Большая охота

|
Версия для печатиВерсия для печати
  Фото: NIR KAFRI / AFP / East News

Убийство ведущего иранского ученого-ядерщика Мохсена Фахризаде, что произошло 27 ноября в городе Абсард близ Тегерана, еще раз привлекло внимание мирового сообщества к атомной программе Ирана. Почему иранская атомная программа оказалась под прицелом израильских спецслужб.

Официальный Тегеран не скрывает своих опасных намерений, например, в отношении Израиля, создавая атомное оружие и дальнобойные баллистические ракеты. Для последнего критически важно помешать этим планам, поэтому тайная война продолжается в регионе уже не один десяток лет, отмечает издание "Тиждень".

Известно, что авто с Фахризаде, которое двигалось в составе кортежа, обстреляли из автоматического оружия, после чего сработало взрывное устройство. И хотя тяжелораненого ученого доставили в больницу, спасти его не смогли. По версии иранской информационного агентства Fars, это было высокотехнологичное покушение с использованием пулемета, которым дистанционно управляли через спутниковый канал. Оружие было установлено на припаркованный у дороги пикап, в котором также был большой заряд взрывчатки, детонация которого уничтожила все вещественные доказательства. Следствие продолжается, но выйти на след нападавших будет трудно.

На эту тему: Застреленный иранский физик был офицером КСИР

Цель № 1

Доктор Мохсен Фахризаде был одним из ключевых иранских физиков, причастных к иранской атомной программе, профессором университета Имама Хусейна в Тегеране, руководителем Организации исследований и инноваций при министерстве обороны Ирана и заместителем главы оборонного ведомства. Его называли отцом иранского атомного проекту Amad («Надежда»), направленного на создание оружия массового поражения.

Физик лично участвовал в работах над этим вооружением, а также над средствами доставки - динамичным сегментом иранских ракетных систем. В частности, речь шла о проектах 110 и 111 по миниатюризации ядерных боеголовок баллистических ракет. Еще в 2011 году эксперты МАГАТЭ, анализируя усилия Тегерана по созданию атомной бомбы, высоко оценивали роль Фахризаде в этом процессе и его компетентность.

Профессор принадлежал к кругу лиц, которых тщательно охраняли. В поле зрения Моссада и ЦРУ он оказался в 2006 году, когда спецслужбы начали тщательно следить за ним, особенно после того, как ученый посетил Северную Корею и якобы встречался с местными разработчиками атомного оружия. Не случайно именно Фахризаде вспомнили в мая 2018 года на специальной конференции премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, где были обнародованы документальные подтверждения тайного продолжение Ираном атомной программы, полученные Моссадом в январе 2017 года.

Речь шла об архиве иранского «ядерного досье» (55 000 страниц бумажных документов и еще 50 000 файлов на 183 компакт-дисках). Полученные документы свидетельствовали, что возглавляет атомную программу именно Фахризаде, которого Нетаньяху назвал «врагом народа номер один». В конце концов, Фахризаде был генерал-лейтенантом элитного Корпуса стражей исламской революции (КСИР), находился в санкционном списке ООН и много лет считался участником тайной войны между Ираном и его региональными (Израиль и арабские страны) и мировыми (США) противниками.

Такое лицо было желанной целью для иностранных спецслужб, заинтересованных в прекращении ядерных исследований Ирана. Недаром начальник штаба иранской армии генерал Мохаммад Багери назвал гибель Фахризаде «мощным ударом по военно-промышленному комплексу страны». По данным The New York Times, нападение на ученого совершил израильское спецподразделение «Kидoн» («Штык»), входящий в состав Моссада. Редакция ссылалась на собственные источники в американской разведке и предыдущую практику израильского правительства, которое часто прибегало к тайным операциям за рубежом против лиц, связанных с созданием опасного для Израиля оружия массового поражения.

Этому предшествовало агентурное проникновение и тщательное изучение обстановки вокруг указанной проблематики. Еще с 60-х годов прошлого века хорошо известны примеры привлечения Моссадом агентуры в Египте, Сирии и Ираке с последующей точечной ликвидацией ученых, которые помогали правительствам своих стран создавать дальнобойные баллистические ракеты или оружие массового поражения. В Сирии и Ираке ядерные объекты уничтожала также израильская авиация.

Одним из ценных достижений израильской разведки стал иранский генерал Али Реза Асгари, бывший заместитель министра обороны Ирана, завербованный в 2005 году. За два года работы на Моссад он передал израильтянам много важной информации относительно иранской атомной программы и ее ведущих исполнителей, расположении основных объектов, финансирования и закупок оборудования. В 2007 году из-за угрозы ареста Моссад тайно переправил Асгари за границу.

Скрытая война

Следует отдать должное: западные разведки, прежде всего США и Израиля, постоянно следили за обстановкой вокруг иранской атомной программы и достаточно хорошо ориентировались не только в прогрессе на отдельных направлениях исследований, но и в фигурах ключевых исполнителей. Для подготовки операций тщательно изучались их образ жизни, маршруты передвижения по стране. Ликвидация таких лиц если не отменяла полностью, то по крайней мере существенно задерживала опасные программы.

На эту тему: Обнародованы детали «ядерного договора» стран «шестерки» с Ираном

Так, с 2007 по 2015 годы в Иране произошло несколько покушений на ученых, ответственных за иранскую ядерную программу. Например, в 2007 году ученый-ядерщик Ардешир Гусейн при загадочных обстоятельствах умер от «отравления газом» на электростанции в Исфахане. В 2010 году в Тегеране в результате подрыва взрывных устройств погибли физики-ядерщики Масуд Али Мохаммади и Маджид Шахриари.

Другой ученый, Дариуш Резаи Неджад, был застрелен неизвестными в столице Ирана 23 июля 2011 года. В январе 2012-го в результате теракта погиб заместитель директора ядерного центра Натанзе (главный иранский объект по обогащению урана), профессор Тегеранского технического университета Мостафа Ахмади Рошан.

По оценке МАГАТЭ, Масуд Али Мохаммади был одной из ключевых фигур в иранской атомной программе, и его гибель значительно замедлит создание Тегераном собственной атомной бомбы. Вскоре в СМИ сообщили об аресте и казни нескольких иранцев, которых обвинили в причастности к нападениям и связям с Моссадом.

И хотя обычно спецслужбы никогда не комментируют подобные операции, в Иране убеждены, что за охотой на ученых стоят именно Моссад и ЦРУ. С ними связывают акты саботажа и загадочные взрывы на оборонных (исследовательских и производственных) или военных объектах Ирана. Так, в сентябре 2010 года компьютерным вирусом Stuxnet, направленным против иранской атомной программы, были одновременно выведены из строя 1368 из 5000 центрифуг IR-1 для обогащения урана.

12 октября 2010 года в результате мощного тройного взрыва была уничтожена база КСИР Имам Али на западе Ирана - огромный подземный комплекс с пусковыми установками баллистических ракет «Шахаб-3», нацеленных на Израиль. 12 ноября 2011 года в 20 км от Тегерана взорвался склад баллистических ракет. Погибли 17 офицеров, в том числе генерал Хасан Могаддам - отец иранской ракетной программы.

Осенью 2013 года в районе города Карадж был убит командующий иранских кибервойск Моджтаба Ахмади, а в Тегеране - замминистра обороны Ирана Сафдар Рахмат-Абаде. Наконец, в октябре 2014 года прогремел взрыв на ядерном объекте в Парчине, что местные масс-медиа сразу же назвали диверсией.

В 2020 году тайные операции спецслужб против иранских чиновников и террористов возобновились. 3 января в Багдаде ЦРУ с помощью боевого дрона ликвидировала командующего формации «Аль-Кудс» генерал-лейтенанта КСИР Касема Солеймани. А 7 августа в Тегеране совместными усилиями ЦРУ и Моссада был уничтожен «ливанец» - Абу Мухаммада аль-Масри, лицо № 2 в «Аль-Каиде».

Не белый и не пушистый

Когда Тегеран жалуется на иностранные спецслужбы и опровергает очевидные факты собственных преступлений - это не что иное, как попытка клерикального режима, который к тому же так жаждет атомного оружия, выглядеть невиновным.

Иранские спецслужбы активно работают против других стран, в частности Израиля, о чем свидетельствует привлечение ими в 2012 году бывшего министра энергетики Израиля Гонена Сегева. В июне 2018 года его приговорили к 11 годам заключения.

16 мая 2011 года в Карачи (Пакистан) иранские агенты убили саудовского дипломата Гассана аль-Катани, а 13 февраля 2012 года в Нью-Дели (Индия) совершили теракт против израильских дипломатов. 8 января 2015 года в Монтевидео (Уругвай) иранского дипломата-чиновника выпроводили из страны за подготовку террористического акта у посольства Израиля.

Также можно вспомнить обстрелы и захват иранцами танкеров в Ормузском проливе и ракетную атаку на объекты саудовской нефтегазовой инфраструктуры.

В то же время 27 ноября в Антверпене начался первый судебный процесс, в ходе которого иранского дипломата Ассадолу Ассада и трех бельгийцев иранского происхождения судят за терроризм. В 2018 году они готовили взрыв во время митинга оппозиционного Национального совета сопротивления Ирана в коммуне Вильгент под Парижем. Ассад работал под дипломатическим прикрытием должности советника посольства Ирана в Вене и отвечал за разведку в Южной Европе. Соучастников преступления задержали в последний момент, изъяв взрывчатку ТАТР и детонатор. По данным следствия, все это им передал лично Ассад, которого также задержали 1 июля при ордером ЕС. Суд над иранскими террористами продолжается.

Стоит вспомнить и уничтожение украинского пассажирского авиалайнера Boeing-737 рейса PS 752 Тегеран - Киев 8 января этого года. Тогда погибли все 167 пассажиров и 9 членов экипажа, находившихся на борту. Несмотря на признание своей вины, Тегеран по сей день блокирует расследование и все попытки Киева решить вопросы цивилизованным способом.

На эту тему: Фанатики и коррупционеры. История КСИР — организации, едва не развязавшей большую войну

Игра на опережение

Судя по всему, покушение на ученого было основано на точных данных и свидетельствует о высоком уровне его подготовки и недостатке профессионализма контрразведки КСИР. С другой стороны, это дает основания для предположений о возможной причастности к этому как иностранных, так и иранских сил, которые руководствовались собственными интересами. К тому же прямых доказательств причастности Моссада к ликвидации Фахризаде пока нет.

Одним из факторов, обусловивших активизацию иностранных спецслужб в Иране, стала победа на президентских выборах в США Джо Байдена, которая открывает перспективы для изменений в отношениях между Соединенными Штатами и Ираном. Дональд Трамп в свое время инициировал выход США из ядерной сделки с Тегераном, но ввиду отсутствия поддержки со стороны союзников ему не удалось в полном объеме восстановить санкции, наложенные на Иран раньше.

В свою очередь, американское интернет-издание Axios предполагает, что убийство иранского ученого является «... очередной попыткой Администрации Трампа и правительства Нетаньяху использовать время, оставшееся до вступления в должность президента Джо Байдена, для усиления давления на Иран». То есть, по мнению журналистов, администрация 45-го президента не скрывает своих намерений усложнить Байдену возобновление переговоров с Ираном.

И уже сейчас новоизбранный президент столкнулся с первым кризисом, влиять на который он пока не способен. Для Байдена мирное решение вопроса с Ираном имеет принципиальное значение для восстановления отношений с европейскими союзниками, испорченных политикой Трампа. К тому же создание атомной бомбы Ираном, как он считает, вызовет цепную реакцию и подтолкнет Саудовскую Аравию, Египет, Турцию и другие страны к разработке собственного оружия.

Англоязычная израильская газета Times of Israel сообщала о совещании в Белом Доме, где обсуждали возможность удара по иранскому ядерному объекту в Натанзе. Но учитывая угрозу масштабного регионального конфликта в конце каденции Трампа, от этого отказались в пользу тайных операций против иранских целей.

Покушение на ключевую фигуру иранской атомной программы можно связать с опасениями Израиля, США и Саудовской Аравии в отношении намерений Джо Байдена вернуться к предыдущей ядерной сделке с Ираном. Это ускорило нормализацию отношений Израиля с Саудовской Аравией, изменило баланс сил и позволило привлечение к операциям против Ирана также саудовской Службы общей разведки («Аль-Мухабарат аль-Амма»).

Уже в ноябре в саудовском городе Неом состоялись тайные разведывательно-политические переговоры на высшем уровне с участием израильского премьера Нетаньяху, госсекретаря США Майка Помпео и принца Бин Салмана. Наверное, во время них говорилось о тайных операциях против Ирана, ведь Нетаньяху сопровождал действующий руководитель Моссада Йоси Коэн.

Правда, имеющееся окно возможностей для тайных операций в Иране будет существовать недолго и исчезнет вместе со сменой власти в Вашингтоне. На это указывает позиция Джона Бреннана, директора ЦРУ (2013-2017) времен президента Барака Обамы (и вице-президента Джо Байдена). Он назвал покушение на Фахризаде преступлением и проявлением международного терроризма, спонсируемого государством, и призвал Тегеран проявить мудрость и дождаться смены власти в Вашингтоне, а не прибегать к акциям, которые только усилят эскалацию насилия. Убийство главного иранского ядерщика осудили также в ЕС, Франции, РФ и других странах. А представитель Ирана в ООН даже письменно обратился в Совбез с требованием осудить Израиль и США как организаторов преступления.

В ожидании следующего шага

3 декабря, общаясь с исследователем американского Гудзоновского института Майклом Дораном, Нетаньяху заявил о непричастности Израиля к смерти Фахризаде. А вероятное возвращение Администрации Джо Байдена к предыдущей ядерной сделке с Ираном он назвал ошибкой. Многое будет зависеть и от реакции Ирана на гибель Фахризаде. Там могут отреагировать немедленно и, например, нанести удар по израильскому городу Хайфа или ускорить атомную программу. А могут дождаться инаугурации Джо Байдена 20 января 2021 года и использовать шанс начать с новой Администрацией все с самого начала.

На эту тему: Ядерная сделка с Западом — взгляд из Ирана

Но сделать это будет сложно. Ведь 2 декабря иранский парламент принял закон, запрещающий доступ инспекторов ООН на свои ядерные объекты и обязывающий правительство восстановить программу обогащения урана до 20%, если санкции против Ирана в течение двух месяцев не будут ослаблены. Также вдвое увеличен бюджет Организации исследований и инноваций министерства обороны Ирана.

А в ответ на обещание Джо Байдена вернуться к предыдущей сделке, если Иран будет выполнять собственные обязанности в полном объеме, Тегеран, который уже нарушил много собственных обязательств, требует от Вашингтона отмены санкций. То есть каждая сторона выжидает и отмечает, что другой должен сделать первый шаг.

Между тем вооруженные силы США и Израиля находятся в состоянии повышенной боеготовности к отражению возможных нападений со стороны Ирана и проиранских сил на Ближнем Востоке. 

Владимир Заблоцкий,  опубликовано в издании Тиждень


На эту тему:

 

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Новини

16:11
Під нещасливою порнозіркою: кримінальна справа Трампа може позбавити його шансів на президентство
14:10
Двох виродків, які допомогли ДТЕК обікрасти українців на 38 млрд гривень, ВАКС звільнив від відповідальності
12:01
Чому Польща так довго вирішує долю українських біженців
10:12
Президент України підписав указ, який закриває доступ військових до онлайн-казино - за це боровся сержант Павло Петриченко, який загинув у Донбасі
08:01
ГЕНШТАБ ЗСУ: ситуація на фронті і втрати ворога на 20 квітня
20:00
У суботу в Україні хмарно з проясненнями, дощі в центрі та на півдні
18:08
Смерть на колесах: чому китайські електромобілі становлять серйозну загрозу для нашої безпеки
17:04
"Після перемоги Революції Гідності": чому по Татарова, Портнова та інших зрадників з цієї кодли українці все одно прийдуть
16:58
Продаж картин Медведчука, які мають музейне значення, буде зупинений - АРМА
16:05
Генерал СБУ, покидьок Ілля Вітюк у 2014 році знімав Майдан з боку «Беркута» - Слідство.Інфо

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]