На пути к полному разрыву

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Украина сможет пережить даже полномасштабную торговую блокаду со стороны России.

При сохранении существующих тенденций в двусторонней торговле к началу 2016 года Украина будет готова пережить даже полномасштабную российскую торговую блокаду.

Через год, с 1 января 2016-го, должна вступить в силу экономическая часть Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Между тем достигнутый в сентябре в Брюсселе «компромисс» о ее отсрочке в обмен на отказ России от торговой войны против Украины на самом деле означает не решение проблемы, а лишь ее отсрочку.

Чтобы продемонстрировать серьезность своих намерений, в Москве подготовили правительственное постановление об автоматическом введении в действие пакета ограничительных мер против украинских товаров сразу после вступления в силу экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС.

Россия угрожает в течение 10 дней от начала имплементации Соглашения поднять пошлины на украинские мясо, молочную и кондитерскую продукцию, фрукты и зерновые, а также на пиво, вина, спирт и сигареты. В списке оказались и легковые автомобили, автобусы, холодильники, одежда, обувь и сантехника, изделия из черных металлов, стекло, цемент, бетон, пластмасса, минеральные удобрения, пассажирские и грузовые суда, продукция машиностроения, косметика, а также ткани, мебель, спортивное оборудования.

В ЕС происходит довольно динамичный процесс ратификации Соглашения об ассоциации членами ЕС. Кроме Европарламента эту процедуру уже прошли Венгрия, Словакия, Чехия, Польша, Болгария, Румыния, Эстония, Литва, Латвия, Швеция, Дания, Хорватия и Мальта. Если раньше завершение ратификации всеми членами ЕС прогнозировалось до 2016-го или даже 2017 года, то теперь прогнозы более оптимистичны: середина или в крайнем случае конец 2015 года. Поэтому дальше откладывать вступление в силу ее экономической частью было бы странно.

В тему: Украина подаст заявку на членство в ЕС в 2020 году – Порошенко

А это значит, что и Киеву, и Брюсселю следовало бы уже сейчас осуществить ряд подготовительных мероприятий для минимизации негативных последствий прогнозируемой торговой блокады со стороны РФ. Тем более, что в середине декабря российский премьер-министр Дмитрий Медведев снова угрожал Украине потерями на $15 млрд ежегодно, когда экономическая часть Соглашения таки вступит в силу.

В тему: Путин грозит Украине строгими мерами в связи с созданием ЗСТ с Европой - СМИ

Стереотип , что Россия или Таможенный союз - крупнейший рынок сбыта для украинских предприятий, уже давно не имеет ничего общего с реальностью. За последние три года зависимость Украины от российского рынка сбыта резко уменьшилась. Стала разнообразнее товарная структура отечественного экспорта, расширился сбыт на новых рынках в странах Азии и Африки, увеличился экспорт на европейский рынок после введения ЕС односторонних преференций для украинских поставщиков.

Потеря части экспортных мощностей на Донбассе и имеющиеся ограничения России на украинские товары уже создали все условия для сравнительно безболезненного покидания Украиной российского рынка сбыта. В августе - сентябре 2014 года доля РФ в общем вывозе товаров из Украины упала до 16,9%, а вместе с сателлитами, которые с 1 января 2015-го стали участниками Евразийского экономического союза (Казахстан, Беларусь и Армения), - до 23%. Далее тенденция сохранилась: в октябре - до 15,7% и 21,7%, в ноябре - соответственно до 14,7% и 19,8%.

В тему: Проект восстановления СССР трещит по швам

Сегодня для Украины приоритетными являются совсем другие направления сбыта товаров. Так, за 11 месяцев текущего года наибольшая их доля реализована на рынках государств Средиземноморья (24,3%, в ноябре она выросла до 26,5%), в том числе и нескольких членов ЕС (Италия, Испания, Греция и др.). Еще 23,2% (22% в ноябре) - в других странах Евросоюза. Как видим, Россия и ее партнеры по Евразийскому экономическому союзу лишь на третьем месте.

Более того, в Китай и другие страны Дальнего Востока (Японию, Южную Корею и Тайвань) в ноябре было ввезено украинских товаров также только в 1,5 раза меньше, чем в РФ (9,4% против 14,7%). И поскольку поставки на эти рынки в последнее время динамично растут, а в Россию - падают, то уже в скором времени они могут быть более значимыми для Украины.

Другими серьезными потребителями украинских товаров стали страны Южной Азии (Индия, Пакистан и Бангладеш), куда за 11 месяцев 2014 поступило 4,4%, в ноябре уже 6,4% всего нашего экспорта, а также региона Персидского залива (Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Оман) - соответственно 5,3% и 4%.

Уже сейчас потеря даже всего российского рынка была бы менее болезненной, чем потеря его части, которую украинская экономика пережила за последние три года. Например, за III квартал 2014-го экспорт в РФ составил $2,4 млрд, а за тот же период 2011-го - $5,4 млрд. В ноябре 2014-го аналогичные показатели равнялись соответственно $0,59 млрд и $1,68 млрд.

Поэтому об угрозе потери $15 млрд, о которой говорят российские руководители, речь не идет хотя бы потому, что весь потенциальный украинский экспорт в РФ в 2015 году даже без дополнительных ограничений с ее стороны не превысит $5-6 млрд. Особенно учитывая существенное проседание рубля и ожидаемый там экономический спад. А к моменту вступления в силу ЗСТ с ЕС (1 января 2016 года) и вероятной отмены РФ по Украине Соглашения о ЗСТ в СНГ доля России в украинском экспорте вполне может уменьшиться до некритичных 10-12%.

Наиболее зависимыми от российского рынка сбыта все еще ​​остаются до 10 групп товаров, объем экспорта которых в РФ в годовом измерении составляет более $50 млн, а доля в общем выпуске такой продукции - более 20%. Это машины и оборудование (кроме электрических), железнодорожные локомотивы, некоторые виды продукции химической промышленности, пластмассы и полимерные материалы, бумага и картон, керамические изделия, комплектующие к автотранспортным средствам, мебель.

Общий объем их поставок в Россию в августе - октябре 2014 года составил 7,3% украинского экспорта во все страны мира. Доля производителей упомянутых видов продукции в промышленном производстве Украины в январе - октябре 2014-го - 14,5%. И здесь действительно нужна государственная программа: каким производствам нужно позволить умереть, а какие поддержать в переориентации на внутренний или альтернативные внешние рынки.

В конце концов, при высокой экспортоориентированности производителей машин и оборудования (52,2%), железнодорожных локомотивов (61,6%), комплектующих к автотранспортным средствам (77%) их доля в промышленном производстве страны - умеренная (соответственно 2,5%, 1% и 0,5%).

В настоящее время на российский рынок фактически заблокированы поставки большинства украинских продовольственных товаров. В частности, в мае Россельхознадзор ограничил поставки мяса, в июне - продовольственного картофеля и кукурузы, ужесточил требования к документации на ввоз нашей пищевой продукции животного происхождения.

В июле Российская санитарная служба полностью запретила ввоз молочной, плодоовощной продукции, рыбных консервов, соков. Также под запретом находились свинина и продовольственный картофель, пиво. В августе Россельхознадзор заблокировал поставки из Украины сои, подсолнечника, кукурузной крупы и соевого шрота. Поэтому производителям этих товаров уже нечего там терять.

Зато есть что приобретать на альтернативных рынках. Например, европейском, где продолжается сертификация украинских поставщиков агропродукции: по состоянию на 1 декабря 2014 года уже 211 наших предприятий, по данным Минагрополитики, имели право экспортировать в страны - члены ЕС, в частности, мясо птицы и мясные продукты, яйца и яичные продукты, рыбу и изделия из нее, мед и другие продукты пчеловодства.

В конце концов, Россия уже сейчас не имеет поддержки сателлитов по Таможенному союзу, когда речь идет о торговой войне против Украины, а на их рынки поставляется ¼ всего нашего экспорта в ТС. Так, летом 2014 года на заседании Евразийской экономической комиссии предложение РФ повысить пошлины на украинские товары не поддержали Беларусь и Казахстан.

Ведь им это политически мотивированный шаг отнюдь не нужен. А для Беларуси может иметь еще и катастрофические последствия в случае введения Украиной ограничений на импорт ее товаров, которые Москве трудно будет компенсировать в нынешних сложных условиях. Именно поэтому в отношениях с Киевом Александр Лукашенко часто пытается занимать независимую от Кремля позицию. А после обвала цен на нефть и российского рубля также призвал свое правительство немедленно искать новые рынки сбыта и не считать рынок РФ главным покупателем белорусских товаров.

Александр Крамар, опубликовано в издании Тиждень.UA

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]