвиненко радиоактивным веществом.

В тему: Британские власти пришли к выводу о том, что Россия виновна в смерти экс-офицера ФСБ Литвиненко

Принимая во внимание угрозы в его адрес, я удивляюсь, почему Браудер обедает без телохранителей. «Безопасность, которую дают телохранители, – ложная. Настоящая безопасность – это когда твои враги о тебе ничего не знают», – отвечает он.

Александр Литвиненко. Фото: Martin Hayhow / AFP

По мнению Браудера, Запад вовлечен в новую холодную войну с Россией. Наиболее явным ее проявлением стало обострение конфликта в Украине. Но в отличие от коммунистических времен, говорит он, Запад не противостоит своему противнику идеологически. Его тезис – который я разделяю – состоит в том, что Путин с его правоохранителями и спецслужбами относятся к стране так, как к средству для преступного извлечения финансовой выгоды. Всякий, кто против них восстанет, – как Магнитский – вполне может быть застрелен, арестован или подвергнут уголовному наказанию.

В тему: Великобритания попробует доказать, что Путин травит людей за рубежом, - СМИ

Для тех, кто не знает России, это может прозвучать несколько мрачно. Может, это та же русофобия, в которой прокремлевские сетевые комментаторы обвиняют всех, кто посмеет критиковать Путина?

Браудер говорит, что у него проблемы не с Россией как таковой, а с группой бывших кагэбэшников, которые захватили страну. «Думаю, Россия – это оккупированная страна. В ней 140 миллионов хороших и 1 миллион плохих людей», – говорит он. Он отмечает, что женат на русской, Елене (они встретились и полюбили друг друга в Москве), и у них двое детей. Его «самые давние и самые близкие» коллеги – русские, говорит он и добавляет: «Среди этих 140 миллионов встречаются такие люди, которые во всем мире самые верные, благородные и интеллигентные».

В тему: Союз государства и дикаря. Как в России травят неугодных

История самого Браудера завораживает. Его дедушка был главой Американской коммунистической партии в США. Будучи подростком в тени своего одаренного брата, Браудер решил взбунтоваться и стать капиталистом. Сначала он отправился в Лондон, где недолгое время работал на Роберта Максвелла, а позже стал британским гражданином.

По его словам, он несильно привязан к США, в которых его семья, приверженная левым взглядам, подверглась гонениям (в комитете Палаты представителей сенатор Маккарти обвинил его деда в антиамериканской деятельности). Для Браудера было привлекательным «романтическое представление» о том, что Британия живет в соответствии с законностью и свободой.

После смерти Магнитского, по словам Браудера, политика западных государств его разочаровала. Администрация Обамы крайне неохотно облагала санкциями российских коррупционеров из боязни рассердить Путина – Браудер называет это политикой умиротворения. Британское Министерство иностранных дел обходилось с Браудером вежливо, но упрямо отказывалась официально принять его версию закона Магнитского, несмотря на сильную межпартийную поддержку этого проекта и ухудшающиеся отношения после путинского крымского путча.

Уильям Браудер. Фото: Peter Lindbergh

Плохие парни описаны в книге Браудера очень ярко. Один из них – высокопоставленный представитель Министерства внутренних дел майор Павел Карпов. Карпов подал против Браудера иск за клевету в Высокий суд Лондона и потерпел неудачу – судья отказал Карпову в праве возбуждать дело в Британии. Карпов до сих пор не заплатил 250 тысяч фунтов стерлингов за издержки. По словам Браудера, то, как коррумпированные русские смогли надругаться над британским законодательством, повергло его в уныние.

В тему: Судебный туризм в Англии: прогулка по русским krysham в Лондоне. О Королевском правосудии

Многое в «Красном уведомлении» читается как детективный роман: Браудер и его юристы пытаются установить, что стало с украденными деньгами. Мало-помалу они сводят улики воедино. Они установили, что Карпов был частью большой группы изворотливых чиновников. В ней был и другой представитель Министерства внутренних дел, подполковник Артем Кузнецова. А также глава московской налоговой инспекции Ольга Степанова.

Между собой эта банда распределила миллионы долларов, которые тратились на машины, недвижимость в Москве и квартиры в Дубае. В расследовании Браудера произошел большой сдвиг, когда скрывавшийся в графстве Суррей россиянин Александр Перепеличный представил распечатку швейцарского банковского счета Степановой. (Перепеличный вел бизнес со Степановой и сбежал в Соединенное Королевство, когда они его свернули).

В 2013 году Перепеличный внезапно потерял сознание и умер во время пробежки неподалеку от своего особняка в Суррее. Ему было 44, и он был в хорошей форме. Браудер немедленно написал суррейской полиции и рассказал, что Перепеличному угрожали убийством. Детективы не смогли дать вразумительный ответ. Полиция провела токсикологический анализ его тела 22 дня спустя – и к этому времени оказалось уже невозможно найти причину смерти. Браудер убежден, что Перепеличного устранил киллер из Москвы – как и Литвиненко. «Я уверен, что он был убит. Полиция отложила это в долгий ящик. Это пародия на правосудие», – говорит он.

Обложка книги Уильяма Браудера «Красное уведомление: как я стал врагом Путина номер один»

С браудеровским мрачным анализом современного режима в России трудно не согласиться, но я обращаю внимание на то, что в 2000–2005 годах он был страстным приверженцем Путина. Он говорит мне: «Я был неправ. Путин – совершенно непроницаемый парень. Он никогда не пойдет на уступку. Люди воспринимали его так, как им хотелось его видеть». Он думает, что правление Путина продлится еще «один, два, пять лет», прежде чем его сместят, возможно, в ходе государственного переворота. Западные санкции и коллапс рубля – он потерял 50% своей стоимости с прошлого года – делают путинскую систему нежизнеспособной, считает Браудер. «90% ее основы составляет взяточничество и 10% – репрессии. Сейчас он истощил денежные запасы на взятки, и поэтому должен докрутить до 90% репрессиями. Не думаю, что у Путина есть инфраструктура для того, чтобы быть грамотным диктатором репрессивного толка».

Что примечательно, Браудер считает западные санкции направленными против обычных россиян и рассматривает их как неточный инструмент, который наказывает не тех, кого надо. Вместо этого ему хотелось бы видеть, как для 1000 российских правительственных чиновников закроют Европу и США. О Лондоне он говорит: «Каждый русский хочет сюда приехать. Это их лазейка, их прибежище». «У нас множество способов воздействия», – добавляет он.

По словам Браудера, написание книги – его первой книги – было «самым трудным из всего, что я когда-либо делал». Это заняло у него 18 месяцев, рукопись создавалась в самолетах и поездах. У него был соавтор; первые свои черновики он посылал жене и 18-летнему сыну Дэвиду. «Мой сын назвал бы ее скучной», – шутит он. Он надеется, что его мемуары дойдут до своих читателей. «Все это говорит об истории», – заключает он.

Мы прикончили наших жареных кальмаров и маринованного морского окуня. Браудер говорит, что ему пора. Он отправляется в Давос. Там он в очередной раз расскажет «библейскую» историю о Сергее Магнитском – приличном человеке, очутившемся в обществе воров – законодателям общественного мнения и главам государств. Его книга, как он признает в финальной главе «Красного уведомления», – это своего рода жуткий страховой полис. Он пишет: «Если я буду убит, вы будете знать, кто это сделал. Когда мои враги прочтут эту книгу, они будут знать, что вы знаете».

Борис Березовский. Фото: Andrew Cowie / AFP

Пространство холода: самые большие враги Владимира Путина:

1. Барак Обама. Вражда Путина по отношению к Обаме скорее идеологическая, нежели персональная. Кагэбэшное мировоззрение Путина основано на антиамериканизме: он рассматривает Москву как державу, соперничающую с Вашингтоном, в плане географического охвата и влияния. Со времени путинского «возвращения» в президентское кресло в 2012-м враждебная риторика, обращенная к Америке, достигла рекордного накала.

2. Михаил Ходорковский. Путин арестовал Ходорковского – в то время богатейшего в России человека – в 2003-м и отправил его в сибирскую тюрьму. Через десятилетие, проведенное за решеткой, тот был неожиданно освобожден российским президентом. В случае, если Путин отправится в отставку, Ходорковский мог бы сыграть главную роль в российской политике. Так, по крайней мере, фантазируют российские либералы.

3. Алексей Навальный. Лидер московской оппозиции сейчас находится под домашним арестом. Недавно суд отправил в тюрьму брата Навального по обвинениям, которые многие признали вымышленными: верный признак того, что кампания Навального против коррупции и путинского управления вывела Кремль из себя. Навальный – высокий харизматичный юрист с националистическими взглядами и популярным блогом – множество поводов для властей, чтобы заткнуть ему рот.

4. Билл Браудер. Лоббисткая кампания Браудера, которая последовала за убийством его юриста Сергея Магнитского, стала чрезвычайно успешной, – и США с другими странами обложили крупных чиновников санкциями. У коррумпированных российских чиновников есть имущество – а очень часто и семьи – на Западе. Без виз они больше не могут этим наслаждаться.

5. Петр Порошенко. Прозападный президент Украины, в сущности, находится в состоянии войны с Путиным, который в прошлом году захватил огромный кусок Украины – Крым – и разжег сепаратистское восстание в восточной Украине. По словам Порошенко, Россия осуществила скрытое вторжение в его страну, с войсками, танками и тяжелыми вооружениями. Путин отрицает это.

И двое мертвецов…

6. Борис Березовский. Бывший когда-то близким другом Путина – они вместе ездили на каникулы на юг Франции, – Березовский стал самым большим врагом президента, поссорившись с ним в 2000 году. Березовский перебрался в Британию, где вел шумную кампанию против Путина, обвиняя его в бесчисленных преступлениях. В 2013 году Березовский был обнаружен повешенным в своем особняке в Суррее.

7. Александр Литвиненко. Офицер ФСБ, Литвиненко бежал в Лондон и работал там на Березовского и на МИ-6. В 2006 году двое русских – Дмитрий Ковтун и Андрей Луговой – предположительно отравили его радиоактивным полонием в отеле в районе «Мейфейр». Позднее Путин говорил, что Литвиненко был слишком ничтожной фигурой, чтобы его убивать. Но британское правительство считает, что российское государство убило Литвиненко по тщательно разработанному плану.

Оригинал статьи: Люк Хардинг, «Билл Браудер: Кремль грозился меня убить», The Guardian, 25 января 2015 года

Перевод и адаптация сделан на сайте Открытая Россия


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]