Третье нашествие. Как большевики пробовали Киев взять

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:  Первая полоса газеты "Киевлянин", № 38 от 9 (22) октября 1919 года

В середине октября 1919-го деникинский "поход на Москву" достиг кульминации. Белогвардейцы взяли города Орел и Мценск. До Москвы оставалось каких-то 300 км. Но именно в эти дни Красная Армия нанесла удар там, где его меньше всего ждали - под Киевом. Это был уже третье наступление большевистских войск на столицу Украины. Однако далеко не последнее.

Откуда же взялись большевики под стенами Киева в октябре 1919-го?

Еще в конце лета три дивизии Красной Армии - 45-я, 47-я и 58-я - в результате успешных наступательных действий Армии УНР и белогвардейских Вооруженных Сил на Юге России (ВСЮР) оказались отрезанными от остальных сил советской 12-й армии. Красным грозило окружение в междуречье Днестра и Южного Буга. К тому же, большевистский режим своим коммунистическим строительством уже успел настолько насолить населению, что против него восставали и украинские селяне, и немецкие колонисты, которых много жило на юге Украины.

В тему: Долой Ленина и желто-голубой флаг! Как Киев стал "белым"

14 августа командующий 12-й армии Николай Семенов своим приказом объединил три дивизии в Южную группу. Через несколько дней ее командующим был утвержден 23-летний Иона Якир.

Йона Якір. Світлина з часопису "Всесвіт", № 4 (27) від 1 березня 1926 року

Иона Якир. Фотография из журнала "Всесвіт", № 4 (27) от 1 марта 1926 года

В 20-х числах августа Южная группа начала прорыв по тылам украинских и белогвардейских войск из Причерноморья на Полесье. В середине сентября ей удалось соединиться с 44-й стрелковой дивизией 12-й армии в районе Житомир - Радомышль. Главком вооруженных сил Советской России Сергей Каменев решил развить этот локальный успех. 21 сентября он издал директиву № 346, в которой говорилось: "Обстановка в районе 12-й армии, по-видимому, позволяет нам вновь овладеть Киевом. Предлагаю поставить эту задачу правобережным частям 12 армии, главным образом, эта задача может быть исполнена частями т. Якира". А 2 октября Реввоенсовет 12-й армии подписал приказ о переходе "в решительное наступление на г. Киев для овладения им и дальнейшего продвижения на города Пирятин и Полтаву".

Так начался третий поход большевиков на Киев. Причем осуществлялся он с запада, что стало неожиданностью для белогвардейцев. Ведь их наиболее боеспособные силы в это время действовали северо-восточнее - на московском направлении. Огромный район от восточного Подолья до Чернигова удерживали малочисленные войска Киевской области ВСЮР под командованием генерала от кавалерии Абрама Драгомирова. К середине октября они насчитывали всего-навсего 8551 штык и 331 саблю при 74 орудиях и 220 пулеметах. Часть из них еще и были задействованы в боях против армии УНР, Галицкой армии и восставших селян. Непосредственно же Киев прикрывали едва 3000 белогвардейцев. Тогда как одни большевистские силы, оперировавшие против войск Киевской области ВСЮР, по данным Деникина составляли 15 000 военных.

Генерал від кавалерії Абрам Драгомиров. Світлина з видання "Альбом кавалеров ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия и Георгиевского оружия" (Белград, 1935)

Генерал от кавалерии Абрам Драгомиров. Фотография из издания "Альбом кавалеров ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия и Георгиевского оружия" (Белград, 1935)

Сначала в наступлении на Киев участвовала вся Южная группа 12-й армии в составе двух стрелковых дивизий - 45-й под командованием Ильи Гаркавого и 58-й под командованием Ивана Федько (остатки 47-й дивизии в то время были влиты в состав 58-й как ее 2-я бригада).

Іван Федько

Иван Федько

Но 4 октября Южную группу расформировали, а 45-ю дивизию вывели в резерв командующего Западным фронтом Владимира Гиттиса. Наступательные действия на киевском направлении продолжала 58-я дивизия Ивана Федько. Ее поддерживала часть формирований 44-й дивизии. В то же время, корабли Днепровской военной флотилии под командованием Петра Смирнова-Светловского (в литературе часто ошибочно указывают Андрея Полупанова) должны были атаковать город с севера.

Петро Смирнов-Свєтловський

Петр Смирнов-Светловский

Слухи о приближении каких-то войск начали распространяться среди киевлян 11 октября. Сначала бытовало мнение, что это Галицкая армия или Армия УНР. Но утром 14 октября в город со стороны Ирпеня ворвались красноармейцы.

Академик Владимир Вернадский, который жил в четырехэтажном доме по улице Тарасовской, 10, записал об этом дне в дневнике: "Утром около 5 часов проснулись от канонады ... Около 6 часов вышли на улицу, никто не знает, что происходит. В квартире холодно , еще не топят, снаружи ветер, окна разбиты после взрыва ... на столбе около части объявление на пишущей машинке от главнонач[альствующего] Киев[ской] областью, что опасности городу нет, Добрармия перешла в наступление, гонит неприятеля. Жители призываются к полн ом] спокойствию. Я верю, но думаю, киевляне верить не будут. Слишком все власти обманывали, и масса населения не верит в прочность добр[овольческой] власти... Через несколько - немного часов - после этой записи я уже был вне Киева, и, когда я подходил к Дарнице, уже наша Тарасовская была занята большевиками. Случилось все это со стихийной быстротой. Произошла позорная с точки зрения организации власти сдача Киева Драгомировым".

Володимир Вернадський (світлина 1918-го)

Владимир Вернадский (фотография 1918 года) 

Будинок по вулиці Тарасівській, 10 (сучасний вигляд)

Дом по улице Тарасовской, 10 (современный вид)

Известие о третьем большевистском нашествии вызвало панику и наиболее массовый за весь период Украинской революции побег киевлян из города - на левый берег Днепра перебрались 50-60 тыс горожан, примерно каждый десятый житель. Все они любой ценой не хотели вновь прочувствовать на себе "прелести" коммунистической власти. "Призраки страшных дней большевизма, что кончились всего месяц назад, ярко вставали перед беженцами, и они, несмотря на холодный дождь и грязь, шли, шли и шли ... Шли на Дарницу, Борисполь, Бровары и другие соседние села",- сообщала украинская демократическая газета "Промінь"  (бывшая "Нова Рада") в выпуске за 19 октября. "Шли учителя и рабочие, чиновники и бабушки в платках, шли все с женщинами и детьми, оставив дома и имущество, оставив родных иблизких",- вспоминал Илья Эренбург, в то время корреспондент газеты "Киевская Жизнь".

Ілля Еренбург

Илья Эренбург

Понятно, что даже среди сторонников Белого движения в те дни далеко не все оказались на Левобережье. Среди тех, кто остался в городе, был ученый-математик Степан Тимошенко, который жил в знаменитом "доме с котами" по улице Гоголевской, 23. Свои впечатления он описал так: "Мы утром услышали артиллерийскую стрельбу, пушки были совсем близко от нас - на территории Политехнического Института. Защищать город было некому и к вечеру весь город был занят. Опять начались "обыски" и "изъятия излишков".

Но на этот раз большевистская власть оказалась кратковременной. На третий день большевистского владычества снова началась стрельба. Кто сражался с большевиками, мы тогда не знали. Сражались и перед нашими окнами на Гоголевской улице. Большевики отступали. Наступали малочисленные цепи повидимому опытных солдат. Они делали короткие перебежки, залегали, отстреливались, пользуясь всяким прикрытием и снова наступали.

К вечеру большевики были из Киева выбиты и мы зажили спокойно. Узнали, что защиту Киева организовал какой-то инженер. Он собрал команду в триста человек главным образом из студентов, побывавших на войне, достал где-то винтовки. Этого ничтожного отряда опытных в военном деле людей было достаточно для изгнания из Киева нескольких тысяч большевиков. Мы были освобождены, но надолго ли?"

Степан Тимошенко (світлина 1926-го)

СтепанТимошенко (фотография 1926 года)

В тему: Один день от триумфа до катастрофы: поход украинской армии на Киев и Одессу

"Будинок з котами" по вулиці Гоголівській, 23 (сучасний вигляд). Барельєфи котів можна побачити у правому нижньому куті світлини

“Дом с котами” по улице Гоголевской, 23 (современный вид). Барельефы кошек можно увидеть в правом нижнем углу фотографии

В течение 14 и 15 октября красным удалось захватить Шулявку, Подол, значительную часть центрального Киева.

Частини Червоної Армії на Софійській площі, 1919 рік

Части Красной армии на Софийской площади, 1919 год

На железнодорожном вокзале в их руки попал эшелон 9-го авиационного отряда Добровольческой армии - трофеями красных стали две цистерны бензина и 1 самолет. Еще три самолета и многое другое имущество уничтожили. Ииз Лукьяновской тюрьмы на свободу выпустили, по разным данным, от 1000 до 4000 заключенных (как политических, так и уголовных), части из них выдали оружие.

Більшовицька артилерія біля Маріїнського палацу, 1919 рік

Большевистская артиллерия возле Мариинского дворца, 1919 год

16 октября из Киева в Москву полетела высокопарная и лихая телеграмма: "Киев занят красными войсками. Из столицы Советской Украины от имени Центрального исполнительно комитета Советов Украины шлем привет своей России. Не видать белым центра мировой революции - красной Москвы! Знайте, что у Деникина нет тыла. Украина снова как при Гетмане пылает пожаром восстания.

Из того пожара вырастает Украинская Советская Социалистическая Республика. Украиной подавился германский империализм, непоздоровилось и Деникину. Бейте зарвавшегося авантюриста в лоб под Орлом! Красная рабоче-крестьянская Украина ударит его по ногам. Победа обеспечена. Белым бандам, прорвавшимся к северу, нет выхода. Смерть буржуазии и ее наемникам! Да здравствует мировая революция и сердце ее - красная Москва!".

Телеграма на адресу Всеросійського ЦВК про зайняття Києва червоними /Російський державний архів соціально-політичної історії

Телеграмма в адрес Всероссийского ЦИК о занятии Киева красными / Российский государственный архив социально-политической истории

Полевая артиллерия красных била прямо по городу, одновременно Днепровская военная флотилия вела обстрел с Днепра. Во многих местах занялись пожары, что только усиливало общую панику. Снаряды попадали не только в жилые дома, но и в Софийский и Михайловский Златоверхий соборы, храмы Киево-Печерской лавры, Десятинную и Приорскую церкви, университет Святого Владимира, первую и вторую гимназии на Бибиковском (ныне - Тараса Шевченко) бульваре.

Повідомлення газети "Киевлянин" (№ 38 від 9 (22) жовтня 1919-го) про руйнування, спричинені більшовицьким обстрілом Києва

Сообщение газеты "Киевлянин" (№ 38 от 9 (22) октября 1919 года) о разрушениях, вызванных большевистским обстрелом Киева

В тему: Украинский флаг: 25 удивительных фактов (ФОТО, ВИДЕО)

Гражданские учреждения Киева с мэром Евгением Рябцовым и штабом генерала Драгомирова эвакуировались за Днепр в Дарницу - на территорию соседней губернии, ведь Дарница в те времена была поселком Остерского уезда Черниговской области.

Дарниця на початку XX ст

Дарница в начале XX в

Но несмотря на начальный успех, полностью овладеть Киевом красные не смогли. Белогвардейцы удержали позиции на Печерске, а уже во второй половине дня 15 октября контратаковали и начали выбивать противника из города. Белых поддержали даже рабочие заводов "Арсенал", Гретера и Криванека (ныне Первый киевский машиностроительный), железнодорожных мастерских - хотя в начале 1918-го они как раз на стороне большевиков участвовали в восстании против Украинской Центральной Рады. Ожесточенные бои шли еще два дня.

Окончательно красные оставили окраины Киева в ночь с 17 на 18 октября, в дальнейшем закрепившись на реке Ирпень в 27 км к юго-западу от города. По данным белогвардейских реляций, во время боев за Киев у большевиков удалось отбить десятки орудий и более 100 пулеметов.

Только после этого жизнь города начало медленно налаживаться, беженцы возвращались в свои дома. Одна из ведущих газет "белого" Киева "Киевлянин" монархиста Василия Шульгина снова начала выходить лишь 19 октября, после пятидневного перерыва. Полосы газеты сразу заполнились материалами об отражении большевистского нападения и некрологами погибшим белогвардейцам. Утверждалось, что активную помощь красноармейцам предоставляло местное коммунистическое подполье и еврейское население.

Василь Шульгін

Василий Шульгин

Нашлись многочисленные свидетели того, что во время "дарницкого исхода" киевлян евреи в большинстве своем оставались дома, якобы с радостью ожидая установления большевистской власти. Все это спровоцировало масштабный еврейский погром в Киеве.

Хотя третья попытка большевистских войск овладеть Киевом, в отличие от предыдущих двух (февраль 1918 года и свирепый 1919-м), завершилась поражением, это событие ярко продемонстрировала полную ненадежность положения белогвардейцев в Украине. Даже такой ярый русофил и "единонеделимец", как Шульгин признавал: "Мы вернулись. Вернулись и продержались еще два месяца. Но все же это было уже только догорание ... [Я] писал еще какие-то статьи для "Киевлянина". Жевал мякину, в которую уже и сам не верил".

А пока белые отбивали у красных Киев, судьбоносные события разворачивались на московском направлении. 13 октября Корниловская ударная группа Добровольческой армии с боями вошла в Орел, и уже в ночь на 20 октября под давлением сил врага была вынуждена его сдать. Начиналось большевистское контрнаступление. В течении всей гражданской войны в России начался коренной перелом, хотя этот факт тогда мало кто понимал. Катастрофа белогвардейского фронта неумолимо приближалась.

Становище фронтів на середину жовтня 1919-го. Мапа з книги О. І. Єгорова "Разгром Деникина, 1919" (М., 1931)

Положение фронтов на середину октября 1919 г. Карта из книги А. И. Егорова "Разгром Деникина, 1919" (М., 1931)

Владлен Мараев, историк, кандидат исторических наук,  опубликовано в издании  DSnews.ua

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]