Еврей-шинкарь: образы, обиды и исторические реалии

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Еврей-купец, ростовщик, мелкий торговец — самые распространенные образы еврея в европейской культуре — нашли свое отражение в литературе, произведениях искусства, устной традиции. Восточная Европа выработала еще один мощный образ еврея — еврея-трактирщика. Почему он сформировался именно здесь, чем были евреи-кабатчики в действительности?

В мире представлений европейца нового времени (как, впрочем, и современников по отношению к новому времени) образ еврея связан с определенными профессиями и теми красками, которые приобретают эти профессии в «еврейском исполнении». Еврей-купец, ростовщик, банкир-кредитор, мелкий торговец — самые распространенные образы еврея в европейской культуре — нашли свое отражение в литературе, произведениях искусства, устной традиции.

Восточная Европа выработала еще один мощный образ еврея — еврея-трактирщика. Почему он сформировался именно в этой части Европы, чем были евреи-кабатчики в действительности, почему были персонифицированы народным творчеством и как образ подхвачены художниками в 19 веке, с какими коннотациями формировался образ еврея-трактирщика и актуален ли он сейчас?

Образ еврея-трактирщика выходит из пределов Речи Посполитой 16-18 вв., продолжает свое продвижение в течение 19 ст. на разделенных землях Польши в составе Австрии, Пруссии, России. Такая локализация профессии и, соответственно, образа не случайнао.

С конца 13 — в 15 столетиях в Польше в результате двух мощных волн переселения евреев из немецких земель формируется одна из самых больших еврейских общин в Европе. Как торговцы и ремесленники евреи представляли для Польши существенную пользу, и в связи с этим получили ряд привилегий от короны. Вместе с тем, живя во владениях шляхты (польских землевладельцев-помещикови), евреи попадали в сферу их экономических интересов.

В 16 — 18 вв. Речь Посполитая была важным экспортером зерна на европейские рынки. Стремление к обогащению на этом поприще приводит к польской шляхетской аграрной колонизации украинских земель, которая утверждает фольварковую1 систему хозяйствования. Этот экономический поворот обеспечил на века вперед средства к существованию значительной части еврейского населения в Речи Посполитой. По причине предприимчивости евреев польские помещики именно им обычно отдавали различные аренды в своих хозяйствах2,,тем самым укореняя еврейство во вне-городскую социально-экономическую жизнь в Восточной Европе.

Одним из наиболее распространенных и важных видов аренды было право на производство и продажу алкогольных напитков, произведенных из зерна (т. н. пропинация). Переработка зерна в водку обеспечивала быструю и выгодную конвертацию продукта в деньги и активно практиковалась польскими землевладельцами в 16-18 вв.

В дело производства и продажи водки как арендаторы были широко вовлечены евреи. Случалось, что это занятие охватывало большую часть евреев определенной местности. Так, в 1750-х годах 55% податных евреев на Подолье занимались торговлей спиртным. На 1795 год около 85% евреев сельской местности Восточной Польши были связаны с кабаками3.

Шинки и корчмы были важной составляющей тогдашнего, достаточно узкого, публичного пространства, средством общественной коммуникации, местом пересечения различных социальных и этнических групп населения. Поэтому неудивительно, что еврей-трактирщик попал в устную традицию славян, которые составляли подавляющее большинство населения Речи Посполитой.

В украинских народных песнях еврей-трактирщик выступает как некто, кому безразличны твои проблемы, и в кармане кого оседают деньги от твоего желания выпить или с горя, которое человек топит в пьянстве4. Это довольно нейтральный образ, однако пластичный — его без проблем можно изложить с отрицательной коннотацией путем смещения акцентов. Собственно процесс трансформаций образа еврея-трактирщика можем наблюдать в украинской литературе и общественно-политическом дискурсе 19 в.

В течение 19 в. в украинском и русской литературе не раз повторялся образ-модель еврея, созданный Николаем Гоголем в «Тарасе Бульбе» (1835, 1842) через образ трактирщика Янкеля. Янкель осведомлен о всех делах, информированность и широкий круг знакомств дают ему возможность устроить любое дело.

Другой стереотипный образ еврея-трактирщика воплощен Тарасом Шевченко в поэме «Гайдамаки» (1841). Хозяин Лейба, в отличие от гоголевского Янкеля, воспринимается уже как более негативный персонаж, хотя изображен также как жертва и потому должен вызывать сочувствие. Образ Лейбы акцентирует в фольклорном образе еврея-трактирщика мотив паразитирования еврея на проблемах прочих (украинцев). Этот мотив усиливается сюжетом издевательства Лейбы над наемным рабочим Яремой.

Таким образом, состояние еврея-трактирщика начинают восприниматься как грязное, ведь оно заработано на страданиях украинцев. И потому попытка грабежа еврея не является такой трагедией. К тому же Лейба как жертва не вызывает сочувствия, потому что ради самосохранения направляет жажду грабителей на церковного старосту (старост).

Таким образом, обиды еврея-трактирщика начинают функционировать как образы. Образ-обида приобретает еще большее звучание также через тогдашний общественно-политический дискурс в отношении евреев-шинкарей (евреев-кабатчиков — русск.) в России. Пытаясь ослабить материальную базу мятежной польской шляхты, российские власти с конца 18 — в течение первой половины 19 в. провоцирует "водочные войны«5, которые лишают шляхту доходов от производства спиртного.

Водочная политика России на территории бывшей Речи Посполитой сформировала дискурс спаивания евреями крестьян и разорение крестьянства из-за распространения кабаков. Впоследствии он стал базовым для внедрения ряда ограничений экономической деятельности евреев в Российской империи. Вместе с тем он определенно питал образ-обиду еврея-трактирщика и опосредованно евреев в целом. В последние десятилетия 19 в. образ еврея, который паразитирует на «народном теле», попадает в социалистический дискурс, в образе еврея-эксплуататора.

Профессия трактирщика в Российской империи постепенно, в течение второй половины XIX в. сходит на нет. Окончательно еврей-шинкарь, еврей- корчмарь, еврей-трактирщик как историческая действительность исчезает в 1890-х годах — после введения государственной водочной монополии. Однако образ еврея-трактирщика продолжает функционировать в российской и украинской литературе, приобретает новые значения в еврейской литературе и общественной мысли.

Но, кажется, что он не смог преодолеть формата образа-обиды, усвоенного как стереотип. Несмотря на тяжелый 20 век, когда еврейство фактически было стерто с пространства Восточной Европы, еврей-шинкарь, как ни странно, продолжает жить, в частности, в вертепной интерпретации6. И только недавно Украинский Католический университет спровоцировал общественную дискуссию относительно уместности воспроизведения образа-обиды еврея таким образом7.

В тему: Борис Гулько: От Бени Крика до Кобзона

***

1. Фольварк — помещичье хозяйство, деятельность которого направлена ​​на рынок и на котором используется труд крепостных крестьян.

2. Оренда мельниц, водоемов, торговли определенными товарами и т.п. была способом управления поместьями. Заключалась в том, что определенное лицо покупало у землевладельца на определенный срок право распоряжаться / пользоваться каким-либо прибыльным делом в его поместье.

3. Петровський-Штерн Й. Право на чарку: корчми, шинкарі й горілчана війна у штетлі (Волинська, Подільська та Київська губернії, 1790 — 1840) // Judaica Ukrainica. — 2013. — № 2. — С. 60.

4.Нахманович В. Евреи в украинских народных песнях третьей четверти XIX в. // http://historians.in.ua/index.php/doslidzhennya/46-nakhmanovich

5. Петровський-Штерн Й. Право на чарку: корчми, шинкарі й горілчана війна у штетлі (Волинська, Подільська та Київська губернії, 1790 — 1840) // Judaica Ukrainica. — 2013. — № 2. — С. 58-64.

6. Курочкін О. Образ єврея в драматично-ігровому фольклорі українців (до проблеми етнічної ідентифікації) // Народна творчість та етнографія. — 2008. — № 6. — С. 35, 37-38.

7. См. в частности: http://www.istpravda.com.ua/articles/2011/12/19/65501/

http://www.credo-ua.org/2011/12/55608

http://www.istpravda.com.ua/columns/2011/12/29/66553/

http://www.volfoto.inf.ua/pagesi/istomist/statti/2012rik/dm120101/t120104/vertep/vertep.htm

Антонина Скиданова, опубликовано на сайте  Historians.in.ua

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Новини

20:00
У п'ятницю дощитиме в Карпатах і на сході, вдень до +20°С
19:59
Українці гинуть за мільярди Ахметова: благодійне товариство ФК "Шахтар" отримало бронь від мобілізації
19:28
США та Великобританія перевіряють криптовалютні транзакції на суму понад $20 млрд, що пройшли через російську біржу
19:10
The Telegraph: Яка зброя може змінити хід війни в Україні
18:46
Зеленський: рф готує новий наступ у травні-червні, ми не готові до цього (уточнення)
18:07
Як Китай поглинає колись вільний Гонконг
16:59
Чисельність населення України на вільних територіях 31,5 мільйона
14:10
«Чия система витримає, той і переможе»: що стоїть за останніми обстрілами росією енергетичної інфраструктури України
13:59
РПЦ оголосила “священну війну” Україні (документ)
12:04
Бурштинська та Ладижинська ТЕС зруйновані майже повністю: чим Україні загрожують нові атаки на енергосистему

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]