Выборы не местного значения

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

В странах устойчивой демократии местные выборы уже традиционно рассматриваются как индикатор, указывающий на изменения электоральных настроений и тенденцию к изменению правящей партии (или коалиции) в стране. Однако в Украине до последнего времени местным гонкам такая роль не отводилась. 

К 2010 году они проходили одновременно с парламентскими. А осенью 2010 года режим Януковича, который уже начал процесс узурпации власти на государственном уровне, просто форматировал местные советы под себя, апробируя различные технологии искажения волеизъявления. Однако нынешние местные выборы - отнюдь не местного масштаба и имеют вид плохо скрытой репетиции общегосударственных, которые могут приблизить и в значительной мере спроектировать их результаты.

То, что большинство партий апеллируют прежде всего к общенациональной проблематике, присущей парламентским или президентским выборам, но отнюдь не местным гонкам, заметили уже не только обозреватели и эксперты, но и глава правительства, который посвятил этому одно из последних телеобращений. Основные темы - подходы к урегулированию конфликта на Донбассе, борьба с коррупцией, снижение тарифов и повышение заработных плат и других социальных выплат, снижение тарифов на газ, переход к профессиональной наемной армии и отказ от мобилизации - однозначно не могут быть решены в местных органах власти.

Однако очевидный запрос общества на решение указанных проблем в условиях невозможности сделать это на низовом или региональном уровне только усилит аргументацию победителей местных выборов о необходимости скорейшего проведения уже парламентских, а возможно, и президентских. Поэтому, как и прогнозировал еще весной Тиждень (см. Опасная весна 2016 года), местные выборы, скорее всего, станут катализатором, а их результат - необходимым мотиватором для большинства актеров приложить активные усилия для инициирования внеочередных выборов в общенациональном масштабе.

Власть

Центральная власть в Украине олицетворена двумя политическими силами: БПП «Солидарность» и «Народным фронтом». Не только потому, что именно лидеры и выдвиженцы этих политических сил занимают высокие должности в государстве (президент, главы правительства и парламента, всех силовых структур и почти всех министерств, ведомств и местных государственных администраций на всех уровнях). Но и потому, что их до сих пор формальные партнеры по правительственной коалиции с самого начала ее деятельности занимали фактически оппозиционную нишу, критикуя политику как правительства, так и президента, и при этом мало приобщаясь к работе в исполнительной власти.

Приближение досрочных выборов ускорило формализацию этого состояния. Радикальная партия Ляшко вышла из коалиции и пошла на открытый конфликт с властями. Серию ультиматумов с нереальными требованиями для своего дальнейшего участия в коалиции выдвинули «Батькивщина» и «Самопомощь». Вероятно, что эти две политсилы только ожидают тестирования уровня реальной поддержки по результатам досрочных парламентских выборов и в случае успеха отреагируют на невыполнение их ультимативных требований - формальным разрывом с коалицией и стартом избирательной кампании уже в парламент. Наконец, обвинения в несправедливости и фальсификациях, сговоре с экс-регионалами, как это уже заметно вокруг ситуации в Мариуполе и пикетировании ЦИК, вполне способны стать хорошим поводом для демонстративного разрыва с властью.

12 октября глава фракции «Оппозиционного блока» Юрий Бойко уже сделал заявление, что «этот парламент обречен на роспуск, а эта коалиция скоро развалится». Впрочем, с формально-правовых оснований выход «Самопомощи» и «Батькивщины» из коалиции не будет означать необходимости проводить досрочные выборы. У правящего альянса достаточно возможностей, чтобы регенерировать большинство.

Сейчас у БПП ​​и НФ (вместе со спикером и вице-спикером) лишь 226 голосов в парламенте. Есть еще и потенциальный резерв в виде депутатской группы «Воля народа» и половины нынешних внефракционных. В конце концов ничто не мешает привлечь при необходимости в ряды БПП и НФ тех депутатов РПЛ, «Самопомощи» и, возможно, «Батькивщины», которые не согласятся с переходом своих политсил кв оппозицию. Неприемлемое еще год назад (по имиджевым мотивам) привлечение в коалицию экс-регионалов из «Воляи народа» сейчас, когда карта обвинений власти в сотрудничестве с экс-регионалами полностью разыграна на местных выборах, становится вполне приемлемым для нее вариантом, чтобы избежать нежелательных досрочных выборов.

Все это увеличивает ресурс коалиции до 260-270 голосов, чего вполне достаточно, чтобы компенсировать даже недисциплинированность части депутатов от БПП и НФ, или их демарш в ответ на коалицию с «Волей народа». Причем большинство этих людей, а особенно из фракции НФ, будут заинтересованы сделать все для сохранения парламента нынешнего созыва как можно дольше, вплоть до очередных выборов 2019 года, ведь шансов переизбраться в нынешних условиях они из-за потери рейтинга иметь не будут.

Более того, в Украине уже есть опыт функционирования большинства даже в составе фракций, которые совокупно имели лишь 228 голосов - НУНС и БЮТ в 2007-2008-м, потом усиленных за счет аналогичной по численности нынешней «Воли народа» фракции Блока Владимира Литвина (декабрь 2000-го). Та коалиция с изменениями и переформатированием, а также ситуативными синхронными голосованиями с внекоалиционной КПУ просуществовала до марта 2010 года. Причем находясь с конца 2008 года в конфронтации с тогдашним президентом Ющенко. По сравнению с ней потенциальная коалиция в составе БПП - НФ и «Волей народа» при поддержке нескольких десятков внефракционных, президента и всей исполнительной вертикали, потенциально более устойчива и дееспособна.

Уровень поддержки политических сил, рейтинг которых позволяет претендовать на преодоление избирательного барьера

Однако с политико-правовой точки зрения вполне возможное сохранение действующего состава парламента и основных акционеров правительства грозит еще больше лишить власть поддержки в обществе. За последние полгода уровень поддержки идеи роспуска парламента и назначения новых выборов Верховной Рады вырос до 47% и значительно превосходит долю тех, кто выступает против. Иными словами, сохранив в этих условиях легальность, власть будет рисковать утратой легитимности. А в украинских реалиях, как известно, невозможность сменить власть путем выборов всегда провоцировала альтернативный механизм в виде Майдана.

Оппоненты

Между тем стремление к смене власти растет у самых разнообразных заинтересованных сторон. Однако основу для таких претензий формирует тот факт, что уже сейчас, по данным соцопросов, более двух третей граждан считают, что ситуация в стране развивается в неправильном направлении, а власть к ним не прислушается.

В основе этого недовольства явно несправедливый подход власти к решению финансовых проблем государства. Сокращение бюджетного дефицита происходит на фоне подготовки к снижению со следующего года налогового давления на бизнес, которое в Минфине видят только за счет дальнейшего сокращения социальных расходов (на 60 млрд грн) или расширение давления на самозанятых. Это происходит на фоне уже почти двухлетнего бездействия в вопросе надлежащего налогообложения и перекрытия оффшорных схем вывода прибыли для олигархов и крупного бизнеса, прекращения масштабного хищения средств при госзакупках.

Падение уровня жизни большинства граждан действительно беспрецедентно значительно за такой короткий отрезок времени. Зафиксированные Госстатом в сентябре 2015 года 51,9% роста потребительских цен к соответствующему месяцу 2014-му и 78,5% к тому же месяцу 2013 года - это лишь верхушка айсберга из-за особенностей методологии и потребительской корзины, которые использует статистическое ведомство. Зато индексация заработных плат и пенсий большинства граждан за тот же период была в разы меньше. В следующем году с учетом прогнозируемой инфляции еще как минимум в 25-30% и значительно более низкие темпы запланированной индексации доходов разрыв между ценами и доходами продолжит усиливаться на фоне сокращений бюджетных расходов.

Причем основной удар принимает та часть граждан, средние доходы которых выше в полтора-два раза давно не адекватной реалиям минимальной заработной платы (1378 грн) и пенсии (1074 грн). Они активно лишаются льгот и обречены на стремительное ухудшение уровня жизни без надлежащей государственной поддержки даже тогда, когда получают доходы ниже так называемого фактического прожиточного минимума. Например, в сентябре этот официальный показатель, регулярно определяемый Минсоцполитики, составил 2 686 грн для трудоспособных, 2925 грн для детей от 6 лет и 2 100 грн для пенсионеров).

Кроме того сейчас власть пытается балансировать между противоположными лагерями (радикальным и реакционно-консервативным) по принципу или «и вашим, и нашим», или «ни вашим, ни нашим». Однако, как показывает опыт новейшей украинской истории, такой подход не срабатывает в условиях максимально поляризованного украинского общества и «незавершенной революции». В критический момент такой политический шпагат грозит обнажить всю свою неустойчивость и обнаружить, что власти фактически не на кого опереться. Более того, вполне вероятным является сценарий неформализованного, но синхронизированного выступления против нее обоих лагерей. Попытки такого балансирования команды Ющенко уже сыграли роковую роль и в его политической судьбе.

Опираясь на результаты местных выборов, которые с высокой вероятностью зафиксируют потерю властью поддержки большинства избирателей, и растущее недовольство общества положением дел в стране, все политические силы, за исключением БПП и НФ, начнут раскачивание ситуации с целью заставить властный альянс к проведению явно невыгодных ему досрочных парламентских выборов. В связи с этим следует обратить внимание, что уже сейчас убедительное большинство граждан, 53% опрошенных в ходе последнего исследования социологической службы «Рейтинг», считают, что лучше в случае значительного ухудшения условий жизни выйти на улицу с протестом, и лишь 28% - что лучше терпеть материальные трудности ради сохранения в стране порядка. Эти показатели для власти даже хуже, чем были в начале Революции достоинства - в декабря 2013 года (соответственно 50% и 29%).

И в этом случае важную роль сыграет вероятный переход к оппозиционным силам большинства местных советов в разных частях страны. Те могут устроить парад требований по изменениям государственной политики в социально-экономической сфере, а отказ использовать для требования переизбрания уже не соответствующего настроениям общества парламента.

Так, данные последнего опроса социологической группы «Рейтинг» свидетельствуют, что на Западе среди тех, кто намерен принять участие в выборах, БПП имеет поддержку только 19,5% избирателей, а проходные там «Батькивщина», «Самопомощь», «Свобода», РП Ляшко и ГП Гриценко - совокупно 58,6%. Спустившись на местный уровень, заметим, что в ряде общин ситуация еще менее оптимистична для центральной власти. Местный опрос той же группы «Рейтинг» в Тернополе показал, что среди тех, кто намерен принять участие в выборах в городской совет, 20,7% проголосовали бы за «Свободу», 16,6% - за «Самопомощь», 6,8% - по ГП Гриценко, 5,6% - за «Батькивщину», 4,5% - за Радикальную партию, 3,0% - за УКРОП. Зато только 10,4% - за БПП «Солидарность», и еще 2,8% - за «Народный контроль». То есть БПП рискует оказаться в городе в явном меньшинстве.

В Центре (к которому «Рейтинг» относит Хмельницкую, Винницкую, Черкасскую, Кировоградскую и Полтавскую области) «Солидарность» имеет поддержку 15,1%. Однако большинство среди 76,7% избирателей, которые определились, намерено проголосовать за потенциально оппозиционные центральной власти «Батькивщину», «Самопомощь», ГП Гриценко и РП Ляшко, «Свободу». Их совокупный результат (36% среди тех, кто намерен принять участие в выборах) может существенно возрасти за счет сторонников «Правого сектора», который в выборах не участвует, но имеет поддержку 5,8%. На Севере (Житомирская, Киевская область с Киевом, Черниговщина и Сумская область) - соответственно 19,5% у БПП ​​и по 23% у «Батькивщины» и «Самопомощи». 26,4% до сих пор не определились и 31,1% - сторонники других партий, имеющих шансы только в отдельных местных советах.

На Юге «Солидарность» поддерживает только 15,1% тех, кто намерен принять участие в выборах, проходные здесь «Батькивщина» и РПЛ - 20,5%, ОБ, «Возрождение» и «Наш край» - 23,3%. Как видим, сформировать устойчивое большинство БПП и здесь может очень непросто. По данным КМИС, вот как выглядели электоральные симпатии в Николаеве: 28,1% проголосовали бы за «Оппозиционный блок», 8,1% - за КПУ, 7,9% - «Возрождение». То есть совокупно 44,1%. И только 14,2% - за БПП «Солидарность», 11,2% - за «Самопомощь», 7,1% - за «Батькивщину», 5,1% - за РПЛ, 4,9% - за «Правый сектор». А это значит, что ОБ, КПУ и «Возрождение» могут создать в городе большинство.

На Востоке же уверенное преимущество имеют сформированные из экс-регионалов ОБ (22,5%) и «Возрождение» (6,3%). При том что у «Солидарности» только 11,3%, а у «Батькивщины», «Самопомощи» и УКРОПа - совокупно 18,8%. Если опуститься на более низкий уровень, то, по данным исследования Всеукраинской ассоциации политических наук, 10-11 октября в Днепропетовске 24,3% избирателей намерены проголосовать за ОБ, 16,5% - за УКРОП, 13,3% - за БПП «Солидарность». На Харьковщине экс-регионалы из «Возрождения», а на Запорожье - из ОБ способны создать господствующие альянсы для педалирования перевыборов на центральном уровне.

В подконтрольной Украине части Донбасса это еще более очевидно: у ОБ поддержка 27,1% тех, кто намерен принять участие в выборах, «Наш край» и «Сильная Украина» имеют по 7,1%, а у потенциально проходной в ряд советов КПУ (которая из-за законодательного запрета идет под вывеской «Нової держави») - 4,3% в среднем по региону. Зато у «Солидарности» лишь 11,4%, «Самопомощи» и «Батькивщины» - совокупно еще 10%. По данным октябрьского исследования Фонда «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» в подконтрольной Украине части Донецкой области среди тех, кто определился, преобладают ОБ и «Наш край» с результатом более 50% голосов.

Наряду с потенциально низким результатом новой конфигурации власти (БПП - НФ) на местных выборах (до 20-25%) это может поставить под сомнение легитимность и право такой коалиции, правительства и президента управлять страной. А значит, с разных сторон будут педалировать досрочные выборы как минимум, в парламент, а возможно, и президента.

Вероятность перезапуска

Сейчас моделирование результатов досрочных выборов на основе нынешних рейтингов политсил дает высокую вероятность формирования в случае досрочных выборов в парламент антипрезидентского большинства. Так, среди проходных партий «Батькивщина», «Самопомощь» и РП Ляшко имеют поддержку 26%, что немногим меньше, чем у других проходных сил, вместе взятых (БПП и ОБ - 27,9%). Но следующие четыре политсилы, находящихся на грани проходного барьера ("Свобода", ГП Гриценко, УКРОП и ПС), в случае попадания в парламент с большей вероятностью войдут в антипрезидентскую, чем в пропрезидентскую коалиции. Особенно полагаться на мажоритарную составляющую и админресурс политсиле президента тоже вряд ли приходится, ведь перед угрозой админресурса высока вероятность выдвижения в центрально-западных округах согласованных по образцу 2012 года кандидатов от радикальной оппозиции («Батькивщина», «Самопомощь», РПЛ, «Свобода» , УКРОП и др.), а в юго-восточных - экс-регионалов и людей Коломойского.

Такая коалиция будет полностью бесперспективной с точки зрения способности взять на себя управление страной. Ведь без санкции президента она не сможет принять ни одного закона (преодоление вето требует 301 голоса, которых у нее не будет) и делать большинство назначений. Однако ее возникновение способно катализировать и углубить политический кризис образца противостояния Ющенко - Тимошенко в 2009 году, а затем создать почву для досрочных президентских выборов.

Сейчас, по данным опроса социологической группы «Рейтинг», поддерживают идею досрочных выборов президента 43%. Петр Порошенко имеет значительный отрыв от других потенциальных кандидатов в президенты: 21% среди тех, кто намерен принять участие в голосовании - против 12,7% у Тимошенко, 10,2% - у Бойко и 7,4% - у Садового. Однако шансов снова выиграть их в первом туре у него больше нет, а во втором голосования традиционно проходит не «за», а «против».

Уже сейчас по модулированию в ходе опроса социологической группы «Рейтинг» второго тура в паре Порошенко - Садовый голоса распределяются в пропорции 39% против 34%, Порошенко - Тимошенко - 42% против 31%. Однако большинство из 27% электората в первых двух парах, который намерен принять участие в выборах, пока, однако, не определился; без существенного улучшения дел в стране до выборов, скорее всего, этот процент достанется именно оппозиционному кандидату. Об этом свидетельствуют тенденции последнего года, в течение которого рейтинг Порошенко проседал, а Тимошенко и Садового, наоборот, возрастал.

Вышеуказанные протестные настроения могут трансформироваться в результат оппозиционного кандидата, если оппонентом не будет какая-нибудь одиозная личность вроде Юрия Бойко. Сейчас же опрос «Рейтинга» дает уверенную победу действующему президенту в паре с ним - 54% против 21%. Хотелось бы надеяться, что такая логика не станет мотиватором для АП использовать Бойко для спарринга, аналогичному Кучмы с Симоненко в 1999 году, ведь результат может больше напомнить 2010-й.

Таким образом, местные выборы не снизят, а с высокой вероятностью, наоборот, проложат путь к новому, значительно более сильному обострению общественно-политического противостояния. Результатом которого могут стать досрочные парламентские выборы или глубокий политический кризис, и дестабилизация ситуации в стране с требованием их проведения. Однако они, в свою очередь, будут не способны кардинально изменить конфигурацию власти, более того: они угрожают вернуть страну к противостоянию президента и парламентской антипрезидентской коалиции во главе с премьером по образцу 2009 года. Единственным выходом может оказаться полная перезагрузка власти по образцу 1994 года, которая в силу своей судьбоносности может сопровождаться экстремальными сценариями.

Алексей Алексеенко, опубликовано в издании Тиждень.UA

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]