Наши на Донбассе. Кто из местного населения «за Украину»

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Обстановка в прифронтовых городах в целом нервная. Мысль о том, а что если завтра «они», то есть сепаратисты, вернутся, не покидает местных. Здесь хорошо понимают, кто именно может вернуться и каким кровавым и беспощадным будет этот возврат.

Это не гипотетические рассуждения киевлян о танковых ударах с черниговского направления, не страхи одесситов перед слабым, хоть и опасным, Приднестровьем, а не мобилизационная готовность приднепровцев. 

Эта статья не социологическое исследование, это итог многочисленных разговоров и наблюдений во время поездок на фронт. Сразу стоит оговориться: очень значительная часть патриотов уехала из Донбасса еще год назад, наиболее активные и упорные из них пошли воевать за Украину - в каждом добровольческом батальоне сегодня можно найти выходцев из Донецкой и Луганской областей.

В тему: Темур Юлдашев. Национальный герой, погибший в День Независимости

Однако и среди тех, кто живет сейчас на подконтрольной Киеву территории, нередко встретишь тех, кто искренне поддерживает единство страны и готов помогать в борьбе за него.

Умеренно-обывательская часть занимает нейтрально-выжидательную позицию - враждебности к украинской армии не проявляют, но контакты с ней сводят к минимуму, в высказываниях - сдержанны, любимый вопрос таких людей: когда все это закончится?!

Местная «вата», как правило, осторожна, потихоньку саботирует, как может. Например, в Славянске есть учителя, которые сознательно препятствуют проведению уроков патриотического воспитания, сводят все к отбыванию, всячески затягивают с приглашением бойцов АТО для встреч с учениками. Немало подобных «инициатив» проявляют и другие мелкие чиновники. А кто ограничивается проклятиями в адрес «укропов» под хороший стакан и в узком кругу друзей.

В некоторых городах, как это было в Дебальцево, и до сих пор в Станице Луганской, враждебность местных является массовой, показательной. Пренебрежение к нашим военным здесь выражают открыто, без лишней скромности.

Что же касается собственно проукраинского патриотического населения - его можно распознать даже внешне. Чем современнее и интеллигентнее выглядит такой человек, тем больше шансов, что он не будет вам хамить и вас игнорировать, а, скорее всего, поможет. Мужчина в пальто и обычной вязаной шапке или женщина, скромно одетая, без пошлости и избытка украшений - это, скорее всего, свои.

Одеваться без вызова, со вкусом свойственно людям европейского мировоззрения, которым не нужны понты для самоутверждения, но вместе с тем они все же следят за своей внешностью.

Предприниматели

Как правило, это представители среднего и малого бизнеса - того, что выжил и в лихие 90-е, которые по большому счету, на Донбассе так и не закончились.

Таких людей существенно отличает от многих земляков чувство собственности - они готовы бороться за свое имущество, свое комфортное и уютное жилье, за свой ​​довольно неплохой уровень жизни. Они понимают, что потеряют все в случае сепаратистского реванша.

Прагматичные люди, которые любят Украину без лишних сантиментов, но готовы помочь делом, большинство из них в той или иной степени контактируют с волонтерами, сами помогают армии, чем могут. Осторожно, без чрезмерного пиара, но четко, по-деловому.

Местные предприниматели не слишком любят митинги и вече, несколько ироничны по отношению к многословным патриотам, но в этой войне они четко определились, на чьей они стороне, и их поддержка чувствуется во первую очередь.

Студенты , программисты, журналисты, блоггеры

Конечно, лояльных граждан следует искать и в молодежной среде. Она на Донбассе непростая. Гопники из рабочих поселков остаются неким мобилизационным резервом сепаратистов. Криминализированные и деклассированные, они мало чем интересуются, кроме легкой наживы, поэтому ждать от них лояльности не приходится.

Однако есть и другие - студенты, программисты, журналисты, блогеры. Опять же, они и внешне заметны. Те же самые хипстеры, что и в других городах. Трезвые и с кофе.

Они, в отличие от многих земляков, были за пределами региона, знают тамошнюю жизнь. Для них, в отличие от гопоты, нет ничего привлекательного в сепаратизме и советском реваншизме.

Как свойственно молодым людям, они несколько идеализируют остальную Украину, особенно западные регионы, часто комплексуют из-за своих малокультурных земляков, советской топонимики и тоталитарных памятников. Именно они и инициируют вече, задумывают масштабные, порой наивные, проекты дальнейшего развития Донбасса.

С гостями из других регионов и с трезвыми (так как пьяные бойцы мало чем отличаются от донецких гопников) военными общаются много и охотно. Главная их беда - низкий авторитет среди местных масс, культурная отчужденность.

Учителя, библиотекари, инженеры

Интеллигенция также прослойка неоднозначная. Сделать карьеру на Донбассе без содействия Партии регионов до недавнего времени было невозможно, поэтому руководители даже среднего звена активно сотрудничали с режимом Януковича и позже - с сепаратистами. Часть из них перекрасилась в сине-желтые цвета из чисто конъюнктурных соображений, но с патриотизмом это имеет мало общего.

Однако есть учителя, библиотекари, инженеры (особенно широко этот слой представлен в Краматорске, где промышленность наукоемкая), которые совершенно искренне и сознательно поддерживают соборность Украины.

После освобождения. Марш единства в Краматорске 16 августа 2014 года

В отличие от предпринимателей эти люди малоимущие и не пассионарные, как местная прогрессивная молодежь, однако находят способ помочь. Так некоторые местные библиотеки по вечерам нередко превращаются в «артели» по изготовлению маскировочных сеток для украинской армии.

Крестьяне

Интересна ситуация в селах Донбасса. Фактически все аграрные районы Донецкой и Луганской областей с самого начала сепаратистского мятежа оставались под украинским флагом (не в последнюю очередь - из-за активной позиции местных граждан) или были быстро освобождены. Господство ЛНР-ДНР здесь было непродолжительным и не оставило заметных следов.

Впрочем расслоение на селе началось не вчера. Бедные, часто склонные к алкоголизму жители ожидаемо стали на сторону сепаратистов, кто-то даже пошел в «ополчение» и остается там по сей день.

Те, кто действительно привязан к земле, остались заниматься своими привычными делами. К украинской армии они сначала присматривались, потом выяснилось, что значительная часть наших солдат - мобилизованные крестьяне, и началась «классовая дружба».

Местные стали довольно щедро делиться едой, бойцы помогают техникой, время от времени - горючим, а то и в сельхозработах, если есть время и возможность.

Такие отношения являются  продуктивнымиедва ли не самыми. Солдаты, которые (это тоже стоит отметить) часто к местным относятся настороженно, но потом щедрость отдельных хозяев начинают воспринимать как общую лояльность населения.

Крестьяне же начинают воспринимать бойцов как своих защитников.

В тему: "Что дома есть, то и приносим", - жители Донбасса помогают украинским военным. Видео

Приведенное выше деление очень и очень условно. Встретить друзей можно даже в той среде, где эту встречу совсем не ждешь.

Мы уже привыкли к тому, что пенсионеры - публика преимущественно «ватная» даже в очень далеких от фронта регионах. Что уж говорить о донецких ...

Однако по собственному опыту могу сказать, что в прифронтовых городах нередки пожилые люди, которые очень дружелюбны к солдатам: могут поддержать словом, угостить чем-нибудь. Вряд ли это проявление какого-то серьезного политического сознания; скорее, речь идет об отцовских чувствах.

То же можно сказать о сфере обслуживания: в двух соседних заведениях официанты и продавцы могут быть вежливыми и открыто симпатизировать нашим военным или по-советски хамоватыми настолько, что даже не поздороваются, даже услышав «здрасьте» от человека в форме.

Количество лояльных граждан растет и за счет тех, кто переселился на освобожденные территории с оккупированных. Региональный патриотизм здесь развит сильно. Я встречал много людей, убежденных в том, что в Славянске или Краматорске им комфортнее, чем где-то на Полтавщине или Харьковщине, где они побывали в наиболее жаркий период АТО.

Еще один аргумент, с которым трудно не согласиться: «Это наш Донбасс, чего мы будем бежать отсюда? Пусть сепары тикают».

Константин Воздвиженский, опубликовано в издании  Тексти

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]