Дело «скифского золота»: красные линии

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

 Пять лет в судах Амстердама рассматривается так называемое дело скифского золота. Казалось бы, оно вышло на финишную прямую. Но случился неожиданный как для украинской, так и для российской стороны поворот —  апелляционный суд собирается упразднить предыдущее решение Окружного суда Амстердама, принятое в интересах Украины.

ПРЕДЫСТОРИЯ СПОРА

Как пишет газета «День», еще в феврале 2014 года, до оккупации Крыма, коллекция из его четырех музеев была вывезена на выставку «Крым — золотой остров в Черном море» в музей Аларда Пирсона в Амстердаме. 565 экспонатов и музейных предметов (2111 единиц хранения), которые составляют эту коллекцию, с тех пор называют коротко — «скифское золото», хотя, собственно, далеко не все ценные предметы коллекции сделаны из золота, не все являются изделиями скифских мастеров. Так или иначе, сразу же Украина заявила, что вывезенная коллекция — это наша собственность, потому Нидерланды должны отдать вывезенные ценности именно нам. 

До последнего времени нашей команде, а это юристы Министерства юстиции, представители Министерства культуры, специалисты украинского адвокатского объединения «Козьяков и партнеры» и нидерландской юридической фирмы «Bergh Stoop & Sanders N.V.», удавалось отстаивать украинскую позицию. 14 декабря 2016 года Окружной административный суд Амстердама принял решение о том, что экспонаты крымских музеев должны быть возвращены в Украину.

В тему: «Скифское золото» должно вернуться в Украину, — суд Амстердама

С 2017 года по апелляционной жалобе крымских музеев дело изучает Апелляционный суд Амстердама. Решение по делу о скифском золоте должно было появиться 11 июня этого года, но впоследствии срок был изменен на 16 июля. В тот день Апелляционный суд Амстердама отложил вынесение окончательного решения, но принял важное промежуточное решение по делу. Сторонам выделено два месяца для предоставления запрашиваемой судом информации, а уже потом суд рассмотрит дело дальше. Очевидно, уже в этом году суд может решить, кому возвращать коллекцию крымских музеев.

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В тему: Как демагог и бездельник Вячеслав Кириленко отдает Кремлю «скифское золото»

ПОЧЕМУ РОССИЯ ПРАЗДНОВАЛА ПОБЕДУ?

Рост шансов РФ по этому делу и необходимые Украине для победы аргументы недавно обсуждали на специально созванном круглом столе в Институте государства и права имени В.М. Корецкого НАН Украины при участии приглашенных специалистов Института экономико-правовых исследований НАН Украины, Союза археологов Украины, Министерства культуры, Министерства юстиции, Верховного суда, ряда других научных учреждений, музеев и общественных организаций. В целом участие приняло свыше 40 лиц.

Председатель Совета молодых ученых Отделения истории, философии и правая НАН Украины, старший научный сотрудник отдела историко-правовых исследований Института государства и права имени В. М. Корецкого НАН Украины Александр Малышев изучал с помощью словарей решение Апелляционного суда Амстердама (дальше — промежуточное решение) на языке оригинала, чтобы глубже понять все риски и подводные камни. По его словам, россияне праздновали победу после 16 июля. До этого максимум, на что они рассчитывали, — затягивать дело как можно дольше.

«Суд первой инстанции легко отбросил положение кредитных договоров между музеями, по которым экспонаты после завершения выставки должны быть возвращены крымским музеям, — рассказывает господин Александр. — В самих договорах прописано, что коллекции принадлежат государственной части Музейного фонда Украины. Имущественное право здесь доминирует над обязательственным правом. Ведь важнее является то, кому принадлежит вещь, а не то, какие договорные обязательства относительно нее у третьих лиц». 

«С другой стороны, Россия достаточно удачно спекулировала на непонимании европейцами нашей постсоветской правовой специфики права государственной собственности и имущественных прав государственных юридических лиц и заводила этим суд в тупик, — продолжил научный работник. — Впрочем, суд первой инстанции решил не выяснять вопрос, чье имущественное право сильнее — государства или музеев, а применил процедуру возвращения незаконно вывезенных культурных ценностей согласно Конвенции ЮНЕСКО 1970 года о мероприятиях, направленных на запрещение и предотвращение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. Такой подход советовала и украинская сторона. Конвенция предусматривает, что культурные ценности могут быть законно вывезены лишь на основании разрешения страны происхождения. Но это правовое основание теряется, если разрешение по определенным причинам теряет действие, как это имело место в нашем случае».

В тему: Битва за «скифское золото». Хроника событий

ФАНТОМНЫЕ КРЫМСКИЕ МУЗЕИ

Нидерланды должны были бы вернуть вывезенные ценности государству происхождения, то есть Украине, а украинский суд решил бы, кому это должно принадлежать. «Это кое-что компромиссное решение также дало возможность возложить на Украину расходы за хранение коллекции. Музей Аларда Пирсона требовал почти 400 тысяч евро, но суд присудил 111 тысячи евро состоянием на конец 2016 года. Если бы было признано окончательно, что золото принадлежит Украине, а требования крымских музеев безосновательны, тогда все расходы были бы возложены на сторону, которая проиграла суд», — уточнил Александр Малишев.

Чтобы усилить свою позицию перед рассмотрением дела в Апелляционном суде, украинская сторона заказала экспертный вывод у британского профессора Патрика О’Кифа. «Один из центральных пунктов вывода О’Кифа касался того, что вывоз — это не только процесс пересечения границы. Если вещь должна быть в итоге возвращена определенному государству, то лишь с момента возвращения можно говорить, что вывоз завершен. Если разрешение на вывоз теряет действие уже после законного пересечения границы, то вещи все равно становятся незаконно вывезенными. Кроме того, Украина апеллировала к тому, что по этому делу крымские музеи являются так называемыми фантомными сторонами. Они выступают под украинскими названиями, словно оккупация Россией Крыма никак на них не повлияла. Но крымские музеи, как украинские юридические лица, существуют только в этом судебном процессе, потому что уже давно созданы аналогичные российские музеи, которым передано все их имущество», — добавил наш собеседник.

В промежуточном решении оба аргумента не были учтены, суд признал крымские музеи надлежащими сторонами. Конвенция ЮНЕСКО 1970 года, по мнению апелляционного суда, применению в этом деле не подлежит. В дальнейшем суд планирует рассмотреть дело по украинскому законодательству как обычный имущественный спор Украины и украинских музеев.

«РАЗРУШАЕТСЯ ЛОГИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА»

Чтобы склонить чаши весов на нашу пользу, Министерство юстиции собирается оспорить промежуточное решение в Верховном суде Нидерландов. Но прежде чем подать такой иск, нужно получить разрешение Апелляционного суда, которым это решение и постановлено. Таковы тонкости нидерландского законодательства. Минюст уже обратился в суд за таким разрешением. Если разрешение будет предоставлено, то Верховный суд скорее всего упразднит промежуточное решение. Если же дело будет рассматриваться в плоскости, к которой его возводит Апелляционный суд, то открывается большое поле непрогнозируемых поворотов и манипуляций со стороны России.

«Апелляционный суд своим промежуточным решением зашел за определены красные линии, нам нужно артикулировать этот вопрос на международном уровне. Недавно появилось правительственное заявление от США, что нужно вернуть Украине скифские сокровища, — говорит Александр Малышев. — Но опасений немало. Суд хочет рассматривать дело скифского золота сугубо как имущественный спор, не учитывая факт оккупации Крыма и соответствующего международно-правового контекста. Смена правительства в Украине тоже может повлиять, потому что непонятно, останется ли нынешняя команда опытных специалистов, которая ведет это дело. Вряд ли суд второй инстанции отменит предыдущее решение, вынесенное в нашу пользу, чтобы принять новое решение снова в нашу пользу. Решение первой инстанции не имело никаких оснований для опровержения. Оно серьезно и юридически выверено, комплексно анализирует международное право, законодательство Украины и Нидерландов. Его общий объем — около 20 страниц. Я не представляю, чтобы какой-то наш местный суд так обстоятельно мотивировал свое решение. Зато суд второй инстанции своими коллизионными нормами разрушает всю логику международного права в сфере охраны культурного наследия».

По итогам научно-экспертного круглого стола «Дело о скифском золоте: текущее состояние и перспективы» научные работники готовят резолюцию, обращенную к президенту, премьер-министру, министру юстиции и министру культуры. Основной посыл — дело скифского золота нужно держать под контролем, предать ему большую публичность, а также мобилизировать профессиональное сообщество и гражданское общество Украины. Кроме этого, научные работники выискивают необходимые акценты для юридической аргументации украинской позиции, также готовят рекомендации, как учесть опыт скифского дела в будущем.

В тему: Культурное наследие Крыма: аннексированное, утраченное, разворованное

КОММЕНТАРИЙ

Наталия ЗАБОЛОТНАЯ, экс-директор «Мистецького Арсеналу», президент Фонда гуманитарного развития Украины:

В 2014 году крымскую часть скифского золота наше государство тоже могло забрать до выяснения обстоятельств. Но нидерландцы попросили финансовые гарантии, в частности, на случай дополнительных судов с Россией. Поэтому представители власти отказались от этого.

Проиграть сейчас борьбу за золото — все равно, что проиграть войну с Россией. Поэтому нужно мобилизовать президента, премьера, культурных экспертов и лучших юристов, провести стратегическое совещание по возвращению коллекции в Украину. Это будет лакмусовой бумажкой для новой власти — имеет ли культура для нее значение или нет. Особенно на фоне идей о слиянии министерств.

После возвращения в Украину этими экспонатами полностью может распоряжаться основной хранитель скифского золота — Национальный музей истории Украины. Эти вещи, да и в целом национальное культурное наследие следует сделать доступным и для украинцев, и для иностранцев, в частности и на диджитал-платформах. Единый реестр культурных ценностей также помогал бы управлять огромными музейными фондами, искать пропавшие произведения и тому подобное. И в судах Амстердама служил бы дополнительным доказательством, если бы был создан раньше.

Инна Лиховид, опубликовано в издании  День


В тему:

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]