Советская Украина до Холокоста: от фашистов евреи «спасались» в сталинских лагерях

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:  Советская Украина до Холокоста

С целью привлечь на свою сторону потенциальных классовых врагов из числа мелких ремесленников и торговцев, власть приспосабливала реальность к своим догмам. В 1923 г. доля евреев в народных комиссариатах составляла 26%, русских — 47% и украинцев — 12%.

В начале 1920-х гг большевик еврейского происхождения И. Брагин высказывал мнение, что катастрофическое экономическое положение, в котором оказалось еврейское население в СССР, было вызвано гражданской войной и погромами, а также, в основном, уничтожением традиционной социально-экономической базы. Учитывая их социальное происхождение мелких торговцев и ремесленников, евреев относили к категории «врагов народа» и лишали прав.

Введение новой экономической политики в 1920-е гг способствовало определенному улучшению условий жизни и, в частности, широкому процессу приспособления к другой культуре.

По данным переписи 1926 г., в СССР жили 1 574 428 евреев (5,4% общего населения), а в Крыму — 45 922. В 1937 г. эти цифры составляли соответственно 1 470 484 (5,2% общего населения УССР) и 60 857 (5,8% населения).

В тему: «Русский Крым»? Национальный состав полуострова в 1897, 1926, 2001 годах

За 10 лет еврейское население СССР уменьшилось на 104 тыс. человек, или на 6,6% (для сравнения, украинское население за эти годы уменьшилось на 4,3%).

Такое уменьшение численности объясняли голодом, который в начале 1930-х гг опустошил украинское село, а, следовательно, и еврейские местечки, а также значительным выездом евреев в города и крупные промышленные центры, где они быстро прекращали использовать идиш, хотя он считался родным для около 40% городского еврейского населения, 36% в Крыму и гораздо большего количества в западном регионе: 81% — в Каменец-Подольском районе, 73% — в Винницкой области, 71% — в Житомире. Несмотря на этот все еще высокий процент на 1939 г., традиционная еврейская культура быстро исчезала.

В тему: «Прощание славянки» и другие «русские марши» — еврейская военная музыка?

С выездом молодежи в города рвалась связь между поколениями. В частности, на Первом съезде советских писателей в 1934 г. еврейский литератор Ицык Фефер благодарил советскую власть за то, что она вывела евреев из их «далеких уголков» и «огнем» уничтожила черту оседлости.

Эти слова позволяют понять активное восприятие значительной частью евреев советской «революции». В обмен на отступничество и отказ от своей веры евреям обещали равенство, о котором они мечтали веками. Выезд за границу, если он еще был возможен, уже никак не оправдывал себя. Крупные решения первых лет утверждения советского строя наводили на мысль, что евреи обрели, наконец, родину в СССР и, в частности, в Советской Украине.

С целью привлечь на свою сторону потенциальных классовых врагов из числа мелких ремесленников и торговцев, власть приспосабливала реальность к своим догмам. Принимались меры, чтобы превратить еврейское население в рабочих и крестьян.

Эта политика основывалась на мечтах сионистов о возвращении к земле, а также, в определенной мере, на переселении при Николае I еврейских семей на хутора.

В 1924 г. был создан Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся (рус. КомЗЕТ) и Общество по земельному устройству еврейских трудящихся (рус. ОЗЕТ), которые должны были обеспечить устройство части еврейского населения на селе во взаимодействии с американской организацией «Джойнт».

Основные еврейские хозяйства появились в Украине и Крыму. Сельское население Украины неприязненно отнеслось к поселению «чужаков, которые занимали земли, не принадлежащие им». В определенной степени такое мнение разделял Совет народных комиссаров Украины, считая, что ввиду нехватки земли в Украине целесообразно было бы предоставлять украинским евреям наделы на Кавказе, в Крыму и даже на Дальнем Востоке, в Биробиджане.

В конце 1920-х гг в сельском хозяйстве были заняты 100 тыс. украинских евреев. Ускорение процесса коллективизации сельских хозяйств и жестокое изъятие продовольственных продуктов привели к сокрушительному голоду, который затронул всю Украину. Вскоре еврейские сельскохозяйственные поселения были ликвидированы. В 1938 г. «Джойнт» прекратил оказывать финансовую и материальную помощь.

Жизнь евреев в 1920-1930-е гг, в частности, общественную жизнь и культуру, характеризует переход от надежды, что питалась советской утопией, к разочарованию, а потом и к отчаянию. После революции и гражданской войны Ленин и большевистская коммунистическая партия отвергли на время лозунги с призывами к борьбе с буржуазным национализмом.

В партии были созданы еврейские секции — «евсекции». Параллельно с этим Народный комиссариат по делам национальностей, возглавляемый Сталиным, создал Центральный комиссариат по еврейским национальным делам — «Евком».

На общегосударственном уровне предпочтение отдавалось федерализации, а не централизации. Политика «коренизации» имела целью способствовать превращению республик в субъектов национального и коммунистического характера.

Привлечение в руководящие органы местных кадров, которые хорошо знали язык и обычаи населения, способствовало массовому наплыву евреев в государственные органы. После увольнения чиновников, которые благосклонно относились к царскому режиму, или после их исчезновения в водовороте революции многие должности часто занимали евреи, уровень которых, в целом, был выше, чем у остального советского народа. В 1923 г. доля евреев в народных комиссариатах Украины составляла 26%, русских — 47% и украинцев — 12%.

Разделение территории республик на национальные автономные округа и национальные области обеспечил широкомасштабное развитие культуры на языке идиш, который получил статус официального в Белоруссии и в Украине. В отдельных еврейских районах, например — Киеве, Одессе, Харькове, Бердичеве, этот язык использовался в судах (46% в 1931 г.) и правоохранительных органах. Образование переживало невиданный подъем.

На территории Украины и Белоруссии в 1924 г. около 400 государственных школ вели обучение на идише для 50 тыс. учеников. В 1931 г. таких школ было уже 110, и их посещали около 130 тыс. учащихся, а их родители имели возможность читать на этом языке газеты и журналы, которых выходило 50 названий в начале 1920-х гг и 668 названий в 1932 г. Существовали также более двух десятков национальных театров и концертных залов. 1920-1930-е гг стали также «золотым веком» литературы на идише в СССР.

В политическом контексте СССР развитие еврейской культуры несло в себе целый ряд парадоксов, которые можно было решить только силой. Первый из них касался места евреев в общественной жизни Украины. Еврейские кадры повышали в должностях за счет представителей других национальностей.

Усиление власти Сталина в 1930-е гг положило конец «буржуазно-националистическому» процессу «коренизации». Ликвидация евсекций стала шагом на пути запрета еврейских партий, созданных до или после революции, за исключением Рабочей коммунистической партии «Поалей Цион» и легального крыла организации «Гехалуц» («Пионер»), которая занималась обучением лиц, собиравшихся уехать в Палестину. Другой парадокс касался искусственного разделения между культурой и религией.

Общая борьба с религией была неотделима от борьбы с еврейской культурой, корни которой шли от Торы и священных книг. Отсюда «вполне логично» закрытие синагог (в Виннице с ее 22 тысячами евреев в 1930 г. осталось только две молельни) и их превращение в клубы или спортзалы, а это предвещало распад еврейства.

В 1931 г. в Украине насчитывалось 95 тыс. учащихся в еврейских школах, а в 1933 г. их было уже на 20 тыс. меньше. В 1938 г. первый секретарь ЦК КП Украины Никита Хрущев выступил против существования еврейских школ.

Согласно секретным соглашениям германо-советского пакта 1939 г., вслед за вторжением немецких войск в Польшу СССР аннексировал восточную часть Польши — Белоруссию, Западную Украину и большую часть Галиции.

В тему: Закарпатские евреи на фотографиях Романа Вишняка (США), 1935-38 гг.

В июне 1940 г. СССР захватил Северную Буковину, районы Хотина, Измаила и Аккермана. По некоторым оценкам, накануне вторжения Германии на советскую территорию в июне 1941 г. еврейское население в Украине составляло значительную долю европейского еврейства и достигало 2 млн. 500 тыс. человек. Всего в СССР проживало около 5 млн. евреев.

В период с 1917 по 1940 г. жизнь евреев бывших Российской и Австро-Венгерской империй развивалось неодинаково. Евреи Польши, Румынии и Чехословакии сохранили традиции и привычки, от которых их советские братья по религии были «освобождены» во имя великого политического идеала. Соединение различных частей «тела» еврейского народа не произошло. Советская власть быстро принимала административные меры для закрытия объектов культа и культурных организаций, наталкиваясь при этом на сопротивление религиозных еврейских кругов.

В тему: Рафаэль Лемкин: Советский геноцид в Украине

В 1939-1941 гг около 300 тыс. евреев покинули западные районы Польши, аннексированные Германией, стремясь найти убежище СССР. Некоторые из них пытались устроить себе какое-то жилье лесах, но советские пограничники выдворяли их «в Германию».

Некоторым, однако, удалось остаться. Тех, кто смог въехать в СССР, распределяли по возрасту и по причастности к политической деятельности. Согласно директиве, которая касалась всех беженцев, тех, кто был заподозрен в политической деятельности, тысячами отправляли в тюрьмы или трудовые лагеря. Таким образом они смогли избежать участи около 2,5 млн евреев, уничтоженных нацистами на советской территории...

Опубликовано в издании  «Історична правда»

Перевод: «Аргумент»


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Важно

Как эффективно контролировать местную власть

Алгоритм из 6 шагов поможет каждому контролировать любых чиновников.

Как эффективно контролировать местную власть

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републикация материалов: для интернет-изданий обязательной является прямая гиперссылка, для печатных изданий - по запросу через электронную почту. Ссылки или гиперссылки, должны быть расположены при использовании текста - в начале используемой информации, при использовании графической информации - непосредственно под объектом заимствования. При републикации в электронных изданиях в каждом случае использования вставлять гиперссылку на главную страницу сайта www.argumentua.com и на страницу размещения соответствующего материала. При любом использовании материалов не допускается изменение оригинального текста. Сокращение или перекомпоновка частей материала допускается, но только в той мере, в какой это не приводит к искажению его смысла.
Редакция не несет ответственности за достоверность рекламных объявлений, размещенных на сайте а также за содержание веб-сайтов, на которые даны гиперссылки. 
Контакт:  uargumentum@gmail.com