Дело о диктаторских законах: трудности наказания

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото: УНИАН

Привлекут ли к ответственности виновных за принятие диктаторских законов Януковича. Печерский районный суд закрыл уголовное дело против одного из бывших лидеров Партии регионов Александра Ефремова.

Следствие подозревало его в причастности к целому ряду преступлений: здесь и организация захвата Луганской обладминистрации весной 2014-го, и подельничество в захвате здания Службы безопасности в Луганске, и покушение на территориальную целостность Украины вместе с государственной изменой. Однако если закрытое расследование сравнивать с вышеперечисленными преступлениями, то оно может показаться почти незначительным, отмечает издание  Тиждень. Ведь речь идет о подделке документов. Точнее, фальсификации результатов голосования народных депутатов за так называемые диктаторские законы Виктора Януковича, или же законы 16 января, принятие которых фактически привело к уличной войне в Киеве между протестующими и силовиками.

В тему: “Бывшие” вернулись. Почему шайка Януковича перестала скрываться и бояться правосудия

В изложении Управления спецрасследований, которое занималось делом Ефремова по диктаторским законам, фабула примерно такова: 16 января 2014 года народные депутаты Верховной Рады VII созыва проголосовали ряд законов, которые существенно ограничивают права и свободы граждан Украины. Например, водителям запретили собираться в автоколонны из более пяти авто. За нарушение «порядка организации митинга» можно было получить 10 суток ареста. Протестующим запретили использовать во время митингов шлемы и маски - за нарушение 15 суток ареста. Столько же могли дать за попытку установить палатки. За «групповое нарушение общественного порядка» предполагалось два года тюрьмы, за блокирование помещений органов власти - до пяти лет, а за «экстремистскую деятельность», в частности через интернет, три года. Однако возмущение вызвали не только сами законы, но и то, как их принимали.

16 января 2014 года народные избранники должны были голосовать за бюджет, с чем справились довольно быстро, без обсуждения нюансов. Однако после этого в зал заседаний начали вносить законопроекты, текстов которых часть депутатов не видела. Более того, отдельные названия звучали впервые. Уже на третьем документе возникли проблемы: Партии регионов не хватило голосов. После этого заместитель тогдашнего спикера Владимира Рыбака Игорь Калетник заявил, что дальнейшее голосование будет происходить поднятием рук. И почти каждое решение после этого «принимали» 235 голосами «за». Просьба уточнить, кто еще кроме регионалов поддержал эти законы, Калетник игнорировал. В тот же вечер Рыбак подписал все проголосованные документы.

По данным следствия, Ефремов вместе со своим коллегой Александром Стояном и представителем Компартии Сергеем Гордиенко участвовали в фальсификации результатов голосования. Им инкриминировали ч. 2 ст. 364, ч. 2 ст. 366 - злоупотребление властью и служебный подлог, повлекший тяжкие последствия. Следствие утверждает: в зале заседаний парламента 16 января 2014 года не было необходимого минимума в 226 голосов за диктаторские законы. Поэтому озвученные Калетником результаты были сфальсифицированы. Завершенное расследование действий Ефремова, Стояна и Гордиенко передали в Соломенский райсуд более трех лет назад. Когда заработал Антикоррупционный суд - дело попало к нему. Он не увидел в действиях Ефремова коррупционной составляющей и передал дело в Печерский райсуд, который решил закрыть его по ходатайству адвокатов Ефремова. Причина проста: по мнению суда, эти преступления Верховная Рада декриминализировала в мае 2014-го.

«Освободить (лиц. - ред.) от уголовной ответственности по ч. 2 ст. 364, ч. 5 ст. 27 ч. 2 ст. 366 УК Украины в связи с вступлением в силу закона, которым отменена уголовная ответственность за указанные деяния. Уголовное производство от 14.07.2015г. закрыть», - говорится в постановлении суда от 8 ноября этого года.

И если подходить к этому решению сугубо с точки зрения закона, то Печерский райсуд прав. Ведь депутаты Верховной Рады VII созыва действительно частично декриминализировали преступления по инкриминируемым Ефремову статьям. Если говорить коротко, то теперь весь возможный вред, причиненный служебной подделкой, злоупотреблением властью или служебным небрежностью, должен измеряться деньгами. Если речь идет о «существенном вреде», это более 100 необлагаемых минимумов доходов граждан. Если речь идет о тяжелых последствиях, то они должны превышать упомянутый минимум доходов в 250 раз. Кроме того, следователям еще нужно доказать, что якобы нанесенный ущерб (в нашем случае от законов 16 января) имеет финансовое измерение. В переходных положениях записали, что эти нормы не будут иметь обратной силы. То есть их нельзя применять к преступлениям, совершенным до принятия упомянутого закона. Однако Конституция говорит, что когда закон смягчает ответственность лица, то он все-таки имеет обратную силу.

Соответствующее решение народные депутаты приняли в пакете законопроектов, связанных с визовой либерализацией Евросоюза в мае 2014 года. А правку, которая фактически декриминализировала диктаторские законы Януковича, предложил мажоритарщик из Умани Антон Яценко.

Более того, на момент голосования народные депутаты в глаза не видели сравнительных таблиц, то есть не знали, за что именно голосуют и каков будет окончательный текст закона. Они появились только через два дня. Интересно также, что поправка Яценко якобы не озвучивалась и на заседании Комитета ВР по вопросам борьбы с оргпреступностью и коррупцией. По факту этого голосования Управление спецрасследований Генпрокуратуры даже начало собственное расследование, однако оно ничем не завершилось.

В тему: Погромы на Майдане и у АП - спецоперация Кремля. Очень похоже на государственный переворот

«Мы начинали расследование из-за голосования за поправку Яценко. Тогда в пакетном голосовании вносили много изменений в законодательные акты, в том числе в Уголовный кодекс. До сих пор неизвестно, за что проголосовали нардепы. Сравнительных таблиц на тот момент не было. Не было известно, рассматривал ли профильный комитет поправку Яценко. Мы допросили семерых нардепов, и только один из них категорически заявил, что поправка не обсуждалась.

Другие члены комитета якобы не могли точно вспомнить детали. Уточнить эту информацию следствие не может - стенограмма заседании не велась. Собственно, мы даже готовили проект подозрения председателю комитета, но так и не передали его в Генеральную прокуратуру. А теперь наше управление расформировали, и я не знаю, кому передали это дело», - говорит бывший глава Управления спецрасследований ГПУ Сергей Горбатюк в комментарии Тижню.

О сложностях, которые создает законодательная инициатива Яценко, было известно и самим народным депутатам, и руководству Генпрокуратуры. Однако за пять лет проблему так и не решили. И можно говорить, что в действующей редакции ст. 364 Уголовного кодекса создает ряд рисков для расследований. В том числе и дел Майдана.

«Эта статья предусматривает, что могут быть только последствия в финансовом эквиваленте. И это создает серьезные проблемы. Так, действия подозреваемых можно квалифицировать по другим статьям. Ведь есть общая норма (под нее может подпадать много преступлений. - ред.) и есть специальная (подпадает конкретное преступление. - Ред.). Итак, ст. 364 - это общая норма. Действия того же Ефремова в теории можно квалифицировать и по ст. 340 - препятствование акциям и сборам граждан.

Но в таком случае речь пойдет о более легком преступлении, сроки давности которого, скорее всего, уже минули (соответственно за него невозможно и наказание. - ред.). Незаконные действия судей можно квалифицировать не только по ст. 364, но и по ст. 375 - неправосудное решение. Но сейчас Конституционный Суд должен вынести решение по статье о неправосудном решении - соответствует ли она Конституции. Поэтому здесь также есть сложности», - рассказал Тижню один из сотрудников Генпрокуратуры на правах анонимности.

Если говорить о расследовании дел Майдана, то в теории риски могут возникнуть для ряда дел, связанных с руководством силовиков. В частности, в случаях, когда их обвиняют в превышении полномочий. Ведь без дополнительной квалификации ответственность чиновника и милиционера за совершенное преступление становится такой же, как и простого гражданина. И сегодня нет гарантий того, что адвокаты бывших милиционеров не возьмут себе на вооружение стратегию защитников Ефремова. А также то, что суды не пересмотрят свою уже имеющуюся практику. «Три года подряд суд продлевал меру пресечения Ефремову, проходили заседания. И его адвокаты регулярно апеллировали к тому, что ст. 364 частично декриминализирована и дело надо закрыть. Суд три года эти доводы игнорировал. А теперь решил к ним прислушаться», - говорит Горбатюк.

В тему: ГПУ закрыла дело против комуниста-контрабандиста Калетника

Если наблюдать за делами Майдана в судах, можно заметить, что обвиняемым инкриминируют как общие, так и специальные статьи Уголовного кодекса. Например, если кто-то из силовиков очень избил, покалечил или убил человека, здесь может быть не только ст. 365 (превышение полномочий), но и ст. 121 (умышленные тяжкие телесные повреждения) или ст. 115 (умышленное убийство). Также им инкриминируют уже упомянутую ст. 340 - препятствование мирным собраниям.

Однако есть преступления, которые подпадают под действие ст. 364 и за которые сейчас нельзя никого наказать. «Получается ситуация, что за отдельные преступления фактически невозможно кого-то наказать. Скажем, если кто-то из правоохранителей решит уничтожить доказательства в каком-то деле. Например, есть доказательства, которые должны храниться пять лет, а кто-то решил, что достаточно трех. И составил акт об их уничтожении. Теперь за такие действия фактически ответственности нет», - объясняет Горбатюк.

Более того, пока неясно, позволяет ли правка Яценко наказать депутатов за фальсификацию результатов голосования диктаторских законов Януковича. «Если честно, пока трудно сказать, возможно ли наказание за диктаторские законы. Особенно если учесть решение Печерского суда по Ефремову», - констатирует один из прокуроров ГПУ. Исправить ситуацию в теории могли бы народные депутаты. Впрочем, кажется, надеяться на это пока не стоит.

Станислав Козлюк,  опубликовано в издании  Тиждень

Перевод: Аргумент


В тему:

 

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Новини

18:08
Смерть на колесах: чому китайські електромобілі становлять серйозну загрозу для нашої безпеки
17:04
"Після перемоги Революції Гідності": чому по Татарова, Портнова та інших зрадників з цієї кодли українці все одно прийдуть
16:58
Продаж картин Медведчука, які мають музейне значення, буде зупинений - АРМА
16:05
Генерал СБУ, покидьок Ілля Вітюк у 2014 році знімав Майдан з боку «Беркута» - Слідство.Інфо
15:33
Олександр Чупак: Чому держава не спроможна розв’язати демографічну проблему
13:18
Новини агентури ФСБ: нардеп Артем Дмитрук співпрацює зі священником УПЦ МП Чертиліним, якого підозрюють у держзраді, – Bihus.Info
12:18
Геть від москви: Молдова скоротила зовнішні торговельні відносини з рф до 3%
11:02
Перше збиття Ту-22М3 у повітрі: ЗСУ вразили літак за 300 кілометрів від України (ВІДЕО)
10:54
Ракетний удар рф по Дніпру та області: вбито 9 осіб, зокрема 3 дітей, понад 25 дістали поранення
10:12
Олексій Герман: Або зміни, або поразка

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]