Что не так с фондом по борьбе с COVID-19? Альтернативное мнение бывшего чиновника

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:  Кирилл Тимошенко (Фото - Ирина Андрейцив/LIGA.net)

StateWatch провел интервью с ексурядовцем на условиях анонимности, чтобы получить откровенную и достоверную критику бюджетного фонда суммой 64 млрд грн, от которого зависит эффективность противодействия пандемии.

В конце апреля правительство Дениса Шныгля утвердило порядок использования 64 миллиардов гривен из фонда на борьбу с COVID-19. Этот фонд изначально был инициативой Кабинета министров, после чего Верховная рада проголосовала за изменения в бюджет, тем самым дала зеленый свет на перераспределение и расходование данных средств.

Изначально, инициатива по созданию отдельного фонда показалась не слишком эффективной. Ведь это создает дополнительные бюрократические трудности, и что самое главное - Кабинет министров, как коллегиальный орган, получает полный контроль за распределением данных средств, и сам будет решать - кому и сколько давать денег. В условиях, когда нужно было быстро реагировать на все вызовы пандемии - это не выглядело хорошей идеей.

На эту тему: Український карантин - дурнуватий та нещадний: тисячі криворіжців стоять в черзі за спецперепустками для проїзду

Для того, чтобы выяснить, действительно ли наши предостережения имеют место - мы пообщались с одним из экспертов, который до недавнего времени занимал высокий пост в правительстве. Наш собеседник пожелал остаться не названным, поэтому назовем его условно именем - Виктор.

По словам нашего собеседника, наиболее правильной формой в бюджетных расходах является четкое закрепление их за конкретными распорядителями с ожидаемыми показателями эффективности - это необходимо для того, чтобы профильные распорядители средств сами могли решать, куда и сколько стоит потратить средств. И в дальнейшем можно было четко проконтролировать и определить - насколько распорядители выполнили необходимые цели в расходовании средств, им выделенных.

Чем меньше специальных фондов, и чем прозрачнее в бюджете прописаны прямые расходы по общему фонду, тем бюджет лучше. Для расходов, которые не могли быть предусмотрены до момента его принятия, существует Резервный фонд. Поэтому создание отдельного фонда под Минфином на 60+ млрд грн. без четко очерченной цели на данном этапе является просто созданием карманного фонда для фактически любых расходов, которые Кабмин получил возможность тратить по согласованию с Бюджетным комитетом. Такие подходы выдаются нерациональными и подотчетность достаточно низкая таких программ,- отмечает наш собеседник.

Стоит добавить, что неопределенность конкретных и конечной целей при создании специального фонда уже дают о себе знать. К примеру, 13 мая премьер-министр Украины - Денис Шмыгаль частично отчитался о том, куда уже были потрачены средства из фонда по борьбе с COVID-19:

20 млрд грн ушло на пенсионную реформу, 6 млрд грн получили фонды, которые будут помогать безработным, в том числе тем, кто потерял работу за последние месяцы. Еще 1,6 млрд грн - это помощь семьям ФЛП с детьми.

Кроме этого, по словам Шмыгаля, на 2 млрд грн были профинансированы различные медицинские закупки для больниц. Также Минздрав выделили 3,1 млрд грн на дополнительные закупки больницам и зарплаты врачам.

На эту тему: Більше нема кому: Президент доручив з’ясувати, скільки масок потрібно аптекам, де їх зовсім немає по всій країні

Итак, по состоянию на сейчас из 64 миллиардов гривен - треть перераспределили на пенсионную реформу. В свою очередь, на расходы, связанные напрямую с COVID-19, было потрачено лишь 8,7 млрд грн. И здесь возникает вопрос - как был определен размер фонда, и при чем тут пенсионная реформа?

Отсутствует обоснование на 60 млрд грн. Почему именно 60 - как рассчитана эта необходимость? Учитывая, что изменениями в бюджет доходы уменьшены, а расходы увеличены - значит, профинансировать и обычные расходы, и этот фонд необходимо будет за счет заимствований, которые на сегодня по 11.3% и могут быть дороже. Поэтому с точки зрения бюджетного законодательства - это решение сомнительное.

Цитата нашего собеседника:

“На сегодня можно с уверенностью говорить о том, что данный фонд по борьбе с COVID-19 не работает и не выполняет основной своей функции - помощи в борьбе с пандемией. Сотни больниц по всей Украине до сих пор остаются необорудованными и не готовыми к возможному увеличению количества инфицированных, врачам до сих пор не хватает средств индивидуальной защиты. И в это же время, деньги - которые должны были решить эти проблемы - не начали выполнять свою прямую функцию”.

Мы спросили у нашего эксперта Виктора - как, по его мнению, было бы правильно отреагировать, с точки зрения бюджетного планирования на вызовы, которые поставила перед Украиной пандемия COVID-19?

Правильным, законодательно подходом было бы принять такие изменения не просто изменениями в бюджет, а изменениями в Бюджетный кодекс и принять отдельный закон о Фонде. Тогда была бы чисто прописана необходимость того, почему создается такой фонд - который, де-факто, выполняет роль второго Резервного фонда. Именно такой подход предлагал 24-дневный министр Уманский, однако министр Марченко почему-то решил подать только изменения в закон о Государственном бюджете - без изменений в Кодекс и без основного закона о Фонде.

Как было бы правильно сделать: в случае быстрой потребности средств на борьбу с коронавирусом лучшим выходом было бы или пересмотреть в сторону расширения программы Минздрава (лечение и предотвращение), Минсоц (помощь) и Минэкономики (помощь бизнесу), и четко показать - на что будут расходоваться средства, и с какой целью, а также просто увеличить резервный фонд и внести на время карантина изменения в порядок использования Резервного фонда.

На эту тему: Президент слаб. Страной управляют уполномоченные им дилетанты

Цитата нашего собеседника:

“Учитывая, что правительство Шмыгаля до сих пор не решило основных задач для эффективной борьбы с COVID-19, можно с уверенностью говорить о том, что на сегодня фонд на 64 миллиарда пока остается лишь красивой обложкой для пиара правительства. Однако, весомых результатов или влияния на борьбу с пандемией фонд так до сих пор и не принес”.

Александр Гуменюк, статья подготовлена в  при поддержке программной инициативы "Общественное здоровье" МФ "Возрождение";  опубликовано в издании  StateWatch

Перевод: Аргумент


На эту тему:

 

 

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]