До "линии Керзона". Как Антанта галицкий вопрос провалила
22 декабря 1919-го Парижская мирная конференция отказалась от своего предыдущего решения - предоставить Польше мандат на временное управление Восточной Галицией.
В январе 1919-го начала свою работу Парижская мирная конференция, среди задач которой было и определение границ новых государств, появившихся после завершения Первой мировой войны. Галичина оказалась для конференции сложной проблемой. Польша, которую официально признали и поддерживали Союзные и присоединившиеся государства (несколько упрощенно будем называть их Антантой), стремилась включить в свой состав как западную, так и восточную части края. Однако на востоке преобладали украинцы, которые самоопределились в форме ЗУНР и создали достаточно большие и дисциплинированные вооруженные силы - Галицкую Армию. Хотя Антанта не признавала ЗУНР, но все же не могла игнорировать настроения украинцев и их способность за себя постоять.
Согласно 14-ти пунктов Вудро Вильсона, Восточная Галичина имела право на национальное самоопределение как провинция бывшей Австро-Венгрии. Однако реализация этого права галичанами вызвала в Париже оговорки. Под влиянием польской и частично российской пропаганды было широко распространено мнение о неспособности украинцев создать стабильное и жизнеспособное государство. Опасались, что ЗУНР станет марионеткой или добычей вражеских Антанте сил - немцев или большевиков.
Пока украинцы контролировали большую часть Восточной Галиции и имели высокие шансы вернуть себе Львов, Парижская мирная конференция занималась вопросами не границ и статуса, а перемирия и демаркационной линии. Со стороны Антанты это выглядело как миссия по спасению Львова - от украинцев. Польские дипломаты в Париже всячески убеждали, что потеря города спровоцирует в Польше революцию и хаос. Кроме того, они запугивали "украинскими зверствами", а Галицкую Армию представляли как управляемые немецкими офицерами большевистские банды.
Миссия Бартелеми с польскими делегатами на крыльце дворца Потоцких. Львов, 28 февраля 1919 года
Тогда же сделано фото с украинскими делегатами. Чувствуется менее дружественная атмосфера
В тему: «Междуморье». Как Европа строила заслон на границе с агрессивной Россией
В конце февраля под давлением Антанты украинские войска приостановили наступление на Львов. Однако ненадолго. Уже в начале марта боевые действия в Восточной Галиции возобновились. Первая межсоюзническая миссия по урегулированию польско-украинского конфликта потерпела фиаско. Детально проработанная ней демаркационная "Линия Бартелеми" осталась на бумаге.
Уже 19 марта из Парижа вновь призвали украинцев и поляков к примирению. Антанта предложила сторонам прекратить боевые действия, оставаясь на занимаемых позициях, и отправить в Париж дипломатические миссии. Украинцы восприняли это как смену предлагаемой демаркационной линии. Им казалось, что вместо "несправедливой" "линии Бартелеми" международные арбитры решили зафиксировать текущую линию фронта. Однако польские войска продолжили наступательные операции, занимая новые территории. Во время переговоров в Хырове, организованных американцем Фрэнсисом Кернаном, украинская сторона требовала возвращения сил на позиции, которые они занимали перед польским наступлением, в то время как поляки снова настаивали на "линии Бартелеми". Посредничество Кернана результатов не принесло, поэтому миротворческий процесс перенесли во французскую столицу.
Конференция в Париже специально создала Межсоюзническую комиссию во главе с южноафриканским премьером Луисом Ботой. Как поляки, так и украинцы вспомнили, что в начале века Бота командовал бурскими силами во Второй англо-бурской войне. Он был среди подписантов мирного договора, по которому государства буров потеряли независимость и стали британскими колониями. Впрочем, вскоре эти колонии получили статус самоуправляющегося доминиона, премьером которого стал Бота. Возможно, похожая судьба ожидала и Восточную Галичину.
Памятник Луису Боте перед парламентом ЮАР в Кейптауне
Комиссия Боты изучила вопрос и провела встречи - сначала с поляками Дмовским и Ингацием Падеревским, а затем украинцем Михаилом Лозинским и Дмитрием Витовским. 12 мая Комиссия подготовила проект соглашения, одобренный Верховным Советом Антанты. Предусмотренная ним "Линия Боты" была для украинцев выгоднее, чем предложения Бартелеми. Хотя Львов должен был быть польским, другой ценный актив - Бориславо-Дрогобычский нефтяной бассейн - оставался за украинцами. Как и в случае с "Линией Бартелеми", предложения Боты предусматривали односторонний отвод Галицкой Армии и продвижение к новым рубежам польских войск. Однако на этот раз баланс сил на фронте был в пользу Польши, поэтому, принимая мирное предложение, украинцы рассчитывали обезопасить себя от дальнейших территориальных потерь.
Карта польско-украинской войны в Галиции. Красным выделена "Линия Бартелеми", синим - "Линия Боты”
В тему: Операция «Висла»: уроки
Мирный план появился слишком поздно - в Польшу уже прибыла армия Галлера. Поляки отклонили соглашение, а на следующий день начали масштабное наступление, которое отбросило Галицкую Армию до Збруча. Так очередная попытка помирить поляков с украинцами потерпела неудачу. Антанта возмущалась поведением польской стороны и даже угрожала Падеревскому прекратить поставки. Юзеф Пилсудский неуклюже оправдывался тем, что украинцы начали боевые действия первыми, а поляки лишь "вынуждены обороняться".
Несмотря на раздражение, лидеры Антанты быстро осознали, что польская оккупация Восточной Галиции, по крайней мере, освобождает их от необходимости заниматься перемирием. Итак, можно сосредоточиться на решении сугубо политических вопросов: границ и статуса. 25 июня Верховный Совет Антанты санкционировал польскую оккупацию края, но не его аннексию. Для украинцев борьба сместилась в дипломатическую плоскость. Они верили, что Мирная конференция в конце концов примет выгодное для них решение и заставит Польшу подчиниться этому решению. С надеждой на справедливых и сильных арбитров галицкое правительство с армией перешли на восточный берег Збруча.
Подготовкой политических предложений занималась Комиссия по делам Польши во главе с Жюлем Камбоном и подотчетная ей Подкомиссия по изучению вопроса восточной границы Польши Анри ле Ронда. 17 июня Камбон представил предложения по Восточной Галиции на рассмотрение Верховного Совета Антанты. Было пять альтернативных вариантов, начиная с признания независимости и заканчивая безусловным присоединением края к Польше. Как наиболее удачный предлагался вариант установления временной польской администрации с перспективой проведения плебисцита местного населения.
Предстояло также установить административную границу между Западной (безусловно польской) и Восточной Галицией. В идеале она должна была соответствовать этническому размежеванию. Украинцы имели готовое решение в виде линии реки Сян с некоторыми коррективами, согласно этнографических карт XIX - начала ХХ в. Зато поляки указывали на сложность проблемы. По словам польского картографа Евгения Ромера, этнографическая линия в Галичине проходила "по супружескому ложу". Доказательством этого должен был служить род Шептицких, один из представителей которого был украинским митрополитом, а его родной брат - польским генералом. Падеревский утверждал, что провести этническую границу в Галичине совершенно невозможно, ведь на Тернопольщине у Збруча поляков проживало больше, чем в окрестностях Львова.
Комиссия Камбона предложила два варианта прохождения границы. При сохранении связи Восточной Галиции с Польшей предоставлялось преимущество линии, которая оставляет Львов и нефтяной бассейн на "украинской" стороне ("Линия А"). В противном случае эти «активы» предлагалось изъять из Восточной Галиции и передать непосредственно Польше ("Линия Б”). "Линия А", оставляя на польской стороне Надсянье с Перемышлем и Лемковщину, была похожа на современную польско-украинскую границу на участке Львовской области. Позже она стала составляющей знаменитой «Линии Керзона». "Линия Б" напоминала предложения Бартелеми.
Верховный Совет Антанты принципиально одобрил идею временной автономии Восточной Галиции в составе Польши и "Линию А". В августе Комиссия Камбона подготовила проект Устава для Восточной Галиции - фактически, местную конституцию автономного края. Это должна была быть достаточно ограниченная автономия, сейм которой заведовал небольшим кругом вопросов и зависел от назначенного Варшавой губернатора. Однако польскую сторону категорически не устраивал временный статус - 10 лет, после которых Антанта должна была определить время и способ учета мнения местного населения края для принятия окончательного решения. Учитывая это, а также на предостережения британской делегации, которая не исключала возможности передачи Восточной Галичины белогвардейской России, Антанта отклонила первый проект Устава.
10 сентября был подписан Сен-Жерменский договор с Австрией как наследницей австрийской части монархии Габсбургов, в котором зафиксированы суверенные права Антанты на Восточную Галицию. Фактически же с июля в крае установилась польская администрация.
К галицкому вопросу в Париже вернулись поздней осенью. Комиссия Камбона переработала проект Устава в духе мандата Лиги Наций (такие мандаты позже были предоставлены государствам Антанты на управление бывшими немецкими и османскими владениями). Срок действия временного статуса увеличили с 10 до 25 лет, после чего Лига Наций имела право продлить действие Устава, внести в него изменения или прекратить его действие. В таком виде Устав был одобрен Верховным Советом Антанты 21 ноября. Казалось, теперь авторитет парижских миротворцев уже не спровоцирует непослушание мятежных восточных европейцев, как это случилось с миссией Бартелеми и Комиссией Боты.
Интересно, что в случае немедленной реализации плана, Лига Наций должна была вернуться к окончательному решению судьбы Восточной Галиции в 1944 году. Как мы знаем, именно тогда и был окончательно решен вопрос единства восточных и западных земель Украины. Правда, без учета мнения галичан и под властью сталинского режима.
Восточная Галичина с польской администрацией до 1944 г. Фрагмент американской "Карты Европы со странами, основанными Парижской мирной конференцией", 1920 год
Варшаву и на этот раз не удовлетворил Устав. Польша была в принципе разочарована решениями Антанты по своей восточной границе. В таких условиях поляки начали давить на дипломатическую миссию УНР в Варшаве, заставляя ее отречься Галичины и западных уездов Волыни. 2 декабря председатель украинской миссии Андрей Левицкий, рассчитывая хотя на какую-то помощь Польши для УНР, был вынужден выступить с соответствующим заявлением. Имея официальное согласие украинцев на установление границы в соответствии с польскими пожеланями, поляки развернули кампанию против галицкого Устава в Париже.
Они убеждали, что содержание предлагаемого соглашения деморализует польское общество и даст безосновательные надежды деструктивным элементам в Восточной Галичине. Польские политики утверждали: Польша и Восточная Галичина были особенно уязвимы в конце 1919-го, ведь рядом войска Деникина беспорядочно отступали под ударами Красной Армии. В конце концов аргумент о необходимости укрепления Польши перед лицом большевистской угрозы принял председательствующий на Парижской мирной конференции французский премьер Жорж Клемансо. Он убедил британского коллегу Дэвида Ллойд Джорджа отложить вопрос Устава на потом. Соответствующее решение и было принято Верховным Советом 22 декабря.
В тему: 1918: Головне, чого хотіли німці в Києві, аби Україна жила за законом
По сути под конец Мирной конференции, официальное закрытие которой состоялось через месяц, Антанта расписалась в собственной несостоятельности развязать узел польско-украинских проблем. Но последнее его решение было воспринято сторонами конфликта с облегчением. Как полякам, так и украинцам пролонгированное состояние неопределенности давало основания надеяться на лучшее для себя решение вопроса в будущем.
Положения Устава для Восточной Галичины, изложенные во львовской газете "Хвиля" от 2 декабря 1919 года. Это перепечатка инсайдерской информации парижского корреспондента "Газеты Варшавской". В соседней колонке газеты отмечается, что польский премьер Падеревский еще не получил официального решения об Уставе
Уже в следующем году галицкая проблема вновь о себе напомнит. Тогда же она станет прочно ассоциироваться с фамилией британского министра иностранных дел лорда Керзона.
—
Максим Майоров, сотрудник Украинского института национальной памяти; опубликовано в издании DSnews.ua
Перевод: Аргумент
В тему:
- 100 років Листопадового Чину. Погляді учасників, уроки для нащадків
- Коррупция 100 лет назад: как обворовывали армию УНР и к чему это привело
- Национальная борьба в Западной Украине - краткий курс ОУН-УПА. Часть 2: 1914 - 1940
- «Украинская земля насквозь пропитана кровью». Украина и ее место в Европе глазами британца
- Украина — Польша: непростой Счет
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Новини
- 20:00
- У п'ятницю дощ і сніг - на заході та півночі України
- 18:00
- Повернення на службу після СЗЧ або дезертирства: президент підписав закон
- 17:34
- Президент підписав історичне підвищення податків в Україні
- 16:44
- У Львові на честь Ірини Фаріон перейменували вулицю
- 15:37
- Нідерланди "поставили на паузу" передачу Gripen Україні
- 14:21
- Повітряні сили атаку рф: збито 90% крилатих ракет, але є 12 влучань в енергооб'єкти
- 13:36
- Як працює лізинг нового авто в Україні
- 12:02
- Майно родичів ексміністра Ставицького нібито знову арештували, але ОГП не називає ані дату арешту, ані номера рішення суду, ані кримінальної справи
- 11:03
- SBS: Південна Корея відмовила Україні у продажі зброї
- 10:12
- Ракети росіян руйнують енергетику України (подробиці)
Важливо
ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ
Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.