“Дела Майдана”: политика против расследования

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото: Станислав Козлюк

Как нынешняя власть относится к делам Майдана. Что касается системных проблем этих дел, то они связаны с изменениями в законодательстве и часто упираются в политическую волю. 

Когда речь заходит о делах Майдана, следует помнить, что речь идет о более 4 тыс. преступлений, пишет "Тиждень". Большинство из них совершено с 30 ноября 2013 года по 20 февраля 2014-го. Здесь и препятствование митингам, и превышение полномочий, и избиения протестующих, и незаконное задержание с поддельными протоколами, и привлечение титушек. А в финале - организация «антитеррористической операции» в центре Киева, раздача нескольких сотен автоматов уже упомянутым титушки и массовые расстрелы (всего убито 79 майдановцев). В то же время есть преступления, совершенные против силовиков: здесь также телесные повреждения. А после 18 февраля - огнестрельные ранения и убийства (всего убиты 13 силовиков).

На эту тему: «Стреляли в сердце»

За шесть лет работы Генпрокуратура передали в суды 90 дел, в которых фигурирует 181 подозреваемый. А из озвученной в судебных заседаниях информации выстраивается такая версия событий: бывший президент Виктор Янукович возглавил преступную группировку, которая незаконно обогащалась благодаря пребыванию у власти; чтобы удержаться на должности, экс-глава государства противодействовал участникам протестов; после 20 февраля он бежал из Киева в Харьков, где якобы должен был призвать президента РФ Владимира Путина предоставить силовую помощь для «восстановления порядка» в Украине, однако съезд депутатов всех уровней, на котором якобы должны были озвучить такие заявления, не состоялся. Часть подозреваемых в преступлениях против майдановцев, в частности представители власти Януковича, сбежала в первые дни после массовых расстрелов. Большинство - в Россию.

«Эти расследования были этакой «черной меткой», потому что туда всегда пытаются примешать политику. Собственно, эти дела стали ареной для манипуляций и пиара определенных персонажей. Хотя будем честными: в насилии, пытках и убийствах не может быть политики. И это минимум несправедливо по отношению к людям, которые потеряли родственников, которые ездят в суды », - говорит собеседник Тижня в Офисе генпрокурора.

На эту тему: Дела Майдана: по ту сторону баррикад

Вторая проблема, на которую, в частности, жаловались представители Управления спецрасследований Генпрокуратуры (УСР, подразделение, которое длительное время отвечало за дела Майдана), - это уничтожение доказательств сразу после преступлений. Собственно, одна из причин, почему так произошло: сначала дела Майдана расследовало несколько структур - прокуратуры Киева и области, милиция, Служба безопасности. Под одной крышей большинство этих расследований смогли собрать только после создания уже упомянутого УСР. А в качестве примера потери важных доказательств можно вспомнить историю с расстрелом майдановцев в Хмельницком. 19 февраля 2014-го там проходил протест под зданием Службы безопасности. В определенный момент группа неизвестных стала бить окна.

Изнутри по митингующим открыли огонь. Как следствие, погибли два человека. Сначала это преступление расследовала военная прокуратура. Когда же дело передали в Управление спецрасследований, выяснилось, что утрачены гильзы от патронов. Такие проблемы, по словам представителей бывшего УСР, были в свое время и в деле о похищении Игоря Луценко и Юрия Вербицкого (похищены из Александровской больницы в Киеве в ночь на 21 января 2014 года). В частности, в материалах дела не было приложений к протоколам, видео с допросом одного из подозреваемых, который рассказывал, как и когда он участвовал в похищении, куда именно они с сообщниками привезли похищенных и тому подобное.

«В такие моменты чувствуешь ужас. Так как часть доказательств просто потеряна. Потому что в расследованиях очень важны именно первоочередные следственные действия: осмотр места преступления, сбор вещественных доказательств и тому подобное. Они были проведены не слишком качественно. Плюс потеря вещественных доказательств. Я не знаю, делали это умышленно или по причине недостаточной квалификации. Такое мы наблюдаем почти во всех делах Майдана.

По делу Игоря Луценко мы искали видео в старых компьютерах следователей милицейских райотделов Киева. Часть нашли. Конечно, мы можем наказать следователей и милиционеров, которые за это ответственны. Зафиксировать потерю части доказательной базы. Но от этого она не восстановится. И это большая проблема для следствия», - продолжает собеседник Тижня из бывшего УСР.

Но бывали и более вопиющие случаи. Например, целиые утраченные папки с материалами дел, о которых много говорят в последние месяцы. В частности, генпрокурор Руслан Рябошапка и президент Владимир Зеленский. Правда, они не уточняют, из какого именно расследования исчезли документы. Можно предположить, что они касаются убийств силовиков во время Майдана. Поскольку какие-то документы якобы показывал бывший первый заместитель главы Администрации президента Януковича Андрей Портнов. А потом ряд пророссийских медиа опубликовали материалы этих дел. Здесь и список пострадавших во время протестов силовиков, и имена подозреваемых в убийствах спецназовцев, и видеодопрос подозреваемого.

На эту тему: Первые убийства на Майдане. Почему не найдены убийцы Нигояна, Жизневского и Сеника?

 «Очевидно, исчезли материалы, актуальные на 2014 год. Сказать точно, что было в тех томах, я не могу (не имел отношения к тому производству. - Ред.). Следователи провели инвентаризацию материалов дела об убийствах силовиков. Установили, что доказательства по производству не исчезли. Вероятно, исчезли копии документов или видеозаписей. У следователей, которые занимались этим производством, есть подозрения, как эти документы оказались в публичном доступе», - прокомментировал на пресс-конференции 13 февраля Тижню ситуацию прокурор Офиса генпрокурора Алексей Донской.

К исчезновению материалов может быть причастен прокурор Николай Николаев. По мере своего времени на него следователи УСР писали жалобы на генерального прокурора. То же самое предполагал глава этого подразделения Сергей Горбатюк. Наконец, Николаев был привлечен к расследованию об убийствах силовиков. И имел доступ к материалам дела. Однако окончательный вывод относительно этого должны дать следствие (которое еще не завершилось) и суд.

На эту тему: Кровавое Крещение: 6 приговоров на 240 потерпевших. Итоги боев на Грушевского 6 лет спустя

Что касается системных проблем дел Майдана, то они связаны с изменениями в законодательстве и часто упираются в политическую волю. Это, в частности, проблемы с полномочиями следователей Генеральной прокуратуры, которые предыдущая власть не могла решить в течение нескольких лет. Если коротко, то из-за запуска Государственного бюро расследований работники ГПУ с 20 ноября 2019 года не могли продолжать свои расследования. А все свои наработки они должны были передать в ГБР, в котором тогда не было даже отдельного подразделения, которое бы занималось бы только делами Майдана. Кроме того, терялись и следователи, которые длительное время разбирались в этих преступлениях.

Чтобы заставить уже новую власть разобраться с проблемой, часть пострадавших майдановцев и адвокат Евгения Закревская в ноябре прошлого года объявили голодовку. В конце концов, Верховная Рада приняла изменения в закон, которые позволили следователям заниматься расследованиями в рядах ГБР. Впрочем, и здесь не обошлось без нюансов: отдельное майдановское подразделение создали только после нового года, что остановило расследование (в части дел оно до сих пор не восстановлено. - Ред.), А заместителем и. о. директора этой структуры недавно стал бывший адвокат Виктора Януковича Александр Бабиков.

Вместе с тем значительно наибольшей проблемой для следствия сегодня являются суды. Есть примеры, когда в майдановских делах месяцами, а то и годами затягиваются судебные заседания. Скажем, по делу о рядовых бойцах «Беркута», которые напали на Автомайдан в ночь на 23 января в Киеве. Дарницкий суд более года безуспешно пытался провести подготовительное судебное заседание, чтобы решить: принимать ли работу обвинения от прокуратуры или нет.

Из свежего: более четырех месяцев Оболонский райсуд Киева никак не может рассмотреть отвод судьи по делу о незаконном задержании и избиении 22 января 2014-го 72-летнего пенсионера Николая Пасечника. Заседание не проходят из-за «занятости судьи». Такие случаи не единичны. Исправить ситуацию могла бы своевременная реакция Высшего совета правосудия, который должен реагировать на жалобы.

Впрочем, как отмечают в прокуратуре, обычно их письма лежат месяцами без рассмотрения, пока у них не истечет срок давности. Вторая «судебная» проблема - назначение заседаний в майдановских делах раз в один или два месяца, что также не способствует быстрому судебному разбирательству и получению приговора. Это, в частности, связано не только с нежеланием некоторых представителей Фемиды рассматривать дела Майдана, но и с нехваткой судей: в свое время речь шла о нескольких тысячах вакантных мест.

Однако проблемой дел Майдана на Банковой интересуются. Как стало известно Тижню, в августе прошлого года в Офисе президента состоялась встреча главы государства с прокурорами, которые отчитывались о расследованиях. «Он (президент. - ред.) спрашивал, кто начал стрелять на Майдане первый. Но пока однозначный ответ давать рано. Также он спрашивал о якобы участии в тех событиях Андрея Парубия. В частности, о видео, где Парубий якобы выносит оружие из гостиницы «Украина».

Ему объяснили, что эта видеозапись на самом деле из гостиницы «Днепр», сделанная 1 апреля, уже после Революции достоинства. И касается она «Правого сектора», который весной 2014-го выселяли из гостиницы. То есть, эти события не имели отношения к Майдану. Объяснили, что это видео активно использует российская пропаганда для создания мифов о Майдане. Объяснили, что политиков, лидеров тогдашней оппозиции на Майдане 20 февраля не было до 11 утра», - рассказал Тижню на правах анонимности один из участников той встречи.

На эту тему: Дела Майдана. Что выяснили следователи за пять лет

Однако смена власти не прошла без позитива. Как отмечают наши собеседники, причастные к расследованиям, руководство Офиса генпрокурора подписало ряд подозрений, которые во времена Юрия Луценко лежали без движения. Собственно, это позволит передать часть завершенных расследований в суд. Кроме того, как утверждают представители прокуратуры, началась работа над изменениями в законодательство, что разблокирует заочные судебные заседания.

И при этом власть прибегает к определенным действиям, которые заставляют сомневаться в осведомленности властной верхушки в том, что же происходит с делами Майдана. Речь, в частности, о предновогоднем обмене с пророссийскими боевиками Донбасса, во время которого террористам отдали пятерых подозреваемых экс-беркутовцев, которых обвиняют в массовых расстрелах. Это произошло примерно за полгода до того, как им должны были зачитать приговор. Как следствие, судьба одного из важнейших судебных заседаний современности под вопросом.

Станислав Козлюк,  опубликовано в издании  Тиждень

Перевод: Аргумент


На эту тему:

 

 

 

 

 

Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]