Как заработать на реформах, или Кое-что о синдроме «шальных денег»

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Интересная ситуация складывается в стране. Есть международные доноры, которые подталкивают нас к правильным шагам. Есть прогрессивные реформаторы, которые отчаянно пытаются внедрять эти изменения. А есть люди из украинской реальности, которые начинают учиться зарабатывать … на реформах.

Все слышали о «трансформаторах Григоришина» - громком коррупционном скандале, развернувшемлся в прошлом году. Недавно прогремел не менее громкий скандал о ценах на уголь «Роттердам +».

В тему: В кооперации с врагом или Угольная «схема» Порошенко

Первое впечатление - олигархи снова воруют. Однако мало кто осознает, что все эти события являются побочным эффектом роста тарифов на электроэнергию. Другими словами - это обратная сторона медали внедряемых реформ. То, что должно было превратиться в ресурс для модернизации сетей, генерирующих мощностей и ликвидации пагубного кросс-субсидирования - стало лакомым куском для «дерибана». Запах «шальных денег» для бизнесменов украинского разлива затмил разум и, кажется, приглушил чувство самосохранения.

Так что? Надо останавливать всю историю с ростом тарифов и возвращать все «взад»? Не совсем так. И давайте по порядку.

1. Рост тарифов на электроэнергию: пьянящий запах миллиардов

В январе этого года средний счет за электроэнергию для одного домохозяйства составил около 120 грн в месяц. Еще год назад он составлял около 70 грн. В марте тарифы снова выросли, и дальше электроэнергия будет только дорожать - уже в следующем году ее средняя стоимость для потребителей поднимется еще на 58.8% до 122.77 коп за 1 кВт·ч.

Каждое повышение - это миллиарды гривен дополнительных доходов для сектора. И если в случае с повышением тарифов на тепло и газ в целом понятно, для чего это делается и на что пойдут эти средства (см. Отчет НАК «Нафтогаз Украины» за 2014 год), то с тарифами на электроэнергию ситуация не столь очевидна. Фактически есть только решение о росте тарифов, а вот вопрос, кто на этом заработает, - это сегодня предмет торга для заинтересованных сторон.

Но если причину роста тарифов на газ широко объясняют (дорогой импортный газ), то зачем повышать стоимость электроэнергии в 2.5 раза, имея много дешевой атомной энергии и еще и производя ее столько, что можем экспортировать - это для большинства украинцев остается загадкой.

График повышения тарифов на электроэнергию для населения, коп/кВт·ч

graph

2. Когда одни платят за других

Рассказ о том, почему растут тарифы, нужно начать с того, что электроэнергию для нас (бытовых потребителей) субсидируют. Именно так! Электроэнергия, за которую мы платим, стоит дороже, чем то, что написано в наших счетах. Поскольку мы страна социалистическая, то правительство решило, что за население будут платить «олигархи», то есть предприниматели.

Это создало много проблем и системных перекосов в экономике, однако до сих пор ситуация остается без изменений: население платит ниже себестоимости, а предприниматели вынуждены за это доплачивать. Скажете, справедливо? Ответ предпринимателей - дорогая электроэнергия возвращается украинцам в стоимости товаров и услуг. Например, недавнее повышение стоимости водоснабжения для населения стало прямым следствием подорожания электроэнергии для предприятий.

Перекрестное субсидирование стоимости электроэнергии, грн/МВт·ч

graph

3. Из чего состоит тариф?

Субсидирование искажает картинку. Однако если сложить вместе то, что платят граждане и предприятия, то можно увидеть реальную структуру себестоимости. Если бы мы платили 100 грн за электроэнергию по обоснованным тарифам, то 16.9 грн были бы потерями электроэнергии в сети, 3.3 грн заплатили бы за пользование высоковольтными линиями, а 12.2 грн за то, что сети подведены к нашему дому. Сама же себестоимость электроэнергии - 67.6 грн из 100. Больше о структуре тарифа на электроэнергию смотрите здесь.

Интересно, что сегодня из этих 100 грн себестоимости мы платим только 49 грн. Это даже не покрывает стоимость топлива, не говоря уже о «доставке товара» домой.

Структура затрат на электроэнергию, за 100 грн счета

graph

4. Почему тарифы для населения надо повышать?

Перекрестное субсидирование (от предприятий до граждан) подается как основная причина для повышения стоимости электроэнергии. Однако не все так просто. Есть еще такие проблемы, как износ оборудования, сетей и рост себестоимости топлива, которые сегодня создают даже больше проблем, чем субсидирование.

Производство электроэнергии, 2015 год, МВт·ч

graph

1. Износ основных фондов электростанций

Оборудование на большинстве электростанций было введено в эксплуатацию в 60-70 годах. Сегодня изношенность основных фондов в энергетике составляет 70-80%. Такое положение дел приводит к тому, что остро стоит вопрос безопасности работы электростанций. Кроме того, себестоимость производства электроэнергии существенно возрастает из-за больших удельных потерь топлива. Для реконструкции / модернизации электрогенерирующих мощностей, по приблизительным оценкам, нужно 150 млрд грн1 в текущих ценах (1 по оценкам Concorde Capital).

2. Недофинансирование сетей

Состояние сетей мало чем отличается от состояния генерирующих мощностей. По приблизительным оценкам, 70% сетей уже отработали свой ​​возраст. Следствием этого является проблема с подсоединением новых предприятий и созданием индустриальных парков. Десятки инвесторов отказываются от инвестиций в Украину из-за проблем подсоединения к электросетям, а это потерянные рабочие места, а также возможности наращивать экспорт и вытеснять импорт. Проблему отражает 137 место (из 189 стран) в рейтинге Doing Business по направлению присоединения к электросетям в 2016 году. Для полноценного финансирования сетей, по приблизительным оценкам, нужно 15 млрд грн в год. На текущий момент через тариф финансируют всего около 20% необходимой суммы (3.5 млрд грн в год через инвестиционные программы).

3. Перекрестное субсидирование

В 2015 году на перекрестное субсидирование было потрачено 43.8 млрд грн2. (2 НКРЕКП, Отчет о результатах деятельности Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, 2015 год).  Это в 1.5 раза больше, чем бюджетные расходы на ремонт дорог в прошлом году. Фактически это означает, что одни потребители оплачивают счета других потребителей. Следствием такого субсидирования является искаженные стимулы и перенос стоимости электроэнергии на стоимость товаров и услуг.

4. Рост себестоимости

Топливо для АЭС импортируют. Частично также импортируют уголь и газ, которые используют на ТЭС и ТЭЦ. Из-за девальвации валюты топливо для АЭС за два года подорожало в гривне более чем вдвое3. (3 нет точной информации о цене топлива для АЭС, но предполагаем, что цена закупки осталась почти без изменений в долл. США).

Стоимость угля возросла примерно на 70%, а стоимость газа в гривне на 50%4.(4 средняя цена импортного природного газа 2013 составила 412.5 долл. США за 1000м3. В I кв. 2016 Украина импортировала газ по цене 197.1 долл. США за 1000м3).

Очевидно, такая тенденция остро ставит вопрос дополнительных средств.

Тариф на электроэнергию: от потребителя к производителю, январь 2016 года

graph

5. Кто получает деньги за электричество?

В 2015 году все потребители заплатили за электроэнергию 154 млрд грн5. (5 оценка на основе данных НКРЕКП).

Эта сумма существенно больше, чем даже объемы выручки НАК «Нафтогаз Украины» в 2015 году (112.8 млрд грн)6. (6 финансовый отчет НАК «Нафтогаз Украины» за 2015 год).

Основная часть этих средств, конечно, была потрачена на оплату себестоимости производства электроэнергии. Напомним, что в Украине все производители электроэнергии «сдают» произведенную продукцию в «общий котел», который называется ГП «Энергорынок». В этом «котле» цену усредняют, а после продажи электроэнергии потребителям каждый производитель получает свою долю, пропорциональную своему вкладу.

Однако, кроме производителей, за свои услуги «передачи» электроэнергии получает вознаграждение оптовый оператор сетей (Укрэнерго), а за услуги «распределения» свою долю имеют розничные операторы сетей7 (7 облэнерго и другие лицензиаты - предприятия, имеющие право на передачу электроэнергии).

Распределение доходов от продажи электроенергии, январь 2016 года, млрд грн

graph

6. Кто получил деньги от повышения тарифа?

До сих пор состоялось три этапа повышения тарифов на электроэнергию. Куда пошли эти деньги? Мы сравнили доходы от тарифа этого года и января прошлого. Увидели следующее:

Распределение дополнительных доходов от повышения стоимости электроэнергии, январь 2016 года, млрд грн

graph

Как распорядились этими деньгами? Точные данные недоступны, но на реконструкцию основных фондов и уменьшение субсидирования эти средства почти не поступали (см. «Как рост тарифов оказался бесполезным»). В том числе объем финансирования инвестиционной программы для АЭС на 2016 год особо не увеличился (4.0 млрд грн против 3.6 млрд грн, запланированных на 2015 год). И это при том, что даже по приблизительным оценкам АЭС в этом году получат не менее 6.5 млрд грн дополнительных доходов от новых тарифов. Аналогичная ситуация с розничными сетями - финансирование инвестиционных программ лицензиатов осталось почти без изменений. Единственный, кто накапливает деньги для реконструкции, - это оператор магистральных сетей Укрэнерго.

Такие цифры говорят о том, что весь рост тарифов «съели мыши». Иными словами, рост тарифов до сих пор использовали лишь для компенсации роста себестоимости текущих расходов. Такой результат реформы, конечно, разочаровывает.

Кому идут деньги за электроэнергию, январь 2016 года, млрд грн

graphgraph

7. А если бы электроенергия осталась дешевой?

Неудовлетворительный результат первого этапа повышения тарифов поднимает справедливый вопрос: зачем было все начинать? Давайте смоделируем ситуацию, когда электроэнергия для населения остается дешевой. И действительно, расчеты показывают, что какие-то дополнительные 12 коп. за 1 кВт·ч для предприятий8 и повышение тарифов для населения в 2015 году можно было избежать (8 в январе промышленность платила в среднем 1.345 грн за 1 кВт•ч). Пусть за всех платят «олигархи»!

Однако не все так просто. Электроэнергия является одним из базовых ресурсов для любого производства. Инвестор, принимая решение, прежде всего обращает внимание на доступность электроэнергии. А вот с этим у нас проблема. Во-первых, в Украине стоимость электроэнергии для предприятий уже одна из самых высоких в Европе.

На этом фоне даже дешевая рабочая сила в Украине (низкие зарплаты украинцев) кажутся совсем непривлекательными. Во-вторых, чтобы покупать даже такую ​​дорогую электроэнергию, нужно подсоединиться к сетям - а в Украине это одна из самых сложных задач в мире (см. «Заколдованные» электросети, или Анатомия инвестиционного проклятие»).

Поэтому очередное решение перевести стоимость электроэнергии на предпринимателей - это еще один удар по нашей конкурентоспособности и еще один шаг к дальнейшей девальвации национальной валюты (см. «Анатомия хронической девальвации гривны»). Поэтому оставлять электроэнергию для населения дешевой и поднимать ее стоимость для предпринимателей - самый надежный способ «законсервировать» среднюю зарплату на уровне 100 долл. США на десятки лет вперед.

Цены на электроэнергию: Украина и Восточная Европа, евро/МВт•ч

graph

8. Тарифы надо поднимать, но ...

Заниженные тарифы для населения и субсидирование - это зло и одна из причин наших экономических проблем последних десятилетий. Выравнивание тарифов для населения и предприятий - правильный выход из ситуации. Впрочем, опыт 2015 года ставит вопрос ребром об эффективности расходования собранных средств. Оценки показывают, что рост тарифов в 2016-2017 гг. даст не менее 20 млрд грн дополнительных доходов в год. И здесь возникает вопрос - кто получит эти деньги?

Желающих много, и за этот лакомый кусок разворачивается целая война (см. «Об узаконивании коррупции на 10 млрд грн»). Однако в этой войне мало кто думает о модернизации и развитии, не говоря уже о проблемах потребителей. Например, та же схема «Роттердам +» просто позволяет «осваивать» деньги на завышенной стоимости угля. В таких условиях, без жесткого общественного контроля, есть риск, что тарифы вырастут, а проблемы сектора останутся. И потому, если уж нести на себе бремя новых тарифов, надо «выжимать» из этого максимальную пользу для общества.

9. Куда тратить деньги: новые энергоблоки

Первое, на что нужно было бы тратить дополнительные средства, - это, конечно, модернизация энергоблоков. Чиновники никогда не хотели «беспокоить» граждан повышением стоимости электроэнергии. «Лучше пусть зарабатывают 100 долл. США в месяц, но не задумываются о стоимости «коммуналки», думали чиновники всех времен и народов. Как следствие, в энергетике сложилась такая же ситуация, как и с городскими маршрутками - денег хватает на бензин и зарплату водителя, а вот на ремонт маршрутки - уже нет. Как такой подход отражается на комфорте пассажиров - видел каждый.

В энергетике ситуация такая же. Большинство тепловых электростанций уже давно отработали свой ​​предельный ресурс, а «атомщики» постоянно просят средства на достройку энергоблоков9 (9 Ольга Кошарная, Ядерно-энергетический комплекс на очередного перепутье: выживание или развитие). И в отличие от «изношенных» маршруток здесь вопрос не только в комфорте (хотя веерные отключения никому не нравятся), а в энергетической безопасности и конкурентности экономики. Когда ваш автомобиль часто ломается и «съедает» 30 литров на 100 км, то рано или поздно вам придется ходить пешком.

Чтобы в энергетическом смысле нам не пришлось «становиться пешеходами», дальнейший рост тарифов может быть осуществлен только в обмен на модернизацию сектора. А инвестиционные планы должны быть известны, прозрачны и иметь поддержку общественности (люди должны понимать, на что тратят их деньги). В противном случае рост тарифов - не что иное, как финансирование коррупции.

10. Куда тратить деньги: развитие сетей

Развитие генерирующих мощностей - лишь часть истории. Другая сторона медали - как доставить «товар» к потребителю. И с этим серьезная проблема. Операторы распределительных сетей не имеют ни средств, ни желания их ремонтировать, а тем более развивать сети. Облэнерго как обанкротившиеся банки - деньги есть, но не для всех. Поэтому единственный интерес - «вывести» на свои счета те небольшие средства, которые им доступны.

Решение проблемы видится во введении так называемого стимулирующего тарифообразования. Суть идеи заключается в том, что оператор получает вознаграждение за создание новых сетей и реконструкцию их в виде процента осуществленных инвестиций. То есть инвестирует средства в сети, а за это тебе гарантирован процент прибыли. Однако проблема в том, что на стимулирующий тариф снова нужны деньги. «Цена вопроса» около 12 млрд грн дополнительных средств в год, что достаточно для полноценного финансирования сетей. Гражданам введение такого стимула будет стоить дополнительных 27 коп. за кВт∙ч в стоимость электроэнергии - около половины повышения, запланированного до 2017 года.

11. Что делать?

Тарифы для населения до 2017 года будут расти. Другого способа преодоления проблем отрасли не существует. Это даст энергетикам существенный объем средств, достаточный для решения многих задач. Однако если процесс использования средств оставить без общественного надзора, то схемы «освоения денег» будут множиться с огромной скоростью. Ведь есть только четкий план роста тарифов, а плана использования их нет.

Поэтому, чтобы не было «как всегда», общественность должна:

  • требовать от НКРЕКП прозрачного плана использования дополнительных средств от роста тарифов с очень качественным и понятным обоснованием (по образцу среднесрочного бюджетного планирования);

  • установить четкие критерии эффективности использования дополнительных средств (например, обязать распределительные компании в максимально ограничены сроки выполнять подсоединение новых заказчиков к сетям);

  • отслеживать и пресекать все попытки введения любых схем необоснованного ценообразования для нерыночного обогащения в секторе.

Иначе любители «шальных денег» очень быстро сделают «реформу энергетики» еще одним узнаваемым мемом подобно тем, которыми стали «трансформаторы Григоришина» и «Роттердам +».

© CASE Украина, 2016. Этот отчет был бы невозможен без поддержки Александра Паращия и Андрея Геруса (Concorde Capital).

Источник: Ціна держави

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]