День Соборности: мы должны заново «сшить» страну
Историк, сотрудник Украинского института национальной памяти Сергей Громенко - об «инфраструктуре единства» и инициативах УИНП к 25-летию восстановления украинской государственности и о Соборности Украины как процессе.
22 января мы традиционно отмечаем День соборности. Сейчас, когда существует угроза для территориальной целостности государства, эта дата для нас особенно важно. Сегодня единственное государственное учреждение в Украине, систематически и планово работающее над объединением граждан разных поколений, разных вероисповеданий, политических взглядов, разного уровня образования вокруг идеи общей истории нации - Украинский институт национальной памяти. Он не является научным учреждением, а, скорее, популяризирует те исследования, которые уже осуществлены учеными, и расставляет определенные акценты, которые в свое время по каким-то причинам были смещены.
«Эту акцию приурочили ко Дню соборности»
- Сергей, как отмечали День соборности в Западной, т.е. несоветской, Украине в 1920-30-е годы?
- На землях, входивших в состав Польши, такое празднование было невозможным. Там власть довольно неблагосклонно относилась к украинской национальной идее. Первый и единственный раз эта дата отмечалась на государственном уровне 22 января 1939 года в Карпатской Украине, которая находилась тогда как автономия в составе Чехословакии. Это была по тем временам грандиозное манифестация, на которую съехались более 30 000 участников. Это как тысяч 300 в наших условиях. В марте того же года Карпатскую Украину оккупировали венгерские войска. А потом началась мировая война. Уже после нее в диаспоре время от времени вспоминали это событие. Впрочем, в Украине до событий 1990 года каких-либо выдающихся попыток отметить 22 января не наблюдалось.
- В ОУН и в УПА эту дату отмечали?
- Мне не известны факты Дня соборности на официальном уровне в украинском государстве, которое восстановили Актом 30 июня 1941-го. Вполне возможно, что были такие частные инициативы.
В тему: Национальная борьба в Западной Украине - краткий курс ОУН-УПА. Часть 2: 1914 - 1940
- Почему же тогда такой размах приобрел этот праздник в начале 1990-х?
- Процесс распада Советского Союза ознаменовался многими формами ненасильственного сопротивления. Среди них - “цепи единства”. Именно 21 января 1990 года, это было воскресенье, благодаря подготовке со стороны молодежных и националистических кругов, которые в то время начали выходить из подполья, народ собрался - и такая цепь протянулась от Львова до Киева. Эту акцию приурочили ко Дню соборности.
«Какой-то «непонятный» День соборности отмечать не было смысла …»
- Как развивались и, возможно, менялись способы празднования этой памятной даты уже в свободной Украине?
- Празднование Дня соборности при первых двух президентах - Кравчуке и Кучме (на первом его сроке) - находилось в некой общеисторической амнезии. После «взрыва» в 1990 году День соборности на государственном уровне в Украине не отмечался. Во времена «позднего» Кучмы начались изменения: Указом Президента был установлен государственный праздник. Но у нас народ так сориентирован, что когда нет выходного, то это не такой уже и большой праздник. Но, в принципе, благодаря государственнической популяризации этой даты со стороны тогдашнего главы государства люди вообще привыкли к нему.
- В 1990 года была традиция устраивать 22 января вече. Пусть малоэффективно, но все-таки люди шли туда с радостью и вдохновением. А потом это все нивелировалось ...
- Да, при Викторе Януковиче праздник был “понижен”. Он отменил День свободы, который отмечался 22 ноября, и объединил его с Днем соборности - получился этакий гибрид.
В тему: Застреленный сегодня на Грушевского Сергей Нигоян читает стихи. Видео
Впрочем, в те времена появилась традиция собирать мини-цепи единства, скажем, на мосту Патона через Днепр. Это была, конечно же, общественная инициатива. А государственная политика в то время, к сожалению, не соответствовала статусу этого праздника.
- А как этот праздник отмечался в разных областях в то время?
- Там, откуда я родом, а именно в Автономной Республике Крым, - вообще никак. 20 января у крымчан был свой праздник - День Автономной Республики Крым, и после того некий «непонятный» День соборности отмечать не было никакого смысла. В Крыму вообще за его празднование никто не брался.
«Акт воссоединения приурочили к предыдущей важной дате ...»
- Недавно справедливость была восстановлена, 22 ноября отмечаем День достоинства и свободы, а 22 января - День соборности …
- Да. А в этом году Украинский институт национальной памяти выступает с инициативой, поскольку у нас 25-я годовщина независимости - отмечать в течение всего 2016-го Год украинской государственности. Ведь провозглашение Акта воссоединения 22 января 1919 года было приурочено к предшествующей важной дате - 22 января 1918 года, когда Четвертым универсалом Центральной Рады была провозглашена независимая Украинская Народная Республика. После того произошло многое: молодое украинское государство то проиграло войну большевикам, то с помощью немцев победила, затем появилась Западно-Украинская Народная Республика, начались переговоры об объединении. Документ, который зафиксировал образования единого государства, был подписан еще 1 декабря 1918 года в Фастове. А 22 января следующего года выбрали для его торжественного провозглашения.
Поэтому УИНП предлагает отмечать день первой независимости Украины в ХХ веке, от которого берут начало все остальные провозглашения независимости. Традиция полноценного празднования этого Дня первой независимости и соборности у нас до сих пор развивается. Впрочем надеюсь, что в ближайшие годы дата 22 января наряду с Днем независимости станет государственным праздником на самом высоком уровне и выходным днем.
- Какова политика Украинского института национальной памяти по информированию о Дне соборности?
- Как уже говорилось, мы уважаем эту дату как день самого первого провозглашения независимости Украины. Во-вторых, мы обращаем внимание на то, что Украина провозгласила свою независимость среди стран Центрально-Восточной Европы первой - раньше, чем Польша, Чехия, страны Балтии. В-третьих, независимость и соборность были абсолютно неразделимы в представлении украинцев начала ХХ века - а сейчас мы поняли, что соборность и независимость являются двумя основными составляющими современного Украинского государства. Без соборности не будет независимости. Просматриваются параллели с 1918-м и 1919-м годами. Как и в те времена, украинские добровольцы защищали новорожденное государство от агрессии с востока, так и сейчас украинские войска защищают ее на Донбассе. И тогда, и сейчас некоторые этнические земли остаются вне Украинского государства. Поэтому Институт национальной памяти призывает глубже анализировать эту проблему. Мы также подготовили специальные информационные материалы для органов местного самоуправления по этой теме.
«Мы должны заново «сшить» страну ...»
- Соборность - это не только единство территории, но и духовно-социальное явление. Планирует ли Институт проекты, которые глубже ознакомили бы жителей разных украинских земель с историей регионов, с разными историческими видениями одних и тех же исторических процессов и фактов - для принятия тезиса о «единстве в многообразии?»
- Боюсь, что у меня нет на этот вопрос какой однозначного ответа. На самом деле для единения народа низкие тарифы на пассажирские перевозки сыграли бы даже большую роль, чем вся наша деятельность. Сейчас мы координируем немало различных общественных инициатив, например «Ликбез: Исторический фронт», «Открытая школа истории», которые проводят просветительские лекции на общеисторические темы в различных регионах Украины. Надеюсь, что этим летом соберем журналистов и общественных деятелей из разных областей на семинар, чтобы познакомить их и друг с другом, и с тем, как мы теперь понимаем украинскую историю.
- А какова Ваша личная мысль как крымчанина - что надо бы делать Киеву, чтобы наши люди, банально говоря, между собой дружили?
- Нет универсального рецепта, который бы позволил интегрировать какой-то регион, скажем, Крым, в общественно-политический организм Украины. Эту проблему следует решать в комплексе. Прежде всего нужны образовательные программы и обмен студентами - между регионами страны. Для цивилизованных стран это абсолютно нормально, а в Соединенных Штатах даже является обязательным. В развитых странах невозможна ситуация, чтобы человек в одном и том же городе или даже городе и школу закончил, и получил квалификацию бакалавра и магистра и еще и защитил диссертацию. Это же нонсенс. Те, кто получают образование, должны ездить по стране. Но у нас, к сожалению, ВУЗы скорее напоминают ремесленные цеха, где штампуют дипломы.
Во-вторых, как уже упоминалось, есть проблема и с инфраструктурой. 70 процентов людей, живущих на юге и востоке, никогда не выезжали за пределы своей области. Жители Донецкой, Луганской областей, Севастополя на самом деле могут верить, что во Львове есть «метро им. Степана Бандеры», в котором пытают «русскоязычных младенцев». Потому что они того Львова никогда не видели. То, что у нас неразвитый внутренний туризм - это огромная проблема.
Ко всему этому - абсолютно безразличная гуманитарная политика. В результате от Харькова до Симферополя книги, напечатанные в России, были дешевле и доступнее, чем украинские. Я, когда жил в Крыму, раз или два в год выезжал специально в Киев и во Львов - в книжные магазины. Впрочем, многие до сих пор не знают ничего, кроме того, что привозится через Харьков из Москвы, Питера, Ростова. О телевидении вообще молчу. Итак, существовали некие «четыре Украины» - западная, центральная, юго-восточная и Крым с теми регионами Донбасса, где было больше всего этнических русских. В тех «четырех странах» очень по-разному относились к своему государству. Теперь видим последствия. Мы должны все это проанализировать и заново «сшить» страну.
На самом деле наибольшая проблема в том, что многие считают: соборность - это «акт». Но в действительности соборность - это процесс. Он начался для нас всередине XIX века, когда различные организации в подроссийской и подавстрийской Украине начали заявлять, что неплохо бы украинцам жить всем вместе. В 1919 году эта идея ненадолго реализовалась, затем Украина была вновь разделена. После Второй мировой войны почти все украинские земли были объединены. Но теперь мы понимаем, что процесс соборности идет постоянно - мы пытаемся дойти до какой-то точки, а затем - удержать планку. Поэтому, работы еще - море.
—
Ярослава Музыченко, опубликовано в газете Україна молода
Перевод: Аргумент
В тему:
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Новини
- 16:09
- Вʼячеслав Курбанов: Як нам суттєво та швидко зміцнити оборону
- 14:05
- Андрій Білецький: Зараз найскладніша ситуація за всі роки війни
- 13:11
- Гліб Бітюков: Фатальна безсилість і неспроможність української влади
- 12:07
- Суди двох інстанцій скасували незаконний штраф НБУ щодо ТОВ «Укрфінстандарт», незважаючи на тиск з боку зам голови НБУ Дмитра Олійника
- 12:02
- Навіщо Зеленський/Єрмак викинули з оборонки Федорова
- 11:44
- Там де влада з головою: Німеччина вже готується до можливого нападу рф на НАТО
- 11:36
- Зеленський позбавив держнагород 34-х зрадників України. Портнова це ніяк не "зачепило"
- 10:07
- Схоже, що це "стара" "Булава": CNN оприлюднив фото уламків нової ракети рф, яка атакувала Дніпро 21 листопада
- 09:07
- Системна руйнація Держави українців: "слуги" призначили Катерину Коваль, яка зривала конкурс на керівника САП, членкинею КДКП
- 08:31
- Обов’язкову евакуацію оголосили із Краснопілля на Сумщині
Важливо
ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ
Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.